Инвентаризация и оценка активов как элементы метода бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики таких элементов метода бухгалтерского учета, как инвентаризация и оценка, получить практические умения и навыки на примере исследуемой организации, овладение навыками самостоятельной работы, выработка умения формулировать суждения и выводы, изложение их в логической последовательности, а также раскрытие актуальности выбранной темы.

Файлы: 1 файл

обработанный тыдыщ.docx

— 65.69 Кб (Скачать файл)

Персональный состав постоянно  действующих и рабочих инвентаризационных комиссий утверждается руководителем  организации. Документ о составе  комиссии (приказ, постановление, распоряжение) регистрируют в книге контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации  организации, работники бухгалтерской  службы, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В нее  также могут входить представители службы внутреннего аудита организации, независимых аудиторских организаций. Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания результатов инвентаризации недействительными.

Согласно п. 21 Инструкции по инвентаризации до начала проверки фактического наличия  имущества инвентаризационной комиссии следует получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные  документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Перед началом проведения инвентаризации членам рабочих инвентаризационных комиссий вручается приказ о проведении инвентаризации и составе комиссии, а председателям комиссий - контрольный  пломбир.

Бухгалтер обязан представить комиссии данные бухгалтерского учета, в которых  зафиксированы перечень и стоимость  активов фирмы. В регистрах учета  должны быть отражены следующие данные:

1)     Дата и наименование той или иной хозяйственной операции;

2)     Ее сумма;

3)     Остатки по счетам бухгалтерского учета на начало и конец года.

На основании этих документов комиссия определяет стоимость активов и  обязательств фирмы к началу инвентаризации. Эти данные заносят в инвентаризационные описи и акты (графа «По данным бухгалтерского учета»).

Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные  и расходные документы, приложенные  к реестрам (отчетам), с указанием  «до инвентаризации на «...» (дата)», что должно служить бухгалтерии  основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным [18].

Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные  документы на имущество сданы  в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в  описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и  обязательств, правильность и своевременность  оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества  при инвентаризации определяют путем  обязательного подсчета, взвешивания, обмера.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия  активов в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для  перевешивания и перемещения  грузов, технически исправным весовым  хозяйством, измерительными и контрольными приборами, мерной тарой).

Прежде чем приступить к проверке фактического наличия имущества, рабочая  инвентаризационная комиссия обязана  опломбировать подсобные помещения, подвалы и другие места хранения ценностей, имеющие отдельные входы  и выходы, проверить исправность  всех весов и измерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения. Весы проверяются на устойчивость, чувствительность и точность взвешивания.

Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского и налогового учета, а также отчетности организации  обязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, в ходе которой проверяются и документально  подтверждаются наличие, состояние  и стоимость активов и обязательств.

Инвентаризация проводится назначенной  руководителем комиссией. Проверка фактического наличия основных средств  проводится при обязательном участии  материально ответственных лиц. Если проверка фактического наличия  основных средств проводится в связи  со сменой материально ответственных  лиц, то в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается  в их получении, а сдавшее - в их сдаче.

В соответствии с Законом о бухгалтерском  учете и отчетности недостача  активов, произошедшая сверх норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном  законодательством Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены  или суд отказал во взыскании  с них, убытки от недостачи активов  и (или) их порчи в соответствии с  решением руководителя организации  списываются в коммерческой организации  на внереализационные расходы, в  некоммерческой организации - на увеличение расходов.

Нормы естественной убыли, утвержденные в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь, могут применяться  лишь в случаях выявления фактических  недостач. При отсутствии таких норм убыль рассматривается как недостача  сверх норм. 

 

 

 

 

2.3Инвентаризация  основных средств, нематериальных  активов и производственных запасов

Инвентаризация основных средств  проводится в соответствии с нормами  гл. 4 Инструкции по инвентаризации № 180.

В начале инвентаризации основных средств  проверяется:

1)     Наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

2)     Наличие и состояние технических паспортов, другой технической документации;

3)     Наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду (лизинг), пользование и на хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

При обнаружении расхождений и  неточностей в регистрах бухгалтерского учета и технической документации вносятся соответствующие исправления  и уточнения.

Инвентаризация проводится назначенной  руководителем комиссией. Проверка фактического наличия основных средств  проводится при обязательном участии  материально ответственных лиц. Если проверка фактического наличия  основных средств проводится в связи  со сменой материально ответственных  лиц, то в инвентаризационных описях лицо, принимающее ценности, расписывается  в их получении, а сдавшее –  в их сдаче.

В соответствии с п. 35 Инструкции № 180 при инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и оформляет инвентаризационную опись. В описи указываются полное наименование основных средств, их назначение, инвентарные номера и основные технические или эксплуатационные характеристики (показатели).

При инвентаризации зданий, сооружений, земельных участков, водоемов и других объектов недвижимости комиссия проверяет  наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в  собственности организации (хозяйственном  ведении, оперативном управлении), соответствие их фактического размера и комплектации (состава) данным паспортов и другой имеющейся технической документации.

Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи индивидуально  с указанием инвентарного номера, заводского номера предприятия-изготовителя (при его наличии), года выпуска, назначения, мощности и т.д. При инвентаризации техники необходимо проверить техническое  состояние каждого инвентарного объекта, условия его хранения, готовность к эксплуатации, сохранность положенного  по техническому паспорту комплекта инструментов при каждой машине, а также выявить факты разукомплектования техники и размер причиненного в связи с этим материального ущерба.

На  основании  п.3.7  Методических указаний № 54 одновременно с инвентаризацией  собственных основных средств проверяются и основные средства,  находящиеся  на ответственном хранении и арендованные. По данным   объектам   составляется   отдельная  опись  со  ссылкой  на документы,  подтверждающие  принятие  этих объектов на ответственное хранение или в аренду.

Недостача    основных    средств,   выявленная   в   результате

инвентаризации, отражается следующим  образом:

 

Таблица 2.1 – Недостача ОС.

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

На первоначальную стоимость выбывшего  объекта ОС в результате недостачи

01, субсчет «выбытие ОС»

01

Списана сумма амортизации по выбывшему  объекту ОС

02

01, субсчет «выбытие ОС»

На остаточную стоимость недостающего объекта ОС

94

01, субсчет «выбытие ОС»

Начислен НДС от остаточной стоимости  недостающего объекта ОС

94

68


Примечание – Источник : Методических указаний № 54.

 

Если недостача произошла по вине материально ответственных  лиц, то

производятся записи:

 

Таблица 2.2 – Недостача по вине материально ответственных лиц.

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списана сумма недостачи на виновное лицо

73-2

94


 

Окончание таблицы  2.2:

Погашена недостача виновным лицом (либо путем внесения денежных средств  в кассу организации, либо путем  удержания суммы недостачи из заработной платы) 

50, 70

73-2


 

Примечание – Источник : Методических указаний № 54.

 

В ЧУП «Консалтинговый центр  «БКЦ »в 2012 г. При проведении инвентаризации не были выявлены недостачи по объектам основных средств, поэтому в учете  данные проводки не имели места.

Также инвентаризируются основные средства, не принадлежащие организации, но находящиеся на ответственном  хранении, в аренде. В соответствии с п. 36 Инструкции № 180 на такие основные средства оформляется отдельная опись согласно приложению 15 к Инструкции № 180. Как уже было отмечено, один экземпляр инвентаризационной описи основных средств, принятых (сданных) на ответственное хранение, арендованных, высылается собственнику (или его представителю), арендодателю.

Основные средства вносятся в описи  по наименованиям в соответствии с их основным назначением. Если активы подверглись восстановлению, реконструкции, модернизации или переоборудованию и вследствие этого изменилось основное их назначение, то они вносятся в  опись под наименованием, соответствующим  новому назначению.

Если комиссией установлено, что  работы капитального характера (надстройка этажей, пристройка новых помещений, модернизация и др.) или частичная  ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или  снижения балансовой стоимости объекта  и привести в описи данные о  произведенных изменениях.

При выявлении объектов не принятых на учет, а также объектов, по которым  в учетных регистрах отсутствуют  или указаны неправильные данные, характеризующие их, составляются отдельные  инвентаризационные описи, в которых  указываются недостающие объекты, правильные сведения и технические  показатели по ним (по зданиям указываются  их назначение, основные материалы, из которых они построены, объем (по наружному или внутреннему обмеру), площадь (общая и полезная площадь), число этажей без подвалов, полуподвалов и т.д., год постройки и др.; по каналам – их протяженность, глубина и ширина по дну и поверхности, искусственные сооружения, материалы крепления дна и откосов; по мостам – местонахождение, род материалов и основные размеры; по дорогам – тип дороги (шоссе, профилированная), протяженность, материалы покрытия и ширина полотна и т.п.). На основные средства, не пригодные к эксплуатации и не подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия в описи указывает время ввода в эксплуатацию и причины, приведшие эти объекты к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

Оценка выявленных инвентаризацией  неучтенных основных средств должна быть произведена в соответствии с законодательством, а степень (процент) износа устанавливается по действительному  техническому состоянию активов  с оформлением данных об оценке и  износе соответствующими актами.

Основные средства, которые в  момент инвентаризации находятся вне  места нахождения организации (в  дальних рейсах (морские и речные суда, железнодорожный подвижной  состав, автомашины), в капитальном  ремонте (машины и оборудование) и  т.п.), должны быть проинвентаризированы до момента их временного выбытия  или после проведения инвентаризации.

При инвентаризации нематериальных активов  проверяется наличие документов, подтверждающих права организации  на их использование, правильность отнесения  объектов к нематериальным активам, исходя из критериев, установленных  законодательством, а также правильность и своевременность принятия активов  к бухгалтерскому учету. Сведения об инвентаризируемых нематериальных активах вносятся в опись.

Информация о работе Инвентаризация и оценка активов как элементы метода бухгалтерского учета