Консолидированная и сводная финансовая отчетность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:53, курсовая работа

Описание работы

Одним из перспективных направлений развития бизнеса в настоящее время является создание групп предприятий, связанных между собой экономически, но одновременно остающихся самостоятельными юридическими лицами, - концернов или холдинговых фирм, в которых одна компания, называемая головной или материнской, контролирует одну или несколько других.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ И СВОДНОЙ
ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 5
1.1. Понятие консолидированной финансовой отчетности 5
1.2. Понятие сводной финансовой отчетности 7
ГЛАВА 2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА
ПОДГОТОВКИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ 11
2.1. Область применения консолидированной отчетности в современном
Российском законодательстве 11
2.2. Область применения консолидированной отчетности в современном российском законодательстве 17
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ
ОТЧЕТНОСТИ И МЕТОДЫ КОНСОЛИДАЦИИ 22
3.1. Принципы подготовки консолидированной отчетности 22
3.2. Методы консолидации 29
3.2.1. Метод покупки 30
3.2.2. Метод слияния 31
3.2.3. Метод долевого участия 33
3.2.4. Метод консолидации для совместных предприятий 34
ГЛАВА 4. ПРОЦЕДУРА КОНСОЛИДАЦИИ ОТЧЕТНОСТИ 37
4.1. Описание процедуры консолидации отчетности 37
4.2. Условный практический пример составления консолидированной отчетности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47

Файлы: 1 файл

БУХ ФИН ОТЧ ГОТОВА БЕЗ ПРИЛОЖЕНИЙ.doc

— 249.50 Кб (Скачать файл)

    Если  по каким-то причинам использование  единой учетной политики при составлении сводной финансовой отчетности признается нецелесообразным или невыполнимым, то это обстоятельство должно раскрываться с указанием пропорциональных долей статей сводной финансовой отчетности, к которым применялась разная учетная политика.

    Третье  условие касается отражения в сводной финансовой отчетности показателей дочерних компаний, приобретенных или отчужденных в отчетном периоде. В соответствии с МСФО 22 «Объединение компаний» результаты операций дочерней компании включаются в сводную отчетность, начиная с момента приобретения дочернего общества. Результаты деятельности отчужденной дочерней компании включаются в сводный отчет о прибылях и убытках до даты отчуждения, т.е. даты утраты материнской компанией контроля над дочерней компанией. При этом в сводном отчете о прибылях и убытках в качестве результата от отчуждения дочерней компании признается разница между поступлением в результате отчуждения компании и балансовой стоимостью ее активов за вычетом обязательств на дату отчуждения.

    В сводной финансовой отчетности важное значение имеют показатели доли меньшинства. Под ней понимается часть чистых активов и часть финансового результата (чистой или нераспределенной прибыли) дочерней компании, приходящаяся на долю, которой материнская компания не владеет прямо или косвенно. В сводном бухгалтерском балансе доля меньшинства в чистых активах дочерних компаний показывается отдельно от обязательств и капитала материнской компании. При этом доля меньшинства в чистых активах состоит из суммы на дату первоначального объединения и доли меньшинства в изменениях (приросте) капитала компании. Доля меньшинства в чистых активах на дату объединения рассчитывается в соответствии с МСФО 22. Доля меньшинства в прибыли группы также показывается отдельно в сводном отчете о прибылях и убытках.

    Для правильного понимания сводной  финансовой отчетности в ней требуется  сообщать следующую информацию [16, c.56-58]:

    — перечень дочерних компаний, данные которых  имеют существенное значение для сводной финансовой отчетности группы, с указанием названия, страны регистрации или нахождения, доли участия или процента голосующих акций, принадлежащих материнской компании;

    — причины, по которым дочерняя компания не включается в сводную отчетность;

    — характер взаимоотношений между  материнской компанией и дочерними компаниями, в которых материнская компания не владеет прямо или косвенно более чем половиной голосующих акций;

    — названия компаний, в которых материнской  компании принадлежит прямо или косвенно более половины голосующих акций, но которые не являются дочерними из-за отсутствия контроля над ними;

    — влияние приобретения и отчуждения дочерних компаний на финансовое положение группы на отчетную дату, результаты ее деятельности за отчетный период и соответствующие суммы за предшествующий период.

    Рассмотрев  основные требования к составлению  сводной отчетности в соответствии с требованиями МСФО, можно сделать вывод о важности информации, содержащейся в сводной отчетности, для обеспечения эффективного вложения и более точной оценки ресурсов капитала у отечественных и иностранных инвесторов [18, c.215]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

глава 2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА ПОДГОТОВКИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ

2.1. Область применения  консолидированной  отчетности в современном  российском законодательстве

 

    В настоящее время сводные отчеты составляются в следующих случаях [18, c.220]:

    1. При формировании сводной отчетности  федеральными министерствами и ведомствами и другими органами исполнительной власти в соответствии с Порядком составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и ведомствами и другими федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

    2. При составлении отчетности внутри  одного юридического лица на  основании отчетных данных его  подразделений и филиалов, выделенных на отдельный баланс, но не являющихся самостоятельными юридическими лицами.

    3. При наличии у головной организации  дочерних и зависимых обществ.

    Первый  и второй виды отчетности составлялись в нашей стране и при социалистической экономике. Они позволяли органам исполнительной государственной власти и управления, а также крупным хозяйственным организациям оценить деятельность подчиненных им организаций и подразделений и сформировать обоснованные планы развития на перспективу.

    Сводная отчетность министерств и ведомств включала в себя:

    — текущую сводную статистическую отчетность;

    — периодическую сводную бухгалтерскую  отчетность;

    — сводную годовую бухгалтерскую  отчетность.

    По  первым двум основаниям сводная отчетность составляется в рамках одного собственника или для статистического обобщения. Она, как правило, составляется двумя методами: фабрично-заводским; отраслевым.

    Согласно  фабрично-заводскому методу отчеты объединений  должны составляться путем арифметической сводки отчетов производственных объединений и предприятий в них входящих; отчеты министерств — путем арифметической сводки показателей отчетов средних звеньев управления и предприятий, подчиненных министерству.

    Отраслевой  метод применяется в отраслях промышленности, вырабатывающих однородную продукцию.

    Большинство показателей сводной отчетности, например, показатели выпуска продукции, численности персонала и фондов заработной платы, затрат на производство, прибылей и убытков и др., получали суммированием показателей сводимых отчетов. Отдельные показатели такой отчетности получали путем вычисления средних и относительных величин как по сводным данным, так и по данным отчетов организаций. В настоящее время этот вид сводной отчетности претерпел некоторые изменения. В частности, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации установлено, что федеральные министерства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют сводную годовую бухгалтерскую отчетность по подведомственным им унитарным предприятиям. Также отдельную сводную отчетность они составляют по акционерным обществам (товариществам), часть акций (долей, вкладов) которых закреплена в федеральной собственности (независимо от размера доли). Порядок составления и представления сводной годовой бухгалтерской отчетности федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти определен приказом Минфина России от 15 января 1997 г. № 3. В соответствии с утвержденным порядком министерства, ведомства и другие федеральные органы исполнительной власти составляют данную бухгалтерскую отчетность по организациям, по которым на них возложены координация и регулирование деятельности.

    Рекомендуется сводный годовой бухгалтерский  отчет министерствами и ведомствами составлять и представлять по основной деятельности:

    — предприятий промышленности;

    — строительных, монтажных, ремонтно-строительных, буровых, проектных и изыскательских организаций;

    — геологических организаций и  топографо-геодезических предприятий (экспедиций);

    — научных организаций;

    — предприятий по материально-техническому снабжению и сбыту;

    — предприятий торговли и общественного  питания;

    — предприятий по производству сельскохозяйственной продукции;

    — вычислительных центров и других предприятий, оказывающих информационно-вычислительные услуги;

    — предприятий транспорта;

    — предприятий по ремонту и содержанию автомобильных дорог;

    — предприятий жилищно-коммунального  хозяйства;

    — внешнеэкономических предприятий.

    Сводная отчетность федеральных органов исполнительной власти составляется путем суммирования соответствующих показателей первичной отчетности подведомственных им организаций [21, c.45-46]. Она представляется Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по статистике. Кроме того, в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. № 107н, федеральные органы исполнительной власти, являющиеся главными распорядителями средств федерального бюджета, представляют отчетность об исполнении смет доходов и расходов учреждений, находящихся в их ведении. При этом также производится суммирование показателей подведомственных организаций. Главные распорядители представляют сводную месячную, квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность об исполнении смет доходов и расходов учреждений, находящихся в их ведении, Министерству финансов Российской Федерации и органам, исполняющим бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, в установленные сроки. Характерными особенностями сводной бухгалтерской отчетности, составляемой федеральными министерствами и другими федеральными органами исполнительной власти, являются следующие:

    — собственником всех организаций, включаемых в сводный отчет, за исключением акционерных обществ, выступает государство в лице соответствующего органа исполнительной власти;

    — как правило, все включаемые в  отчет организации относятся  к одной отрасли;

    — основным потребителем информации такой отчетности выступает государство в лице статистических и финансовых органов;

    — сводная отчетность федеральных  органов исполнительной власти является частью действующей системы государственного финансового контроля и планирования.

    Сводная (консолидированная) финансовая отчетность составляется головной организацией при наличии у нее дочерних и зависимых обществ. Сводная (консолидированная) отчетность составляется лишь при наличии единого контроля над активами и операциями всех предприятий, входящих в группу. Под контролем здесь надо понимать возможность оказания решающего влияния на финансово-хозяйственную деятельность предприятия, возникающую вследствие распоряжения контрольным пакетом его акций, либо наличия договора или иного основания, дающего право назначать большую половину руководства предприятия и влиять на принимаемые им решения. Кроме того, контроль должен быть реальным. В частности, под контролем в группе необходимо понимать управление головным предприятием финансово-хозяйственной деятельностью дочернего предприятия с целью извлечения экономической выгоды из результатов его деятельности. Такой тип контроля можно определить как контроль-управление.

    Таким образом, наличие материнско-дочерних отношений между двумя организациями не всегда влечет за собой возникновение группы, поскольку контроль-управление может отсутствовать. Например, головное предприятие может приобрести крупный пакет акций дочернего с целью его дальнейшей продажи или получения дивидендов. Кроме того, подобная ситуация возникает в случае нахождения дочернего предприятия за рубежом, в стране, где существуют законодательные ограничения, например, на перевод за рубеж прибыли, вывоз продукции предприятия и др. В этих случаях сводный отчет составляться не должен. Выделяют четыре вида случаев, когда сводная отчетность не составляется [18, c.220-225].

    I. Отсутствие контроля

    Данные  о дочернем или зависимом обществе могут не включаются в сводную  бухгалтерскую отчетность, если:

    — доля голосующих акций (доля в уставном капитале) дочернего общества или зависимого общества приобретена на краткосрочный период с целью последующей перепродажи;

    — головная организация не может определять решения, принимаемые дочерним обществом.

Информация о работе Консолидированная и сводная финансовая отчетность