Курс лекций по "Судебной бухгалтерии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:35, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Судебная бухгалтерия"

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по дисциплине «судебная бухгалтерия» Тема Станов.doc

— 903.00 Кб (Скачать файл)

- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по сче там синтетического учета на первое число каждого месяца, а также показате лей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического уче тов (требование непротиворечивости).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§ 4.Финансовый контроль

В Российской Федерации сложилась система государственного и негосударственного контроля за соблюдением законности и финансовой дисциплины в процессе реализации хозяйствующими субъектами учетной политики и организации бухгалтерского учета. Она является составной частью финансового контроля (рассматриваемой в рамках дисциплины «Финансовое право»).

Финансовый контроль - это осуществляемая с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных (в ряде случаев и негосударственных) органов, наделенных соответствующими полномочиями, в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности хозяйственной деятельности, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной и иной собственности.

Объекты финансового контроля - не только денежные средства, но и различные материальные, трудовые и иные ресурсы.

Задачи финансового контроля:

  • проверка исполнения финансовых обязательств перед государственными субъектами финансовых правоотношений;
  • проверка правильности использования предприятиями, учреждениями и организациями находящихся в их распоряжении денежных средств (бюджетных средств, банковских ссуд и т.д.), расчетов и хранения денежных средств предприятиями;
  • устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.

Органы, осуществляющие финансовый контроль:

  • Счетная Палата РФ;
  • Министерство финансов РФ (через структурные подразделения: Федеральное казначейство, контрольно-ревизионное управление, департамент страхового надзора);
  • Министерство по налогам и сборам РФ;
  • Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД РФ;
  • Федеральная служба по валютному и экспортному контролю;
  • Центральный Банк России;
  • Государственный таможенный комитет.

Государственный финансовый контроль включает:

общегосударственный,, те осуществляемый органами государственной власти общей компетенции, а также специальными контрольными органами;

ведомственный, т.е. проводимый на подведомственных предприятиях.

Он включает внутриведомственный контроль, который осуществляется отраслевыми министерствами и ведомствами за финансовой деятельностью подотчетных предприятий и организаций, и внутрихозяйственный контроль, проводимый в отношении предприятия и его отдельных структурных звеньев бухгалтерией, финансовым отделом и другими службами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 


 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Негосударственный финансовый контроль включает аудиторский и внутренний контроль (самоконтроль) частных предприятий, коммерческих организаций.

Аудит - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (ч.1 ст.1 ФЗ «Об аудиторской деятельности»).

Самоконтроль подразумевает финансовый контроль, осуществляемый силами самого предприятия. Чаще всего он проводится финансовыми службами (бухгалтериями, внутренними аудиторами).

В зависимости от времени осуществления финансовый контроль подразделяется на:

1) предварительный контроль, который осуществляется до начала хозяйственной операции. Он как бы дает направление будущей хозяйственной операции и тем самым способствует предупреждению незаконных и неправильных действий. Внутри предприятия его осуществляют главные и старшие бухгалтера, работники бухгалтерии.

Вне предприятия данный контроль осуществляют банковские органы (контроль обоснованности получения кредитов, правильности оформления платежных поручений, контроль за соблюдением лимита денежной наличности в кассе), органы местной администрации, управления (регистрация устава), финансовые органы (рассмотрение смет, ставок, фондов заработной платы и т.п.);

  1. текущий контроль, который осуществляется в процессе хозяйственной деятельности. Внутри предприятия он производится руководителями, главными бухгалтерами, а также работниками, выполняющими хозяйственную операцию (экспедиторами, кладовщиками);
  2. последующий контроль, осуществляемый после совершения хозяйственной операции и позволяющий охватить проверкой все стороны хозяйственной деятельности предприятия или всю совокупность определенных операций. Последующий финансовый контроль проводится, как правило, путем изучения и анализа первичных документов, проведения документальных ревизий. Основная цель последующего контроля - проверка законности и целесообразности совершения хозяйственной операции.

В зависимости от метода осуществления финансовый контроль делится на:

  1. фактический контроль, который заключается в проверке наличия и состояния материальных ценностей, денежных средств и расчетов в натуре, т.е. по месту их хранения или осуществления хозяйственных операций. Одним из основных методов данного вида контроля является инвентаризация. К фактическому контролю относятся также: обследование, анализ сырья, материалов и готовой продукции, контрольные обмеры и др.;
  2. документальный контроль, который производится при проверке финансово-хозяйственной деятельности как предприятия, организации, учреждения в целом, так и его структурных подразделений, в отдельности, путем изучения, анализа и сопоставления данных первичных документов, учетных записей и бухгалтерской отчетности;
  3. комбинированный (документально-фактический) контроль, состоящий в сочетании двух вышеозначенных видов, где наряду с документальной проверкой первичной документации, бухгалтерских записей на счетах и отчетности одновременно для проверки тех или иных показателей применяются методы фактической проверки.

Наиболее действенной формой последующего финансового контроля является документальная ревизия хозяйственной деятельности предприятия, которая сочетает в себе методы документальной и фактической проверок.

Все виды контроля взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Они используются на практике в различных сочетаниях. Этим достигается наибольшая эффективность финансового контроля.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 4. Основы бухгалтерского учета

 § 1. Предмет и метод бухгалтерского учета

 

Предметом бухгалтерского учета является объективное состояние и реальное использование хозяйственных средств предприятия (учреждения, организации); источники получения (формирования) этих средств и их движение в процессе производства, распределения и обращения.

Составляющей предмета бухгалтерского учета являются его объекты, которые, согласно ч.2 ст. 1 Закона « О бухгалтерском учета», представляют собой имущество организаций, их обязательства и осуществляемые в процессе деятельности хозяйственные операции.

Объекты учета можно разделить на две группы:

  • объекты, обеспечивающие экономическую деятельность (хозяйственные средства и их источники);
  • объекты, составляющие содержание экономической деятельности (хозяйственные процессы и их результаты).

Методом бухгалтерского учета называется совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется учет хозяйственной деятельности.

Каждый способ (прием) именуется элементом метода бухгалтерского учета (они перечислены в §1 гл.1 настоящего издания).

Способы бухгалтерского учета составляют его методологию, взаимосвязаны и взаимообусловлены между собой. В результате их комплексного применения обеспечивается непрерывное, сплошное и документально обоснованное отражение данных в бухгалтерском учете.

Общими принципами построения бухгалтерского учета являются:

  • государственное регулирование бухгалтерского учета;
  • сочетание государственного регулирования бухгалтерского учета с предоставлением широких прав предприятию в организации и ведении бухгалтерского учета;
  • повышение роли бухгалтерского учета в обеспечении информацией внутренних и внешних пользователей, рационального использования производственных ресурсов и готовой продукции;
  • обеспечение достоверности аналитических данных бухгалтерского учета, позволяющих выявить влияние различных факторов на экономические показатели и резервы повышения эффективности производства;
  • динамичность организации бухгалтерского учета, постоянное совершенствование учетного процесса;
  • применение общих принципов управления, включая системный подход, экономико-математические методы и модели.

§ 2. Бухгалтерский баланс и его значение в юридической практике

Бухгалтерский баланс представляет собой способ периодического отражения информации об имуществе организации в обобщенном денежном выражении на определенную дату (первое число месяца, квартала, года) посредством ее группировки по составу и размещению хозяйственных средств (в активе баланса), а также по источникам их формирования (в пассиве баланса).

Структура баланса отражает имущественное состояние предприятия и представляет собой двухстороннюю таблицу, одна часть которой именуется активом, другая - пассивом.

 

 

Актив

Пассив

Имущество по видам и функциональной роли

Имущество по источникам образования и назначения

Итого:

Итого:


Балансовая статья - строка актива или пассива баланса, характеризующая определенные виды имущества, источники его формирования, обязательства организации.

Актив показывает, где размещены средства, а пассив - откуда получены эти средства. Валюта баланса - итог по активу и пассиву баланса.

По составу средства, отражённые в активе, подразделяются на основные, оборотные и отвлечённые.

Актив баланса

Дает ответы на следующие вопросы

Имущество

1. Внеоборотные активы  (основные   средства,   долгосрочные  финансовые  вложения и др.)

2. Оборотные активы (запасы, НДС, дебет, задолженность, 
денежные средства и др.)

3. Убытки (прошлых лет, от 
четного года).

1. Какова      общая      сумма средств, которыми располагает предприятие?

 

2. Каков      состав      этих 
средств?

 

3. В каких целях они фактически используются?

Пассив баланса

Позволяет узнать

Источники образования

1. Капитал и резервы.

2. Долгосрочные и кратко- 
срочные пассивы (креди- 
ты, заемные средства, под- 
лежащих погашению в течение 12 мес.)

1. Кому принадлежат средства, перечисленные в активе, 
т.е. являются они собственными или заемными?

2. Каковы источники их формирования?

3. Каково целевое назначение 
средств, указанных в активе?



 

 

 


 

 


 

 


 

 


 

 

А - актив баланса

П - пассив баланса

С - сумма операций

 

Виды балансов:

  1. годовой бухгалтерский баланс - выступает в качестве заключительного, являющегося завершением текущего года и служащего основанием для открытия счетов в новом отчетном году;
  2. вступительный (организационный) баланс - составляется в заново создаваемых организациях;
  3. соединительный баланс - составляется при слиянии двух и более хозяйствующих субъектов в одно юридическое лицо. При этом показатели обоих субъектов суммируются;
  4. разделительный баланс - составляется при разделении одного хозяйствующего субъекта на ряд юридических лиц или выделении из общего баланса хозяйства определенной доли капитала для образования новой организации;
  5. санируемый баланс - составляется до окончания отчетного периода с целью показать реальное финансовое положение организации. Чаще всего он составляется аудитором при оказании услуги по составлению бухгалтерской отчетности (п.1 ч.б ст.1 ФЗ «Об аудиторской деятельности»);
  6. сводный баланс - формируется при соединении отдельных заключительных балансов (годовых, периодических).
  7. сводно-консолидируемый баланс - представляет собой объединение юридически самостоятельных балансов, находящихся хотя и в разных, но экономически взаимосвязанных организациях. Особенностью данного вида баланса является то, что из него исключаются, прежде всего, все внутренние обороты и делается расчет по каждой статье баланса в зависимости от доли каждого участника в капитале группы.

Информация о работе Курс лекций по "Судебной бухгалтерии"