Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2012 в 20:45, контрольная работа
В условиях развивающейся рыночной экономики России наблюдается значительное усложнение процесса управления организациями в силу наделения их полной хозяйственной и финансовой самостоятельностью. В связи с чем необходимым станов. новые подходы к организации внутрифирменного управления, поскольку существенно возрастает поток информации, которую необходимо обработать для принятия обоснованных управленческих решений, расширяются и усложняются сами управленческие задачи, следовательно, усложняются и задачи, стоящие перед системой бухгалтерского учѐта.
Вопрос1.Сущность управленческого учета, принципы и назначение, роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений.
В условиях развивающейся рыночной экономики России наблюдается значительное усложнение процесса управления организациями в силу наделения их полной хозяйственной и финансовой самостоятельностью. В связи с чем необходимым станов. новые подходы к организации внутрифирменного управления, поскольку существенно возрастает поток информации, которую необходимо обработать для принятия обоснованных управленческих решений, расширяются и усложняются сами управленческие задачи, следовательно, усложняются и задачи, стоящие перед системой бухгалтерского учѐта. В этих условиях актуальным и своевременным становится появление управленческого учѐта как самостоятельного направления бухгалтерской деятельности, которое получило широкое признание и активное развитие как область исследования, отличная от финансового учѐта, не нацеленного на обеспечение всей требуемой информации для обоснования управленческих решений. Раскрывая возрастающую роль управленческого бухгалтерского учѐта в управлении организацией, прежде всего, необходимо помнить, что цель его – информационная помощь управляющим в принятии эффективных управленческих решений, а, определяя место управленческого учѐта в системе управления следует рассмотреть еѐ основные элементы. Система управления любой организацией представляет собой совокупность субъекта управления, в качестве которого выступают ру-ководители всех уровней управления, наделенные определенными полномочиями по принятию решений; объекта управления, под кото-рым понимаются различные ресурсы организации; и взаимосвязи, возникающие между субъектом и объектом в процессе функционирования организации. Управленческие воздействия реализуются с помощью основных функций управления, взаимосвязь и взаимодействие которых образуют замкнутый повторяющийся цикл управления: → анализ → планирование → организация → учѐт → контроль → регулирование → стимулирование → анализ…Место управленческого учѐта проявляется на стадии подготовки и принятия управленческих решений, таким образом, управленческий учѐт задействован во всех функциях управления.
Роль бух-ра-аналитика в подготовке информации для обоснования выбора управленческого решения неоценима. Он участвует в формировании информации практически для реализации всех функций управления, особенно таких как, планирование, контроль и стимулирование.
Планирование. Бухгалтер-аналитик участвует в разработке частных бюджетов предприятия, которые затем сводятся в один общий (генеральный) бюджет, представляемый на утверждение руководству. При разработке производственного бюджета благодаря деятельности бухгалтера-аналитика обеспечивается сопряжѐнность в работе отдельных цехов, участков и бригад, предотвращается появление «узких мест» в производственном процессе. Бухгалтер-аналитик участвует в обсуждении производственной программы предприятия, в оценке предложений по инвестициям, выявляет наиболее рентабельные виды продукции, рекомендует потенциальные рынки сбыта и оптимальные цены. Бухгалтер-аналитик должен владеть методами оперативного бухгалтерского учѐта, финансового анализа и финансового планирования.
Контроль. Бухгалтер-аналитик по окончании отчѐтного периода составляет отчѐты об исполнении бюджета каждым центром ответственности, в которых приводится сравнительный анализ запланированных и достигнутых результатов. При этом выявляются нежелательные расхождения между фактическими и бюджетными показателями, определяются причины отклонений для исключения их влияния на дальнейшую работу. Отчѐты, подготовленные бухгалтером-аналитиком, с одной стороны, позволяют объективно оценить деятельность руководителей центров ответственности, а с другой – информируют менеджеров и руководство о том, на каких участках не удалось достичь плановых показателей.
Стимулирование. Бюджеты и отчѐты об их исполнении, подготовленные бухгалтером-аналитиком, стимулируют деятельность персонала предприятия, так как бюджеты содержат плановые показатели, которые должны быть достигнуты.
Своей деятельностью бухгалтер-
Бухгалтер-аналитик, во-первых, несѐт ответственность перед руководством за реальность бухгалтерских отчѐтов подразделений; во-вторых, оказывает помощь менеджерам центров ответственности в планировании и подведении итогов их работы.
Вопрос 2. Сравнительная характеристика управленческого и финансового учета
Вопрос3.Основные понятия и объекты управленческого учета.
Объектами бухгалтерского управленческого учѐта являются доходы, расходы и результаты деятельности как всей организации, так и еѐ центров ответственности как сегментов бизнеса. Хозяйственные операции, носящие исключительно финансовый характер, например, операции с ценными бумагами, продажа и покупка имущества, арендные и лизинговые операции и т. п., выходят за рамки предмета управленческого учѐта и являются объектами финансового учѐта.
Управленческий учѐт в трактовке отечественных специалистов Трактовка сущности управленческого учѐта |
Авторы |
1. Управленческий учѐт – это область знаний и сфера деятельности, связанная с формирова-нием и использованием экономической инфор-мации для управления внутри хозяйствующего субъекта (предприятия, фирмы, банка и т. п.). Его цель заключается в том, чтобы помочь управляющим (менеджерам) в принятии эко-номически обоснованных решений |
Ивашкевич В.Б. Бухгал-терский управленческий учѐт: учеб. для вузов. – М.: Юристъ, 2003. |
2. Управленческий учѐт можно определить как самостоятельное направление бухгалтер-ского учѐта организации, обеспечивающее ин-формационную поддержку системы управле-ния предпринимательской деятельностью |
Вахрушина М.А. Бухгал-терский управленческий учѐт: учеб. для студентов вузов, обучающихся по экон. специальностям. – М.: ИКФ Омега-Л., 2005. |
3. Управленческий учѐт – подсистема бухгал-терского учѐта, которая в рамках одной органи-зации обеспечивает еѐ управленческий аппарат информацией, используемой для планирования, собственно управления и контроля за деятель-ностью организации. Этот процесс включает выявление, измерение, сбор, анализ, подготов-ку, интерпретацию, передачу и прием инфор-мации, необходимой управленческому аппара-ту для выполнения его функций |
Управленческий учѐт: учеб. пособие / под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ФБК ПРЕСС, 2000 (2001). |
4. Управленческий учѐт – это система сбора, обработки и предоставления информации, не-обходимой руководству для таких целей, как: выработка стратегической политики; планирование и контроль деятельности предприятия; принятие альтернативных решений; раскрытие данных лицам, находящимся вне экономической единицы (акционерам и др.); раскрытие данных служащим; обеспечение сохранности активов.
Главное назначение управленческой информа-ции – дать возможность руководству управлять предприятием с наибольшей степенью актив-ности |
Управленческий учѐт: учеб. / под ред. А.Д. Ше-ремета. – М.: ИНФРА-М, 2009. |
5. Управленческий учѐт можно определить как интегрированную систему внутрихозяйст-венного учѐта, предоставляющую информацию о затратах и результатах деятельности как всей организации, так и еѐ отдельных структурных подразделений, предназначенную для принятия тактических (оперативных) и стратегических (прогнозных) управленческих решений |
Керимов В.Э. Управлен-ческий учѐт: учеб. – 2-е изд., изм. и доп. – М.: Издат.-торг. корпорация «Дашков и К», 2003. |
6. Сущность управленческого учѐта – интегри-рованная система учѐта затрат и доходов, нор-мирования, планирования, контроля и анализа, систематизирующая информацию для опера-тивных управленческих решений и координа-ции проблем будущего развития предприятия |
Карпова Т.П. Управлен-ческий учѐт: учеб. для ву-зов. – М.:ЮНИТИ, 2000. |
7. Управленческий учѐт – это система инфор-мационного обмена в организации, предназна-ченная для принятия управленческих решений, направленных на достижение целей всей орга-низации |
Волкова О.Н. Управлен-ческий учѐт: учеб. – М.: ТК Велби; Изд-во Про-спект, 2005. |
8. Управленческий учѐт – информационная система, обеспечивающая сбор, измерение, систематизацию, анализ и передачу данных, необходимых для управления подразделениями предприятий, и систематических или проблем-ных , оперативных, тактических и стратегиче-ских управленческих решений |
Каверина О.Д. Управ-ленческий учѐт: системы, методы, процедуры. – М.: Финансы и статисти-ка, 2003. |
9. Управленческий учѐт – это установленная организацией система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений для осуществ-ления планирования, контроля и управления этой деятельностью |
Кондраков Н.П., Ивано-ва М.А. Бухгалтерский уп-равленческий учѐт: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2007. |
10. Управленческий учѐт представляет собой систему учѐта, планирования, контроля, анали-за доходов, расходов и результатов хозяйст-венной деятельности в необходимых аналити-ческих разрезах, оперативного принятия раз-личных управленческих решений в целях оп-тимизации финансовых результатов деятельно-сти предприятия в кратко- и долгосрочной пер-спективе |
Вахрушина М.А., Расска-зова–Николаева С.А., Си-дорова М.И. Управленче-ский учѐт-1: учеб. посо-бие по Программе подго-товки и аттестации про-фессиональных бухгал-теров. Базовый курс. – М.: Издат. дом БИНФА, 2007. |
Вопрос4. Классификация затрат для формирования себестоимости и оценки запасов.
Одним из основных объектов управленческого учѐта являются расходы (затраты). Однако эти понятия не должны использоваться как синонимы, поскольку имеют принципиальные отличия. Рассмотрение отличий необходимо начать с определения издержек, под которыми понимают стоимость живого и овеществлѐнного труда, использованного для производства и реализации (продажи) продукции (работ, услуг).
Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» под расходами понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов и (или) возникновения обязательств, приводящих к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества).
В зависимости от возможности признания издержек сразу в качестве расходов в управленческом учѐте различают две группы затрат: затраты на продукт и расходы периода.
Затраты на продукт – это затраты, которые прямо или косвенно относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) и включают следующие три элемента: 1) прямые материальные затраты (расход материалов, которые становятся частью готовой продукции, и стоимость которых сразу относится на себестоимость определенных изделий; 2) прямые трудозатраты (расходы по оплате рабочей силы, которые могут быть прямо отнесены на определенный вид продукции (работ, услуг); 3) общепроизводственные расходы (расходы, связанные с производством , но которые нельзя сразу отнести на себестоимость конкретного вида продукции, следовательно, это косвенные производственные расходы).
Расходы периода – это расходы, которые, минуя стадию формирования себестоимости, относятся на уменьшение финансового результата данного отчетного периода. К ним относятся коммерческие и управленческие (административные) расходы. Расходы периода – это периодические затраты, относящиеся к определѐнному периоду, не включаемые в себестоимость реализованной продукции, но необходимые для нормального функционирования бизнеса. Для правильной организации учѐта затрат, как многогранного и сложного явления, большое значение имеет их научно обоснованная классификация.
Входящие и истёкшие затраты Для определения себестоимости произведѐнной продукции и полученной прибыли необходимо различать входящие и истѐкшие затраты.
Входящие затраты – это средства (ресурсы), которые были приоб-ретены, имеются в наличии и, как ожидается, должны принести доходы в будущем. В балансе они отражаются как активы. Если эти средст-ва (ресурсы) были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем, то они переходят в разряд истѐкших, что отражается на счѐте прибылей и убытков.
Классификация
затрат для определения себестоимости
Прямые – можно непосредственно отнести на определѐнное изделие (прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты), учитываются по дебету счѐта «Основное производство». Косвенные – невозможно прямо отнести на какое-либо изделие. Такие расходы распределяются между отдельными изделиями соглас-но предусмотренной (принятой) в учѐтной политике организации методикой. Порядок и проблемы распределения косвенных расходов будут рассмотрены далее.
Основные – все виды ресурсов, потребление которых связано с выпуском продукции. Накладные – вызываются функциями управления, которые по своему характеру, назначению и роли отличаются от производственных функций. Эти расходы, как правило, связаны с организацией деятельности предприятия, его управлением. В соответствии с методом отнесения затрат на объект калькулирования (носитель затрат) накладные расходы являются косвенными. Производственные – затраты, входящие в себестоимость продукции (прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты, обще-производственные расходы). Это материализованные затраты, которые можно инвентаризировать.
Внепроизводственные – затраты отчѐтного периода (периодические затраты), их размер зависит не от объѐмов производства, а от длительности периода, например, коммерческие и административные расходы. Это издержки, которые нельзя проинвентаризировать/
Одноэлементные – затраты, которые на данном предприятии не могут быть разложены на слагаемые. Именно по этому принципу построена классификация затрат по экономическим элементам, к которым относятся: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизация и прочие затраты.
Комплексные – состоят из нескольких экономических элементов, например, общепроизводственные.
Вопрос5. Классификация затрат для принятия управл-х решений.
Классификация затрат для принятия управленческих решений Для принятия управленческих решений очень часто нужна информация о динамике затрат и доходов при изменении уровня производственной или иной деятельности. Формирование такой информации сопряжено с необходимостью классификации затрат по отношению к колебаниям деловой активности, в этом случае различают затраты переменные и постоянные.
Переменные – возрастают или уменьшаются пропорционально объѐму производства продукции. Переменный характер могут иметь как производственные, так и внепроизводственные затраты. Производственные переменные затраты – прямые материальные затраты (ПМЗ), прямые трудовые затраты (ПТЗ), затраты на вспомогательные материалы и полуфабрикаты. Внепроизводственные переменные затраты – расходы на упаковку готовой продукции, транспортные расходы, не возмещаемые покупателем, комиссионное вознаграждение посреднику за продажу товара, которое напрямую зависит от объѐма продажи.
Совокупные переменные затраты, т. е. затраты, рассчитанные на весь объѐм выпуска продукции, имеют линейную зависимость от показателя деловой активности предприятия, например, от объема производства (на графике ось абсцисс на искось); а удельные переменные затраты, т. е. затраты на единицу продукции – величина постоянная(параллельно линии икс).
Постоянные затраты остаются неизменными в течение отчѐтного периода, не зависят от деловой активности предприятия (расходы на рекламу, арендная плата, амортизация основных средств и нематериальных активов). Постоянные затраты на единицу продукции не являются постоянной величиной.
Для описания поведения затрат в управленческом учете используется специальный показатель – коэффициент реагирования затрат Kрз. Он характеризует соотношение между темпами изменения затрат и темпами роста деловой активности предприятия и рассчитывается по формуле: Kрз = Y / X, где Y – темпы роста затрат, %; X – темпы роста деловой активности предприятия, например, объѐма производства, %. Нулевое значение Kрз свидетельствует о том, что мы имеем дело с постоянными затратами. Пропорциональные затраты – разновидность переменных затрат. Они увеличиваются теми же темпами, что и деловая активность пред-приятия.
Прогрессивные затраты – затраты, растущие быстрее, чем уровень деловой активности предприятия. Например, рост объѐма производства на 10 % сопровождается увеличением издержек на 20 %. Тогда Kрз = 20 / 10 = 2. При Kрз > 1 затраты являются прогрессивными.
Дегрессивные затраты – темпы их роста отстают от темпов роста деловой активности предприятия. Например, при росте объѐма производства на 30 %, издержки увеличились лишь на 15 %. Тогда Kрз = = 15 / 30 = 0,5. При 0 < Kрз < 1 затраты являются дегрессивными. В большинстве случаев издержки являются условно-переменными или условно-постоянными. Следовательно, любые издержки в общем виде могут быть представлены формулой: Y = a + bX, где Y – совокупные издержки, руб.; а – их постоянная часть, не зависящая от объѐмов производства, руб.; b – переменные издержки в расчѐте на единицу продукции, руб.; X – показатель, характеризующий деловую активность в натуральных единицах измерения. Если в данной формуле постоянная часть издержек отсутствует, т. е. а = 0, то это переменные затраты. Если b принимает нулевое значение, то анализируемые затраты носят постоянный характер. При анализе совокупных (смешанных) затрат применяют методы, позволяющие выделить из них постоянную и переменную части. К ним относятся:
Информация о работе Контрольная работа по "Бухгалтерский учет"