Консолидированная финансовая отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данного вида отчетности - предоставить полную и достоверную информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы компаний, необходимую пользователям для принятия обоснованных экономических решений. Отличительные черты консолидированной отчетности:
- отчетность составляется группой компаний, не являющейся юридическим лицом, в то время как каждая из компаний группы является юридическим лицом;
- все компании группы прямо или косвенно принадлежат одному собственнику (группе собственников);
- отчетность характеризует финансовое положение и финансовые результаты деятельности группы компаний как единого хозяйствующего субъекта;
- основными методами подготовки отчетности являются построчное суммирование и последующее исключение статей, характеризующих внутригрупповые операции.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты консолидированной финансовой отчетности.
6
1.1 История возникновения консолидированной отчетности. 6
1.2 Сущность и основные понятия консолидированной отчетности. 12
1.3 Нормативная база регулирования. 20
2. Консолидированная финансовая отчетность. 25
2.1 Процедуры подготовки и представления консолидированной отчетности.
25
2.2 Основные принципы консолидации. 30
2.3 Анализ консолидированной отчетности. 34
Заключение.
Примеры 37
Список использованной литературы. 40

Файлы: 1 файл

БФО КР.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем в  российском законодательстве отсутствует  понятие материнской компании, эквивалентом которого в ГК РФ выступает в одних случаях  основное общество (товарищество), а в других – преобладающее общество либо центральная компания в финансово-промышленных группах.  

Российское определение  дочернего общества, по существу, достаточно схоже с определением, данным в международных стандартах, а российские зависимые общества можно назвать аналогом британских ассоциированных или родственных компаний, определение которых содержится в международных стандартах.

Другие вопросы составления консолидированной отчетности дополняются и конкретизируются в Федеральном законе от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах». В данном законе финансово-промышленная группа (ФПГ) определяется как совокупность юридических лиц, действующих в качестве основного и дочерних обществ либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия), на основе договора о создании ФПГ в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на

повышение конкурентоспособности  и расширение рынков сбыта товаров  и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест. ФПГ выступает от имени участников ФПГ в отношениях, связанных с созданием и деятельностью ФПГ; ведет сводные (консолидированные) учет, отчетность и баланс ФПГ; готовит ежегодный отчет о деятельности группы.

К числу потребителей информации консолидированной отчетности можно отнести: акционеров материнской компании и дочерних предприятий; внешних инвесторов; управляющий персонал группы; руководство  и наблюдательный совет материнской компании и дочерних предприятий; государственные органы управления; покупателей; поставщиков; аналитиков и консультантов; деловые круги и общественность.

Консолидированная финансовая отчетность адресована руководству и наблюдательным советам предприятий, входящих в корпоративную семью, учредителям, а также внешним потребителям информации, таким как существующие и потенциальные инвесторы, кредиторы, поставщики, покупатели, государство.

Для внешних пользователей  она выступает в качестве дополнительной информации, которая устраняет ограниченность частных балансов. Для материнской компании консолидированная отчетность является своеобразным «расширением» и «дополнением» к своей отчетности.

Таблица 3

Способ включения в  сводную отчетность группы данных

дочерних и зависимых  обществ

 Тип подчиненного  общества и вид инвестирования

Степень влияния материнской (основной)

компании

Способ включения в

консолидированную

отчетность

1. Дочернее общество 

(если головная организация  имеет более 50% голосующих акций  АО или более 50% уставного капитала  ООО)

Решающее влияние,

полный контроль

Полное консолидирование

2. Совместное общество

Совместный контроль и

влияние

Метод пропорционального  консолидирования

(консолидирование 

квот)

3. Зависимое общество 

(если головная организация  имеет от 20 до 50% голосующих акций  АО или от 20 до 50% уставного капитала  ООО)

Значительное влияние

Метод консолидирования доли в капитале

4.Финансовые вложения  в капитал материнской компании (разовые или постоянные)

Длительные отношения 

при отсутствии значительного  влияния или 

наличие влияния в  связи 

с приобретением доли в 

обществе с целью  продажи

Общий порядок, предусмотренный для финансовых вложений


 

    1. Нормативная база регулирования.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности».

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом.

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Для целей настоящего Федерального  закона под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона.

Настоящий Федеральный закон распространяется:

1) на кредитные организации;

2) на страховые организации;

3) на иные организации, ценные  бумаги которых допущены к  обращению на торгах фондовых  бирж и (или) иных организаторов  торговли на рынке ценных бумаг.

Статья 3. Составление консолидированной  финансовой отчетности.

1. Консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.

2. Консолидированная  финансовая отчетность организации  составляется наряду с бухгалтерской  отчетностью этой организации,  составляемой в соответствии  с Федеральным законом от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

3. На территории Российской  Федерации применяются МСФО и  Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом  Комитета по Международным стандартам  финансовой отчетности и признанные  в порядке, установленном с  учетом требований законодательства Российской Федерации Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Статья 4. Представление  консолидированной финансовой отчетности.

1. Годовая консолидированная  финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам.

Статья 5. Аудит консолидированной  финансовой отчетности.

Годовая консолидированная  финансовая отчетность подлежит обязательному  аудиту. Аудиторское заключение представляется и публикуется вместе с указанной консолидированной финансовой отчетностью.

Адаптация к российским условиям международных стандартов финансовой отчетности делает зарубежный опыт, накопленный в области составления  консолидированной отчетности, ценным для отечественных организаций. В последние годы возросло внимание к данному вопросу со стороны российских учетных организаций, появились нормативные документы и методические указания по данному вопросу, на повестке дня стоит вопрос о принятии закона о консолидированной отчетности. Вместе с тем сохраняющаяся несогласованность и некоторая противоречивость нормативной базы определяют повышенный интерес к методологическим основам составления консолидированной отчетности отечественными организациями. Освещение вопросов, предопределяющих дальнейшее понимание проблем составления консолидированной отчетности, можно найти в ряде российских законов, принятых в последние годы.

Прежде всего, наряду с правовыми формами коммерческих организаций в Гражданском кодексе  Российской Федерации даются определения  дочерних и зависимых обществ. Изучение правового статуса акционерного общества помогает раскрытию системы участий компаний, входящих в группу.

В соответствии со ст. 105 ГК РФ дочерним признается хозяйственное  общество, если другое (основное) хозяйственное  общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ним договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества. В Гражданском кодексе Российской Федерации не устанавливается доля основного общества в уставном капитале дочернего общества, которая позволяет ему определять решения дочернего общества, тогда как такие параметры указываются для зависимых обществ. В ст. 106 ГК РФ дано определение зависимого хозяйственного общества, которое признается таковым, если другое (преобладающее, участвующее) общество имеет более 20 % голосующих акций акционерного общества или 20 % уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.

Другие аспекты определения  участия, зависимости и контроля между обществами рассматриваются  в Законе РФ от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках».

В соответствии со ст. 18 этого Закона приобретение лицом (группой лиц) акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственного общества, при котором такое получает право распоряжаться более чем 20 % указанных акций (долей), а также приобретение лицом прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо реализовать функции его исполнительного органа, осуществляется с предварительного согласия федерального антимонопольного органа на основании ходатайства юридического или физического лица.

Другие вопросы составления  консолидированной отчетности дополняются  и конкретизируются в Федеральном  законе от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах». В данном Законе финансово-промышленная группа определяется как совокупность юридических лиц, действующих в качестве основного и дочерних обществ либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных или иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

Участниками финансово-промышленной группы признаются юридические лица, подписавшие договор о создании финансово-промышленной группы, и учрежденная ими центральная компания финансово-промышленной группы либо основное и дочерние общества, образующие финансово-промышленную группу. В состав финансово-промышленной группы могут входить коммерческие и некоммерческие организации, в том числе иностранные, за исключением общественных и религиозных организаций (объединений). Участие более чем в одной финансово-промышленной группе допускается. Порядок ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы утвержден Постановлением Правительства РФ от 9 января 1997 г. № 24.

В результате рыночных преобразований в Российской Федерации прежняя  система бухгалтерского учета не смогла полностью отразить новые финансово-хозяйственные операции организаций. Потребовались перемены в законодательстве, уточнение концептуальных актов и методологии бухгалтерского учета и отчетности.

До недавнего времени  составление консолидированной отчетности в Российской Федерации регулировалось приказом Минфина России от 28 июля 1995 г. № 81 «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» и Порядком ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы.

Оба документа давали лишь начальную информацию о консолидированной  отчетности. В первом шла речь об отношениях между головной (материнской) компанией и зависимым (дочерним) предприятием. Во втором предусматривалось составление консолидированной отчетности центральной (головной) компанией, учрежденной всеми участниками договора о создании финансово-промышленной группы и уполномоченной на ведение дел финансово-промышленной группы.

Кроме указанных документов Минфин России утвердил приказ от 30 декабря 1996 г. № 112 «О методических рекомендаций по составлению и представлению  сводной бухгалтерской отчетности», в который в 1999 г. были внесены  изменения и дополнения.

В этом приказе дается боле точное определение сводной  отчетности и указываются случаи, в которых она составляется, рассматриваются  общий порядок составления и  представления сводной бухгалтерской  отчетности, правила объединения  показателей бухгалтерской отчетности головной организации и дочерних обществ в сводную бухгалтерскую отчетность, правила включения данных о зависимых обществах в сводную бухгалтерскую отчетность, пояснения к сводному бухгалтерскому балансу и сводному отчету о прибылях и убытках.

Информация о работе Консолидированная финансовая отчетность