Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:35, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Судебная бухгалтерия"
По уголовному делу для изъятия документов следователь выносит постановление (ч.2 ст.182 УПК РФ) о производстве обыска или выемки, которое предъявляется главному бухгалтеру для ознакомления и росписи. Результаты производства обыска и выемки документов оформляются протоколом (ч.12 ст.182 УПК РФ).
Изъятие бухгалтерских документов позволяет своевременно и на законном основании получить их, определить круг подозреваемых лиц, установить причины несоответствий, приобщить необходимые документы к материалам проверки или материалам уголовного дела с целью своевременного принятия обоснованного процессуального решения.
Тема 6. Инвентаризация и ее значение в деятельности правоохранительных органов
§ 1. Понятие и виды инвентаризации
Инвентаризация - это проверка и фиксация фактического наличия имущества хозяйствующего субъекта на определенный момент времени путем реального пересчета, обмера, взвешивания ценностей, сверки расчетов с дебиторами и кредиторами и последующее сопоставление полученных данных с данными бухгалтерского учета.
При проведении инвентаризации можно в натуральном измерителе сравнить правильность ведения документации всех хозяйственных операций организации. Инвентаризация необходима для проверки сохранности материальных ценностей, вверенных конкретным материально-ответственным лицам. Инвентаризация - один из основных элементов метода бухгалтерского учета. С одной стороны, она является формой последующего финансового контроля и важнейшим методом фактической проверки документальных данных, с другой - не только служит цели обеспечения собственника необходимыми сведениями о наличии и состоянии имущества, но и представляет собой средство охраны его интересов в случае противоправного посягательства на них. Так, например, материалы инвентаризации могут приобщаться к материалам уголовного дела в качестве доказательства, свидетельствовать о совершении хищения, способствовать правильному определению размера ущерба.
Инвентаризации подлежит все имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств*.
Кроме того, инвентаризации подлежат:
В процессе организации и проведения инвентаризации необходимо руководствоваться Федеральным Законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 июня 1995г. № 49 и Письмом Минфина России от 8 июня 1998г. № 04-02-05/11 «Об излишках, обнаруженных при инвентаризации», а также Положением «О порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке», утвержденным приказом Минфина России от 10 марта 1999г. № 20н и приказом МНС России от 10 марта 1999г. № ГБ-3-04/39.
Кроме того, посредством проведения инвентаризации решаются следующие задачи:
Количество инвентаризаций в отчётном году, даты их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации. Однако действующим законодательством предусмотрены случаи обязательного проведения инвентаризации. К ним в соответствии со ст. 12 ФЗ «О бухгалтерском учёте», п. 27 Положения «По ведению бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности в
Виды инвентаризации | |||||
1. |
По объекту проверки |
основных средств |
денежных средств и расчетов |
финансовых вложений |
товарно-материальных ценностей и т.д. |
2. |
По полноте охвата наименований материальных ценностей |
Сплошные - охватываются все разновидности наименований ценностей, средств и расчетов (все виды сырья, готовой продукции и т.д.) |
Выборочные - проверяется только какая-то их совокупность или разновидность | ||
3. |
По объему проверки |
Полные - охватываются все виды товарно-материальных ценностей, денежных средств и расчетов |
Неполные - проверкой охватываются отдельные виды имущества и обязательств | ||
4. |
По основаниям проведения |
Плановые - проводятся по календарному графику в сроки, устанавливаемые руководителем организации |
Внеплановые - проводятся вне графика по решению руководителя организации, в том числе по инициативе правоохранительных органов | ||
5. |
В зависимости от точности соблюдения требования внезапности |
Заранее объявленные - о сроках проведения инвентаризации известно материально-ответственному лицу (например, перед составлением годовой бухгалтерской отчетности) |
Внезапные - проводятся с целью контроля как по инициативе руководства организации по специальному графику, так и по инициативе правоохранительных органов |
Российской Федерации», а также п. 1.5 вышеупомянутых Методических указаний относятся:
- ликвидация или реорганизация предприятия.
В случае применения в организации коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризация обязательна также в следующих случаях:
§ 2. Организация и порядок проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов
При наличии информации о хищениях или злоупотреблениях, совершенных (совершаемых) в хозяйствующих субъектах, влекущих уголовную или административную ответственность, сотрудники правоохранительных органов имеют право требовать обязательного проведения инвентаризаций (например, п.25 ст.11 Закона Российской Федерации «О милиции»).
Инвентаризация всегда организуется на основании приказа руководителя организации, в том числе и в случае ее проведения по инициативе правоохранительных органов. Однако для издания приказа о проведении внеплановой инвентаризации по инициативе правоохранительных органов они должны официально обратиться для этого к руководителю соответствующей организации.
При наличии правовых и фактических оснований для проведения инвентаризации на стадии предварительной проверки заявления или сообщения о преступлении составляется постановление руководителя органа милиции или его заместителя. В нем в краткой форме излагаются обстоятельства проверочного материала, наименование организации, объекта и ценностей, подлежащих инвентаризации, ответственных за них лиц, правовые и фактические основания для проверки, время ее проведения. После возбуждения уголовного дела следователь выносит постановление о назначении инвентаризации соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства.
Правовыми основаниями для назначения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов являются*:
До возбуждения уголовного дела |
После возбуждения уголовного дела |
Закон Российской Федерации «О милиции» (п.25 ст.11); Федеральный Закон «О бухгалтерском учете» (п.4 ч.2 ст."Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации (ч.4ст.21;ч.2ст.144). |
Уголовно-процессуальный Кодекс Российской Федерации (ст.38, 86) |
Фактическими основаниями проведения инвентаризации по инициативе правоохранительных органов могут быть:
Для успешного проведения инвентаризации в процессе ее организации необходимо соблюдать некоторые обязательные требования:
Проведение инвентаризации условно разделяется на 3 этапа
Подготовительный |
Основной (рабочий) |
Заключительный |
Формируется состав инвентаризационной комиссии, издается распоряжение о проведении инвентаризации, определяются сроки начала и. окончания работы по проведению инвентаризации. К началу инвентаризации бухгалтерия выводит бухгалтерские данные (книжные остатки) на каждую инвентаризируемую позицию. Инвентаризационной комиссией пломбируются помещения, места хранения ценностей, прекращается доступ посторонних лиц на объект, проверяется правильность весоизмерительных приборов и соблюдение установленных сроков их клеймения; председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к отчетам, с указанием «до инвентаризации на «дата». Материально-ответственное лицо дает расписку о том, что к началу проведения инвентаризации все приходные и расходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы членам комиссии и все ценности, поступившие на его ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход. Материально-ответственное лицо подготавливает товарно-материальные ценности к инвентаризации (разделение товаров по наименованиям, рассортировка товаров и тары). Отделяет бракованные и пришедшие в негодность товары (бой, брак и др.) |
Заключается в снятии остатков. Руководитель организации обязан создать условия обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой, технически исправным весовым хозяйством). Комиссия в присутствии материально-ответственного лица производит подсчет ценностей в натуре в соответствии с требованием действительности путем подсчета, взвешивания, обмеривания и т.п. и вносит полученные данные в инвентаризационную опись (3-4 экземпляра). По материалам и товарам, хранящимся в неповреждённой упаковке поставщика, количество этих ценностей может определяться на основании документов при обязательной проверке в натуре выборочно части этих ценностей. В розничных торговых предприятиях первоначально снимают остатки наличных денег и устанавливают выручку текущего дня. Подсчет товарно-материальных ценностей производится в порядке их расположения в помещении. При хранении ценностей в разных изолированных помещениях у одного и того же материально-ответственного лица, инвентаризация проводится последовательно по местам хранения |
Посредством сравнения данных бухгалтерского учета (по книжным остаткам) с данными инвентаризационной описи (фактическим остатком) выводятся и оформляются результаты инвентаризации |
Этапы проведения инвентаризации
Результаты инвентаризации могут иметь практическое значение при условии соблюдения процедуры ее проведения. Знание этой процедуры сотрудниками правоохранительных органов позволяет преодолеть возможное противодействие со стороны материально-ответственных лиц или членов инвентаризационной комиссии. Важное значение при этом имеет изучение правил оформления инвентаризационных описей и их оценки.
Инвентаризационные описи составляются не менее чем в двух экземплярах как с использованием средств вычислительной и другой организационной техники, так и рукописно. Первый экземпляр направляется в бухгалтерию предприятия, второй остаётся у материально-ответственного лица. Кроме того, дополнительный экземпляр в крупных организациях передаётся в бухгалтерию вышестоящей организации и является контрольным, а если инвентаризация проводилась по инициативе правоохранительных органов, то один экземпляр описи направляется им.
Описи заполняются чернилами или шариковой ручкой чётко и ясно, без помарок и подчисток. Запрещается вносить данные в инвентаризационные описи со слов материально-ответственных лиц.
Наименование инвентаризуемых ценностей или объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учёте, и в том порядке, в котором производилось снятие остатков. Так, например, если инвентаризация проводилась во всем магазине, то не могут составляться отдельные инвентаризационные описи на каждый отдел или склад.
На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанных на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках, килограммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны. Это делается для того, чтобы исключить возможность подлогов в описи.
Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путём зачёркивания неправильных записей и проставления над зачёркнутыми записями новых правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами комиссии и материально-ответственными лицами.
На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировке и подсчёте итогов за подписями лиц, производивших проверку.
Каждую страницу описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица. В конце описи материально-ответственные лица дают расписку, подтверждающую проверку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к членам комиссии каких либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.