Формирование показателей бухгалтерской финансовой отчетности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 10:58, курсовая работа

Описание работы

Современное экономическое состояние требует от предприятий повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения эффективных форм хозяйствования и управления производством. Важная роль в реализации этой задачи отводится финансовому анализу деятельности субъектов хозяйствования. Принятию всякого решения финансового характера предшествуют аналитические расчеты, поэтому практически любой представитель аппарата управления предприятием - от директоров до рядовых специалистов (бухгалтер, финансовый менеджер, экономист) - просто обязан быть хорошим аналитиком. Очевидно, что анализ, являющийся одной из составных частей грамотного управления финансами, должен выполняться не только в ретроспективе, но и, что нередко более важно, в перспективе.

Содержание работы

Введение
4
Глава 1. Теоретические и методологические аспекты основного содержания и порядка составления бухгалтерской отчетности предприятия
8
Нормативное регулирование содержания и состава бухгалтерской отчетности
8
1.2. Основные требования, предъявляемые к отчетности
11
1.3 Понятие и структура бухгалтерского баланса
13
1.4 Виды и формы бухгалтерских балансов
16
1.5 Содержание бухгалтерского баланса
21
1.6 Содержание Отчета о прибылях и убытках
46
1.7 Содержание Отчета об изменении капитала
58
1.8. Содержание Отчета о движении денежных средств
61
Глава 2. Оценка сложившейся практики порядка составления бухгалтерской отчетности в ООО "ХХХ".
64
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «ХХХ»
64
2.2 Этапы подготовительной работы, предшествующие составлению бухгалтерской отчетности.
65
2.3 Реформация баланса
70
2.4 Порядок заполнения бухгалтерского баланса
73
Глава 3. Предложение по совершенствованию порядка составления бухгалтерского баланса а ООО «ХХХ»
82
3.1 Создание резервов под будущие расходы на выплату зарплаты
82
3.2 Составление и пересмотр существующих должностных инструкций. Перераспределение обязанностей бухгалтеров.
83
3.3 Предложения по отражению процедуры закрытия отчетного периода в Учетной политике организации на 2012 год.
84
3.4 Предложение по усовершенствованию автоматизированного учета
88
Заключение
92
Список литературы
96

Приложение 1. Оборотно - сальдовая ведомость ООО «ХХХ»
Приложение 2. Бухгалтерский баланс ООО «ХХХ», Отчет о прибылях и убытках,
Приложение 3 Отчёт об изменениях капитала,
Приложение 4 Отчёт о движении денежных средств,
Приложение 5 Отчёт о целевом использовании полученных средств, Приложение 6 Оформление пояснений к бухгалтерскому балансу и отчёту о прибылях и убытках.

Файлы: 1 файл

Бух. фин. отчетность курсовая работа 2011.doc

— 609.50 Кб (Скачать файл)

Годовой бухгалтерский баланс является как заключительным, т.е. завершающим  отчетный год, так и вступительным, т.е. служащим основанием для открытия счетов в новом отчетном году. Заключительный и вступительный балансы должны быть тождественны между собой, так как только это условие обеспечивает одно из важнейших требований к бухгалтерской отчетности – преемственность балансов

3. Санируемый баланс составляется в тех случаях, когда организация приближается к банкротству. В таких условиях перед организацией стоит вопрос: ликвидироваться, объявив о банкротстве или договориться с кредиторами об отсрочке платежей. При условии соглашения с кредиторами об отсрочке платежей, им предоставляется информация о размере понесенного убытка и возможности его покрытия в будущем. Для этого еще до окончания отчетного периода с привлечением аудитора составляется санируемый баланс с целью показать реальное состояние дел в организации. В отличии от обычного, в котором отдельные статьи рассматриваются как реальные, в санируемом балансе они могут подвергаться значительной уценке, либо не приниматься в расчет вообще, если будет установлено, что их цифры не соответствуют действительности (например, отдельные виды дебиторской задолженности).

4. Соединительный (фузионный) баланс составляют при слиянии двух или более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. Вступительный баланс нового хозяйствующего субъекта и будет соединительным балансом. Он составляется на основании заключительных (ликвидационных) балансов сливающихся организации путем суммирования показателей.

5. Разделительный баланс составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на несколько юридических лиц или при выделении из единого баланса хозяйства доли капитала для образования новой организации

6. Ликвидационный баланс отличается от других в основном оценкой своих статей, производимой по реализационной стоимости. Некоторые статьи, которые обычны для отчетного баланса, в ликвидационном могут отсутствовать совсем (например: доходы будущих периодов, расходы будущих периодов).

 С другой стороны, в ликвидационном  балансе могут появиться такие  статьи, которых раньше не было, например стоимость фирмы, стоимость  патента. Ликвидационный баланс  составляет ликвидационная комиссия  после выяснения всех претензий кредиторов, возможной реализации имущества и урегулирования расчетов с дебиторами.

По источникам составления балансы  подразделяются на инвентарные (составляются на основании инвентаризации), книжные (составляются без предварительной  проверки инвентаризацией, а только на основании книжных записей) и генеральные (составляются на учетных записях и данных инвентаризации).

По объему информации различают  единые и сводные балансы. Единый баланс отражает деятельность только одной организации. Сводный получают путем механического сложения сумм, числящихся на статьях нескольких единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива. Такой баланс составляют различные министерства и ведомства.

Достаточно новое явление в отечественной учетной практике - сводно-консалидируемый баланс. Консолидированный баланс представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но взаимосвязанных в экономическом отношении. Такой баланс объединяет бухгалтерский баланс головной организации с балансами ее дочерних организаций, а также включает данные о зависимых обществах.

По  формам собственности различают  балансы государственных, муниципальных, смешанных и совместных, частных, также общественных организаций.

По  объекту отражения балансы делятся на отдельные и самостоятельные. Самостоятельный баланс имеют только организации, являющиеся юридическими лицами. Отдельный – только структурные подразделения организации.

Кроме того, выделяют сальдовый баланс, который  характеризует имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату в денежной оценке. Сальдовый баланс составляют путем подсчета остатков (сальдо) по счетам.

Оборотный баланс отличается от сальдового тем, что содержит данные о движении имущества и его источников (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период, а также об остатках средств и источников образования имущества на начало и конец периода. Оборотный баланс имеет большое значение в качестве промежуточного рабочего документа, используемого в процессе составления вступительного, заключительного и ликвидационного баланса.

По полноте оценки различают:

балансы брутто;

балансы нетто;

Балансы брутто подготавливаются и предоставляются  в первоначальной оценке отдельных  активов. Поэтому в баланс вводятся регулирующие статьи, позволяющие оценить остаточную стоимость таких активов на определенную отчетную дату.

В настоящее время балансы брутто не используются в отечественной  практике, а применяются балансы  нетто, то есть без регулирующих статей. Необходимые данные отражаются в балансе нетто по остаточной стоимости.

По форме регистров в системе  бухгалтерского учета балансы бывают:

проверочные (простые);

оборотные;

шахматные.

Проверочная, или простая, форма бухгалтерского баланса является типовой и утверждается Министерством Финансов РФ.

Оборотные балансы (оборотно-сальдовые балансы, оборотно-сальдовые ведомости) используются для текущего контроля за полнотой проведенных хозяйственных операции.

Шахматные балансы (шахматная ведомость) включает в себя все признаки оборотно-сальдового баланса, но имеет ряд преимуществ.

 

1.5 Содержание бухгалтерского баланса

 

Актив баланса

 

Имущество организации существует в форме внеоборотных и оборотных  активов. Согласно этому делению  и по такому принципу формируется  баланс, в активе которого предусмотрено  два раздела: I “Внеоборотные активы”  и раздел II “Оборотные активы”.

Актив баланса строится в порядке повышения ликвидности. Под ликвидностью понимается мгновенная платежеспособность организации, показывающая, какую часть краткосрочной задолженности может покрыть организация за счет имеющихся денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, быстро реализуемых в случае надобности. В начале актива баланса приводятся менее ликвидные, а затем более ликвидные статьи.

Раздел I «Внеоборотные активы»

 

К внеоборотным относятся активы, которые могут использоваться организацией в течение длительного времени, то есть продолжительностью свыше 12 месяцев.

“Нематериальные активы“ (строка 1110). Здесь отражают остаточную стоимость нематериальных активов, которые принадлежат организации.

Нематериальными активами считаются:

исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, промышленные образцы, полезные модели, компьютерные программы, базы данных, товарные знаки и т.д.); организационные расходы (затраты, которые связаны с образованием юридического лица и признаны вкладом учредителей в уставной капитал);  деловая репутация организации;

Исчерпывающий перечень нематериальных активов приведен в 4 пункте ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов». В составе НМА могут учитываться:

- произведения науки,  литературы и искусства;

- объекты смежных прав (исполнения, фонограммы и т.п.);

- программы для электронных  вычислительных машин и базы  данных;

- изобретения;

- полезные модели;

- селекционные достижения;

- секреты производства (ноу-хау);

- товарные знаки и  знаки обслуживания;

- иные охраняемые результаты интеллектуальной собственности и средства индивидуализации, перечисленные в п. 1 ст. 1225 ГК РФ.

Объект принимается  к бухгалтерскому учету в качестве НМА, если выполняются следующие условия:

а) объект способен приносить  организации экономические выгоды в будущем.Это условие выполняется, если объект предназначен для использования  в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для  управленческих нужд организации;

б) организация осуществляет контроль над объектом. То есть организация имеет охранные или иные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на него. Такими документами являются, в частности, патенты, свидетельства, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации;

в) имеется возможность  выделения или отделения (идентификации) объекта от других активов;

г) объект предназначен для использования в течение длительного времени.

Длительным является срок полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного  цикла, если он превышает 12 месяцев;

д) организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

е) фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

ж) у объекта отсутствует  материально-вещественная форма.

В составе НМА учитывается также положительная деловая репутация, возникшая при приобретении предприятия как имущественного комплекса (в целом или его части) (п. п. 3, 4 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007), утвержденного Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н).

В балансе показывают остаточную стоимость  нематериальных активов. Это первоначальная стоимость минус сумма начисленной амортизации.

Как начислять амортизацию, определено в пункте 15 ПБУ 14/2000. Это можно  сделать пропорционально объему продукции, способом уменьшаемого остатка  или линейным способом.

Во всех случаях сумму амортизации следует рассчитывать исходя из срока полезного использования активов. Согласно пункту 17 ПБУ 14/2000, этот срок может быть равен времени действия патента (свидетельства, лицензии) или периоду, в течении которого организация планирует получать доходы от нематериального актива. Если же срок полезного использования актива определить нельзя, то считается, что он равен 20 годам.

“Результаты исследований и разработок“ (строка 1120)- результаты научно-исследовательских работ (НИОКР), такие результаты МинФин РФ рекомендует учитывать на счете 04 «Нематериальные активы» (приказ МинФина РФ от 7 мая 2003г. №38н).

В составе расходов на НИОКР, отражаемых обособленно на счете 04, учитываются затраты организации  на выполненные самостоятельно или  с привлечением сторонних исполнителей работы, связанные с осуществлением научной (научно-исследовательской), научно-технической деятельности и экспериментальных разработок, определенные Федеральным законом от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике". При этом принимаются во внимание работы (п. п. 2, 5 ПБУ 17/02, Инструкция по применению Плана счетов):

по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном законодательством порядке;

по которым получены результаты, не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства.

В частности, в состав расходов на выполнение НИОКР могут включаться (п. 9 ПБУ 17/02):

стоимость материально-производственных запасов и услуг сторонних  организаций и лиц, используемых при выполнении указанных работ;

затраты на заработную плату и другие выплаты работникам, непосредственно занятым при выполнении указанных работ по трудовому договору;

отчисления на социальные нужды (в  т.ч. страховые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС);

стоимость спецоборудования и специальной  оснастки, предназначенных для использования  в качестве объектов испытаний и исследований;

амортизация объектов основных средств  и нематериальных активов, используемых при выполнении указанных работ;

затраты на содержание и эксплуатацию научно-исследовательского оборудования, установок и сооружений, других объектов основных средств и иного имущества;

общехозяйственные расходы, в случае если они непосредственно связаны  с выполнением данных работ;

прочие расходы, непосредственно  связанные с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических  работ, включая расходы по проведению испытаний.

Расходы, связанные с выполнением  НИОКР, первоначально учитываются  на счете 08 "Вложения во внеоборотные активы", субсчет 08-8 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ" (п. 5 ПБУ 17/02, Инструкция по применению Плана счетов). Если результаты НИОКР подлежат применению в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) либо для управленческих нужд организации, то расходы на их выполнение списываются с кредита счета 08, субсчет 08-8, в дебет счета 04 "Нематериальные активы".

Расходы на незаконченные НИОКР, а также НИОКР, результаты которых отражаются в бухгалтерском учете в качестве НМА, не учитываются в составе расходов на НИОКР на счете 04 (п. 3 ПБУ 17/02).

“Основные средства“ (строка 1130). По этой строке бухгалтер указывает остаточную стоимость основных средств, которые находятся в эксплуатации, на реконструкции, модернизации или в запасе. К основным средствам относятся здания, транспортные средства, оборудование, инвентарь, многолетние насаждения.

Остаточная стоимость основных средств равна их первоначальной стоимости, уменьшенной на сумму  начисленной амортизации. В бухгалтерском  учете ее можно начислять следующими методами:

Информация о работе Формирование показателей бухгалтерской финансовой отчетности предприятия