Контроль операций по учету готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 05:41, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ, методики организации учета и реализации готовой продукции и анализа ее основных показателей, развитие аналитического мышления, систематизации на примере ОАО «Белкофе».
Для достижения целей курсовой работы необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические аспекты учета и анализа готовой продукции;
-определение реальности числящихся остатков готовой продукции на складе;

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Теоретические основы осуществления контроля операций по учету готовой продукции и ее реализации
Готовая продукция как результат производственного процесса, учет ее производства и реализации
Экономическая сущность и значение контроля
Нормативное и методологическое обеспечение аудиторской проверки движения готовой продукции
Раздел 2. Организация и техника проведения аудиторской проверки операций по учету готовой продукции и ее реализации
2.1 Подготовка и планирование проведения аудиторской проверки операций по учету готовой продукции и ее реализации
2.2 Источники и методика проведения аудиторской проверки операций по учету готовой продукции и ее реализации
2.3 Оформление результатов аудита операций по учету и реализации готовой продукции
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 55.45 Кб (Скачать файл)

-по характеру контрольных функций  и сфере их применения;

-по времени осуществления;

-по источникам проверки.

Наиболее подробно рассмотрим виды контроля. При классификации контроля по видам, как правило, рассматривается  функциональный характер деятельности, т.е. какие функции он выполняет  в управлении государством. По этому  признаку различают государственный  контроль, аудит и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляют органы государственной власти и  управления и административные органы. По целевой направленности государственный  контроль подразделяется:

Общегосударственный контроль - осуществляется в масштабах всей республики органами государственной власти, центральными органами управления. Цель данного  вида контроля заключается в обеспечении  повышения эффективности производства, достижения конечных результатов, более  полного удовлетворения потребностей.

Отраслевой контроль – способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. Его цель – выявление  резервов повышения производительности труда, улучшения качества работы, развитие научно-технического прогресса в  отрасли.

Специальный контроль возложен на специализированные инспекции, которые осуществляют проверку соблюдения установленного порядка  организации и ведения тех  или иных хозяйственных операций, входящих в их компетенцию. Они контролируют соблюдение действующих норм и правил, обеспечивающих эффективную и безопасную работу предприятий.

Аудит – независимый контроль над  деятельностью предприятий, осуществляемый аудиторами-предпринимателями или  аудиторскими фирмами. Целью такого контроля является проверка достоверности  бухгалтерского баланса и финансовой отчетности, а также законности совершаемых  на предприятии операций, правильности их отражения в учете.

Общественный контроль осуществляется профсоюзными и молодежными организациями. Его цель – проверка решения социальных вопросов в трудовых коллективах, в  молодежной среде и по месту жительства членов данных организаций.

Рассмотрим более подробно сущность и значение аудита как одного из методов контроля. Во всех странах  с развитой рыночной экономикой осуществляется независимый контроль за достоверностью бухгалтерского учета, а также за представляемой государственными органами и публикуемой в печати финансовой отчетностью.

Такой контроль принято называть аудитом. В экономической литературе нет  однозначного понятия аудита. Так, например Р. Адамс характеризует аудит  как «…деятельность по оказанию необходимой  обществу услуги с целью подтверждения  видимого правдоподобия опубликованной финансовой отчетности».

Ю.М. Иткин пишет, что аудит –  это проверка финансовой отчетности, которая осуществляется «независимыми  дипломированными бухгалтерами, не работающими  в данной компании».

Целью аудита является также установление правильности ведения бухгалтерского учета в соответствии с действующими нормативными положениями и стандартами.

Объектом аудита является финансово-хозяйственная  деятельность предприятий и организаций  всех форм собственности.

Итак, на современном этапе развития экономики при функционировании организаций различных форм собственности  существует объективная необходимость  контроля над соблюдением и выполнением  установленных норм и правил. Особое значение придается аудиту как независимой  проверке бухгалтерской и финансовой отчетности с целью подтверждения  либо не подтверждения ее достоверности  и установления соответствия или  несоответствия ведения бухгалтерского учета действующему законодательству.

 

1.3 Нормативное и методологическое  обеспечение аудиторской проверки  движения готовой продукции

 

Поскольку результаты аудиторской  проверки являются основой множества  экономических решений, аудит во всех странах достаточно жестко регулируется. В некоторых из них, например, во Франции, в этот процесс вмешивается  государство, устанавливая нормы, нормативы  аудита, осуществляя регистрацию  аудиторов и аудиторских фирм и контроль за их деятельностью.

В настоящее время система нормативного регулирования проверки учета готовой  продукции и ее реализации включает в себя документы следующих уровней:

Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском  учете и отчетности от 18.10.1994г. №3321-Х11; Закон Республики Беларусь «Об аудиторской  деятельности» от 08.11.1994г.; Закон  Республики Беларусь «О предприятиях в Республике Беларусь» (НЭГ,1993г,№13-14);

Инструкция о порядке организации  и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной  деятельности организаций министерства информации Республики Беларусь;

Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденная Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.05.2003 г.№89.

Методические указания по ведению  учета, подробно раскрывающиеся конкретные способы и правила ведения  бухгалтерского учета, План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций;

Рабочие документы конкретной организации (учетная политика, рабочий план счетов и т.п.)

В Беларуси одним из основных нормативно-правовых документов, регламентирующих проведение финансового контроля деятельности предприятий, является Инструкция о  порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной  деятельности организаций Министерства информации Республики Беларусь. Она  разработана в соответствии с  Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г.№673 «О некоторых мерах  по совершенствованию координации  деятельности контролирующих органов  Республики Беларусь и порядка применения ими экономических санкций» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999г.№89, 1/788;2001г.,№117,1/3286), Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000г.№ 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000г.,№52, 1/1312), постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 31 марта 2004г.№358 « О плане мероприятий по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004г. №1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины» (Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь,2004г.,№56, 5/14040), постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002г. №22 «О некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля» (Национальный реестр правовых актов  Республики Беларусь,2002г.,№8,5/9753).

В указанной Инструкции описаны:

1.основные задачи контроля и  пути их реализации,

2.права и обязанности работников  контролирующих органов,

3.виды проверок и их организация,

4.методика проведения проверок,

5.оформление результатов проверки,

6.порядок организации учета  проведенных проверок.

Общее методологическое руководство  бухгалтерским учетом в Республике Беларусь осуществляется органом государственного управления, на который Советом Министров  Республики Беларусь возложены обязанности  государственного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Конкретные функции  руководства учетом возложены на Министерство финансов Республики Беларусь, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь и  другие отраслевые органы управления.

Непосредственное методологическое руководство осуществляет Министерство финансов, которое разрабатывает  и утверждает:

Национальные стандарты по бухгалтерскому учету и отчетности;

Положения, инструкции и разъяснения  по единообразному отражению в учете  и отчетности операций, не регламентирующих национальными стандартами по бухгалтерскому учету и отчетности,

Типовые унифицированные формы  первичных бухгалтерских документов, их электронные версии и инструкции по заполнению;

Другие нормативные документы, обеспечивающие единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности.

Закон Республики Беларусь от 18.10.1994 г.№3321-Х11 «О бухгалтерском учете и отчетности»: настоящий закон определяет правовые и методологические основы организаций  и ведения бухгалтерского учета, устанавливает требования, предъявляемые  к составлению и представлению  бухгалтерской отчетности, регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерскому учету и отчетности Республики Беларусь. Обязывает всех хозяйствующих субъектов обеспечить формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, полученных доходах и понесенных расходах.

Инструкция по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета  устанавливает единые подходы к  его применению и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. Согласно этой инструкции готовая продукция – это изделия  и полуфабрикаты, полностью законченные  обработкой, соответствующие действующим  стандартам или утвержденным техническим  условиям, принятые на склад или  заказчиком и снабженные сертификатом или другим документом, удостоверяющим их качество.

Для установления количественного  наличия, сохранности, движения и оценки совершенных операций по производству и реализации готовой продукции  аудиторы могут использовать приемы документального и фактического контроля.

Приемы документального контроля предполагают исследование документов с целью установления правильности, достоверности, законности и экономической  целесообразности документального  отражения хозяйственных операций.

Аудиторы при исследовании операций по учету и реализации готовой  продукции с целью получения  доказательств могут использовать следующие приемы документального  контроля.

Формальная проверка предусматривает  проверку соблюдения действующих форм документов, последовательности, полноты  и правильности заполнения реквизитов, соблюдения порядковой нумерации и  наличия соответствующих подписей. Так, данный прием может применяться  при проверке соблюдения установленных  форм товарно-транспортных(товарных) накладных, используемых предприятиями при  отгрузке готовой продукции и  иных документов.

При логической проверке путем сопоставления  хозяйственной операции, отраженной в документе, с различными взаимосвязанными показателями и фактами определяется, была ли объективная возможность  ее возникновения. Например, сравнивается количество выпущенной и оприходованной готовой продукции с производственной мощностью цеха, что позволяет  оценить объективность оперативного учета готовых изделий.

Логическая проверка во взаимосвязи  с другими методическими приемами проверки документов позволяет выявить  сокрытия хищений, приписки выполненного объема работ и другие злоупотребления.

При контрольных сличениях остаток  на начало проверяемого периода вместе с документируемым приходом должен быть равен документируемому расходу  вместе с остатком на конец проверяемого периода. Начальные и конечные остатки  обычно основываются на данных инвентаризационных описей. Такие сличения находят широкое  применение для проверки правильности оприходования и списания в расход отдельных наименований материальных ценностей, достоверности аналитического учета и т.д.

Обратный счет используется для  проверки размера необоснованного  списания сырья на производство при  выпуске определенного вида готовых  изделий. Сущность приема состоит в  том, что по фактическому выпуску  готовых изделий исчисляется  расход сырья в соответствии с  установленными нормами за межинвентаризационный  период, который сопоставляется с  фактически произведенными списаниями сырья по первичным документам за это же время. В результате устанавливают  факты незаконного списания сырья  и материалов на производство.

Фактическая проверка предполагает контроль фактического состояния, наличия и  использования субъектами тех или  иных ценностей, ставших объектом контроля. При проверке операций по учету и  реализации готовой продукции аудиторами могут быть использованы следующие  приемы.

Инвентаризация представляет собой  проверку в натуре объектов инвентаризации (в частности, готовой продукции) с целью обеспечения ее сохранности. Специальная комиссия проверяет  фактическое наличие готовых  изделий в местах их хранения с  целью подтверждения (не подтверждения) соответствующих учетных данных. Результаты проверки записываются в  инвентаризационную опись. Без нее  невозможно дать объективную оценку сохранности имущества, определить действительные потери сырья, товаров  при их хранении и перевозках, ущерб, причиненный недостачами и другими  злоупотреблениями. Она используется для определения изъятого имущества  по подложным документам, завышения  цен и других неправомерных действий.

В ходе аудиторских процедур широко используют обследование объектов. Оно  включает круг вопросов, связанных  с изучением организационно-производственной деятельности и проверкой обеспечения  сохранности имущества. Обычно обследование объектов целесообразно проводить  в начале аудита. В процессе обследования можно получить информацию о неполадках в организационно-производственной деятельности, а также найти ответы на многие вопросы по обеспечению  сохранности имущества непосредственно  на объектах. При обследовании объектов целесообразно ознакомиться с организацией и ведением учета в местах хранения материальных ценностей и готовой  продукции, соблюдением действующих  правил и порядка оформления документами  операций по их оприходованию и выбытию. При этом особое внимание обращается на ознакомление с неофициальной  документацией, т.е. документами, не проходящими  бухгалтерскую обработку.

При необходимости в круг обследования включают: анкетирование, хронометраж, фотографирование, наблюдение за поведением материально ответственных работников на рабочих местах и другие.

При аудиторских проверках иногда необходимо проверить качество готовой  продукции. В этом случае производят контрольный запуск сырья и материалов в производство либо сдают готовую  продукцию для лабораторного  анализа. При контрольном запуске  сырья и материалов в производство в присутствии контролера и приглашенного  эксперта проверяется весь технологический  процесс, начиная от взвешивания  материалов, его обработки и кончая определением веса готовой продукции. Это дает возможность проверить  фактический выход готовой продукции  и действительное количество израсходованного сырья и сопоставить с теми данными, которые имели место  до контрольного запуска. Результаты контрольного запуска сырья и материалов в  производство оформляются отдельным  промежуточным актом (Приложение 1).

Информация о работе Контроль операций по учету готовой продукции