Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 18:53, курсовая работа
Одним из перспективных направлений развития бизнеса в настоящее время является создание групп предприятий, связанных между собой экономически, но одновременно остающихся самостоятельными юридическими лицами, - концернов или холдинговых фирм, в которых одна компания, называемая головной или материнской, контролирует одну или несколько других.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ И СВОДНОЙ
ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ 5
1.1. Понятие консолидированной финансовой отчетности 5
1.2. Понятие сводной финансовой отчетности 7
ГЛАВА 2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ, СОСТАВ И СТРУКТУРА
ПОДГОТОВКИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ОТЧЕТНОСТИ 11
2.1. Область применения консолидированной отчетности в современном
Российском законодательстве 11
2.2. Область применения консолидированной отчетности в современном российском законодательстве 17
ГЛАВА 3. ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВКИ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ
ОТЧЕТНОСТИ И МЕТОДЫ КОНСОЛИДАЦИИ 22
3.1. Принципы подготовки консолидированной отчетности 22
3.2. Методы консолидации 29
3.2.1. Метод покупки 30
3.2.2. Метод слияния 31
3.2.3. Метод долевого участия 33
3.2.4. Метод консолидации для совместных предприятий 34
ГЛАВА 4. ПРОЦЕДУРА КОНСОЛИДАЦИИ ОТЧЕТНОСТИ 37
4.1. Описание процедуры консолидации отчетности 37
4.2. Условный практический пример составления консолидированной отчетности 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 47
Выявленная
положительная разница
3.2.4 Метод пропорциональной консолидации для совместных предприятий
Под совместной деятельностью понимается деятельность организации (отчетного сегмента), осуществляемая с целью извлечения экономических выгод или дохода совместно с другими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями путем объединения вкладов и (или) совместных действий без образования юридического лица.
Информация об участии в совместной деятельности подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности организации при наличии договоров, условиями которых устанавливается распределение между участниками обязанностей по финансовой и иной совместно осуществляемой деятельности с целью получения экономических выгод или дохода. [8]
Под
совместно осуществляемыми
Организацией, являющейся участником договора о совместной деятельности, в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация об участии в совместной деятельности:
а) цель совместной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг и т.д.) и вклад в нее;
б) способ извлечения экономической выгоды или дохода (совместно осуществляемые операции, совместно используемые активы, совместная деятельность);
в)
классификация отчетного
г)
стоимость активов и
д) суммы доходов, расходов, прибыли или убытка, относящихся к совместной деятельности.
Перечень
отчетных сегментов в сводной
бухгалтерской отчетности устанавливает
организация, на которую возложено
составление сводной
В
МСБУ – 31 « Финансовая отчетность об
участии в совместной деятельности»
отражено, что совместно контролируемая
компания ведет самостоятельный финансовый
учет и представляет финансовую отчетность
на общих условиях. В бухгалтерском учете
каждого участника денежные средства
и имущество, вложенные в совместно контролируемую
компанию, записываются как долгосрочные
инвестиции. В сводной финансовой отчетности
участник совместно контролируемой компании
отражает свою долю участия. Основной
метод отражения – пропорциональное сведение
данных о доле участника. В сводный баланс
участника включаются его доля активов
и его доля обязательств, за которые он
несет совместную ответственность или
осуществляет совместный контроль. В сводном
отчете о прибылях и убытках отражается
его доля доходов, расходов и прибыли (убытков)
совместно контролируемой компании.
Объем и порядок, включая сроки представления бухгалтерской отчетности дочерних и зависимых обществ головной организации (в том числе дополнительной информации, необходимой для составления сводной бухгалтерской отчетности), устанавливает головная организация. До составления сводной бухгалтерской отчетности выверяют и регулируют все взаиморасчеты и финансовые взаимоотношения головной организации и дочерних обществ, а также между дочерними обществами [18, c.235-252].
Бухгалтерская отчетность головной организации и дочерних обществ объединяется путем построчного суммирования аналогичных статей активов, обязательств, капитала, доходов и расходов. При этом для формирования финансовой информации о группе как о едином целом необходимо [22, с.155-161]:
— исключить балансовую стоимость инвестиций материнской компании в каждую дочернюю компанию и соответствующие части капитала каждой дочерней компании, принадлежащие материнской компании;
— скорректировать прибыль группы исходя из суммы чистой прибыли сведенных дочерних обществ, причитающейся материнской компании, т.е. за минусом суммы чистой прибыли, приходящейся на долю, которой материнская компания не владеет прямо или косвенно;
— отразить в сводном балансе группы отдельно от обязательств и капитала материнской компании долю в чистых активах сведенных дочерних компаний, не принадлежащую прямо или косвенно материнской компании;
— исключить любую задолженность по расчетам внутри группы; операции, совершенные внутри группы; нереализованную прибыль и нереализованные убытки от таких операций, за исключением случаев, когда затраты не могут быть возмещены.
Из сводного баланса исключаются статьи, отражающие финансовые вложения головной организации в уставные капиталы дочерних обществ и соответственно уставные капиталы дочерних обществ в части, принадлежащей головной организации. В случае, когда сумма финансовых вложений головного общества не совпадает со стоимостью акций (пая), отраженной в балансе у дочернего общества, возникает положительная или отрицательная разница, которая отражается в сводном балансе отдельной статьей «Деловая репутация». Если номинальная стоимость акций дочернего общества ниже балансовой оценки финансовых вложений головной организации в дочернее общество, то статья «Деловая репутация» показывается в группе статей «Нематериальные активы» сводного бухгалтерского баланса.
Если номинальная стоимость акций дочернего общества превышает балансовую оценку финансовых вложений головной организации в дочернее общество, то статья «Деловая репутация» показывается между разделами III «Капитал и резервы» и IV «Долгосрочные обязательства» сводного бухгалтерского баланса.
Если головная организация владеет менее 100% голосующих акций дочернего общества, то в сводном бухгалтерском балансе отражается показатель доли меньшинства. Он характеризует источник средств группы и отражает величину капитала дочернего общества, не принадлежащего головной организации. Доля меньшинства в сводном бухгалтерском балансе определяется исходя из величины капитала дочернего общества по состоянию на отчетную дату и процента не принадлежащих головной организации голосующих акций в их общем количестве. За величину капитала дочернего общества на отчетную дату принимается итог раздела IV «Капитал и резервы» сводного бухгалтерского баланса за минусом статей «Фонд социальной сферы» и «Целевые финансирование и поступления».
Из сводной отчетности исключаются показатели, отражающие дебиторскую и кредиторскую задолженность между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами.
Из сводной отчетности исключаются дивиденды, выплачиваемые дочерними обществами головной организации либо другим дочерним обществам той же головной организации, а также головной организацией своим дочерним обществам. В сводной бухгалтерской отчетности отражаются лишь дивиденды, подлежащие выплате организациям и лицам, не входящим в группу.
Из сводного отчета о прибылях и убытках исключается выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации, и затраты, приходящиеся на эту реализацию.
Исключаются также любые иные доходы, расходы, прибыли и убытки, возникающие в результате операций между головной организацией и дочерними обществами, а также между дочерними обществами одной головной организации.
К сводному балансу и отчету о прибылях и убытках деятельности группы прилагается пояснительная записка, в составе которой дается перечень всех дочерних обществ с раскрытием ряда данных (наименования обществ, места государственной регистрации или ведения хозяйственной деятельности, величины уставного капитала, доли участия основного в этих обществах или в их уставном капитале) [19, c.288-289].
В записке приводится также стоимостная оценка на отчетную дату влияния приобретения или выбытия дочерних или зависимых обществ на финансовое положение группы и на финансовые показатели группы за отчетный период.
В
пояснительной записке к
-
данные о наименовании
- его юридическом адресе,
- величине уставного капитала,
-
доле головной организации в
общей сумме вклада, а также
изложение намерений о
Пояснительная записка к сводной отчетности содержит также объяснения тех случаев, когда показатели дочерних и зависимых обществ отражаются в сводной бухгалтерской отчетности непосредственно как финансовые вложения, к которым не применяются рассмотренные принципы и правила консолидации.
Рассмотрим порядок составления такой отчетности группами взаимосвязанных организаций (холдингами, корпорациями, концернами, ассоциациями и др.) на условном практическом примере [18, c.235-252].
Перед началом составления сводной отчетности головное предприятие должно получить от всех предприятий группы данные:
— о финансовых вложениях предприятий группы в уставный капитал других организаций;
— о номинальной стоимости акций (долей капитала) предприятий группы;
— о полученном предприятиями группы эмиссионном доходе;
— об остатках кредиторской и дебиторской задолженности предприятий группы друг другу;
— о кредитах и ссудах, выданных предприятиями группы друг другу;
— о начисленных и выплаченных дивидендах предприятиям группы;
— о внутригрупповых доходах и прибыли;
— о приобретенных у предприятий группы основных средствах;
— о приобретенных у предприятий группы и еще не списанных материалах, товарах, готовой продукции.
Для составления сводного отчета используем следующие данные (Приложение 1). Баланс головной организации представлен в приложении 2, отчет о прибылях и убытках головной организации — в приложении 3, баланс дочернего общества — в приложении 4, отчет о прибылях и убытках дочернего общества — в приложении 5, промежуточный сводный баланс группы—в приложение 6.
На первом этапе составления сводного баланса необходимо построчно суммировать данные бухгалтерских балансов головной организации и дочернего общества, получив промежуточный сводный баланс.
Поскольку головная организация «Траст» владеет акциями акционерного общества «Маяк» (75% обыкновенных акций) и с момента регистрации и начала деятельности последнего не обладает 100% в капитале дочернего общества, на следующем этапе необходимо исчислить долю меньшинства в уставном капитале дочернего общества. В сводном бухгалтерском балансе показатель доли меньшинства отражает величину капитала дочернего общества, не принадлежащего головной организации. Доля меньшинства определяется исходя из величины капитала дочернего общества по состоянию на отчетную дату (90 000 тыс. руб.) и доли участия головной организации в его общей величине (75%). Таким образом, доля меньшинства в нашем случае составит следующие величины.
Информация о работе Консолидированная и сводная финансовая отчетность