Инвентаризация и оценка активов как элементы метода бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики таких элементов метода бухгалтерского учета, как инвентаризация и оценка, получить практические умения и навыки на примере исследуемой организации, овладение навыками самостоятельной работы, выработка умения формулировать суждения и выводы, изложение их в логической последовательности, а также раскрытие актуальности выбранной темы.

Файлы: 1 файл

обработанный тыдыщ.docx

— 65.69 Кб (Скачать файл)

При инвентаризации нематериальных активов, полученных во временное пользование, оформляются отдельные описи, которые  составляются отдельно по каждому правообладателю  с указанием срока пользования. Один экземпляр инвентаризационной описи полученных во временное пользование  нематериальных активов высылается правообладателю.

Нематериальные активы, как и  основные средства, вносятся в описи  по наименованиям в соответствии с их основным назначением.

Инвентаризация  товарно-материальных  ценностей  (ТМЦ) проводится  с  соблюдением общего порядка проведения инвентаризации, однако  она  имеет  и  свои отличительные особенности. Так, если ТМЦ поступают  непосредственно  во  время проведения инвентаризации, они принимаются  материально  ответственными лицами в присутствии членов инвентаризационной   комиссии  и  приходуются  по  товарному  отчету (реестру)    после   ее   окончания.   При   длительном   проведении инвентаризации   с  письменного  разрешения  нанимателя  и  главного бухгалтера    организации    возможен    отпуск    ТМЦ   материально ответственными    лицами,    но    только   в   присутствии   членов инвентаризационной комиссии.

Инвентаризация ТМЦ, находящихся  в пути; отгруженных,  но  не  оплаченных в срок покупателями; находящихся на складах   иных   организаций   или   переданных  им  в  переработку, заключается   в   проверке   обоснованности   числящихся   сумм   на соответствующих   счетах   бухгалтерского   учета.   На   каждый  из вышеперечисленных  видов  ТМЦ  составляется  отдельная  опись.  Тара заносится  в  описи  по  видам,  целевому назначению и качественному состоянию  (новая, бывшая в употреблении, требующая ремонта и т.д.).

На  тару, пришедшую в негодность, инвентаризационной комиссией также составляется акт на списание с обязательным указанием причин порчи.

Недостача ТМЦ по вине материально  ответственного лица отражается  следующим образом:

 

Таблица 2.3 - Недостача ТМЦ по вине материально ответственного лица.

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена сумма недостачи материалов  

94

10

Начислен НДС 

94

68

Отражена сумма потерь, подлежащих к взысканию с виновного  лица

73-2

94

Погашена недостача виновным лицом (либо путем внесения денежных  средств в кассу организации, либо путем удержания суммы недостачи из заработной платы) 

50, 70

73-2


 

Примечание – Источник : Методических указаний № 54.

На   практике  встречаются  случаи,  когда  порча,  утрата  ТМЦ происходят  не  по  вине  материально  ответственных  лиц,  а в силу произошедших  обстоятельств,  например пожара на складе организации. При   таких   обстоятельствах   после   проведения  расследования  и отсутствия  виновных  лиц  сумма  определившихся  потерь должна быть отнесена организацией на внереализационные расходы. В этой ситуации в учете должны быть сделаны проводки:

 

Таблица 2.4 – Недостача при отсутствии виновного лица:

 

Содержание операции

Дебет

Кредит

Отражена сумма недостачи товаров (например в результате пожара) 

94

41

Начислен НДС 

94

68


 

Примечание – Источник : Методических указаний № 54.

 

В ЧУП «Консалтинговый центр  «БКЦ в 2012 г. при проведении инвентаризации не были выявлены недостачи по товарно-материальным ценностям и производственным запасам, поэтому в учете данные проводки не имели места.

Комиссия  в  присутствии заведующего складом (кладовой) и других материально ответственных лиц проверяет  фактическое  наличие товарно-материальных  ценностей  путем  обязательного  их пересчета, перевешивания или перемеривания.  Не  допускается  вносить  в  описи данные  об  остатках ценностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

В исключительных  случаях,  когда перевешивание продукции может привести к ее порче,  например,  при сезонном хранении  плодоовощной продукции   в  буртах,  овощехранилищах,  когда  продукция  хранится навалом,  и в других  аналогичных  случаях  перевешивание  можно  не производить,  а  остатки  брать по бухгалтерским данным.  Результаты выводить при зачистке продукции по окончании ее реализации.

Товарно-материальные  ценности,  поступающие   во   время проведения  инвентаризации,  принимаются  материально ответственными лицами  в   присутствии   членов   инвентаризационной   комиссии   и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации.

При длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения  руководителя  и  главного бухгалтера   предприятия   (учреждения)  в  процессе  инвентаризации товарно-материальные   ценности   могут   отпускаться    материально ответственными   лицами   в  присутствии  членов  инвентаризационной комиссии.

Инвентаризация       товарно-материальных      ценностей, отгруженных,  не оплаченных  в  срок  покупателями,  находящихся  на складах  других  организаций,  заключается в проверке обоснованности числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

На счетах учета товарно-материальных ценностей,  не находящихся в момент инвентаризации в подотчете материально ответственных лиц (в пути,  товары  отгруженные  и  др.),  могут оставаться только суммы, подтвержденные надлежаще оформленными документами:  по находящимся в пути - расчетными документами поставщиков или другими их заменяющими документами,  по отгруженным  -  копиями  предъявленных  покупателям документов (платежных поручений,  векселей и т.д.),  по просроченным оплатой  документам  -  с  обязательным  подтверждением  учреждением банка;  по находящимся на складах сторонних организаций – сохранными расписками,  переоформленными на дату,  близкую  к  дате  проведения инвентаризации.

Предварительно должна быть произведена  сверка  этих  счетов  с другими  корреспондирующими  счетами. 

Описи   составляются   отдельно  на  товарно-материальные ценности,  находящиеся в пути,  отгруженные,  не оплаченные  в  срок покупателями   и   находящиеся   на   складах   других   предприятий.

В описях на товарно-материальные ценности,  находящиеся в пути, по  каждой   отдельной   отправке   приводятся   следующие   данные: наименование,   количество  и  стоимость,  дата  отгрузки,  а  также перечень и номера документов,  на  основании  которых  эти  ценности учтены на счетах бухгалтерского учета.

В описях на товарно-материальные ценности,  отгруженные и не оплаченные в срок  покупателями,  по  каждой  отдельной  отгрузке приводятся        наименование        покупателя,       наименование товарно-материальных ценностей, сумма, дата отгрузки, дата выписки и номер расчетного документа. Товарно-материальные   ценности,  хранящиеся  на  складах других предприятий  (учреждений)  заносятся  в  описи  на  основании документов,  подтверждающих  сдачу  этих  ценностей на ответственное хранение.  В описях на эти  ценности  указываются  их  наименование, количество,  сорт,  стоимость (по данным учета), дата принятия груза на хранение, место хранения, номера и даты документов.

В описях на товарно-материальные ценности,  переданные  в переработку    другому    предприятию,   указываются наименование     перерабатывающего     предприятия, наименование ценностей,  количество, фактическая стоимость по данным учета,  дата  передачи  ценностей  в  переработку,  номера  и   даты документов.

Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, находящиеся в эксплуатации,  инвентаризируются   по   местам   их   нахождения   и материально   ответственным   лицам,   на  хранении  у  которых  они находятся.

Инвентаризация проводится  путем  осмотра  каждого предмета.  В описи  малоценные  и  быстроизнашивающиеся  предметы  заносятся   по наименованиям   в   соответствии   с   номенклатурой,   принятой   в бухгалтерском учете.

При инвентаризации малоценных и быстроизнашивающихся предметов, выданных  в  индивидуальное  пользование   работникам,   допускается составление  групповых  инвентаризационных  описей с указанием в них ответственных  за  эти  предметы  лиц,  на  которых  открыты  личные карточки, с распиской их в описи.

Предметы спецодежды и столового  белья,  отправленные в стирку и ремонт,  должны записываться в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных  или  квитанций  предприятий, осуществляющих эти услуги.

Малоценные и   быстроизнашивающиеся   предметы,   пришедшие   в негодность и не списанные, в инвентаризационную опись не включаются, а  составляется  акт  с  указанием  времени   эксплуатации,   причин негодности, возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

Тара заносится в описи по видам,  целевому  назначению  и качественному  состоянию  (новая,  бывшая в употреблении,  требующая ремонта и т.д.). На тару,  пришедшую в негодность,  инвентаризационной комиссией составляется акт на списание с указанием причин порчи.

Проведение инвентаризации осуществляется в соответствии с Методическими  указаниями по инвентаризации имущества  и финансовых обязательств, а также  на основании Инструкции №180. Инвентаризация основных средств, НМА и ТМЦ осуществляется комиссией при обязательном участии материально ответственных лиц. Их инвентаризация заключается в проверке их фактического наличия в натуре по местам нахождения или эксплуатации.

До начала инвентаризации рекомендуется  проверить:

1.      наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг, описей и других регистров аналитического учета;

2.      наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;

3.      наличие документов на основные средства, сданные или принятые организацией в аренду и на хранение.

При отсутствии документов комиссии необходимо обеспечить их получение  или оформление. При обнаружении  расхождений и неточностей в  регистрах бухгалтерского учета  или технической документации должны быть внесены соответствующие исправления  и уточнения. 

 

 

2.4 Документальное  оформление результатов инвентаризации  и отражение их в регистрах  бухгалтерского учета

 

Сведения о фактическом наличии  активов и реальности учтенных обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее чем в двух экземплярах.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете в течение 10 дней после ее окончания.

Инвентаризационные описи заполняются  чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок или  подчисток. На каждой странице описи  указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей  и общий итог количества в натуральных  показателях, записанных на данной странице. В описях не допускается оставлять  незаполненные строки, на последних  страницах незаполненные строки прочеркиваются. Исправление ошибок, допущенных в инвентаризационных описях, производится во всех экземплярах путем  зачеркивания неправильных записей  и проставления над зачеркнутым  правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми  членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами.

На последней странице инвентаризационной описи должна быть сделана отметка  о проверке цен, таксировка и подсчет  итогов за подписями лиц, производивших  эту проверку.

Описи подписываются всеми членами  инвентаризационной комиссии и материально  ответственными лицами. В конце описи  материально ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией товарно-материальных ценностей  в их присутствии и об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий  и принятие перечисленного в описи  имущества на ответственное хранение.

Если инвентаризация товарно-материальных ценностей проводится в течение  нескольких дней, то помещение, где  хранятся материальные ценности, при  уходе инвентаризационной комиссии должно быть опечатано. Во время перерывов  в работе инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в сейфе либо шкафу  в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Инвентаризационная опись составляется в двух экземплярах, один из которых  передается в бухгалтерию для  составления сличительной ведомости, а другой остается у материально  ответственного лица [14].

В ЧУП «Консалтинговый центр  «БКЦ по итогам инвентаризации оборотных  активов в 2012 г. была составлена Инвентаризационная опись (, в которой отражены данные бухгалтерского учета и фактические  данные. Все приведенные результаты подтверждаются подписями материально  ответственных лиц и подписью бухгалтера.

Информация о работе Инвентаризация и оценка активов как элементы метода бухгалтерского учета