Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:35, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Судебная бухгалтерия"
Специалист-бухгалтер привлекается к участию в следующих следственных действиях, предусмотренных УПК РФ: производство осмотра (ст.177); производство обыска (ст. 182) и выемки (ст. 183); наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185); наложение ареста на имущество (ст.115); производство следственного эксперимента при проверке объема выполненных работ (ст. 181) и т.д.
Цель участия специалиста в следственных действиях определена уголовно-процессуальным законом - оказывать следователю содействие в обнаружении, закреплении и изъятии документов, постановке вопросов эксперту, разъяснять сторонам вопросы, входящие в его профессиональную компетенцию.
Главная роль его состоит в том, чтобы помочь следователю не пройти мимо фактов, имеющих значение для дела.
В отличие от эксперта специалист сам не выявляет доказательств, а лишь помогает делать это следователю, устанавливающему фактические данные, имеющие значение для дела.
Участие специалиста-бухгалтера в перечисленных ранее следственных действиях (в первую очередь, выемке, обыске, осмотре) может иметь важное значение по делам, связанным с исследованием документов бухгалтерского учета, счетных регистров.
Для успешного проведения осмотра и выемки документов следователь должен предварительно сообщить специалисту-бухгалтеру некоторые сведения, позволяющие ему подготовиться к проведению этих действий. В частности, специалисту необходимо знать:
-примерный круг документов и период их заполнения и др.
На основании полученных сведений он может составить представление об особенностях бухгалтерского учета на предприятии и составить примерную схему документооборота с тем, чтобы определить примерный объем рассматриваемых документов и место их нахождения.
В качестве специалиста может быть привлечено любое лицо, не заинтересованное в исходе дела. Таким лицом может быть и сотрудник экспертного учреждения. Участие его в деле в качестве специалиста при осмотре или выемке документов не исключает, в соответствии с п.1 ч.2 ст.70 УПК РФ, его участия в этом же деле в качестве эксперта-бухгалтера.
Перед началом следственного действия следователь удостоверяется в личности и компетентности специалиста, выясняет его отношение к обвиняемому, разъясняет ему его права и обязанности.
На специалиста распространяются правила отвода эксперта (ст. 70 УПК РФ). В частности, в роли специалиста не может выступать представитель организации, контролирующей деятельность предприятия, в котором имело место преступление. Права специалиста регламентированы ст.58 УПК РФ. За разглашение данных предварительного следствия специалист может понести ответственность на основании ст. 310 Уголовного кодекса РФ.
Тема 9. Особенности организации и проведения документальной ревизии по инициативе правоохранительных органов
§ 1. Понятие и виды документальной ревизии
Проведение ревизий1 обусловлено необходимостью со стороны собственника или государства контролировать расходование средств, предупреждать и выявлять злоупотребления, а также оказывать помощь ревизуемой организации. Ревизии проводят специалисты в соответствующих областях знаний, наделенные достаточно широкими правами.
Проведение ревизии решает задачи проверки законности совершаемых хозяйственных операций и соблюдения финансовой дисциплины, правильности ведения бухгалтерского учета и контроля за сохранностью собственности.
В сфере выявления и расследования преступлений экономической направленности производство ревизии имеет исключительно важное значение. Своевременно назначенная и правильно проведенная документальная ревизия во многих случаях имеет решающее значение для доказывания виновности должностных, материально-ответственных лиц, счетно-бухгалтерских работников, совершивших хищение путем злоупотребления служебным положением, растраты или присвоения вверенного имущества. Необходимость в организации ревизии может возникать на различных этапах расследования. Но следователь должен иметь её в виду с самого начала планирования и организации следствия.
Документальная ревизия - это система обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности и обоснованности совершенных в ревизуемом периоде хозяйственных и финансовых операций ревизуемой организации, правильности их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя, главного бухгалтера и иных лиц, которые в соответствии с законодательством несут ответственность за их осуществление.
Виды документальных ревизий | |||||
1. |
По основаниям назначения |
Плановые - проводятся в соответствии с заранее составленным планом ревизионной работы |
Внеплановые - проводятся внезапно в связи с чрезвычайными обстоятельствами по инициативе хозяйственных или правоохранительных органов | ||
2. |
По объему проверяемой деятельности |
Полные - охватывают все стороны хозяйственной деятельности ревизуемого объекта |
Частичные - охватывают одну или несколько сторон хозяйственной деятельности ревизуемого объекта | ||
3. |
В зависимости от органов, производящих ревизию |
Ведомственные - осуществляются вышестоящими ведомственными организациями |
Вневедомственные - осуществляются по инициативе государственных контролирующих органов (КРУ, налоговой службы и ДР-) |
Внутрихозяйственные- проводятся силами самой организации | |
4. |
По методу проведения |
Сплошные - проверяется вся документация, относящаяся к проверяемому объекту |
Выборочные - проверяются отдельные наиболее важные операции и документы, где чаще всего отражаются признаки противоправной деятельности |
Комбинированные - отдельные операции и документы проверяются сплошным методом, а другие - выборочным |
5. |
По составу ревизионной группы и круга проверяемых вопросов |
Бухгалтер-ские- проводятся специалистом в области бухгалтерского учета и контроля - бухгалтером-ревизором |
Комплексные - проводятся группой ревизоров, в которую кроме бухгалтера входят специалисты других отраслей знаний - экономисты, товароведы, технологи и др. |
Сквозные - наряду с ревизией головной организации одновременно проверяется несколько производственных единиц, входящих в состав объединения |
Тематические - выявляется состояние дел по отдельным вопросам (темам).При этом проверяется значительное число организаций | ||
6. |
По повторяемости контрольных действий |
Первичные ревизии - проводятся по первоначальному заданию |
Повторные ревизии - проводятся другими ревизорами в целях проверки качества первичной ревизии или аргументированных возражений проверяемых лиц |
Дополнительные ревизии - проводятся в случаях, когда необходимо дополнить выводы предыдущих ревизий, выявить новые обстоятельства, не вскрытые ими |
Документальная ревизия всегда проводится после совершения хозяйственных операций. Поэтому ее необходимо отнести к последующему виду финансового контроля по времени его проведения. Контроль осуществляется на основании изучения бухгалтерских и иных документов, поэтому ревизия и называется документальной. Однако при проведении проверок практически во всех случаях ревизоры используют и разнообразные методы фактического контроля (инвентаризацию, выполнение контрольных операций и т.д.). Поэтому ревизия по методам осуществления контроля относится к комбинированной, т.е. документально-фактической форме.
Документальные ревизии классифицируются по определенным однородным признакам. Практическое значение этой классификации для сотрудников правоохранительных органов состоит в том, что она позволяет рассчитывать необходимое рабочее время, которое понадобится для проведения ревизии того или иного вида и, следовательно, эффективно спланировать расследование или производство доследственной проверки.
Повторные и дополнительные ревизии проводятся преимущественно по требованию правоохранительных органов.
Основания для проведения повторной ревизии по инициативе правоохранительных органов:
Основания для проведения дополнительной ревизии по инициативе правоохранительных органов:
l/' Работа ревизионных органов предполагает определение их полномочий.
Ревизор имеет право:
Ревизор имеет право:
§2Организация и проведение ревизии по инициативе правоохранительных органов
Ревизии по требованию правоохранительных органов являются важнейшим средством обнаружения признаков преступления и способом собирания доказательств по уголовному делу. Специальные знания ревизоров используются правоохранительными органами как до, так и после возбуждения уголовного дела.
При наличии правовых и фактических оснований для проведения ревизии до возбуждения уголовного дела составляется постановление руководителя органа внутренних дел или его заместителя. В нем в краткой форме излагаются обстоятельства проверочного материала, наименование проверяемой организации и признаки финансовых нарушений, правовые1 и фактические основания для проверки, время ее проведения и поставленные вопросы. После возбуждения уголовного дела следователь выносит постановление о назначении документальной ревизии в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.
Рассмотрев поступившее постановление, соответствующий руководитель на проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдает подписанное им специальное удостоверение. При подготовке решений о проведении ревизии (проверки) ревизоры принимают участие в предварительном изучении изъятых документов проверяемой организации.
По итогам предварительного изучения документов и в рамках постановления о проведении ревизии (проверки) ревизионным органом составляется программа проведения ревизии (проверки), которая согласовывается с лицом, вынесшим постановление (требование) о ее назначении.
При согласовании программы проведения ревизии (проверки) уточняются вопросы, относящиеся к компетенции ревизоров, круг должностных и материально-ответственных лиц ревизуемой организации, присутствие которых необходимо при производстве ревизии (проверки), а также специалистов (экспертов), привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию ревизоров. Привлечение этих специалистов и получение материалов их проверок осуществляется правоохранительным органом, назначившим ревизию (проверку), с последующей передачей проверяющему.