Курс лекций по "Судебной бухгалтерии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:35, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Судебная бухгалтерия"

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по дисциплине «судебная бухгалтерия» Тема Станов.doc

— 903.00 Кб (Скачать файл)

Специалист-бухгалтер привлекается к участию в следующих следственных действиях, предусмотренных УПК РФ: производство осмотра (ст.177); производство обыска (ст. 182) и выемки (ст. 183); наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185); наложение ареста на имущество (ст.115); производство следственного эксперимента при проверке объема выполненных работ (ст. 181) и т.д.

Цель участия специалиста в следственных действиях определена уголовно-процессуальным законом - оказывать следователю содействие в обнаружении, закреплении и изъятии документов, постановке вопросов эксперту, разъяснять сторонам вопросы, входящие в его профессиональную компетенцию.

Главная роль его состоит в том, чтобы помочь следователю не пройти мимо фактов, имеющих значение для дела.

В отличие от эксперта специалист сам не выявляет доказательств, а лишь помогает делать это следователю, устанавливающему фактические данные, имеющие значение для дела.

Участие специалиста-бухгалтера в перечисленных ранее следственных действиях (в первую очередь, выемке, обыске, осмотре) может иметь важное значение по делам, связанным с исследованием документов бухгалтерского учета, счетных регистров.

Для успешного проведения осмотра и выемки документов следователь должен предварительно сообщить специалисту-бухгалтеру некоторые сведения, позволяющие ему подготовиться к проведению этих действий. В частности, специалисту необходимо знать:

  • к какой отрасли экономики относится предприятие или учреждение, где проводится указанное следственное действие;
  • форму бухгалтерского учета, принятую на данном предприятии или в учреждении;

-примерный круг документов и период их заполнения и др.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На основании полученных сведений он может составить представление об особенностях бухгалтерского учета на предприятии и составить примерную схему документооборота с тем, чтобы определить примерный объем рассматриваемых документов и место их нахождения.

В качестве специалиста может быть привлечено любое лицо, не заинтересованное в исходе дела. Таким лицом может быть и сотрудник экспертного учреждения. Участие его в деле в качестве специалиста при осмотре или выемке документов не исключает, в соответствии с п.1 ч.2 ст.70 УПК РФ, его участия в этом же деле в качестве эксперта-бухгалтера.

Перед началом следственного действия следователь удостоверяется в личности и компетентности специалиста, выясняет его отношение к обвиняемому, разъясняет ему его права и обязанности.

На специалиста распространяются правила отвода эксперта (ст. 70 УПК РФ). В частности, в роли специалиста не может выступать представитель организации, контролирующей деятельность предприятия, в котором имело место преступление. Права специалиста регламентированы ст.58 УПК РФ. За разглашение данных предварительного следствия специалист может понести ответственность на основании ст. 310 Уголовного кодекса РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 9. Особенности организации и проведения документальной ревизии по инициативе правоохранительных органов

§ 1. Понятие и виды документальной ревизии

Проведение ревизий1 обусловлено необходимостью со стороны собственника или государства контролировать расходование средств, предупреждать и выявлять злоупотребления, а также оказывать помощь ревизуемой организации. Ревизии проводят специалисты в соответствующих областях знаний, наделенные достаточно широкими правами.

Проведение ревизии решает задачи проверки законности совершаемых хозяйственных операций и соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и контроля за сохранностью собственности.

В сфере выявления и расследования преступлений экономической направленности производство ревизии имеет исключительно важное значение. Своевременно назначенная и правильно проведенная документальная ревизия во многих случаях имеет решающее значение для доказывания виновности должностных, материально-ответственных лиц, счетно-бухгалтерских работников, совершивших хищение путем злоупотребления служебным положением, растраты или присвоения вверенного имущества. Необходимость в организации ревизии может возникать на различных этапах расследования. Но следователь должен иметь её в виду с самого начала планирования и организации следствия.



Документальная ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за их осуществление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды документальных ревизий

1.

По

основаниям назначения

Плановые -

проводятся в соответствии с заранее составленным планом ревизионной работы

Внеплановые -

проводятся внезапно в связи с чрезвычайными обстоятельствами по инициативе хозяйственных или правоохранительных органов

2.

По объему проверяемой деятельности

Полные -

охватывают все стороны хозяйственной деятельности ревизуемого объекта

Частичные -

охватывают одну или несколько сторон хозяйственной деятельности ревизуемого объекта

3.

В зависимости от органов, производящих ревизию

Ведомственные -

осуществляются вышестоящими ведомственными организациями

Вневедомственные -

осуществляются по инициативе государственных контролирующих органов (КРУ, налоговой службы и ДР-)

Внутрихозяйственные-

проводятся силами самой организации

4.

По методу проведения

Сплошные -

проверяется вся документация, относящаяся к проверяемому объекту

Выборочные -

проверяются отдельные наиболее важные операции и документы, где чаще всего отражаются признаки противоправной деятельности

Комбинированные -

отдельные операции и документы проверяются сплошным методом, а другие - выборочным


5.

По составу ревизионной группы и

круга проверяемых вопросов

Бухгалтер-ские-

проводятся специалистом в области бухгалтерского учета и контроля -

бухгалтером-ревизором

Комплексные -

проводятся группой ревизоров, в которую кроме бухгалтера входят специалисты других отраслей знаний - экономисты, товароведы, технологи и др.

Сквозные -

наряду с ревизией головной организации одновременно проверяется несколько производственных единиц, входящих в состав объединения

Тематические -

выявляется состояние дел по отдельным вопросам (темам).При этом проверяется значительное число организаций

6.

По повторяемости контрольных действий

Первичные ревизии -

проводятся по

первоначальному

заданию

Повторные ревизии -

проводятся другими ревизорами в целях проверки качества первичной ревизии или аргументированных возражений проверяемых лиц

Дополнительные ревизии - проводятся в случаях, когда необходимо дополнить выводы предыдущих ревизий, выявить новые обстоятельства, не вскрытые ими




Документальная ревизия всегда проводится после совершения хозяйственных операций. Поэтому ее необходимо отнести к последующему виду финансового контроля по времени его проведения. Контроль осуществляется на основании изучения бухгалтерских и иных документов, поэтому ревизия и называется документальной. Однако при проведении проверок практически во всех случаях ревизоры используют и разнообразные методы фактического контроля (инвентаризацию, выполнение контрольных операций и т.д.). Поэтому ревизия по методам осуществления контроля относится к комбинированной, т.е. документально-фактической форме.

Документальные ревизии классифицируются по определенным однородным признакам. Практическое значение этой классификации для сотрудников правоохранительных органов состоит в том, что она позволяет рассчитывать необходимое рабочее время, которое понадобится для проведения ревизии того или иного вида и, следовательно, эффективно спланировать расследование или производство доследственной проверки.

Повторные и дополнительные ревизии проводятся преимущественно по требованию правоохранительных органов.

Основания для проведения повторной ревизии по инициативе правоохранительных органов:

  • установлен низкий методический уровень первичной ревизии;
  • выявлена недобросовестность (необъективность) ревизора, умышленное искажение им данных учета при проведении первичной ревизии;
  • неполнота выводов ранее проведенной ревизии, противоречие документам и иным материалам проверки;
  • существенные нарушения при производстве первичной ревизии прав ревизуемых лиц;
  • противоречия, содержащиеся в акте первичной ревизии, устранение которых возможно путем проведения повторной ревизии;
  • противоречия между выводами первичной ревизии и материалами уголовного дела, устранение которых возможно путем проведения повторной ревизии.

Основания для проведения дополнительной ревизии по инициативе правоохранительных органов:

  • неприменение ревизором тех приемов и методов исследования, которые, по мнению следователя, могут способствовать выявлению новых следов преступной деятельности;
  • наличие обоснованных возражений по результатам ревизии со стороны заинтересованных лиц (подозреваемых, обвиняемых);
  • ревизором проверена лишь часть хозяйственных операций, при которых могли совершаться преступления;
  • противоречия между выводами акта первичной ревизии и материалами уголовного дела, устранить которые можно путем проведения дополнительной проверки;
  • заявление эксперта-бухгалтера о невозможности дать заключение без проведения дополнительной ревизии;
  • проведение первичной ревизии без участия специалистов других областей знаний, когда их участие было необходимо;
  • задание, поставленное перед ревизией, выполнено не полностью и нет оснований отказываться от дополнительной проверки;
  • необходимость расширения объема проверки, когда имеются обоснованные основания полагать, что преступления были совершены до обревизованного периода;
  • наличие проверенных сведений о совершении преступления лицами, деятельность которых не проверялась;
  • необходимость исследования отдельных операций, которые не проверялись.

l/' Работа ревизионных органов предполагает определение их полномочий.

 

 

 

 

 

 

 

Ревизор имеет право:



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ревизор имеет  право:


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2Организация и проведение ревизии по инициативе правоохранительных органов

Ревизии по требованию правоохранительных органов являются важнейшим средством обнаружения признаков преступления и способом собирания доказательств по уголовному делу. Специальные знания ревизоров используются правоохранительными органами как до, так и после возбуждения уголовного дела.

При наличии правовых и фактических оснований для проведения ревизии до возбуждения уголовного дела составляется постановление руководителя органа внутренних дел или его заместителя. В нем в краткой форме излагаются обстоятельства проверочного материала, наименование проверяемой организации и признаки финансовых нарушений, правовые1 и фактические основания для проверки, время ее проведения и поставленные вопросы. После возбуждения уголовного дела следователь выносит постановление о назначении документальной ревизии в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрев поступившее постановление, соответствующий руководитель на проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдает подписанное им специальное удостоверение. При подготовке решений о проведении ревизии (проверки) ревизоры принимают участие в предварительном изучении изъятых документов проверяемой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 



 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По итогам предварительного изучения документов и в рамках постановления о проведении ревизии (проверки) ревизионным органом составляется программа проведения ревизии (проверки), которая согласовывается с лицом, вынесшим постановление (требование) о ее назначении.

При согласовании программы проведения ревизии (проверки) уточняются вопросы, относящиеся к компетенции ревизоров, круг должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации, присутствие которых необходимо при производстве ревизии (проверки), а также специалистов (экспертов), привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию ревизоров. Привлечение этих специалистов и получение материалов их проверок осуществляется правоохранительным органом, назначившим ревизию (проверку), с последующей передачей проверяющему.

Информация о работе Курс лекций по "Судебной бухгалтерии"