Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2012 в 13:09, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение бухгалтерской отчетности, ее объема, использование бухгалтерской отчетности для анализа финансового состояния предприятия, а также ее совершенствование в условиях перехода на международные стандарты.
Объектом исследования курсовой работы выступает СП ОАО «Спартак».
Введение
3
1
Значение отчетности в системе экономической информации и ее классификация
6
1.1
Экономическая сущность бухгалтерской отчетности и предъявляемые к ней требования
6
1.2
Классификация и виды бухгалтерской отчетности
14
1.3
Объем бухгалтерской отчетности организаций, ее содержание, сроки, порядок представления и утверждения
20
1.4
Краткая экономическая характеристика СП ОАО «Спартак»
22
2.
Порядок составления бухгалтерской отчетности
45
2.1
Подготовительные работы при составлении бухгалтерского баланса
45
2.2
Содержание, порядок составления бухгалтерского баланса
48
2.3
Отчет о прибылях и убытках, информация для его составления
52
2.4
Характеристика других форм бухгалтерской отчетности
54
3
Совершенствование бухгалтерской отчетности в условиях международных и использование ее информации в системе управления организацией
60
Заключение
69
Список использованных источников
75
Приложения
78
Пассив бухгалтерского баланса представлен тремя группами источников:
Источники собственных средств, которые включают: уставный фонд (капитал); собственные акции (доли), выкупленные у акционеров (учредителей), резервный и добавочный фонды, нераспределенную прибыль (непокрытый убыток) (прошлых лет); целевое финансирование.
Доходы и расходы - в этом разделе отражаются полученные доходы и понесенные расходы в данном отчетном периоде. К ним относятся: начисленные и неиспользованные резервы предстоящих расходов; доходы, полученные в счет будущих периодов; расходы будущих периодов; нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода; прочие доходы и расходы. Понесенные расходы отражаются отрицательными числами (со знаком минус).
Расчеты - в этом разделе показывается кредиторская задолженность организации по следующим направлениям:
а) банкам и заимодавцам (краткосрочная и долгосрочная) по полученным кредитам и займам;
б) поставщикам и подрядчикам - за полученные товары, работы, услуги;
в) акционерам (учредителям) - по выплате доходов (дивидендов);
г) по оплате труда и прочим операциям с персоналом;
д) по уплате налогов и сборов, страховых взносов;
е) прочим кредиторам.
За итогом бухгалтерского баланса приводится таблица «Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых
Бухгалтерский баланс является основным источником информации об имущественном положении организации, ее платежеспособности и финансовой устойчивости. Он позволяет сторонним пользователям информации сделать выводы о возможности налаживания и расширения партнерских взаимоотношений с хозяйствующим субъектом, а внутренним пользователям - определить стратегию и тактику дальнейшего развития организации.
2.3 Отчет о прибылях и убытках, информация для его составления.
Отчет о прибылях и убытках (форма 2) составляется по итогам работы организации за квартал или год с приведением в нем данных как за отчетный период, так и за аналогичный период прошлого года. Показатели отчета формируются нарастающим итогом с начала года до отчетной даты (Приложение 3).
В отчете о прибылях и убытках расшифровываются доходы и расходы организации, обеспечивается получение прибыли (убытка) в отчетном периоде. Доходы и расходы сгруппированы таким образом, чтобы можно было проанализировать формирование прибыли (убытка) организации. Для этих целей в отчете доходы и расходы сгруппированы по трем разделам.
В первом разделе отражаются доходы и расходы по видам деятельности, предусмотренные уставом организации: выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг (брутто — с налогами и нетто - без налогов); налоги, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг; себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг; управленческие расходы; расходы на реализацию; а также выводится финансовый результат от реализации - прибыль (убыток).
Во втором разделе расшифровываются операционные доходы и расходы: операционные доходы (брутто и нетто); операционные расходы, в том числе по направлениям их осуществления; налоги, начисляемые на полученные операционные доходы, а также прибыль (убыток) от осуществления данного вида операций.
В третьем разделе приводятся данные о внереализационных доходах и расходах: внереализационные доходы; налоги, начисляемые на внереализационные доходы; внереализационные расходы; сумма источников собственных средств, направленных на покрытие убытков; прибыль (убыток) от внереализационных операций.
В этом отчете приводится информация об общей сумме прибыли (убытка), полученной за отчетный период, а также об уплате налогов и сборов и расходов, произведенных из прибыли, о сумме полученных льгот по налогу на прибыль и о величине прибыли (убытка) к распределению. Справочно в отчете о прибылях и убытках приводится расшифровка отдельных видов внереализационных доходов и расходов.
2.4 Характеристика других форм отчетности.
Другие формы бухгалтерской отчетности (кроме бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках) дополняют, уточняют и расшифровывают отдельные показатели бухгалтерского баланса. Состав бухгалтерской отчетности для хозяйствующих субъектов всех форм собственности определен Законом Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» также Правилами составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь № 16 от 17 февраля 2004 г. (в редакции Постановления № 178 от 22 декабря 2004 г.). В нее кроме бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках (ф. 2) входят отчет о движении источников собственных средств (ф. 3), отчет о движении денежных средств (ф. 4), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. 5), отчет о движении целевых средств (ф. 6) и пояснительная записка.
Отчет о движении источников собственных средств (форма 3) содержит информацию об уставном, добавочном и резервном фондах, нераспределенной прибыли (непокрытом убытке) прошлых лет, создаваемых в организации фондах накопления и потребления и о целевом финансировании. В этом же отчете приводятся сведения о наличии и изменении сумм резервов предстоящих расходов и доходов будущих периодов, которые в бухгалтерском балансе включены в раздел «Доходы и расходы». В отчете дается информация о наличии и об изменении (начислении и использовании) источников собственных средств по каждому источнику на начало и конец отчетного периода.
Справочно в отчете о движении источников собственных средств приводятся показатели: суммы средств, направленных на покрытие убытков и увеличение уставного фонда; размер чистых активов; сумма дохода на акцию, начисленного на начало года и конец отчетного периода. В рассматриваемом отчете отдельно приводятся сведения об источниках привлекаемого в организацию бюджетного и внебюджетного финансирования и направлениях их использования.
Отчет о движении денежных средств (форма 4) содержит сведения о потоках денег в организации:
а) по видам поступлений (выручка от реализации то-
варов, продукции, работ, услуг; доходы от продажи вне-
оборотных активов и от совершения операций с акциями;
авансы, полученные от покупателей (заказчиков); целевое
финансирование; бюджетное ассигнование; кредиты и
займы; дивиденды, проценты по финансовым вложениям;
прочие поступления);
б) по направлениям их расходования (оплата труда;
расчеты с персоналом; уплата налогов и сборов; выдача
авансов; оплата долевого участия в строительстве; финансовые вложения; выплата дивидендов, процентов; погашение кредитов и займов; прочие выплаты). В отчете движение денежных средств приведено в увязке с их остатками на начало и конец отчетного периода. Информация о движении денежных средств отражается по видам деятельности - текущая, инвестиционная и финансовая.
Для целей составления отчета о движении денежных средств под видами деятельности понимается:
текущая деятельность - деятельность организации, направленная на извлечение прибыли в качестве основной цели либо не имеющая извлечение прибыли в качестве таковой цели. К этому виду деятельности относятся производство готовой продукции, выполнение строительных работ, осуществление сельскохозяйственных работ, торговли, общественного питания, заготовок сельскохозяйственных продуктов и сырья, сдачи имущества в аренду и др.;
инвестиционная деятельность - деятельность организации, связанная с капитальными вложениями хозяйствующего субъекта с целью приобретения земельных участков, зданий и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других долгосрочных активов, а также их продажей; с осуществлением долгосрочных финансовых вложений в другие организации, выпуском облигаций, других ценных бумаг долгосрочного характера и т.п.;
финансовая деятельность — деятельность организации, связанная с осуществлением краткосрочных финансовых вложений, выпуском облигаций и иных ценных бумаг краткосрочного характера, выбытия ранее приобретенных на срок до 12 месяцев акций, облигаций и т.п.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма 5) - состоит из пяти (разделов) таблиц:
Движение заемных средств.
Дебиторская и кредиторская задолженность.
Амортизируемое имущество.
Движение средств финансирования долгосрочных инвестиций.
Финансовые вложения.
В первом разделе приводится информация о полученных кредитах и займах банков исходя из целевого назначения (инвестиционные цели, пополнение оборотных средств, вексельные займы, иные долгосрочные обязательства); займах других организаций, выданных в виде коммерческих, вексельных, товарных займов и других долговых обязательств.
В отчете даются остатки задолженности на начало года и конец отчетного периода по полученным долгосрочным и краткосрочным заемным средствам. Отдельной строкой показываются кредиты и займы, не погашенные в срок (просроченные, пролонгированные, продленные).
Второй раздел формы 5 содержит информацию о дебиторской задолженности (расчетах с покупателями и заказчиками за отгруженные товары, работы, услуги; авансах выданных; векселях полученных; прочих дебиторах и обязательствах) и кредиторской задолженности (расчетам с поставщиками и подрядчиками; авансам полученным; векселям переданным; расчетам по оплате труда, с персоналом по прочим операциям, с бюджетом и фондом социальной защиты населения, по налогам и сборам, с учредителями и с прочими кредиторами. Сведения приводятся отдельно по долгосрочной и краткосрочной задолженности в виде остатков на начало года и конец отчетного периода. Отдельными строками показываются кредиторская и дебиторская задолженность, не погашенная в срок. Также в этой таблице содержится информация о сумме выданных гарантий и полученных обеспечений.
В третьем разделе приводятся данные о составе основных средств и нематериальных активов, как принадлежащих организации, так и сдаваемых в аренду (лизинг). Основные средства в этой таблице отражаются по первоначальной или восстановительной стоимости. Причем в отчете дается информация об остатках на начало и конец отчетного года, поступлении и выбытии объектов основных средств и нематериальных активов. Справочно приводятся сведения о суммах переоценки, индексации амортизации основных средств, начисленной амортизации по основным средствам и нематериальным активам.
В четвертом разделе показывается наличие и движение источников собственных средств (амортизационного фонда воспроизводства основных средств и нематериальных активов, нераспределенной прибыли и прочих источников собственных средств) и привлеченных средств (кредитов и займов банков, заемных средств других организаций, бюджетного финансирования, по договорам долевого строительства, а также совместной деятельности и др.) в организации, а также об их использовании на цели капитальных и долгосрочных финансовых вложений. В пятом разделе приводится расшифровка остатков финансовых вложений по их видам (паи и акции, долговые ценные бумаги, предоставленные займы, вклады по договору простого товарищества) и срокам погашения (долгосрочные и краткосрочные) на начало года и конец отчетного периода.
Пояснительная записка является обязательным атрибутом годовой бухгалтерской отчетности. Она составляется в произвольной форме, содержит текстовое описание, графики, таблицы и анализ деятельности организации. В ней дается оценка деятельности организации в отчетном году по показателям, не нашедшим отражения в формах бухгалтерской отчетности (прочие активы, пассивы, кредиторы, дебиторы, иные обязательства, отдельные виды прибылей и убытков и др.) в случае их существенности в общей сумме. Существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее пяти процентов.
В пояснительной записке:
• отражаются данные об объеме реализации продукции, товаров, работ и услуг по видам деятельности;
• дается оценка деловой активности организации (широты рынков сбыта), степени выполнения плановых заданий по темпам роста продаж по сравнению с предшествующими периодами, уровня эффективности использования ресурсов; анализируется динамика важнейших экономических и финансовых показателей деятельности организации;
• описываются предстоящие капитальные вложения и другие экономические мероприятия инвестиционного характера;
• перечисляются виды текущей, инвестиционной и финансовой деятельности и дается оценка их эффективности;