Использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 13:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение бухгалтерской отчетности, ее объема, использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния предприятия, а также ее совершенствование в условиях перехода на международные стандарты.
Объектом исследования курсовой работы выступает СП ОАО «Спартак».

Содержание работы

Введение
3
1
Значение отчетности в системе экономической информации и ее классификация
6
1.1
Экономическая сущность бухгалтерской отчетности и предъявляемые к ней требования
6
1.2
Классификация и виды бухгалтерской отчетности
14
1.3
Объем бухгалтерской отчетности организаций, ее содержание, сроки, порядок представления и утверждения
20
1.4
Краткая экономическая характеристика СП ОАО «Спартак»
22
2.
Порядок составления бухгалтерской отчетности
45
2.1
Подготовительные работы при составлении бухгалтерского баланса
45
2.2
Содержание, порядок составления бухгалтерского баланса
48
2.3
Отчет о прибылях и убытках, информация для его составления
52
2.4
Характеристика других форм бухгалтерской отчетности
54
3
Совершенствование бухгалтерской отчетности в условиях международных и использование ее информации в системе управления организацией
60

Заключение
69

Список использованных источников
75

Приложения
78

Файлы: 1 файл

использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния предприятия.doc

— 513.50 Кб (Скачать файл)

Пассив бухгалтерского баланса представлен тремя группами источников:

Источники собственных средств, которые включа­ют: уставный фонд (капитал); собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (учредителей), резервный и добавочный фонды, нераспределенную прибыль (непо­крытый убыток) (прошлых лет); целевое финансирование.

Доходы и расходы - в этом разделе отражаются полу­ченные доходы и понесенные расходы в данном отчетном периоде. К ним относятся: начисленные и неиспользован­ные резервы предстоящих расходов; доходы, полученные в счет будущих периодов; расходы будущих периодов; не­распределенная прибыль (убыток) отчетного периода; про­чие доходы и расходы. Понесенные расходы отражаются отрицательными числами (со знаком минус).

Расчеты - в этом разделе показывается кредиторская задолженность организации по следующим направлениям:

а)              банкам и заимодавцам (краткосрочная и долгосрочная) по полученным кредитам и займам;

б)              поставщикам и подрядчикам - за полученные товары, работы, услуги;

в)              акционерам (учредителям) - по выплате доходов (дивидендов);

г)               по оплате труда и прочим операциям с персоналом;

д)              по уплате налогов и сборов, страховых взносов;

е)              прочим кредиторам.

За итогом бухгалтерского баланса приводится таблица «Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалан­совых                                            счетах». В ней отражаются остатки имущества на конец отчетного периода, не принадлежащего организа­ции на праве собственности или ином вещном праве и уч­тенные на забалансовых счетах.

Бухгалтерский баланс является основным источником информации об имущественном положении организации, ее платежеспособности и финансовой устойчивости. Он позволяет сторонним пользователям информации сделать выводы о возможности налаживания и расширения парт­нерских взаимоотношений с хозяйствующим субъектом, а внутренним пользователям - определить стратегию и так­тику дальнейшего развития организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Отчет о прибылях и убытках, информация для его составления.

 

Отчет о прибылях и убытках (форма 2) составляет­ся по итогам работы организации за квартал или год с при­ведением в нем данных как за отчетный период, так и за аналогичный период прошлого года. Показатели отчета формируются нарастающим итогом с начала года до отчет­ной даты (Приложение 3).

В отчете о прибылях и убытках расшифровываются до­ходы и расходы организации, обеспечивается получение прибыли (убытка) в отчетном периоде. Доходы и расходы сгруппированы таким образом, чтобы можно было проана­лизировать формирование прибыли (убытка) организа­ции. Для этих целей в отчете доходы и расходы сгруппиро­ваны по трем разделам.

В первом разделе отражаются доходы и расходы по ви­дам деятельности, предусмотренные уставом организа­ции: выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (брутто — с налогами и нетто - без налогов); налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продук­ции, работ, услуг; себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг; управленческие расходы; расхо­ды на реализацию; а также выводится финансовый ре­зультат от реализации - прибыль (убыток).

Во втором разделе расшифровываются операционные доходы и расходы: операционные доходы (брутто и нетто); операционные расходы, в том числе по направлениям их осуществления; налоги, начисляемые на полученные опе­рационные доходы, а также прибыль (убыток) от осуще­ствления данного вида операций.

В третьем разделе приводятся данные о внереализаци­онных доходах и расходах: внереализационные доходы; налоги, начисляемые на внереализационные доходы; вне­реализационные расходы; сумма источников собственных средств, направленных на покрытие убытков; прибыль (убыток) от внереализационных операций.

В этом отчете приводится информация об общей сумме прибыли (убытка), полученной за отчетный период, а так­же об уплате налогов и сборов и расходов, произведенных из прибыли, о сумме полученных льгот по налогу на при­быль и о величине прибыли (убытка) к распределению. Справочно в отчете о прибылях и убытках приводится расшифровка отдельных видов внереализационных дохо­дов и расходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4 Характеристика других форм отчетности.

 

Другие формы бухгалтерской отчетности (кроме бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках) дополняют, уточняют и расшиф­ровывают отдельные показатели бухгалтерского баланса. Состав бухгалтерской отчетности для хозяйствующих субъектов всех форм собственности определен Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетнос­ти» также Правилами составления и представления бух­галтерской отчетности, утвержденными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 16 от 17 февраля 2004 г. (в редакции Постановления № 178 от 22 декабря 2004 г.). В нее кроме бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (ф. 2) входят отчет о движении источников собственных средств (ф. 3), отчет о движении денежных средств (ф. 4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. 5), отчет о движении целевых средств (ф. 6) и пояснительная записка.

Отчет о движении источников собственных средств (форма 3) содержит информацию об уставном, добавочном и резервном фондах, нераспределенной прибыли (непокры­том убытке) прошлых лет, создаваемых в организации фон­дах накопления и потребления и о целевом финансирова­нии. В этом же отчете приводятся сведения о наличии и из­менении сумм резервов предстоящих расходов и доходов будущих периодов, которые в бухгалтерском балансе вклю­чены в раздел «Доходы и расходы». В отчете дается инфор­мация о наличии и об изменении (начислении и использова­нии) источников собственных средств по каждому источни­ку на начало и конец отчетного периода.

Справочно в отчете о движении источников собствен­ных средств приводятся показатели: суммы средств, на­правленных на покрытие убытков и увеличение уставного фонда; размер чистых активов; сумма дохода на акцию, начисленного на начало года и конец отчетного периода. В рассматриваемом отчете отдельно приводятся сведе­ния об источниках привлекаемого в организацию бюджет­ного и внебюджетного финансирования и направлениях их использования.

Отчет о движении денежных средств (форма 4) со­держит сведения о потоках денег в организации:

а)              по видам поступлений (выручка от реализации то-
варов, продукции, работ, услуг; доходы от продажи вне-
оборотных активов и от совершения операций с акциями;
авансы, полученные от покупателей (заказчиков); целевое
финансирование; бюджетное ассигнование; кредиты и
займы; дивиденды, проценты по финансовым вложениям;
прочие поступления);

б)              по направлениям их расходования (оплата труда;
расчеты с персоналом; уплата налогов и сборов; выдача
авансов; оплата долевого участия в строительстве; финансовые вложения; выплата дивидендов, процентов; погашение кредитов и займов; прочие выплаты). В отчете движе­ние денежных средств приведено в увязке с их остатками на начало и конец отчетного периода. Информация о дви­жении денежных средств отражается по видам деятель­ности - текущая, инвестиционная и финансовая.

Для целей составления отчета о движении денежных средств под видами деятельности понимается:

текущая деятельность - деятельность организации, направленная на извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве та­ковой цели. К этому виду деятельности относятся произ­водство готовой продукции, выполнение строительных ра­бот, осуществление сельскохозяйственных работ, торгов­ли, общественного питания, заготовок сельскохозяйствен­ных продуктов и сырья, сдачи имущества в аренду и др.;

инвестиционная деятельность - деятельность органи­зации, связанная с капитальными вложениями хозяйству­ющего субъекта с целью приобретения земельных участ­ков, зданий и иной недвижимости, оборудования, немате­риальных активов и других долгосрочных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций, дру­гих ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.;

финансовая деятельность — деятельность организа­ции, связанная с осуществлением краткосрочных финан­совых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бу­маг краткосрочного характера, выбытия ранее приобре­тенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) - состоит из пяти (разделов) таблиц:

Движение заемных средств.

Дебиторская и кредиторская задолженность.

Амортизируемое имущество.

Движение средств финансирования долгосрочных ин­вестиций.

Финансовые вложения.

В первом разделе приводится информация о полученных кредитах и займах банков исходя из целевого назначения (инвестиционные цели, пополнение оборотных средств, век­сельные займы, иные долгосрочные обязательства); займах других организаций, выданных в виде коммерческих, век­сельных, товарных займов и других долговых обязательств.

    В отчете даются остатки задолженности на начало года и ко­нец отчетного периода по полученным долгосрочным и краткосрочным заемным средствам. Отдельной строкой по­казываются кредиты и займы, не погашенные в срок (про­сроченные, пролонгированные, продленные).

Второй раздел формы 5 содержит информацию о деби­торской задолженности (расчетах с покупателями и заказ­чиками за отгруженные товары, работы, услуги; авансах выданных; векселях полученных; прочих дебиторах и обязательствах) и кредиторской задолженности (расчетам с поставщиками и подрядчиками; авансам полученным; векселям переданным; расчетам по оплате труда, с персо­налом по прочим операциям, с бюджетом и фондом соци­альной защиты населения, по налогам и сборам, с учреди­телями и с прочими кредиторами. Сведения приводятся отдельно по долгосрочной и краткосрочной задолженнос­ти в виде остатков на начало года и конец отчетного перио­да. Отдельными строками показываются кредиторская и дебиторская задолженность, не погашенная в срок. Также в этой таблице содержится информация о сумме выданных гарантий и полученных обеспечений.

В третьем разделе приводятся данные о составе основ­ных средств и нематериальных активов, как принадлежа­щих организации, так и сдаваемых в аренду (лизинг). Ос­новные средства в этой таблице отражаются по первона­чальной или восстановительной стоимости. Причем в от­чете дается информация об остатках на начало и конец отчетного года, поступлении и выбытии объектов основ­ных средств и нематериальных активов. Справочно при­водятся сведения о суммах переоценки, индексации амор­тизации основных средств, начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам.

В четвертом разделе показывается наличие и движе­ние источников собственных средств (амортизационного фонда воспроизводства основных средств и нематериаль­ных активов, нераспределенной прибыли и прочих источ­ников собственных средств) и привлеченных средств (кре­дитов и займов банков, заемных средств других организа­ций, бюджетного финансирования, по договорам долевого строительства, а также совместной деятельности и др.) в организации, а также об их использовании на цели капи­тальных и долгосрочных финансовых вложений. В пятом разделе приводится расшифровка остатков финансовых вложений по их видам (паи и акции, долго­вые ценные бумаги, предоставленные займы, вклады по договору простого товарищества) и срокам погашения (долгосрочные и краткосрочные) на начало года и конец отчетного периода.

Пояснительная записка является обязательным атри­бутом годовой бухгалтерской отчетности. Она составляет­ся в произвольной форме, содержит текстовое описание, графики, таблицы и анализ деятельности организации. В ней дается оценка деятельности организации в отчетном году по показателям, не нашедшим отражения в формах бухгалтерской отчетности (прочие активы, пассивы, кре­диторы, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков и др.) в случае их существенности в общей сумме. Существенной признается сумма, отноше­ние которой к общему итогу соответствующих данных со­ставляет не менее пяти процентов.

В пояснительной записке:

•   отражаются данные об объеме реализации продук­ции, товаров, работ и услуг по видам деятельности;

•   дается оценка деловой активности организации (ши­роты рынков сбыта), степени выполнения плановых зада­ний по темпам роста продаж по сравнению с предшеству­ющими периодами, уровня эффективности использова­ния ресурсов; анализируется динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации;

•   описываются предстоящие капитальные вложения и другие экономические мероприятия инвестиционного ха­рактера;

•   перечисляются виды текущей, инвестиционной и фи­нансовой деятельности и дается оценка их эффективности;

Информация о работе Использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния предприятия