Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженности организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2013 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что становление в России рыночной экономики связано с необходи¬мостью решения целого ряда проблем, среди которых одной из глав¬ных является проблема постановки бухгалтерского финансового учета на предприятии. От ее решения во многом зависит подъем всей отечественной экономики, что означает повышение благосостоя¬ния граждан, политическую стабильность, возрождение авторитета стра¬ны в международном масштабе. В связи с этим особое значение приобретает изучение методов бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами, позволяющих повысить степень достоверности бухгалтерской финансовой отчетности.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоритические основы бухгалтерского учета расчетов с контрагентами 5
1.1. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расчетов с дебиторами и кредиторами 5
1.2. Бухгалтерский учет расчетов с покупателями и заказчиками 13
1.3. Бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками 15
2. Методика организации бухгалтерского учета расчетов с контрагентами на материалах ООО «Истринская молочная компания» 22
2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика организации 22
2.2. Методы бухгалтерского учета расчетов с покупателями и заказчиками 28
2.3. Методы бухгалтерского учета расчетов с поставщиками и
подрядчиками 37
3. Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженности организации 72
3.1. Анализ дебиторской задолженности 72
3.2. Анализ кредиторской задолженности 74
3.3. Пути совершенствования расчетов с дебиторами и кредиторами 90
Заключение 97
Список литературы 102

Файлы: 1 файл

Дипл - Бухгалтерский учет и анализ расчетов с контрагентами организации.doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

(Сумма убытка) * (Ставка рефинансирования ЦБ x 1,1) / (365 дней * (Период времени от даты уступки до даты платежа)).

Когда фирма продает  долг после наступления срока  погашения задолженности, вся отрицательная  дельта признается убытком. Однако бухгалтер  не может признать всю сумму единовременно. Он включит  
50 процентов в состав расходов в момент передачи права, а остальные  
50 процентов через 45 дней (п. 2 ст. 279 НК).

Если вернуться к  условному рассмотрению задолженности  как товара, то и продажу долга  можно отразить как обычную реализацию. То есть бухгалтер спишет долг с 62-го счета по аналогии с проводкой Д 41 К 90. Получается, что фирма как бы торгует 62-м счетом. При продаже дебиторской задолженности у цедента возникают операционные доходы и расходы, для которых цедент использует 91-й счет.

Доходы появляются от продажи основных средств и других активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), продукции и товаров, то есть от реализации долга (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). А расходы представляют собой стоимость задолженности (п. 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации»).

Фирма ООО «Аметист» отгрузила компании ООО «Истринская молочная компания»  партию товара на сумму 295 000 руб. (в том числе НДС 18 % – 45 000 руб.). Продавец использует политику «по оплате». Однако компания ООО «Истринская молочная компания»  товар не оплатила. Фирма «Аметист» переуступила ЗАО «Дельта» право требования за 270 000 руб. Рассмотрим типовую корреспонденцию счетов (см. табл. 13).

При прекращении обязательств новацией происходит замена одного обязательства другим. Эта замена на синтетических счетах не отражается; осуществляются отметки в аналитическом учете.

Рассмотрим порядок  списания кредиторской задолженности. Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридического лица и при  списании кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, учитывает по дебету счета 60 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Списание кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляют по результатам проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа руководителя организации.

Таблица 13. – Типовая корреспонденция счетов при прекращении обязательств перед кредиторами

 

П/п

Дебет

Кредит

Сумма

Содержание

1

60  «ЗАО «Аметист»

60 «ЗАО «Дельта»

295 000

Прекращение обязательств уступкой права требования (новацией)


 

В марте 2012 г. ООО «Истринская молочная компания»  приобрело у ООО «Треугольник» парию стирального порошка на сумму  
1118 000 руб. с отсрочкой платежа на 6 месяцев. Однако в июне 2012 г.  
ООО «Треугольник» было ликвидировано. Правопреемник ООО «Треугольник» назначен не был.

Рассмотрим типовую корреспонденцию счетов (см. табл. 14).

Таблица 14. – Типовая корреспонденция счетов при прекращении обязательств перед кредиторами

 

Дебет

Кредит

Сумма

Содержание

41

60

947458

Поступление товаров от поставщика

19

60

170 542

НДС входящий

 

итого

1 118 000

 

60

91

1 118 000

Прекращение обязательств вследствие ликвидации юридического лица


 

Рассмотрим документальное оформление расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Истринская молочная компания».

На предприятии ООО «Истринская молочная компания» при расчетах с поставщиками и подрядчиками применяют следующие виды договоров:

1) договор поставки;

2) договор о зачете взаимных  требований;

3) договор финансирования под уступку денежного требования;

4) договор о товарном кредите.

В ООО «Истринская молочная компания» на товарно-материальные ценности, поступающие по договорам купли-продажи, поставки и др., организация получает от поставщика (грузоотправителя):

  • расчетные документы (платежные требования, платежные требования-поручения, счета, товарно-транспортные накладные и т.п.);
  • сопроводительные документы (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения и др.).

Принимая ТМЦ, в ООО «Истринская молочная компания» производят следующие процедуры:

1) регистрируют документы в журнале учета поступающих грузов*;

2) проверяют соответствие данных этих документов договорам поставки (другим аналогичным договорам) по:

  • ассортименту,
  • ценам и количеству материалов,
  • способу и срокам отгрузки,
  • другим условиям поставки, предусмотренным договором;

3) проверяют правильность расчетов в расчетных документах;

4) акцептуют (оплачивают) расчетные документы полностью или частично или мотивированно отказываются от акцепта (их оплаты);

5) определяют фактические размеры ответственности в случае нарушения условий договора;

6) передают документы в подразделения организации (бухгалтерскую службу ООО «Истринская молочная компания».) в сроки, предусмотренные правилами документооборота организации.

Определяя порядок вышеперечисленных операций, предприятие ООО «Истринская молочная компания» учитывает  условия поставок и транспортировки (доставки до организации);

В некоторых случаях (когда  отдельные партии материалов находятся  в процессе технической приемки, лабораторных испытаний или в силу отказа от акцепта счета) материалы в ООО «Истринская молочная компания» принимаются на временное ответственное хранение.

Материалы, закупленные  подотчетными лицами организации ООО «Истринская молочная компания», подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанции к приходному кассовому ордеру – при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица).

Если в интересах  производства целесообразно направить  отдельные партии материалов непосредственно  в цех, они отражаются в учете  как поступившие на склад и переданные в цех или на участок. При этом в приходных и расходных документах склада и цеха (участка) в ООО «Истринская молочная компания» делается отметка о том, что материалы получены от поставщика и выданы цеху без завоза на склад (транзитом).

Перечень материалов, которые могут завозиться транзитом непосредственно в подразделения организации ООО «Истринская молочная компания» оформлен распорядительным документом по организации:

Рассмотрим порядок приемки материалов от организаций транспорта и связи по количеству и качеству в ООО «Истринская молочная компания».

В ООО «Истринская молочная компания» поступившие в организацию счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты и другие сопроводительные документы на поступившие грузы передаются соответствующему подразделению организации (отделу материально-технического снабжения, складу и т.п.) как основание для приемки и оприходования материалов.

В ООО «Истринская молочная компания» материалы в организации своевременно оприходуются.

При приемке материалы в ООО «Истринская молочная компания» подвергаются тщательной проверке в отношении соответствия, указанным в расчетных и сопроводительных документах ассортименту, количеству и качеству.

Приемку товаров по количеству и качеству в ООО «Истринская молочная компания» осуществляют в порядке, установленном следующими документами:

Все материальные ценности, прибывающие на предприятие ООО «Истринская молочная компания» оприходуются соответствующими складами.

В ООО «Истринская молочная компания» приемка и оприходование поступающих материалов и тары (под материалы) оформляются соответствующими складами, как правило, путем составления приходных ордеров (типовая межотраслевая форма № М-4 утверждена постановлением Госкомстата России от 30.10.97 № 71а), при отсутствии расхождений между данными поставщика и фактическими данными (по количеству и качеству).

Форма № М-4 применяется в ООО «Истринская молочная компания» также для учета материалов, поступающих из переработки. Его выписывают на фактически принятое количество ценностей в одном экземпляре в день поступления ценностей на склад.

Форма № М-4 заполняется в ООО «Истринская молочная компания» на основании следующих документов: договор поставки, накладная поставщика (при перевозке грузов автотранспортом приемка поступающих материалов осуществляется на основе товарно-транспортной накладной, получаемой от грузоотправителя – при отсутствии расхождений между данными накладной и фактическими данными).

Рассмотрим этапы ООО «Истринская молочная компания» документального оформления расчетов с поставщиками.

Этап 1. Принятие материалов кладовщиком

Материалы, поступающие  на склады ООО «Истринская молочная компания»), подвергаются тщательной проверке в отношении их соответствия ассортименту, количеству (счету, весу, объему) и качеству, указанным в сопроводительных документах. Кладовщик также обязан проверить состояние упаковки и пломб (если они есть). Если кладовщик этого не сделает и впоследствии будет выявлена недостача или порча, то его можно будет привлечь к материальной ответственности (для привлечения к материальной ответственности организация должна доказать, что кладовщик допустил халатность или действовал с умыслом).

Этап 2. Составление кладовщиком приходного ордера по форме № М-4

В адресной части приходного ордера в ООО «Истринская молочная компания» указывают:

  • его порядковый номер;
  • наименование организации;
  • код организации по ОКПО;
  • наименование структурного подразделения;
  • дату составления приходного ордера;
  • код хозяйственной операции. Код проставляется в том случае, если организация применяет систему кодирования;
  • наименование или номер (код) склада, на который поступили материальные ценности;
  • наименование и код (если организация применяет систему кодирования) поставщика;
  • наименование страховой компании (если поступившие материальные ценности были застрахованы);
  • номер сопроводительного документа, на основании которого была оформлена операция оприходования материальных ценностей;
  • номер соответствующего платежного документа (например, платежного поручения и др.).

Далее в приходном  ордере заполняют таблицу, содержащую данные о поступивших товарно-материальных ценностях.

На оборотной стороне  приходного ордера продолжается таблица  с данными по поступившим материалам.

После заполнения приходного ордера необходимо прочеркнуть свободные  строки таблицы, чтобы исключить возможность последующих приписок.

В строке «Итого» на оборотной стороне приходного ордера в соответствующих графах указываются итоговые данные о количестве принятых материальных ценностей (графа 6), об их общей стоимости без НДС (графа 8), о суммарной величине НДС (графа 9) и об общей стоимости материальных ценностей, включая НДС (графа 10).

В графе «количество» в разных строках могут стоять неодинаковые единицы измерения, их необходимо также просуммировать. Это делается для того, чтобы исключить возможность последующих дописок или иных исправлений.

Этап 3. Подписание приходного ордера.

В конце приходный  ордер подписывают материально  ответственное лицо, принявшее материалы, и работник, сдавший материалы. Эти  люди должны указать свои должности и расшифровать свои подписи (инициалы и фамилии).

Этап 4. Бухгалтерское оформление

В конце месяца материально  ответственное лицо передает в бухгалтерию ООО «Истринская молочная компания» приходный ордер вместе с первичными учетными документами, на основании которых он составлен.

Бухгалтер ООО «Истринская молочная компания» проверяет представленные отчеты, приходные ордера и приложенные к ним документы. В приходном ордере бухгалтер обязан проконтролировать:

  • правильно ли оформлен документ (наличие всех подписей, заполнение всех необходимых реквизитов, отсутствие исправлений или их подтверждение соответствующими должностными лицами);
  • соответствуют ли сведения в приходном ордере первичным учетным документам, на основании которых он составлен;
  • правильно ли подсчитаны в приходном ордере итоговое количество и суммы.

В адресной части приходного ордера бухгалтер ООО «Истринская молочная компания» указывает:

  • счет и субсчет, по дебету которых отражается оприходование поступивших от поставщика материальных ценностей;
  • код аналитического учета поступивших материальных ценностей, если он имеется.

Рассмотрим порядок  приемки материальных ценностей, по которым выявлены недостачи, пересортица или дефекты качества в ООО «Истринская молочная компания».

Согласно ст. 468 ГК РФ при передаче продавцом предусмотренных договором купли-продажи товаров в ассортименте, не соответствующем договору, покупатель вправе отказаться от их принятия и оплаты, а если они оплачены, потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

Информация о работе Экономический анализ дебиторской и кредиторской задолженности организации