Инвентаризации товаров и тары на предприятиях розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 21:37, дипломная работа

Описание работы

Одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой как внутренним пользователям бухгалтерской отчетности: руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, так и внешним: инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности. При этом достоверной и полной считается информация, сформированная исходя из правил и принципов, содержащихся в документах системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, а также отражающая фактическое состояние объектов бухгалтерского учета в организации.

Содержание работы

Содержание
Введение……………………………………………………………………….. …3
Глава 1.Инвентаризация как один из элементов метода бухгалтерского учета………………………………………………………………………………..8
1.1.Сущность инвентаризации, цели и задачи проведения инвентаризации….8
1.2.Инвентаризация, осуществляемая налоговыми органами ………………..15
1.3.Нормативные документы, регулирующие проведение инвентаризации…………………………………………………………………..20
1.4.Организационно-экономическая характеристика исследуемого объекта -ООО «Предприятия Турист»……………………………………………………27
Глава 2.Инвентаризации товаров и тары на предприятиях розничной торговли…………………………………………………………………………..40
2.1.Общие правила проведения инвентаризации товаров……………….……40
2.2.Порядок проведения инвентаризации……………………………………...56
2.3.Документальное оформление инвентаризационных материалов………...60
2.4.Определение результатов инвентаризации………………………………...62
2.5.Порядок отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете. Характеристика счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей»………………………………………………………………….…....65
Заключение ………………………………………………………………………73
Список использованной литературы…………………………………………...77
Приложения……….……………………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)
 

      Организация самостоятельно решает вопросы проведения полной или частичной (выборочной) инвентаризации и отражает это в приказе по учетной политике исходя из требований действующего законодательства.

     Полная инвентаризация охватывает  все без исключения виды имущества  и финансовых обязательств организации, а частичная (выборочная) инвентаризация - один или несколько видов имущества и обязательств, например, только денежные средства, сырье и материалы и т.п.

     Выборочная инвентаризация наличия  товарно-материальных ценностей может проводиться в случаях обнаружения нарушения порядка и сроков проведения инвентаризации, а также при установлении фактов списания материальных ценностей по незаконным операциям или ненадлежаще оформленным документам. В межинвентаризационный период в организациях рекомендуется систематически проводить выборочные инвентаризации товарно-материальных ценностей в местах их хранения и переработки. Основной задачей выборочных инвентаризаций в межинвентаризационный период является осуществление контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей, выполнением правил их хранения, соблюдением материально ответственным лицом установленного

порядка ведения первичного складского учета. Внеплановой выборочной инвентаризации подвергаются, как правило, наиболее дорогостоящие материально-производственные запасы, по которым имеются сверхнормативные запасы или продолжительное время не было движения. Выборочные инвентаризации рекомендуется также проводить при поступлении сигналов о фактах нарушения правил приемки, отпуска, отгрузки и реализации товаров, несвоевременного использования ежегодных отпусков материально ответственными лицами.

     Организация самостоятельно должна  решить, в какие сроки будет  производиться инвентаризация соответствующих  активов и пассивов баланса, а также других объектов, числящихся на забалансовых счетах. Так, например, инвентаризация товаров в торговых организациях может проводиться ежемесячно, а инвентаризация основных средств - один раз в три года.

     Если инвентаризация отдельного  имущества и финансовых обязательств проводилась по графику организации не ранее 1 октября отчетного года, то в соответствии с п.27 Положения по ведению бухгалтерского учета их повторная инвентаризация перед составлением годовой бухгалтерской отчетности не проводится.

     Порядок проведения инвентаризаций  составляют таким образом, чтобы  проверка наличия ценностей не  влияла на нормальную работу  организации.

     Главным требованием, предъявляемым  к бухгалтерской отчетности, является  ее достоверность, то есть реальность статей. Как уже было отмечено выше, достоверность бухгалтерской информации - одно из основных требований Закона о бухгалтерском учете. Она обеспечивается, в частности, проверкой соответствия учетной оценки имущества организации его реальной (как правило, рыночной) стоимости, то есть инвентаризацией.

     Инвентаризация – один из важнейших  элементов метода бухгалтерского  учета, проверка наличия товарно-материальных  ценностей, денежных средств и  финансовых обязательств, с одной  стороны и выверка данных бухгалтерского учета – с другой.

       В соответствии с п.38 раздела  VII ПБУ 4/99 статьи бухгалтерской  отчетности, составляемой за отчетный  год, должны подтверждаться результатами  инвентаризации активов и пассивов. Исходя из данных норм, основными  целями инвентаризации являются:

  • выявление фактического наличия имущества (как собственного, так и не принадлежащего организации, но числящегося в бухгалтерском учете) в целях обеспечения его сохранности; а также выявление неучтенных  объектов;
  • определение фактического  количества материально-производственных ресурсов, использованных в процессе производства;
  • сопоставление фактически полученных данных о наличии имущества в натуре с данными аналитического и синтетического учета (выявление излишков и недостач);
  • проверка полноты и правильности отражения в учете оценки имущества и обязательств, а также возможность оценки товарно-материальных ресурсов с учетом их рыночной стоимости и фактического физического состояния. В Законе о бухгалтерском учете подчеркивается необходимость подтверждения правильности и достоверности оценки имущества и обязательств, а не возможность для руководителя организации устанавливать по результатам инвентаризации оценку учитываемого объекта, которую он считает правильной и достоверной;
  • проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения товарно-материальных ценностей, ценных бумаг, денежных средств.

Извлечение:

     Согласно пункту 3 статьи 12 Закона 129-ФЗ: выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

  • излишек имущества приходуется и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации;
  • недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации.

      Основу любой инвентаризации  составляет полная или выборочная  проверка фактического наличия  материальных ценностей, имущественных  прав и обязательств специально созданной в организации комиссией. При этом различают два вида проверок: натуральную и документальную.

     Натуральная (вещественная) проверка  состоит в непосредственном наблюдении  объектов и определении их  количества путем подсчета, взвешивания,  обмера.

    Натуральной проверке подвергаются  основные средства, материально-производственные  запасы, наличные денежные средства  и бланки документов строгой  отчетности.

     При документальной проверке  наличие в организации имущественных  прав (нематериальных активов, расходов будущих периодов, дебиторской задолженности и др.) и финансовых обязательств подтверждается непосредственно документами.

     В составе документальной проверки  проводится бухгалтерская или  книжная проверка, заключающаяся  в сопоставлении записей непосредственно в регистрах бухгалтерского учета (в частности, при инвентаризации сумм начисленной амортизации, оценочных резервов).

     В целях обеспечения достоверности  формирования данных бухгалтерского  учета и составления бухгалтерской  отчетности перед составлением годовой отчетности организациям всех форм собственности следует провести сплошную инвентаризацию имущества и финансовых обязательств по состоянию на 1 января каждого года. Обязательная ежегодная инвентаризация имущества и обязательств организации должна быть начата не ранее 1 октября и закончена до завершения года. 1

     Должностным лицам, ответственным  за ведение бухгалтерского учета  в организации, необходимо помнить,  что в соответствии с действующим  законодательством налоговые органы вправе налагать административные штрафы на должностных лиц организации, виновных в ведении бухгалтерского учета с нарушением установленного порядка.

     В данном случае таким нарушением  является невыполнение требований         Закона о бухгалтерском учете и Положения по ведению бухгалтерского учета в части проведения инвентаризации.

    Проведение  инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций;
  • при реорганизации или ликвидации организации;
  • в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

1.2.  Инвентаризация, осуществляемая  налоговыми органами                                                                                                                                                 

     В соответствии с п.1 ст.31 первой  части НК РФ налоговым органам  предоставлено право проводить  инвентаризацию принадлежащего  налогоплательщику имущества в  рамках налоговой проверки. В  связи с этим МНС России  письмом от 21 июня 1999г. N ИС-6-04/489 "О проведении инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке" довело до сведения налоговых органов как руководство к работе приказ Минфина России и МНС России от 10 марта 1999г. N 20н, ГБ-3-04/39, утвердивший "Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке" (зарегистрировано в Минюсте России 11 июня 1999г. N 1804). Согласно этому документу распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии, перечне имущества, проверяемого при налоговой проверке, принимает руководитель государственной налоговой инспекции (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.

     Налоговая инвентаризация имущества  налогоплательщика может проводиться  при выездной налоговой проверке  по усмотрению руководителя государственной  налоговой инспекции при наличии достаточных оснований, например, когда имеются сведения:

  • об уклонении налогоплательщика от уплаты налогов;
  • о недостоверности бухгалтерской отчетности (то есть несопоставимости отчетных данных первичным документам, данным, отраженным в Главной книге, и т.п.);
  • об изменении учетной политики в отчетном периоде;
  • о грубом нарушении правил ведения бухгалтерского учета (или уклонении от его ведения);
  • о необоснованном внесении исправлений в кассовые и банковские документы;
  • о частой смене материально ответственных лиц;
  • о получении организацией убытков от финансово-хозяйственной деятельности в течение длительного периода времени;
  • об изменениях в оценке дебиторской задолженности, имущества и других обязательств;
  • о некачественном проведении обязательной инвентаризации (уклонении от проведения инвентаризации) в установленных законом случаях и др. )

     Анализ Методических указаний  по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (по заключению Минюста России от 19 июня 1995г. N 07-01-389-95 приказ в государственной регистрации не нуждается) (далее - Методические указания N 49) и Положения о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке, дает основания сделать вывод, что основные цели и бухгалтерской, и налоговой инвентаризации совпадают.

     Если бухгалтерская инвентаризация  проводится по решению руководителя  организации, и в соответствии  с п.2.1 Методических указаний N 49 количество  инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации.

     Инициатором проведения инвентаризации  в налоговых целях являются  налоговые органы. Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель государственной налоговой инспекции или его заместитель по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 30 ноября 1994г. N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса РФ" местом нахождения юридического лица до принятия закона о регистрации юридических лиц считается место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа управления.

Информация о работе Инвентаризации товаров и тары на предприятиях розничной торговли