Инвентаризация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Введение
Актуальной проблемой социально-экономического развития нашего общества на современном этапе является обеспечение сохранности хозяйственных ресурсов, их рационального и экономического использования, предотвращение непроизводственных расходов сырьевых, топливных и других материальных ценностей. А одним из наиболее важных средств контроля за сохранностью хозяйственных средств является инвентаризация, в процессе которой проверяется сохранность ценностей и сравнивается фактическое их наличие с данными бухгалтерского учета.
Целью курсовой работы является изучение общей характеристики инвентаризации, развитие навыков самостоятельного исследования и обобщение выводов.
Задачи курсовой работы:
1) определение термина «Инвентаризация», ее роли и значения. Рассмотрение инвентаризация как способ первичного наблюдения за сохранностью собственности, излагаются цели инвентаризации, отмечаются причины расхождения фактических данных с данными бухгалтерского учета.
2) рассмотрение видов инвентаризации, порядок ее проведения, а также документальное оформление.
3) рассмотрение порядка и сроков проведения инвентаризации отдельных видов хозяйственных средств: основных средств, товарно - материальных ценностей и денежных средств и расчетов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1 ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ
1.1 Инвентаризация как способ первичного наблюдения…………………..4
1.2 Виды инвентаризации……………………………………………………11
1.3 Порядок проведения и оформление инвентаризации………………….25
1.4 Отражение результатов в учете…………………………………………29
ГЛАВА 2 ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ, ЕЁ РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ В ГОСТИНЕЦЕ «БЕРЕСТА ПАЛАС»…………………………………………………………….35
Заключение……………………………………………………………………….37
Список литературы………………………………………………………………39

Файлы: 1 файл

ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ.doc

— 170.50 Кб (Скачать файл)

У лиц, ответственных  за сохранность материальных ценностей, до начало проведения инвентаризации комиссия берет расписку, в которой  указывает, что все документы по приходу и расходу ценностей учтены, сданы в бухгалтерию, не оприходованных и не списанных ценностей нет. Перед началом проведения  инвентаризаций  членам   инвентаризационных комиссий вручается приказ, а председателям - контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала  и  окончания  проведения  работ.

Рабочие инвентаризационные комиссии:

  • осуществляют инвентаризацию ценностей и финансовых средств в местах хранения и производства;

 

  • совместно с бухгалтерией предприятия участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списанию недостач в пределах норм естественной убыли;

 

  • вносят предложения по вопросам упорядочения приема, хранения и отпуска товарно-материальных ценностей, улучшения учета и контроля за их сохранностью, а также реализации сверхнормативных и неиспользуемых ценностей;

 

  • несут ответственность: а) за своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с приказом руководителя; б) за полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках проверяемых основных средств, товарно-материальных ценностей, финансовых средств и средств в расчетах; в) за правильность указания в описи отличительных признаков товарно-материальных ценностей (тип, сорт, марка, размер, а также стоимость и т. п.); г) за правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в установленном порядке.

2)Проверка фактического  наличия материальных ценностей.

    Председатель  инвентаризационной  комиссии  визирует  все  приходные  и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам),  с  указанием  " до инвентаризации на "__" (дата)", что должно служить бухгалтерии  основанием для определения остатков  имущества  к  началу  инвентаризации  по  учетным данным. Одновременно материально ответственное лицо дает расписку о том, что  к началу инвентаризации все расходные  и  приходные  документы  на  имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии все ценности, поступившие  на  их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

    Наличие определяется  путем подсчета, обмера, взвешивания.  Запрещается проводить инвентаризацию  при неполном составе членов  комиссии и при отсутствии  материально-ответственного лица.

3) Документальное оформление результатов инвентаризации.

    Выявленные  и пересчитанные ценности записываются  в инвентаризационные описи, которые  составляют строго по местам  проведения инвентаризации и  по материально-ответственным лицам.  На ценности, не принадлежащие  организациям (аренда, на хранении) составляются отдельные описи. Все описи составляют в двух экземплярах, подписываются членами комиссии и материально-ответственными лицами. В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, отраженными в учете. На ценности, по которым выявлены расхождения (излишки, недостачи) составляют сличительную ведомость. Комиссия по результатам инвентаризации составляет протокол, в котором определяет порядок регулирования выявленных разниц между данными бухгалтерского учета и проведенной инвентаризацией:

― ценности, оказавшиеся  в излишке, подлежат оприходованию  по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, с последующим установлением  причин возникновения излишков и  виновных лиц.

― недостача ценностей  в пределах норм естественной убыли списывается по решению руководителя на расходы организации.

―недостача сверх  норм естественной убыли, порча относится на виновных лиц и взыскивается с них по рыночной стоимости на дату обнаружения ущерба.

    Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней,  то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии  должны  быть опечатаны. Во время   перерыва   в   работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

   В  тех   случаях,  когда  материально  ответственные лица обнаружат   после инвентаризации ошибки  в описях, они должны немедленно (до открытия  склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю  инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия  осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения проводит исправление выявленных ошибок в установленном порядке.

    По  окончании  инвентаризации  могут проводиться  контрольные  проверки правильности  проведения инвентаризации. Их следует  проводить  с  участием членов  инвентаризационных  комиссий и  материально   ответственных   лиц обязательно до открытия  склада, кладовой, секции  и  т.п.,  где  поводилась инвентаризация.

    Результаты  контрольных проверок правильности  проведения  инвентаризации оформляются  актом и регистрируются  в   книге учета  контрольных   проверок правильности проведения  инвентаризаций.

1.4 Отражение результатов в учете

    Для выявления  результатов  инвентаризации  используют  книгу  остатков материалов,  в  которой  отводят  специальные  графы  для  записи  остатков материалов в натуральном измерении  по  данным  инвентаризационных  описей. Затем составляются сличительные ведомости, для  чего  могут  использоваться также данные отчетов материально ответственных лиц. Сличительные ведомости подписываются всеми членами инвентаризационной  комиссии  и материально ответственными лицами. В них включаются только те материальные ценности, по которым при инвентаризации выявлены отклонения от учетных данных.  По  всем недостачам, потерям и излишкам материальных ценностей  и  денежных  средств инвентаризационной  комиссией   должны   быть   получены   от   материально ответственных  лиц  письменные  объяснения.  На  основании  предоставленных объяснений и материалов инвентаризации комиссия  устанавливает  характер  и причины выявленных недостач и излишков и в соответствии с  этим  определяет порядок регулирования разниц между данными инвентаризации и  бухгалтерского учета, а свои заключения и приложения фиксирует в протоколе. Члены инвентаризационных комиссий за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей с поставленной задачей сокрытия недостач и растрат или излишков товаров, материалов и других ценностей подлежат привлечению к ответственности в установленном законом порядке.

    Протоколы рабочей инвентаризационной комиссии рассматриваются постоянно действующей  инвентаризационной  комиссией  и  утверждаются руководителем предприятия. Предложения о регулировании выявленных при инвентаризации расхождений фактического наличия ценностей и данных бухгалтерского учета представляются на рассмотрение руководителю организации. Окончательное решение о зачете принимает руководитель организации.

    Результаты  инвентаризации должны быть отражены  в  учете  в  течение  10 дней после ее окончания. Если судом полностью или частично отказано во взыскании суммы ущерба, причиненного  недостачей  или  потерей  от  порчи  ценностей, по причине ненадлежащего учета и хранении  материальных  ценностей,  пропуска  сроков исковой  давности  и  по  другим  зависящим  от  предприятия  причинам,  то источником погашения таких сумм является прибыль, оставшаяся в расположении предприятия,  или  резервные  фонды. Таким образом, некомпенсированные материально ответственными лицами недостачи товарно материальных  ценностей или потери от их порчи списываются за счет прибыли или резервных фондов. При этом дебетуется счет 80 " Прибыли и убытки" или 86 "Недостачи и потери от порчи ценностей", 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".

      Уточнение  или списание  дебиторской  или кредиторской  задолженности зачисляется на финансовые результаты отчетного года. Бюджетные организации результаты инвентаризации зачисляют на уменьшение (увеличение) бюджетного  финансирования  или внебюджетных  источников   в зависимости от того,  за  счет  каких  источников  приобретались  средства, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации.

    Излишки   товарно  материальных  ценностей,  установленные  в   процессе инвентаризации, приходуют в дебет соответствующих счетов (07 "Оборудование к  установке",  10  "Материалы",  12  "Малоценные  и быстроизнашивающиеся предметы", 40 "Готовая продукция" и др.) с  кредита  счета  80  "Прибыли  и убытки".

    Выявленные  в ходе инвентаризации неучтенные  объекты основных средств приходуют следующим образом:

       .  дебет  счета  01   "Основные   средства"   -   на   первоначальную (восстановительную) стоимость объекта;

       . кредит  счета 02 "Износ основных средств" -  на  сумму  начисленного износа в соответствии с решением инвентаризационной комиссии;

       . кредит  счета 80 - на остаточную стоимость объекта.

     Результаты расхождения учетных данных с фактическим наличием могут быть обусловлены:

       .  физико-химическими  свойствами  товарно-материальных  ценностей   к усушке, утруске, распылу, улетучиванию, бою, изменениям в физическом объеме под воздействием  изменения  окружающей  среды  и  т.п. Эти потери неизбежны и возможны как  при  транспортировке,  так  и  при хранении;

       . погрешностями  показаний измерительных приборов в  процессе  приема или отпуска указанных ценностей;

       . наличием  не преднамеренных ошибок в виде описки в первичных учетных документах, арифметических ошибок в пересчетах и пр.;

       .  преднамеренными   ошибками   как   результат   злоупотреблений   и мошенничества (обсчеты, обмеры, хищения, обвесы, прямое  присвоение отдельных видов имущества и пр.).

     Взаимный  зачет излишков и недостач в результате пересортицы может быть допущен в виде исключения за один и тот же проверяемый период,  у одного и того же проверяемого лица, в отношении товарно материальных ценностей одного и того же наименования и в тождественных количествах.

    В том случае,  когда  при  зачете  недостач  излишками  по  пересортице стоимость недостающих ценностей выше стоимости ценностей,  оказавшихся в излишке, эта разница в стоимости относится на виновных лиц.

    Если конкретные  виновники  пересортицы  не  установлены,  то  суммовые разницы рассматриваются как недостачи сверх норм убыли и списываются за счет прибыли или резервных фондов.

    На  разницу   в  стоимости   от   пересортицы   в   сторону  недостачи, образовавшиеся не по  вине  материально  ответственных  лиц,  в  протоколах инвентаризационной комиссии должны быть даны исчерпывающие объяснения  о причинах, по которым такая разница не отнесена на виновных лиц.

    Предложения  о регулировании выявленных при  инвентаризации  расхождений фактического наличия  ценностей   и   данных    бухгалтерского    отчета представляются на рассмотрение руководителю предприятия, который  принимает окончательное решение о зачете.

    Результаты  инвентаризации должны быть отражены  в  учете  и  отчетности того месяца,  в  котором  была  окончена  инвентаризация,  а  по  годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете.

    Данные результатов, проведенных в этом году, инвентаризаций обобщаются  в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией.

    Таким образом,  в зависимости от полноты охвата  имущества инвентаризации бывают  полные  и  частичные.  В  зависимости   от   основания проведения инвентаризации могут быть плановые и внеплановые.  А также  сплошные  и выборочные, перманентные и текущие.

    Для непосредственного проведения инвентаризации ценностей  на  отдельном объекте назначается рабочая инвентаризационная комиссия. Инвентаризационная комиссия  обеспечивает  полноту  и  точность  внесения  в  описи  данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных  средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации.  Фактическое  наличие  имущества  при инвентаризации  определяют  путем  обязательного   подсчета,   взвешивания, обмера.   Результаты    контрольных    проверок    правильности    проведения инвентаризации  оформляются  актом  и   регистрируются   в    книге   учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

    Для выявления   результатов  инвентаризации  используют  книгу  остатков материалов. Затем составляются сличительные  ведомости.  В  них  включаются только те материальные ценности, по  которым  при  инвентаризации  выявлены отклонения  от  учетных  данных.  Выявленные  в  результате  инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и  данными  бухгалтерского учета регулируются  в  соответствии  с  приказом Министерства Финансов РФ от 13.06.95г.   "  Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств". Излишки товарно материальных  ценностей, установленные в процессе инвентаризации, приходуют в дебет соответствующих счетов с кредита счета 80 "Прибыли  и  убытки".  Результаты  инвентаризации должны быть отражены в учете и  отчетности  того  месяца,  в  котором  была окончена  инвентаризация,  а по  годовой  инвентаризации  -  в   годовом бухгалтерском отчете.

Информация о работе Инвентаризация