Инвентаризация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Введение
Актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сравнивается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Целью курсовой работы является изучение общей характеристики инвентаризации, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
Задачи курсовой работы:
1) определение термина «Инвентаризация», ее роли и значения. Рассмотрение инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются цели инвентаризации, отмечаются причины расхождения фактических данных с данными бухгалтерского учета.
2) рассмотрение видов инвентаризации, порядок ее проведения, а также документальное оформление.
3) рассмотрение порядка и сроков проведения инвентаризации отдельных видов хозяйственных средств: основных средств, товарно - материальных ценностей и денежных средств и расчетов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
1.1 Инвентаризация как способ первичного наблюдения…………………..4
1.2 Виды инвентаризации……………………………………………………11
1.3 Порядок проведения и оформление инвентаризации………………….25
1.4 Отражение результатов в учете…………………………………………29
ГЛАВА 2 ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ, ЕЁ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ГОСТИНЕЦЕ «БЕРЕСТА ПАЛАС»…………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

    Применение  оценки и калькуляции в   бухгалтерском  учете  позволяет   всеобъекты учета и изменения выразить в едином  измерителе  -  в  рублях.  Это свойство  результатов  измерения  в  едином  стоимостном  измерителе  широко используется в инвентаризации.

    Результаты  инвентаризации  необходимо  отражать.  Для этого применяются  счета.  Они  необходимы  для  группировки  и  текущего   учета состояния, и движения каждого вида хозяйственных средств, и источников  их образования. Так  в  бухгалтерском  учете  выявленные  излишки  и  недостачи имущества находят свое отражение на счетах.

    Чтобы  иметь   реальное  представление  о   результатах  инвентаризации, необходимо обобщить и соизмерить данные. Периодическое обобщение информации по годовой инвентаризации должно  быть  отражено  в  годовом  бухгалтерском отчете, а текущие - в отчетности  того  месяца,  в  котором  была окончена инвентаризация. Системное обобщение и соизмерение информации  в  балансе  и отчетности  является  завершающим  этапом  бухгалтерского  учета,  в   ходе которого отражают полученные  в  его  системе  наиболее  общие  стоимостные показатели о тех измерениях и результатах в деятельности предприятия.

    Инвентаризация  преследует  ряд  задач   и   целей. Существуют случаи, когда инвентаризация  должна  проводиться  в  обязательном порядке. Как мы видим, роль инвентаризации очень велика т.к.  с  ее  помощью проверяется правильность данных  текущего  учета  материальных  и  денежных средств, выявляются ошибки, допущенные  в учете,  принимаются  на  учет  не учтенные хозяйственные объекты,  контролируется  сохранность  хозяйственных средств, которые  числятся  у  материально  ответственных  лиц.   А также инвентаризация тесно связана с  другими  элементами  метода  бухгалтерского учета. Поэтому, говоря о методе, всегда имеется  в  виду,  что  это  именно система, т.е. упорядоченная система  отдельных  приемов,  а  не  какие-либо случайные способы  действия.  Каждый  предыдущий   элемент   обеспечивает применение  последующего. Поэтому проведение   инвентаризации   должно осуществляться  в  строгом   единстве   с   остальными   элементами   метода бухгалтерского учета.

1.2. Виды инвентаризации

Все проводимые на предприятии  инвентаризации делятся по ряду признаков. В зависимости от полноты охвата имущества инвентаризации бывают  полные и частичные.

    Полная инвентаризация  охватывает все имущество и  финансовые обязательства предприятия,  она является весьма трудоемкой  работой и поэтому проводится  один раз в год, обычно перед  составлением  годового  отчета по состоянию на первое января или на дату, близкую к концу отчетного года.

    Частичная   инвентаризация  охватывает  какой-либо  один   вид   средств предприятия,  например,  только  денежные  средства  в  кассе  или   только  материалы на определенном складе. Она должна проводиться  систематически в течение года, так как обеспечивает сохранность  имущества  предприятия, дисциплинирует материально ответственных лиц, позволяет своевременно  обнаружить нарушения,  злоупотребления  и факты   хищения.   Там,   где материально ответственные лица чувствуют жесткий контроль за своей работой  со  стороны работников  бухгалтерской  службы,  вероятность  злоупотреблений  и   фактов хищений сводится к минимуму.

    Сплошная  инвентаризация  охватывает  проверку  всего  без   исключения

наличного имущества, предъявленного конкретным материальным лицом.

    Выборочная - это  инвентаризация, при которой проверяются  только некоторые (на выборку) ценности у конкретного материально ответственного лица.

    В  зависимости   от  основания  проведения  инвентаризации  могут   быть плановые и внеплановые. Внеплановые проводятся внезапно, сроки их  проведения не должны быть  известны  материально  ответственным  лицам.  Иногда  могут проводиться по требованиям ревизора, органов народного контроля,  финансовых и следственных органов. Плановые    инвентаризации     проводятся в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности и Основными положениями по инвентаризации: продовольственных товаров на складах и базах  2  раза  в  год,  расчетов с финансовыми органами по взносам налогов и других платежей  раз  в  квартал, расчетов с разными дебиторами и кредиторами 2 раза в год.

    Необходимая  - проводится при смене материально  ответственных лиц, после стихийного бедствия, при переоценке материальных ценностей, краже.

    Повторная  проводится в случае, когда   возникли  сомнения  не  только  в качестве инвентаризации, но и в том, что  материально  ответственное  лицо знало заранее срок начала инвентаризации и подготовилось к ней.

    Контрольно-перепроверочная   проводится  в  период  инвентаризации   или сразу же после  ее  окончания.  Она  охватывает  не  менее  10%  проверенных ценностей.

    По  частоте   или   периодичности   проведения   различают   ежесменные, ежемесячные (квартальные, полугодовые) и годовые инвентаризации.

    Так,  например, ежесменные  инвентаризации  остатков  неиспользованных материалов,  наличия  полуфабрикатов  или  продукции  осуществляют  в  ряде производств при  передаче  смен  материально  ответственными  лицами, при использовании инвентарного метода контроля  за  использованием  материалов, при работе с особо дорогостоящими или опасными продуктами.

    Не реже, чем  ежеквартально, проводится инвентаризация  наличных денежных средств и других ценностей в кассе.

    Наиболее обширной  и трудоемкой инвентаризацией   является  годовая.  При этой инвентаризации проверяется не только наличие  материальных  ценностей, но  и  состояние  расчетов  с  дебиторами,  обоснованность  сумм  созданных резервов и фондов, реальность кредиторской задолженности и других пассивов.

    Следует   также  выделить   и   рассмотреть   текущие   и   перманентные инвентаризации. Текущие (постоянные) инвентаризации проводятся для выявления фактического расходования  сырья  и  материалов  в  производстве, проверки полноты поступающих партий материальных ценностей, соответствия действующих норм расхода сырья и материалов на производство отдельных  видов  продукции их фактическому расходу.

    Перманентная (непрерывная) инвентаризация состоит в том, что  постоянно действующая инвентаризационная комиссия  подвергает  проверке  в натуре отдельные виды материальных ценностей, в то время когда их остаток является минимальным.   Такая   организация   инвентаризации   существенно   снижает трудоемкость  ее  проведения  и  позволяет   более   оперативно выявлять естественную убыль и потери отдельных видов  материальных  ценностей. Ведь нередко в практике возникают такие ситуации, когда  в  натуре  материальных ценностей уже нет, а по учету значится  их  остаток,  представляющий  собой естественную убыль или недостачу этих ценностей. В условиях бухгалтерского учета на ЭВМ организация  перманентной  инвентаризации  позволяет  повысить точность учетно-экономической информации.

Инвентаризация отдельных  видов хозяйственных средств.

    1. Инвентаризация основных средств.

Для уточнения данных о наличии основных средств в  сроки, установленные руководством предприятия, проводится их инвентаризация. Материально ответственные лица проверяют их фактическое наличие в местах эксплуатации или хранения. Результаты проверки записываются в «Инвентаризационную опись основных средств» (форма № инв.-1).

    До начала  инвентаризации рекомендуется проверить:

       . наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных книг,  описей и других регистров аналитического учета;

       . наличие  и состояние аналитических паспортов  или другой  технической документации;

       . наличие  документов  на  основные  средства,  сданные  или принятые предприятием (учреждением) в аренду и на  хранении. При  отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.

    При обнаружении  расхождений и неточностей  в  регистрах бухгалтерского учета или технической  документации должны  быть  внесены соответствующие исправления и уточнения.

    При инвентаризации  основных средств комиссия производит  осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера  и основные технические или эксплутационные показатели.

    При инвентаризации  зданий, сооружений и  другой  недвижимости  комиссия проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение указанных  объектов в собственности предприятия (учреждения).

    Проверяется  также наличие документов на  земельные  участки,  водоемы  и другие объекты  природных ресурсов, находящихся в собственности предприятий (учреждений).

    При выявлении  объектов, не принятых  на  учет,  а  также  объектов,  по которым  в  регистрах  бухгалтерского  учета  отсутствует  или  указаны не правильные данные, характеризующие их, комиссия  должна  включить  в  опись правильные сведения и технические показатели по этим объектам.

    Оценка выявленных  инвентаризацией  не уточненных  объектов  должна  быть произведена с учетом  рыночных  цен,  а  износ  определен  по  действительному техническому состоянию объектов с оформлением сведений об оценке  и  износе соответствующими актами.

    Основные средства  вносятся в описи по наименованиям   в  соответствии  с основным  назначением  объекта.  Если  объект   подвергся   восстановлению, реконструкции,  расширению  или   переоборудованию   и   вследствие   этого изменилось  основное  его  назначение,  то  он   вносится   в   опись   под наименованием, соответствующим новому назначению.

   Если  комиссией установлено,   что   работы   капитального   характера (надстройка  этажей,  пристройки  новых помещений и др.)  или частичная ликвидация строений и сооружений (слом отдельных конструктивных  элементов) не отражены в бухгалтерском учете, необходимо по соответствующим документам определить сумму увеличения или снижения  балансовой  стоимости  объекта  и привести в описи данные о произведенных изменениях.

    Машины,  оборудование  и  транспортные  средства  заносятся   в   описи индивидуально  с   указанием   инвентарного   номера,   заводского   номера предприятия-изготовителя, года выпуска, изготовления, мощности и т.д.

    Однотипные  предметы хозяйственного  инвентаря,  инструменты,  станки  и т.д. одинаковой стоимости, поступившие одновременно в одно  из  структурных подразделений предприятий (учреждений), учитываемые по типовой инвентарной карточке  группового  учета,  в  описях  производятся  по  наименованиям  с указанием количества этих предметов.

    Основные средства, которые в момент инвентаризации находятся  вне  места нахождения предприятия (учреждения) (в дальнейших рейсах морские  и  речные суда,   железнодорожный   подвижной   состав,   автомашины;   отправлен  в капитальный ремонт  машины  и  оборудование  и  т.п.),  инвентаризуются  до момента временного их выбытия.

    На основные  средства, не  пригодные  к   эксплуатации  и  не  подлежащие восстановлению, инвентаризационная комиссия составляет  отдельную  опись  с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, приведших  эти объекты  к непригодности (порча, полный износ и т.п.).

    Одновременно   с   инвентаризацией   собственных   основных    средств, находящихся на ответственном хранении, находятся и арендованные.

    По указанным  объектам составляется отдельная  опись,  в которой дается ссылка   на   документы,   подтверждающие   принятие   этих   объектов   на соответственное хранение или в аренду.

    При проведении инвентаризации  имеют  место недостатки  и ошибки  при проверке и оформлении результатов.

1.  Не  проверяется  правильность  установления  первоначальной   стоимости основных средств на соответствие технической документации. Нередко бывает так, что обозначенная  в  техдокументации  комплектность  не  включена  в состав основного  средства,  к  которому  она относится,  а учитывается отдельно в составе материалов.

2. Нередко в  учете   продолжают  числиться  основные  средства,  на  которые имеются утвержденные соответствующими комиссиями на их списание.

          Бывают и такие случаи, за основные  средства перечислены  денежные средства, и они значатся  на  дебиторской задолженности за  предприятием-

поставщиком, а  на  самом  деле  это  основные  средства  длительное  время находятся  в  организации  как  не  оприходованные,  и   инвентаризационные комиссии это не обнаруживают,  а  обнаруживается  это  в  ходе  последующих аудиторских проверок.

3. Нередко  комиссии   не  обращают  внимание  на  отсутствие  на  основных средствах инвентарных номеров.

4.  Практически   не  попадают  под  инвентаризацию арендованные основные средства.

5.  Часто  переоборудованные   основные  средства  (особенно  автотранспорт) значатся в учете в первоначальном их виде и  предназначении,  и  комиссии принимают это за  должное,  вместо  того,  чтобы  внести  соответствующие изменения в их техническую характеристику.

6. Бывают случаи, когда  комиссия не устанавливает ни  недостачи, ни  излишки основных средств, в то время как последующими поверками  выявляется  этот факт.

Информация о работе Инвентаризация