Калькулирование затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

В условиях мирового финансового кризиса процесс эффективного управления производством зависит от того, насколько рационально построена система внутрипроизводственного управленческого учета на предприятии и насколько объективно она отражает его производственные процессы. Формирование многих экономических показателей зависит от правильности организации внутрипроизводственного учета.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………. 3

Раздел 1. Понятие, цели и виды калькулирования затрат …………………… 5
1.1. Калькулирование себестоимости продукции, понятие и принципы формирования ……………………………………………………………………5
1.2. Нормативный метод калькулирования затрат ……………………………12

Раздел 2. Калькулирование затрат на предприятии ООО «Иллюзия» ………16
2.1. Процесс управления затратами на ООО «Иллюзия» …………………… 16
2.2. Содержание калькуляционных статей на стадиях производства на ООО «Иллюзия» ……………………………………………………………………… 19

Раздел 3. Направления совершенствования калькулирования затрат на предприятии ООО «Иллюзия» …………………………………………………31

Заключение ……………………………………………………………………... 34
Список использованной литературы …………………………………………. 37

Файлы: 1 файл

Калькулирование затрат .doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

Издержки всех подразделений предприятия относятся  на производимую продукцию и должны быть компенсированы в процессе реализации продукции.

На ООО «Иллюзия»  процесс управления затратами реализован в следующем объеме:

а) учет затрат по подразделению, предприятию ведется  в объеме бухгалтерского учета, целью  которого является формирование итоговых данных за отчетный период в разрезе балансовых счетов. Фактически затраты на изделие (заказ) распределяются частично по фактическим данным (прямые затраты), остальные пропорционально базе распределения. Учет осуществляется бухгалтером и в дальнейшем передается экономисту, который осуществляет распределение и перераспределение по заказам.

б) планирование затрат по изделиям ведется в рамках составления плановой калькуляции  на изделия. Планирование затрат на уровне предприятия и подразделений  осуществляется на основа данных бухгалтерского учета от фактически сложившегося уровня и экспертных оценок специалиста и руководителей. Функции планирования осуществляются экономистом.

в) анализ затрат осуществляется на уровне балансовых счетов, проведение аналитических процедур в другом разрезе связано с выполнением значительного объема ручных работ и является очень трудоемким мероприятием.

г) контроль затрат ведется на уровне статей калькуляции  изделий. Контрольные функции возлагаются  на экономиста и директора предприятия.

д) принятие решений, влияющих на изменение уровня затрат, прогноз изменения затрат производится на основе интуиции, опыта руководителя.

Для ведения  бухгалтерского учета хозяйственных  операций Приказом об Учетной политике ООО «Иллюзия» за 2010 год предусмотрено списание и распределение косвенных расходов.

Система учета  затрат предусмотрена по варианту, при котором в течение отчетного  периода прямые производственные затраты  собираются по дебету счета «Производство», косвенные производственные затраты – по дебету счета «Общепроизводственные расходы» с кредита счетов производственных и финансовых ресурсов. В конце отчетного периода в расчет себестоимости отдельных видов продукции помимо прямых производственных затрат включаются и косвенные производственные затраты, учтенные в течение отчетного периода.

Для учета затрат на производство и калькулирования  себестоимости продукции в ООО  «Иллюзия» применяют нормативный  метод.

Важнейшие элементы этого способа – своевременное  выявление отклонений от норм и учет таких отклонений.

Фактические затраты  на производство продукции при нормативном  методе выражаются формулой:

3ф = 3н ±  Н ± О,                                          (2.1)

где:

Зф – фактические  затраты на производство продукции;

Зн – затраты  по нормам, по которым составлена калькуляция;

Н – изменение  норм;

О – отклонение от норм.

Поэтому основным условием внедрения нормативного метода в мебельном производстве является полный охват производственно-хозяйственной  деятельности предприятия нормативными данными.

Плановый отдел  предприятия ООО «Иллюзия» разрабатывает  нормативные калькуляции в целом  на изделие по всем статьям расходов и по затратам каждого цеха. Эти  же нормативы используются для оценки брака и незавершенного производства.

Технический отдел определяет нормативы расхода материалов, отдел труда и заработной платы планирует нормативы заработной платы.

На предприятии  также возможно изменение норм. Такая  ситуация возникает при внедрении  рационализаторских предложений, изменении  технологии и ряде других причин. Итоги изменений норм вносятся в нормативные калькуляции по состоянию на 1-е число каждого месяца.

2.2. Содержание  калькуляционных статей на стадиях  производства

 

Процесс производства столярных изделий зависит от конструкции отдельных его элементов, вида используемого сырья и оборудования. Поэтому, как бы ни была сложна конструкция, технология изготовления изделия состоит из совокупности технологических процессов, сборки деталей в сборочную единицу и ее последующей обработки и общей сборки.

Таким образом, калькулируя стоимость изготовления столярного изделия, необходимо первоначально  разобраться со стадиями производственного  процесса. Как минимум производство столярных изделий состоит из трех стадий: раскройной, отделочной и  сборочной.

Рассмотрим  каждую из них.

Раскройная  стадия

В затраты на этот процесс как минимум включаются:

– стоимость исходных древесных полуфабрикатов;

– стоимость раскроенных на черновые заготовки деталей к запущенному в производство изделию;

– материальные затраты;

– стоимость тепловой и электрической энергии;

– затраты на содержание и эксплуатацию специализированного оборудования;

– заработная плата производственного персонала и ЕСН.

Заготовки деталей, поступающих со склада на машинно-фанеровочный цех, а также клеи (рабочие и сухие клеевые растворы, замазки) образуют прямые материальные затраты стадии. Доски, фанера, плиты, шпон оцениваются по производственной себестоимости (включая общезаводские расходы), а покупные материалы – по цене приобретения.

Для технологических целей на раскройной стадии активно используются тепловая и электрическая энергия. Они расходуются на поддержание температурных условий для склеивания элементов деталей (нагрев клея и клеевых слоев, нанесенных на древесину).

Машинно-фанерочный цех несет значительные расходы на содержание и эксплуатацию ряда станков (фуговальных, автошпунтовальных, строгальных, рейсмусовых, торцовочных, шипорезных, фрезерных, циклевальных, клеенамазочных, ребросклеивающих и др.) и прессов для склеивания и фанерования.

В состав эксплуатационных расходов входит замена и подготовка режущего станочного инструмента (строгальных  и шипорезных ножей, фрез, сверл различных  типоразмеров).

Отделочная  стадия

Значительную  часть затрат здесь оставляют  материальные затраты. К ним относят расход: обессмоливающих средств (ацетона, бензина, бензола, скипидара и др.); отбеливающих составов (хлорной извести, перекиси водорода, щавелевой кислоты); красителей, усиливающих текстуру древесины; грунтовок и порозаполнителей, шпаклевок и т.п.

На технологические  нужды стадии расходуются электрическая  и тепловая энергия, используемая для  нанесения лаков и красок на поверхность  древесины методом распыления, а  также для сушки лакокрасочного покрытия деталей и изделий.

Состав производственных рабочих в отделочном цехе, осуществляющем прозрачное, или укрывистое, покрытие, определяется содержанием этапов отделки, к которым относятся подготовка поверхности древесины (заточка, обесмоливание, отбеливание и т.п.), создание лаковых или красочных покрытий, облагораживание покрытия (разравнивание и полирование).

Отделочное  оборудование, которое эксплуатируется  на данной стадии, состоит из шлифовальных аппаратов, распылительных установок, щеточных машин, вальцовых станков, конвейеров для отделки окунанием, лаконаливных машин, сушильных устройств, полировальной аппаратуры. На участке используют также и ручные инструменты – шпатели, кисти и др.

Сборочная стадия

Процесс сборки столярных изделий может состоять из нескольких операций в зависимости  от сложности изделия. Так, простые изделия могут быть собраны за одну операцию непосредственно из деталей. Сборка же более сложных изделий (например, дверей) включает в себя несколько действий. В этом случае детали сначала собираются в узлы и далее – в изделие.

Сборку узлов  и изделий производят в соответствии с технологическими режимами, выполнение которых обеспечивает геометрически  правильную форму, требуемую прочность  и соответствующий внешний вид. В сборку должны направляться только кондиционные детали и узлы, отвечающие установленным требованиям.

Рассмотрим  расчет калькулирования себестоимости на конкретном примере:

ООО «Иллюзия»  выпускает столярные изделия. В  июле 2010 года руководство предприятия  приняло решение о начале изготовления межкомнатных дверей. Рассчитаем себестоимость одной двери. На первой стадии калькулирования определим расходы каждого цеха, участвующего в изготовлении двери.

1. На раскройной  стадии предприятие израсходовало: 

– 0,5 куб. м брусков по цене 2000 грн. за 1 куб. м (для изготовления каркаса двери);

– 4 кв. м фанеры по цене 200 грн. за 1 кв. м (для облицовки);

– 0,5 куб. м досок по цене 300 грн. за 1 куб. м (для заполнения внутреннего пространства двери);

– 0,5 кг клея по цене 140 грн. за 1 кг (для склеивания деталей);

– 70 кВт электроэнергии по цене 2 грн. за 1 кВт;

– на содержание и эксплуатацию станков и прессов в расчете на одну дверь – 50 грн.;

– на заработную плату рабочих – 3540 грн.;

– на ЕСН от заработной платы рабочих – 920,40 грн. 

2. На отделочной  стадии было израсходовано:

– 0,5 л ацетона по цене 60 грн. за 1 л;

– 0,1 л перекиси водорода по цене 30 грн. за 1 л;

– 0,2 л красителя по цене 130 грн. за 1 л;

– 0,4 л лака по цене 250 грн. за 1 л;

– 50 кВт электроэнергии по цене 2 грн. за 1 кВт;

– на содержание и эксплуатацию отделочного оборудования в расчете на одну дверь – 55 грн.;

– на заработную плату рабочих – 2040 грн.;

– на ЕСН от заработной платы рабочих – 530,40 руб. 

2. На сборочной  стадии имели место такие расходы: 

– на содержание и эксплуатацию оборудования для сборки в расчете на одну дверь – 30 грн.;

– на заработную плату рабочих, занятых на стадии сборки, – 2150 грн.;

– на ЕСН от заработной платы рабочих – 559 грн.;

– на заработную плату руководителей производственного процесса – 2000 грн.;

– на ЕСН от зарплаты руководителей – 520 грн.

На второй стадии калькулирования необходимо учесть величину расходов обслуживающих производств  и общехозяйственных расходов, включаемых в стоимость одной межкомнатной двери.

Необходимо  определить величину всех общехозяйственных расходов и расходов обслуживающих производств за месяц, разделить их на количество дней в месяце (30 дней), а затем на 24 часа (поскольку производство является круглосуточным). Далее умножим величину данных расходов, приходящихся на 1 час работы производства, на время, затраченное на изготовление одной двери.

В результате этих расчетов получили сумму в размере 8450 грн.

Поскольку других расходов при производстве межкомнатной двери не было, приступим к калькулированию  стоимости изготовления межкомнатной двери:

Таким образом, минимальная продажная стоимость  межкомнатной двери – 28 823,85 грн.

Типовая группировка  затрат

В процессе калькулирования  целесообразно использовать следующую  типовую группировку затрат:

– сырье и материалы;

– возвратные отходы (вычитаются);

– покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

– топливо и энергия на технологические цели;

– заработная плата производственных рабочих;

– отчисления на социальные нужды;

– общепроизводственные расходы;

– общехозяйственные расходы;

– потери от брака;

– прочие производственные расходы;

– коммерческие расходы (таблица 1).

Итак, основу управления затратами на предприятии составляет их планирование по нормативному методу.

Основной задачей  планирования затрат является определение  экономических результатов деятельности предприятия, ожидаемых в будущем  периоде.

Планирование  затрат на ООО «Иллюзия» ведется  в рамках составления плановой калькуляции  на изделия, заказы с целью определения их цены. Расчеты, связанные с разработкой плановой калькуляции, осуществляются в разрезе отдельных статей номенклатуры затрат. Для увязки с ценовой политикой предприятия в плановой калькуляции наряду с общей суммой и структурой удельных затрат приводятся показатели оптовой цены, ставки и суммы налога на прибыль и других обязательных платежей, осуществляемых за счет валовой прибыли.

Таблица 1

Типовая группировка  затрат

Наименование статей

Стоимость

«Сырье и материалы»

(бруски, фанера, доски,  клей, ацетон, перекись водорода, красители, лак)  

2179 грн. (0,5 куб. м.*2000 гр./куб.  м.+4 кв. м.*200 грн./кв. м.+0,5 куб. м.*300 грн./куб.  м.+0,5 кг*140 грн./кг+0,5 л*60 грн./л+0,1 л*30 грн./л+0,2 л*130 грн.\л+0,4*250 грн.\л)

«Топливо и энергия  на технологические нужды»

240 грн. (70 Квт*2 грн./кВт+50 кВт*2 грн.\кВт)

«Заработная плата производственных рабочих»

7730 грн. (920,40+530,40+559)

«ЕСН от заработной платы  рабочих»

2009,80 (920,40+530,40+559)

«Общепроизводственные расходы на содержание и эксплуатацию станков»

135 грн. (50+55+30)

«Заработная плата руководителей  производственного процесса»

2000 грн.

«ЕСН от заработной платы  руководителей производственного  процесса»

520 грн.

«Общехозяйственные расходы»

«Расходы обслуживающих  производств»

 

8450 грн.

ИТОГО

23263,80 грн.

Информация о работе Калькулирование затрат