1.3 Эффективное управление
кредиторской задолженностью
Для того чтобы
эффективно управлять долгами компании необходимо:
- определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации;
- составить бюджет кредиторской задолженности;
- разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые;
- проанализировать соответствия фактических показателей их рамочному уровню;
- сделать анализ причин возникших отклонений;
- должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами.
1.4 Стратегический подход
Для того чтобы
отношения с кредиторами максимально
соответствовали целям обеспечения финансовой
устойчивости (безопасности) компании
и увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности,
менеджменту компании необходимо выработать
четкую стратегическую линию в отношении
характера привлечения и использования
заемного капитала.
При разработке стратегической
линии перед руководством фирмы встают
два основных вопроса. Первый: вести бизнес за
счет собственных или привлеченных средств?
Второй: количественное соотношение собственного
и заемного капитала. Ответы на данные
вопросы зависят от множества факторов
как внешнего (отраслевые особенности,
макроэкономические показатели, состояние
конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего
(корпоративного) порядка (возможности
учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость
активов, уровень рентабельности, дефицит
денежных средств, краткосрочные цели
и задачи, долгосрочные планы компании
и многое другое).
Принято считать,
что предприятие, которое использует
в процессе своей хозяйственной деятельности
только собственный капитал, обладает
максимальной устойчивостью. Но с точки
зрения конкурентной борьбы на рынке не
имеет значения, какими капиталами оперирует
бизнес: своими или заемными. Единственная
разница может заключаться в различиях
стоимости этих двух категорий капитала.
Кредиторы (будь-то банки или поставщики
товаров и услуг) готовы кредитовать чей-то
бизнес только в обмен на определенный,
иногда довольно высокий, доход (процент).
При этом даже собственный капитал не
является «бесплатным», так как вложения
производятся в надежде получить прибыль,
выше той, которую платят банки по депозитным
счетам.
С точки
зрения стратегического развития
компании отправной точкой должны
быть:
- размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства (обращения);
- источники финансирования бизнеса.
Менеджеры в
ходе разработки стратегии кредитования
собственного бизнеса должны исходить
из решения следующих первоочередных
задач:
- максимизация доходов компании;
- минимизация издержек;
- достижение динамичного развития компании (расширенное воспроизводство);
- утверждение конкурентоспособности – которые, в конечном итоге, и определяют финансовую устойчивость компании.
Финансирование
данных задач должно быть достигнуто
в полном объеме. Для этого, после использования
всех собственных источников финансирования,
должны быть в заданном объеме привлечены
заемные средства кредиторов. При этом
наиболее весомым ограничивающим фактором
в процессе планирования использования
заемного капитала необходимо считать
его стоимость, которая должна позволять
сохранить рентабельность бизнеса на
достаточном уровне.
1.5 Тактические особенности
Следующим этапом
в ходе разработки политики использования
кредитных ресурсов является
определение наиболее приемлемых тактических
подходов.
Существует
несколько потенциальных возможностей
привлечения заемных средств:
- Банковский или финансовый кредит (в том числе выпуск облигаций). Финансовый (денежный) кредит, как правило, предоставляется банками. Это один из наиболее дорогостоящих видов кредитных ресурсов. Ограничивающие факторы: высокий процент, необходимость надежного обеспечения, «создание» солидных балансовых показателей. Не смотря на «дороговизну» и «проблематичность» привлечения, возможности банковского кредита (в отличие от инвестиционного) должны быть использованы компанией на все 100%. Если проект, реализуемый компанией действительно «рассчитан» на конкурентоспособный уровень рентабельности, то прибыль, полученная от использования финансового кредита всегда будет превышать необходимый к уплате процент. Банки хотя и дают предпочтение такому виду обеспечения предоставленных кредитов, как залог, но могут довольствоваться и гарантией третьего лица (если имеются платежеспособные учредители или другие заинтересованные лица). Балансовые показатели также обладают некоторой «гибкостью», как в процессе их формирования, так и в ходе их восприятия принимающей стороной. Наличие презентабельных отчетных показателей, хотя и выступает обязательным условием для банковского служащего, но может, в какой-то степени, игнорироваться в виду наличия реальных гарантий и обеспечения предоставляемого кредита. Одним существенным недостатком финансовых заемных средств, особенно в сравнении с инвестиционными, является наличие строго определенных сроков их возврата.
- Товарный кредит (отсрочка оплаты поставщикам). Основной положительной отличительной чертой данной разновидности получения заемных средств является наиболее простой (не заформализированный) способ привлечения. Товарный кредит, как правило, не требует (в отличие от финансового) привлечения залога и не связан со значительными расходами и продолжительностью оформления (в отличие от инвестиций). В отечественных условиях товарный кредит между юридическими лицами чаще всего представляет собой поставку товаров (работ, услуг) по договору купли-продажи с отсрочкой платежа. При этом, на первый взгляд, может показаться, что данный «кредит» предоставляется бесплатно, так как договор не предусматривает необходимости начисления и уплаты процентного (или какого-либо иного) дохода в пользу поставщика. Однако следует заметить, что поставщики прекрасно понимают принципы изменения стоимости денег во времени, а также способны достаточно точно оценивать размеры «упущенной выгоды» от торможения оборачиваемости активов, замороженных в дебиторской задолженности предприятия. Поэтому компенсация таких потерь закладывается в цену товаров, которая может колебаться в зависимости от сроков предоставленной отсрочки. Там, где контроль за недополученной прибылью значительно ослаблен, потери, связанные с товарным кредитованием, зачастую компенсируются за счет «неформальных» платежей руководству или служащим компании.
- Экономическое превосходство. Очень часто строится и на отношениях товарного кредита и на других разновидностях кредитования. Суть использования преимуществ, связанных с собственным экономическим превосходством, заключается в возможности диктовать и навязывать поставщику (кредитору) собственные «правила» игры на рынке и характер договорных отношений, или, как это зачастую происходит – нарушать эти самые договорные отношения без «особых» последствий для собственного «превосходящего» бизнеса. Экономическое превосходство заемщика перед кредитором может возникать в силу следующих обстоятельств:
- монопольное положение покупателя на рынке (монопсония),
- различия в экономических потенциалах, то есть совокупные активы покупателя значительно превосходят активы поставщика,
- маркетинговые преимущества (например, мелкий или начинающий производитель, стремящийся продвинуть свою продукцию (торговую марку) в сеть крупных супермаркетов или элитных магазинов не в «состоянии» диктовать свои условия или требовать выполнения «всех» обязательств, так как может оказаться без «нужного» заказчика),
- покупатель «обнаружил» организационные недостатки в управлении дебиторской задолженностью у кредитора («пробелы» в учете и контроле, юридическая «несостоятельность» и т. д.).
Как показывает
практическая деятельность, ни одно предприятие не может
обойтись без, хотя бы незначительной,
кредиторской задолженности, которая
всегда существует в связи с особенностями
бюджетных, арендных и прочих периодических
платежей: оплаты труда, поставки товара
без предварительной оплаты и т. д. Данный
вид кредиторской задолженности нужно
рассматривать, как «неизбежный».
Менеджеры компаний, которые в своем стремлении
максимально использовать возможности
всех доступных кредитных средств, в том
числе и в виде задержек по зарплате, нарушения
сроков плановых платежей поставщикам
и т.д., должны оценивать «возможности»
каждого отдельного вида платежей индивидуально,
так как последствия таких «отсрочек»
могут иметь различные последствия не
только в зависимости от вида платежа,
но и в зависимости от конкретного «невольного»
кредитора [3].
1.6 Структурные показатели
эффективного управления кредиторской
задолженностью
Как было указано выше, для того,
чтобы оптимизировать кредиторскую задолженность,
необходимо определить ее «плановые»
характеристики, к которым в первую очередь
относятся показатели [17]:
- коэффициент ликвидности, который
рассчитывается как отношение величины
оборотного капитала к краткосрочным
долговым обязательствам.
- коэффициент «кислотного теста»,
который представляет собой отношение
разницы между текущими активами и стоимостью
товарно-материальных активов к текущим
обязательствам.
И первый и второй
показатели должны характеризовать
способность предприятия покрывать
свои обязательства перед кредиторами.
Однако, эти коэффициенты обладают двумя
существенными недостатками:
- они оперируют такими понятиями как «краткосрочные» или «текущие» обязательства, срок которых может колебаться от одного дня до одного года и поэтому не учитывается более детально соотношение сроков платежей в составе кредиторской задолженности;
- расчет производится, как правило, на дату баланса, или какой либо иной фиксированный момент, что не может в полной мере говорить о действительном состоянии ликвидности компании. Это связано с влиянием множества различных (в том числе и случайных) обстоятельств в какой-то определенный момент (например, на дату баланса предприятие получило «грант» или «дотацию», что не ведет к увеличению кредиторской задолженности, а на следующий день возвратило их).
Устранить подобные «недочеты» в системе анализа
состояния предприятия позволяют следующие
меры:
- проведение расчетов с использованием более дискретных значений (распределение задолженностей по месячным или недельным периодам);
- определение среднемесячного или среднегодового значения коэффициента ликвидности и других аналогичных показателей.
Для того, чтобы определить степень
зависимости компании от кредиторской
задолженности, необходимо рассчитать
также несколько следующих показателей
[13]:
- коэффициент зависимости предприятия от кредиторской задолженности. Рассчитывается как отношение суммы заемных средств к общей сумме активов предприятия. Этот коэффициент дает представление о том, насколько активы предприятия сформированы за счет кредиторов.
- коэффициент самофинансирования предприятия. Рассчитывается, как отношение собственного капитала (части уставного фонда) к привлеченному капиталу. Данный показатель позволяет отслеживать не только процент собственного капитала, но и возможности управления всей компанией.
- баланс задолженностей. Определяется как отношение суммы кредиторской задолженности к сумме дебиторской задолженности. Данный баланс следует составлять с учетом сроков двух этих видов задолженностей. При этом желательный уровень соотношения во многом зависит от той стратегии, которая принята на предприятии (агрессивная, консервативная или умеренная). Описанные выше экономические показатели дают, в основном, количественную оценку кредиторской задолженности. Для более полного анализа состояния кредиторской задолженности, следует дать и качественную характеристику данных пассивов.
- коэффициент времени. Определяется как отношение средневзвешенного показателя срока погашения кредиторской задолженности к средневзвешенному показателю срока оплаты по дебиторской задолженности. При этом средний срок погашения кредиторской задолженности необходимо удерживать на уровне не ниже, чем те усредненные сроки, которые должны соблюдать дебиторы предприятия.
- коэффициент рентабельности кредиторской задолженности. Определяется как отношение суммы прибыли к сумме кредиторской задолженности, которые отражены в балансе. Данный показатель характеризует эффективность привлеченных средств и его особенно целесообразно анализировать по периодам. При этом должна быть определена зависимость динамики изменений этого коэффициента от тех основных факторов, которые
повлияли на
его рост или снижение (изменения сроков возврата, структуры
кредиторов, средних размеров и стоимости
кредиторской задолженности и т. д.)[4].
Таким образом,
управление кредиторской задолженностью
включает:
- определение
ряда финансовых показателей,
- оценку общего
состояния кредиторской задолженности
на основе этих показателей,
- диагностику
текущего состояния кредиторской
задолженности,
- выработку
и реализацию решений по приведению кредиторской
задолженности в нормальное состояние.
Выполнение
всех этих действий требует от работников
организации глубоких знаний в области управления
кредиторской задолженностью, что на малых
предприятиях трудно достижимо. Поэтому
в настоящее время наиболее целесообразным
является разработка и использование
соответствующей советующей системы,
выполняющей выработку рекомендаций в
случае ухудшения состояния кредиторской
задолженности.
2 Общая характеристика
организации ООО «Мир воды»
2.1 Описание
экономического объекта
Общество с
ограниченной ответственностью «Мир Воды» - входит в группу
компаний «Русский Водный Сервис», работающую
на российском рынке с 1996 года, в сферу
деятельности которой входит весь комплекс
услуг в области водного бизнеса, а именно:
- Водоподготовка, разработка и монтаж заводов для разлива воды (официальный представитель американской компании Universal Aqua Technologies по Восточной Европе);
- Оптовая и розничная продажа специального оборудования для разлива воды: кулеры, керамические диспенсеры, помпы и т.п. (официальный дистрибьютор компании ЕВАС, корейских компаний «Seone Co.LTD» и «Wonbong Co. LTD» в России, официальный дистрибьютор завода – производителя «Акватек» г. Москва в Поволжье, официальный представитель завода – производителя «Самарский Стройфарфор г. Самара);
- Оптовая и розничная продажа поликарбонатной тары 19,2 л. (официальный представитель завода – производителя «Грайф» г. Вологда);
- Производство и доставка «Чистой воды из Царевщины» (Самара, Тольятти, Новокуйбышевск, Бугураслан, Бузулук, Чапаевск);
- Доставка минерально – столовой воды «Архыз» 0,5-19 л. (Эксклюзивный представитель завода – производителя «Висма-Люкс» г. Черкесск);
- Выпуск Всероссийского специализированного журнала «Н2О. Вода и водные технологии»;
- Проведение Всероссийского Форума Производителей Бутилированной воды «WATERSHOW».