Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:10, курсовая работа
Цель данного вида отчетности - предоставить полную и достоверную информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы компаний, необходимую пользователям для принятия обоснованных экономических решений. Отличительные черты консолидированной отчетности:
- отчетность составляется группой компаний, не являющейся юридическим лицом, в то время как каждая из компаний группы является юридическим лицом;
- все компании группы прямо или косвенно принадлежат одному собственнику (группе собственников);
- отчетность характеризует финансовое положение и финансовые результаты деятельности группы компаний как единого хозяйствующего субъекта;
- основными методами подготовки отчетности являются построчное суммирование и последующее исключение статей, характеризующих внутригрупповые операции.
Введение 3
1. Теоретические аспекты консолидированной финансовой отчетности.
6
1.1 История возникновения консолидированной отчетности. 6
1.2 Сущность и основные понятия консолидированной отчетности. 12
1.3 Нормативная база регулирования. 20
2. Консолидированная финансовая отчетность. 25
2.1 Процедуры подготовки и представления консолидированной отчетности.
25
2.2 Основные принципы консолидации. 30
2.3 Анализ консолидированной отчетности. 34
Заключение.
Примеры 37
Список использованной литературы. 40
Вместе с тем в российском законодательстве отсутствует понятие материнской компании, эквивалентом которого в ГК РФ выступает в одних случаях основное общество (товарищество), а в других – преобладающее общество либо центральная компания в финансово-промышленных группах.
Российское определение дочернего общества, по существу, достаточно схоже с определением, данным в международных стандартах, а российские зависимые общества можно назвать аналогом британских ассоциированных или родственных компаний, определение которых содержится в международных стандартах.
Другие вопросы составления консолидированной отчетности дополняются и конкретизируются в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах». В данном законе финансово-промышленная группа (ФПГ) определяется как совокупность юридических лиц, действующих в качестве основного и дочерних обществ либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия), на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на
повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. ФПГ выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью ФПГ; ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ; готовит ежегодный отчет о деятельности группы.
К числу потребителей информации консолидированной отчетности можно отнести: акционеров материнской компании и дочерних предприятий; внешних инвесторов; управляющий персонал группы; руководство и наблюдательный совет материнской компании и дочерних предприятий; государственные органы управления; покупателей; поставщиков; аналитиков и консультантов; деловые круги и общественность.
Консолидированная финансовая отчетность адресована руководству и наблюдательным советам предприятий, входящих в корпоративную семью, учредителям, а также внешним потребителям информации, таким как существующие и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, государство.
Для внешних пользователей она выступает в качестве дополнительной информации, которая устраняет ограниченность частных балансов. Для материнской компании консолидированная отчетность является своеобразным «расширением» и «дополнением» к своей отчетности.
Таблица 3
Способ включения в сводную отчетность группы данных
дочерних и зависимых обществ
Тип подчиненного общества и вид инвестирования |
Степень влияния материнской (основной) компании |
Способ включения в консолидированную отчетность |
1. Дочернее общество (если головная организация имеет более 50% голосующих акций АО или более 50% уставного капитала ООО) |
Решающее влияние, полный контроль |
Полное консолидирование |
2. Совместное общество |
Совместный контроль и влияние |
Метод пропорционального консолидирования (консолидирование квот) |
3. Зависимое общество (если головная организация имеет от 20 до 50% голосующих акций АО или от 20 до 50% уставного капитала ООО) |
Значительное влияние |
Метод консолидирования доли в капитале |
4.Финансовые вложения в капитал материнской компании (разовые или постоянные) |
Длительные отношения при отсутствии значительного влияния или наличие влияния в связи с приобретением доли в обществе с целью продажи |
Общий порядок, предусмотренный для финансовых вложений |
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».
Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом.
1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Для целей настоящего
Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона.
Настоящий Федеральный закон
1) на кредитные организации;
2) на страховые организации;
3) на иные организации, ценные
бумаги которых допущены к
обращению на торгах фондовых
бирж и (или) иных
Статья 3. Составление консолидированной финансовой отчетности.
1. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.
2. Консолидированная
финансовая отчетность
3. На территории Российской
Федерации применяются МСФО и
Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом
Комитета по Международным
Статья 4. Представление консолидированной финансовой отчетности.
1. Годовая консолидированная
финансовая отчетность
Статья 5. Аудит консолидированной финансовой отчетности.
Годовая консолидированная финансовая отчетность подлежит обязательному аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.
Адаптация к российским
условиям международных стандартов
финансовой отчетности делает зарубежный
опыт, накопленный в области
Прежде всего, наряду
с правовыми формами
В соответствии со ст. 105 ГК РФ дочерним признается хозяйственное общество, если другое (основное) хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ним договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества. В Гражданском кодексе Российской Федерации не устанавливается доля основного общества в уставном капитале дочернего общества, которая позволяет ему определять решения дочернего общества, тогда как такие параметры указываются для зависимых обществ. В ст. 106 ГК РФ дано определение зависимого хозяйственного общества, которое признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Другие аспекты определения
участия, зависимости и контроля
между обществами рассматриваются
в Законе РФ от 22 марта 1991 г. № 948-I «О
конкуренции и ограничении
В соответствии со ст. 18 этого Закона приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое получает право распоряжаться более чем 20 % указанных акций (долей), а также приобретение лицом прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо реализовать функции его исполнительного органа, осуществляется с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица.
Другие вопросы составления консолидированной отчетности дополняются и конкретизируются в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах». В данном Законе финансово-промышленная группа определяется как совокупность юридических лиц, действующих в качестве основного и дочерних обществ либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.
Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе допускается. Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы утвержден Постановлением Правительства РФ от 9 января 1997 г. № 24.
В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежняя система бухгалтерского учета не смогла полностью отразить новые финансово-хозяйственные операции организаций. Потребовались перемены в законодательстве, уточнение концептуальных актов и методологии бухгалтерского учета и отчетности.
До недавнего времени составление консолидированной отчетности в Российской Федерации регулировалось приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. № 81 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и Порядком ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы.
Оба документа давали лишь начальную информацию о консолидированной отчетности. В первом шла речь об отношениях между головной (материнской) компанией и зависимым (дочерним) предприятием. Во втором предусматривалось составление консолидированной отчетности центральной (головной) компанией, учрежденной всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы и уполномоченной на ведение дел финансово-промышленной группы.
Кроме указанных документов
Минфин России утвердил приказ от 30 декабря
1996 г. № 112 «О методических рекомендаций
по составлению и представлению
сводной бухгалтерской
В этом приказе дается
боле точное определение сводной
отчетности и указываются случаи,
в которых она составляется, рассматриваются
общий порядок составления и
представления сводной