Инвентаризация и оценка активов как элементы метода бухгалтерского учета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является углубленное изучение общей характеристики таких элементов метода бухгалтерского учета, как инвентаризация и оценка, получить практические умения и навыки на примере исследуемой организации, овладение навыками самостоятельной работы, выработка умения формулировать суждения и выводы, изложение их в логической последовательности, а также раскрытие актуальности выбранной темы.

Файлы: 1 файл

обработанный тыдыщ.docx

— 65.69 Кб (Скачать файл)

Сличительная ведомость составляется для определения результатов  инвентаризации. В ней отражают только те ценности, по которым установлены  расхождения. Сличительные ведомости  могут быть составлены как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и  вручную.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия  имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в следующем  порядке: недостачи, хищения, порча или умышленное уничтожение материальных ценностей отражаются по дебету счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту счетов 10, 40 и др. Недостающую сельскохозяйственную продукцию урожая текущего года списывают по нормативно-прогнозной (плановой) себестоимости, урожая прошлого года и покупные материальные ценности - по фактической себестоимости.

После принятия решения об источнике  возмещения недостач и потерь их списывают  с кредита счета 94 «Недостачи и  потери от порчи ценностей».

Размер ущерба, причиненного в результате хищения, недостачи, порчи или умышленного  уничтожения товарно-материальных ценностей и другого имущества, определяется исходя из цен, сложившихся  на день вынесения решения о взыскании, а при отсутствии таких цен - исходя из цен на аналогичные товарно-материальные ценности.

Если виновные лица не установлены  или суд отказал во взыскании, убытки от недостач или порчи признаются внереализационными расходами организации. В этом случае должны быть приложены  решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, либо отказ на взыскание ущерба с виновных лиц, либо заключение о  факте порчи ценностей, полученное от отдела технического контроля или  соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.) [14].

На активы, числящиеся в бухгалтерском  учете за балансом (полученные в  пользование, арендованные, принятые на ответственное хранение, в переработку, на комиссию и др.), составляются отдельные  сличительные ведомости.

Результаты инвентаризации рассматриваются  на заседании инвентаризационной комиссии.

Инвентаризационная комиссия должна выявить причины, которыми обусловлена  необходимость внесения уточняющих записей в регистры бухгалтерского учета, и предложить способы отражения  в учете результатов инвентаризации.

Инвентаризационная комиссия осуществляет следующие действия:

1)     устанавливает, имеются ли в организации лица, несущие материальную ответственность за сохранность ценностей, определяет размер этой ответственности;

2)     анализирует возможные способы истребования сомнительной дебиторской задолженности путем перевода долга и т.п.;

3)     составляет специальную опись для объектов, непригодных к дальнейшей эксплуатации и не подлежащих восстановлению, с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин непригодности (порча, полный износ), а также предложений источников списания этих объектов;

4)     выявляет причины недостач и излишков.

По фактам образования излишков или недостач комиссия должна получить подробные объяснения от материально  ответственных лиц.

Заседание инвентаризационной комиссии оформляется протоколом, в котором  фиксируются выводы, решения и  предложения по результатам проведенной  проверки состояния складского хозяйства  и обеспечения сохранности товарно-материальных ценностей.

Кроме того, в протоколе приводятся сведения о производственных запасах, пришедших в негодность, с указанием  причин порчи и виновных в этом лиц.

На заседании инвентаризационной комиссии утверждается заключительный акт инвентаризации.

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором инвентаризация была закончена, а результаты годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

В соответствии со ст. 12 Закона о бухгалтерском  учете и отчетности выявленные в  результате инвентаризации излишки  имущества должны быть приняты к  учету и соответствующая сумма  зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации - на увеличение финансирования (фондов).

Излишки на предприятии - довольно редкое явление в отличие от недостач. Порядок отражения недостач в  бухгалтерском учете определен  ст. 12 Закона о бухгалтерском учете  и отчетности, в соответствии с  которой недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм - на счет виновных лиц.

Если виновные лица не установлены  или суд отказал во взыскании  убытков с них, то убытки от недостачи  имущества и его порчи списываются  на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации.

Решение о списании недостачи на финансовые результаты принимает руководитель организации.

В соответствии с Инструкцией по инвентаризации убыль ценностей  в пределах норм, утвержденных в  установленном законодательством  порядке, списывается по распоряжению руководителя организации на издержки производства и обращения.

Нормы убыли могут применяться  лишь в случаях выявления фактических  недостач. При отсутствии норм убыль  рассматривается как недостача  сверх норм.

Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц  в тех случаях, когда виновные установлены.

Таким образом, результаты инвентаризации отражаются в инвентаризационных описях, в В соответствии с Законом  о бухгалтерском учете и отчетности недостача активов, произошедшая сверх  норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь, в соответствии с решением руководителя организации  покрывается за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или  суд отказал во взыскании с  них, убытки от недостачи активов  и (или) их порчи в соответствии с  решением руководителя организации  списываются в коммерческой организации  на внереализационные расходы, в  некоммерческой организации - на увеличение расходов.

Нормы естественной убыли, утвержденные в порядке, установленном законодательством  Республики Беларусь, могут применяться  лишь в случаях выявления фактических  недостач. При отсутствии таких норм убыль рассматривается как недостача  сверх норм.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Инвентаризация на предприятиях представляет собой сложный и ответственный  участок работы. Под действием  различных факторов в бухгалтерском  учете могут возникнуть несоответствия и расхождения. Чтобы выявить  влияние данных факторов и проводится инвентаризация.

Значение и роль инвентаризации и оценки очень велика. При ее поведении устанавливается фактическое  наличие ценностей и денежных средств у материально-ответственного лица, наличие неполноценного и ненужного  имущества. Проверяются условия  сохранности и состояния основных средств, материальных ценностей. Выявляются недостатки, излишки и злоупотребления.

Инвентаризации как элемент  метода бухгалтерского учета тесно  связана с другим элементом  метода бухгалтерского учета – оценкой, потому как своевременная и достоверная оценка различных видов активов и обязательств обеспечивают правильную и достоверную систему бухгалтерского учета. При принятии активов и обязательств на бухгалтерский учет их стоимость определяется в соответствии с Законом «О Бухгалтерском учете и отчетности», а также иными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету и отчетности.

Для того чтобы провести инвентаризацию на предприятии, приказом руководителя создается постоянно действующая  инвентаризационная комиссия. Инвентаризация проводится в присутствии материально-ответственного лица. Работа комиссии заключается  в определении фактического наличия  имущества. Итоги отражаются в инвентаризационных описях, которые подписываются председателем  и членами комиссии и передается в бухгалтерию. В случае если фактические  данные не совпали с данными бухгалтерского учета, составляется сличительная ведомость, в которую вносятся данные по тем  ценностям, по которым выявлены расхождения.

Стоимость выявленных при инвентаризации излишков основных средств, материальных ценностей и другого имущества  подлежит оприходования и зачислению на увеличение прибыли отчетного  года. Стоимости недостачи, порчи  и другой утраты имущества в пределах норм списывается по распоряжению руководителя предприятия на издержки производства. Недостачи материальных ценностей  и другого имущества, а также  порча сверхнорм естественной убыли  относятся на виновных лиц.

Особенностью инвентаризации основных средств является то, что их наличие  проверяется путем осмотра всех объектов и наличие документов, подтверждающих нахождение указанных объектов в собственности предприятия. Наличие товарно-материальных ценностей проверяется путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания.

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1       Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-ХII «О бухгалтерском учете и отчетности» (в редакции Закона Республики Беларусь от 25.06.2001 № 42–З) (НРПА РБ от 19.03.2001, № 2/449).

2       Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утверждённая Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь 30.11.2007 г. № 180// Информационная база «Консультант Плюс».

3       Методические рекомендации по оценке объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов, утвержденных приказом Государственного патентного комитета, Министерства экономики, Министерства финансов и Государственного комитета по науке и технологиям Республики Беларусь соответственно от 17.04.1998 № 20, от 18.05.1998 № 41, от 20.04.1998 № 109 и от 22.04.1998 № 75 (НРПА РБ от 28.09.1999, № 8/1040).

4       Инструкция по бухгалтерскому учету запасов № 133 от 12.11.2010 года

5       Методические указания по бухгалтерскому учету сельскохозяйственной продукции и производственных запасов для сельскохозяйственных и иных организаций, осуществляющих производство сельскохозяйственной продукции, утвержденные приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь № 363 от 14.08.07г.// Информационная база «Консультант Плюс».

6       Белый  И.Н., Папковская П.Я., Михалкевич А.П. Теория бухгалтерского учета.- Мн.: ООО “Мисанта”, 1997 г.

7       Дубовская А.И. Инвентаризация. Типичные ошибки при проведении и оформлении инвентаризации, 1999 г.

8       Михалкевич А.П., Папковская П.Я., Маталыцкая С.К. Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве: учебник. Под ред. А.П. Михалкевича. – 4-е изд., с изм. – Мн.: БГЭУ, 2006 г., 688 с.

9       Приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь 12.12.1997 г. № 349 «Об утверждении специализированных форм первичного учёта для сельскохозяйственных предприятий».// Информационная база «Консультант Плюс».

10 Кожарский В.В. Проведение инвентаризации // Бухучет, № 44(45), ноябрь 2009 г.

11 Налоговый кодекс Республики  Беларусь от 19 декабря 2002 г. №  166-З

12 Папковская П. Я.  Курс теории бухгалтерского учета: учебное    

 пособие.  - Мн.: ООО "Информпресс" ,  1999 г., 216с.

13 Инструкция по применению журнально-ордерной  формы учета в сельскохозяйственных  организациях, утвержденная Постановлением  Министерства сельского хозяйства  и продовольствия Республики  Беларусь от 31.05.2004 г. № 41// Информационная  база «Консультант Плюс».

14 Недоступ А.В. Результаты инвентаризации  и налоги в 2009 году// Бухучет,  № 39(40), октябрь 2009 г.

15 Ладутько Н.И., Борисевский П.Е., Ладутько Е.Н. Бухгалтерский учет. Учеб.пособие / Под общ.ред. Н.И.Ладутько. – Мн.: Книжный Дом, 2005 г., 576 с.

16 Гатальская Ю.В. Документальное  оформление результатов инвентаризации  товарно-материальных ценностей  // Главный Бухгалтер, № 17, 2006 г.

17 Чернюк А.А. Учет бухгалтера - Инвентаризация статей баланса  и отражение в учете ее результатов  // Главный Бухгалтер. Бюджетные  организации, № 1, 2009 г.

18 Папковская П.Я. Производственный  учет в АПК: Теория и практика. – Мн.: ООО «Информпресс», 2001 г., 216 с.

19 Постановление Министерства сельского  хозяйства и продовольствия Республики  Беларусь 22.11.2005 г. № 69 «Об утверждении  форм первичных документов бухгалтерского  учёта для сельскохозяйственных  и иных организаций, осуществляющих  производство сельскохозяйственной  продукции и инструкции». // Информационная  база «Консультант Плюс». 

20 Бердникова Т.Б. Оценка и  налогообложение имущества предприятий:  Учебное пособие. – 2003 г.

21 Стешиц Л.И. Бухгалтерский учет  и аудит в АПК: учебник для  студентов экон. специальностей  с.-х. вузов– Мн.: «ИВЦ Минфина», 2005 г., 537 с.

Информация о работе Инвентаризация и оценка активов как элементы метода бухгалтерского учета