Консолидированная финансовая отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:10, курсовая работа

Описание работы

Цель данного вида отчетности - предоставить полную и достоверную информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы компаний, необходимую пользователям для принятия обоснованных экономических решений. Отличительные черты консолидированной отчетности:
- отчетность составляется группой компаний, не являющейся юридическим лицом, в то время как каждая из компаний группы является юридическим лицом;
- все компании группы прямо или косвенно принадлежат одному собственнику (группе собственников);
- отчетность характеризует финансовое положение и финансовые результаты деятельности группы компаний как единого хозяйствующего субъекта;
- основными методами подготовки отчетности являются построчное суммирование и последующее исключение статей, характеризующих внутригрупповые операции.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические аспекты консолидированной финансовой отчетности.
6
1.1 История возникновения консолидированной отчетности. 6
1.2 Сущность и основные понятия консолидированной отчетности. 12
1.3 Нормативная база регулирования. 20
2. Консолидированная финансовая отчетность. 25
2.1 Процедуры подготовки и представления консолидированной отчетности.
25
2.2 Основные принципы консолидации. 30
2.3 Анализ консолидированной отчетности. 34
Заключение.
Примеры 37
Список использованной литературы. 40

Файлы: 1 файл

БФО КР.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Консолидированная  финансовая отчетность.

2.1 Процедуры подготовки и представления консолидированной отчетности.

При составлении консолидированной отчетности данные отчетности материнской компании и дочерних предприятий объединяют поэтапно, чтобы представить их как единую хозяйственную организацию. В этих целях сначала постатейно суммируют статьи отчетности компаний группы, а затем исключают взаимные инвестиции и операции.

Консолидирование должно обеспечить исключение повторного учета взаимных операций компаний группы.

При составлении сводной бухгалтерской отчетности головная организация и дочерние общества должны использовать единую учетную политику в отношении оценки аналогичных статей имущества и обязательств, доходов и расходов и пр.

В сводную бухгалтерскую отчетность объединяется бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ, составленная за один и тот же отчетный период и на одну и ту же отчетную дату.

Организация должна составлять сводную бухгалтерскую отчетность в объеме и порядке, установленных Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), по формам, разработанным головной организацией на основе типовых форм бухгалтерской отчетности. 

Головная организация  придерживается принятой формы сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним от одного отчетного периода к другому. Изменение избранных форм сводного бухгалтерского баланса, сводного отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним раскрывается в пояснениях к данным формам отчетности с указанием  причин, вызвавших это изменение.

Объем и порядок, включая сроки представления бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числе дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности), устанавливает головная организация.

До составления сводной  бухгалтерской отчетности необходимо выверить и урегулировать все взаиморасчеты и иные финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами.

Наименование каждой составляющей сводной бухгалтерской отчетности должно содержать слово «сводный» и название группы.

Сводная бухгалтерская  отчетность представляется учредителям (участникам) головной организации, а иным заинтересованным пользователям – в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, или по решению головной организации. 

 Головной организации  целесообразно составлять сводную  бухгалтерскую отчетность не  позднее 30 июня следующего за отчетным года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации или учредительными документами этой организации.

Сводную бухгалтерскую отчетность подписывают руководитель и главный бухгалтер (бухгалтер) головной организации. По решению участников группы сводная бухгалтерская отчетность может публиковаться в составе публикуемой бухгалтерской отчетности головной организации.

В консолидированную  бухгалтерскую отчетность не включаются отчеты предприятий, в принципе входящих в сферу консолидации, но не представляющих интереса для объединения. К ним относятся:

1)  компании, контроль  над которыми можно считать временным. Например, контрольный пакет акций дочернего общества приобретается и находится в собственности материнского общества исключительно с целью его последующей продажи в недалеком будущем;

2)  дочерние общества, действующие в условиях долгосрочных непреодолимых ограничений, которые лишают их возможности (или существенным образом снижают ее) переводить денежные средства на счет материнского общества. Например, из-за валютных ограничений на зарубежных филиалах, «блокирования» банковских счетов и т.п.;

3)  дочерние компании, хозяйственная деятельность которых резко отличается от характера деятельности основной материнской компании, например, банк и промышленное акционерное общество, торговое и страховое общества.

Таким образом, процедура  консолидации охватывает такие расчеты, как:

1)  консолидация капитала;

2)  консолидация статей баланса, связанных с внутригрупповыми расчетами и операциями; 

3)  консолидация финансовых  результатов (прибыли или убытков)  от внутригрупповой продажи продукции (работ, услуг), а также взаимных объемов продажи продукции (работ, услуг) между основным и дочерними обществами и соответствующих затрат;

4)  консолидация прочих взаимных (операционных и внереализационных) доходов и расходов внутри группы;

5)  суммы дивидендов  основного и дочерних обществ. 

В соответствии с международными стандартами консолидированная отчетность должна базироваться на определенных принципах и методах (отвечать определенным требованиям):

1.  Принцип полноты. 

2.  Принцип собственного  капитала (поскольку материнская  компания и дочерние предприятия  рассматриваются как единая экономическая  единица, собственный капитал определяется по балансовой стоимости акций консолидируемых предприятий, а также по финансовым результатам деятельности этих предприятий и резервам).

3.  Принцип справедливой и достоверной оценки (консолидированная отчетность должна быть представлена в ясной и удобной для понимания форме и давать правдивую и достоверную картину).

4.  Принцип постоянства использования методов консолидации и оценки и принцип функционирующего предприятия. 

5.  Принцип существенности. 

6.  Единые методы  оценки. 

7.  Единая дата составления. 

Большая часть рассмотренных  выше принципов, на которых строится консолидированная отчетность, согласно международным стандартам, нашла отражение и в российских нормативных документах, регулирующих составление сводной бухгалтерской отчетности.

В зависимости от наличия  или отсутствия взаимных операций можно выделить следующие этапы консолидирования:

- первичная консолидация производится при составлении впервые консолидированной отчетности ранее независимых предприятий и связана с приобретением инвестируемого предприятия;

- последующая консолидация производится при составлении консолидированной отчетности группы, образованной ранее и уже осуществляющей взаимные операции. 

Техника и методы составления консолидированной отчетности в разных странах различны. В зависимости от характера   сделки при инвестировании и установлении контроля выделяют два  метода составления первичной консолидированной отчетности: метод покупки (приобретения) и метод слияния (поглощения). Эти методы различаются процедурно и оказывают большое влияние на совокупные финансовые результаты, представляемые в консолидированной отчетности.

 Годовая консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам. Годовая консолидированная финансовая отчетность также представляется:

1) организациями, за  исключением кредитных организаций,  в уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти;

2) кредитными организациями  - в Центральный банк Российской  Федерации.

Промежуточная консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, если такое представление предусмотрено ее учредительными документами.

Кредитные организации  также представляют промежуточную  консолидированную финансовую отчетность в Центральный банк Российской Федерации в случаях, установленных Центральным банком Российской Федерации.

Годовая и промежуточная  консолидированная финансовая отчетность представляется участникам организации, в том числе акционерам, в порядке, определяемом учредительными документами организации.

Представление годовой  консолидированной финансовой отчетности организациями, за исключением кредитных  организаций, в уполномоченный федеральный  орган исполнительной власти осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Представление годовой  и промежуточной консолидированной  финансовой отчетности кредитными организациями  в Центральный банк Российской Федерации  осуществляется в порядке, определяемом Центральным банком Российской Федерации.

Годовая консолидированная  финансовая отчетность представляется до проведения общего собрания участников организации, но не позднее 120 дней после  окончания года, за который составлена данная отчетность.

Консолидированная финансовая отчетность подписывается руководителем организации и (или) иными лицами, уполномоченными на это учредительными документами организации».

 

 2.2 Основные принципы консолидации.

Формирование консолидированной  финансовой отчетности группы основано на объединении информации, содержащейся в отчетности материнской и дочерних компаний. Но консолидация не сводится к построчному сложению аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов: процесс консолидации предусматривает целый ряд специальных расчетов и может быть представлен в виде многошаговой процедуры - графика консолидации.

При этом на каждом шаге предусматриваются те или иные действия по превращению финансовых отчетов  отдельных компаний и некоторой  дополнительной информации в комплект консолидированной отчетности, составленной в соответствии с теми или иными стандартами.

К числу наиболее общих  шагов формирования консолидированной  отчетности относятся:

- элиминирование внутригрупповых  операций;

- расчет гудвилла;

- расчет накопленного  капитала;

- расчет прав меньшинства;

- непосредственное формирование  отчетов.

Рассмотрим данные шаги подробнее.

Итак, в консолидированную  отчетность не следует включать показатели, характеризующие внутригрупповые  операции, т. е. отношения элементов  группы друг с другом. Напрашивается аналогия с обычной финансовой отчетностью: она характеризует отношения компании с внешней средой, но никак не отношения между подразделениями, находящимися внутри компании.

Наиболее типичным примером внутригрупповой операции может  служить реализация товаров одним из предприятий группы другому предприятию той же группы. Реализация отражается в финансовой отчетности каждого из участников сделки (балансе и отчете о прибылях и убытках), и это адекватно характеризует экономическую сущность отношений между двумя самостоятельными организациями. Но если посмотреть на состояние дел с позиций группы в целом, то суть произошедших событий будет выглядеть совсем иначе. Дело в том, что оба предприятия находятся внутри группы, и поэтому, с точки зрения группы, никакой реализации не было, произошло лишь простое перемещение запасов из одного подразделения в другое. Поэтому все перечисленные выше последствия сделки должны быть исключены из консолидированной финансовой отчетности (но при этом, разумеется, сохраниться в отчетах каждого отдельного предприятия). Эту процедура и называется элиминированием (исключением) внутригрупповых операций.

Элиминированию подлежат все долговые отношения между  элементами группы: ведь, с точки  зрения «единого предприятия», долг одного подразделения перед другим никак не должен сказываться на требованиях и обязательствах предприятия в целом. Сказанное относится не только к задолженностям, возникшим в результате торговых сделок, но и к кредитным операциям (включая как основную сумму, так и проценты), а также к начисленным дивидендам.

В общем случае гудвилл представляет собой разницу между стоимостью бизнеса в целом и агрегированной величиной его идентифицируемых чистых активов, оцененных по справедливой стоимости. Сущность гудвилла состоит в оценке дополнительного экономического потенциала компании - когда в силу тех или иных причин предприятие способно получить дополнительные экономические выгоды, в дополнение к "обычной" прибыли от использования своих чистых активов. Причины возникновения гудвилла могут быть самыми разными: эффективная маркетинговая кампания («раскрученность» фирмы), наличие высококвалифицированной команды менеджеров, прогрессивная организация труда и эффективная мотивация персонала, преимущества географического расположения, устойчивая клиентская база и т. п. Все это повышает рейтинг компании и не случайно в русскоязычной деловой литературе гудвилл часто называют деловой репутацией.

В принципе, и рыночная стоимость компании, и справедливая оценка ее чистых активов могут быть определены для любого предприятия, даже если оно никогда не продавалось и не продается. В этом случае имеет место внутренний гудвилл, который можно оценить, но не принято отражать в финансовой отчетности (поскольку база для расчетов является гипотетической, а не реальной). Но если продажа предприятия стала свершившимся фактом, и при этом за него была уплачена сумма, превышающая стоимость чистых активов, то в этом случае гудвилл как бы материализуется и тоже становится объективным свершившимся фактом. Такой гудвилл (называемый покупным) отражается в консолидированной финансовой отчетности группы (но при этом не фигурирует в отчетности материнской или дочерней компании). Покупной гудвилл показывается в консолидированном балансовом отчете отдельной строкой и подлежит амортизации (как правило, на основе линейного метода).

Следует отметить, что  гудвилл может быть не только положительным, но и отрицательным (если сумма приобретения компании меньше справедливой стоимости  чистых активов). Для таких ситуаций стандартами предусмотрены особые правила отражения гудвилла в финансовой отчетности.

В консолидированную  отчетность полностью включается капитал  материнской компании. Что же касается дочерней компании, то было бы неправильно  включать его в отчетность целиком. Ведь некоторая его часть, а именно - та, которая существовала в момент приобретения, уже, по сути дела, вошла в консолидированную отчетность - через стоимость чистых активов, на основе которой рассчитывался гудвилл. Поэтому, во избежание двойного счета, в консолидированный баланс следует включить только ту накопленную прибыль, которая сформировалась уже после даты приобретения, причем только в той части, которая принадлежит материнской компании (а не миноритарным акционерам дочернего предприятия).

Информация о работе Консолидированная финансовая отчетность