Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:35, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Судебная бухгалтерия"
При проведении ревизии (проверки) правоохранительный орган обеспечивает поиск адресов по запросам проверяющих, присутствие должностных, материально-ответственных лиц либо лиц, выполняющих управленческие функции ревизуемой организации, работающих как во время проведения ревизии (проверки), так и в другие периоды, и получение объяснений от них.
Ревизоры во время проведения ревизии применяют все необходимые методы документальной и фактической проверок. Правоохранительный орган оказывает содействие в их применении, предоставляет необходимую информацию, организует взаимодействие с проверяющим, оказывает содействие в получении объяснений от должностных и материально-ответственных лиц. Проверяющие в ходе ревизии (проверки) могут ставить вопрос перед правоохранительным органом о корректировке программы ревизии (проверки) по содержанию и срокам.
Необходимым условием организации контрольных мероприятий является постоянное взаимодействие правоохранительных и ревизионных органов. Реализация этого взаимодействия осуществляется путем взаимного информирования по фактам выявленных нарушений в сфере экономики, осуществления рабочих контактов и оказания взаимопомощи по проводимым ревизиям (проверкам).
Во время производства ревизии в процессе расследования следователь должен:
При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют ревизору письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью. Ревизор обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения.
В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии ревизор в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта. В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения.
В случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению, привлечению должностных или материально-ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.
§ 3. Оценка и использование материалов ревизии органами дознания и предварительного следствия
Материалы ревизии, с одной стороны, являются одним из наиболее распространенных поводов к возбуждению уголовного дела о преступлениях в сфере экономики, с другой - важнейшим средством собирания доказательств по расследуемому делу. Рассмотрение материалов ревизии до и после возбуждения уголовного дела имеет свои особенности. В соответствии с действующим законодательством, передаваемые в правоохранительные органы материалы ревизии должны содержать:
Для обеспечения доброкачественности результатов ревизионной проверки большое значение имеет проведение ревизии в соответствии с правовыми нормами, регламентирующими порядок ее производства. Большое значение имеет проверка соблюдения при ревизии прав ревизуемых лиц.
Анализ материалов ревизии по существу начинается с выяснения того, какие конкретные факты установлены ревизором, содержат ли они признаки преступления и какого именно. Если имеющиеся данные могут быть расценены как признаки преступления, то необходимо выяснить обоснованность выводов ревизии. Для этого устанавливаются:
Различия между обычной ревизией и ревизией, проводимой по требованию правоохранительных органов(на примере органов милиции) | ||
Основания различий |
Обычная ревизия |
Ревизия по требованию правоохранительных органов |
По основаниям назначения |
Правовое основание-нормы финансового и административного права; фактическое-необходимость соблюдения графика проведения ревизий |
Правовое основание - п.25 ст.11 Закона «О милиции»,ч.4 ст. 21, п.3ч.2ст.38, ст. 86, ч.1,3 ст. 144 УПК; фактическое -наличие данных о признаках хищений и злоупотреблений, требующих проверки |
По содержанию программы ревизии |
Проводится на основе типовой программы, исходит из хозяйственной целесообразности и задач, стоящих перед контролирующими органами |
Программа ревизии определяется интересами расследования или доследственной проверки, подчинена решению юридических задач |
По кругу используемых ревизионных методов |
Ревизор самостоятельно определяет круг документов, подлежащих проверке, и приемы их исследования |
В задании на производство ревизии перечень методов документальной и фактической проверок может быть рекомендован, без ущемления прав ревизора |
По выбору времени назначения |
Время назначения обусловлено графиком проведения ревизий и проверок, которые осуществляются на плановой основе |
Время назначения определяется работником органа дознания, следователем, исходя из сложившейся тактической ситуации |
По оценке реальных перспектив ревизии |
Результаты обычной плановой ревизии трудно спрогнозировать, как правило, здесь не выявляются какие-либо существенные нарушения |
Можно представить примерный результат, т.к. ревизия носит целенаправленный характер и проводится на основе имеющейся информации |
По срокам проведения |
Срок обычной ревизии, как правило, не превышает 45 дней, что учитывается при подготовке к ее проведению |
Ревизия может длиться от нескольких месяцев до нескольких дней, что обусловливается объемом проверки и интересами расследования |
По порядку назначения и взаимоотношениям участников |
Для назначения требуется приказ руководителя; не изучаются отношения ревизора с проверяемыми, не контролируется ход ревизии - анализируется результат |
Для назначения необходимо постановление следователя или письмо органа дознания; контролируется ход ревизии, отрабатывается взаимодействие с ревизором |
По оценке результатов и принятию решения |
Акт ревизии оценивается руководителем и главным бухгалтером с позиций хозяйственных интересов, по итогам принимается управленческое решение |
Результаты оцениваются критически, сравниваются с оперативными и следственными данными, по итогам оценки принимается юридически значимое решение |
Оценка материалов ревизии, проведенной по требованию следователя, имеет много общего с оценкой материалов ревизии, проведенной до возбуждения уголовного дела. Поэтому здесь применимы соответствующие рекомендации, изложенные выше.
Вместе с тем, эта оценка имеет и некоторые особенности, вытекающие из того, что ревизия проводилась по заданию, сформулированному следователем, и требует выяснения ряда дополнительных обстоятельств.
Тема 10. Судебно-бухгалтерская экспертиза
§ 1. Понятие, предмет, метод и задачи судебно-бухгалтерской
экспертизы
Применение научных методов в расследовании уголовных дел происходит, главным образом, посредством проведения судебных экспертиз. Эволюция, обусловленная усложнением хозяйственной деятельности людей, привела к возникновению бухгалтерского учета и, как следствие, к использованию данных учета в качестве достоверных доказательств в коммерческих операциях, при уплате налогов, решении иных спорных вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью. Судебно-бухгалтерская экспертиза является одной из основных форм использования специальных бухгалтерских знаний в правоохранительной деятельности.
Судебно-бухгалтерская экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследования материалов дела и дачи заключения специалистом-бухгалтером по вопросам, поставленным следователем или судом, которые относятся к явлениям хозяйственной жизни, получившим отражение в бухгалтерском учете, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.
Правовой основой судебно-экспертной деятельности являются: Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон от 31.05.2001г. №73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Инструкция по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденная Приказом Минюста от 20 декабря 2002 г. № 347, Положение об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденное приказом Минюста РФ от 23.01.2002 г. №20, другие федеральные законы, а также нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.
Судебно-бухгалтерская экспертиза имеет свои предмет и метод.
Предмет судебно-бухгалтерской экспертизы - это хозяйственные операции, отражённые в первичных документах и учётных регистрах, ставшие объектом дознания, предварительного расследования или судебного рассмотрения и относительно которых эксперт-бухгалтер даёт заключение по вопросам, поставленным на его разрешение следователем, прокурором или судом.
Предмет судебно-бухгалтерской экспертизы конкретизируется объектами, которые детализируют параметры исследования и определяют их характеристику.
Метод судебно-бухгалтерской экспертизы - это совокупность приемов, применяемых экспертом-бухгалтером при исследовании им первичных документов, записей в учётных регистрах и других материалов дела.
Метод судебно-бухгалтерской экспертизы | |
Приемы общей методики |
Приемы частной методики |
Применяются экспертом-бухгалтером при исследовании материалов различных дел, независимо от характера расследуемого преступления, отрасли экономики и специфики того предприятия, в котором совершено данное преступление, так как ряд злоупотреблений, где бы они ни были совершены, одинаково отражается в бухгалтерском учете (хищение наличных денег, товаров или материалов и т.п.) |
Применяются в зависимости от особенностей преступлений, места их совершения, документирования и учета операций, применяемых в данном предприятии или организации, поскольку многие способы совершения преступлений в отдельных отраслях экономики имеют специфику и своеобразно отражаются в учете. Например, хищения на предприятиях общественного питания и хищения в агропромышленном секторе совершаются разными способами |
Методы судебно-бухгалтерской экспертизы, в целом, аналогичны рассмотренным методам проведения документальной ревизии, носящим универсальный характер. Однако следует заметить, что эксперт самостоятельно может применять только методы документальной проверки. В случае возникновения у него необходимости в использовании методов фактической проверки он ходатайствует об этом перед следователем.