Курс лекций по "Судебной бухгалтерии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:35, курс лекций

Описание работы

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Судебная бухгалтерия"

Файлы: 1 файл

Конспект лекций по дисциплине «судебная бухгалтерия» Тема Станов.doc

— 903.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При проведении ревизии (проверки) правоохранительный орган обеспечивает поиск адресов по запросам проверяющих, присутствие должностных, материально-ответственных лиц либо лиц, выполняющих управленческие функции ревизуемой организации, работающих как во время проведения ревизии (проверки), так и в другие периоды, и получение объяснений от них.

Ревизоры во время проведения ревизии применяют все необходимые методы документальной и фактической проверок. Правоохранительный орган оказывает содействие в их применении, предоставляет необходимую информацию, организует взаимодействие с проверяющим, оказывает содействие в получении объяснений от должностных и материально-ответственных лиц. Проверяющие в ходе ревизии (проверки) могут ставить вопрос перед правоохранительным органом о корректировке программы ревизии (проверки) по содержанию и срокам.

Необходимым условием организации контрольных мероприятий является постоянное взаимодействие правоохранительных и ревизионных органов. Реализация этого взаимодействия осуществляется путем взаимного информирования по фактам выявленных нарушений в сфере экономики, осуществления рабочих контактов и оказания взаимопомощи по проводимым ревизиям (проверкам).

Во время производства ревизии в процессе расследования следователь должен:

  • сочетать использование ревизии с применением других средств доказывания в целях более глубокого, всестороннего и быстрого расследования обстоятельств преступления;
  • направлять работу ревизора на основе собираемых по делу данных и потребностей расследования;
  • производить по мере выявления ревизором тех или иных обстоятельств, имеющих значение для дела, их необходимую проверку, не дожидаясь окончания ревизии. .
  • Результаты ревизии (проверки) оформляются актом, составленным на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально-ответственных лиц, а также надлежаще оформленными приложениями к нему. Акт подписывается ревизором, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) ревизуемой организации, а при необходимости и другими должностными лицами.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При наличии возражений или замечаний по акту подписывающие его должностные лица ревизуемой организации делают об этом оговорку перед своей подписью и одновременно представляют ревизору письменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам ревизии и являются их неотъемлемой частью. Ревизор обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 


 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В случае отказа должностных лиц ревизуемой организации подписать или получить акт ревизии ревизор в конце акта производит запись об их ознакомлении с актом и отказе от подписи или получения акта. В этом случае акт ревизии может быть направлен ревизуемой организации по почте или иным способом, свидетельствующим о дате его получения.

В случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению, привлечению должностных или материально-ответственных лиц к ответственности, в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный) акт, а от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения. Факты, изложенные в промежуточном акте, включаются в акт ревизии.

 

§ 3. Оценка и использование материалов ревизии органами дознания и предварительного следствия

Материалы ревизии, с одной стороны, являются одним из наиболее распространенных поводов к возбуждению уголовного дела о преступлениях в сфере экономики, с другой - важнейшим средством собирания доказательств по расследуемому делу. Рассмотрение материалов ревизии до и после возбуждения уголовного дела имеет свои особенности. В соответствии с действующим законодательством, передаваемые в правоохранительные органы материалы ревизии должны содержать:

  • письменное сообщение (заявление) за подписью руководителя организации, в котором кратко излагается суть выявленных нарушений законодательства;
  • подлинник акта ревизии (проверки), оформленный и подписанный надлежащим образом, другие ревизионные материалы (приложения к акту), подтверждающие выявленные нарушения;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • объяснения и возражения должностных лиц по акту ревизии;
  • письменные заключения проверяющих (при наличии возражений по акту). Материалы ревизии подлежат тщательному изучению в двух аспектах - с позиции правовых требований и по существу.

Для обеспечения доброкачественности результатов ревизионной проверки большое значение имеет проведение ревизии в соответствии с правовыми нормами, регламентирующими порядок ее производства. Большое значение имеет проверка соблюдения при ревизии прав ревизуемых лиц.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ материалов ревизии по существу начинается с выяснения того, какие конкретные факты установлены ревизором, содержат ли они признаки преступления и какого именно. Если имеющиеся данные могут быть расценены как признаки преступления, то необходимо выяснить обоснованность выводов ревизии. Для этого устанавливаются:

  • выполнено ли поставленное перед ревизией задание;
  • на основании каких фактов сделаны выводы и вытекают ли они из них;
  • с помощью каких методов проверки установлены те или иные факты, правильно ли применены эти методы;
  • какими документами или иными материалами подтверждаются выявленные факты, можно ли их считать достаточно установленными или нет;
  • не содержит ли акт ревизии противоречий;
  • оспаривают ли выводы ревизии проверяемые лица и опровергнуты ли их возражения ревизором.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Различия между обычной ревизией и ревизией, проводимой по требованию правоохранительных органов(на примере органов милиции)

Основания различий

Обычная ревизия

Ревизия по требованию правоохранительных органов

По основаниям назначения

Правовое основание-нормы финансового и административного права; фактическое-необходимость соблюдения графика проведения ревизий

Правовое основание - п.25 ст.11 Закона «О милиции»,ч.4 ст. 21, п.3ч.2ст.38, ст. 86, ч.1,3 ст. 144 УПК; фактическое -наличие данных о признаках хищений и злоупотреблений, требующих проверки

По содержанию программы ревизии

Проводится на основе типовой программы, исходит из хозяйственной целесообразности и задач, стоящих перед контролирующими органами

Программа ревизии определяется интересами расследования или доследственной проверки, подчинена решению юридических задач

По кругу используемых ревизионных методов

Ревизор самостоятельно определяет круг документов, подлежащих проверке, и приемы их исследования

В задании на производство ревизии перечень методов документальной и фактической проверок может быть рекомендован, без ущемления прав ревизора

По выбору времени назначения

Время назначения обусловлено графиком проведения ревизий и проверок, которые осуществляются на плановой основе

Время назначения определяется работником

органа дознания, следователем, исходя из сложившейся тактической ситуации

По оценке реальных перспектив ревизии

Результаты обычной плановой ревизии трудно спрогнозировать, как правило, здесь не выявляются какие-либо существенные нарушения

Можно представить примерный результат, т.к. ревизия носит целенаправленный характер и проводится на основе имеющейся информации

По срокам проведения

Срок обычной ревизии, как правило, не превышает 45 дней, что учитывается при подготовке к ее проведению

Ревизия может длиться от нескольких месяцев до нескольких дней, что обусловливается объемом проверки и интересами расследования

По порядку назначения и взаимоотношениям участников

Для назначения требуется приказ руководителя; не изучаются отношения ревизора с проверяемыми, не контролируется ход ревизии - анализируется результат

Для назначения необходимо постановление следователя или письмо органа дознания; контролируется ход ревизии,

отрабатывается взаимодействие с ревизором

По оценке результатов и принятию

решения

Акт ревизии оценивается руководителем и главным бухгалтером с позиций хозяйственных интересов, по итогам принимается управленческое решение

Результаты оцениваются критически, сравниваются с оперативными и следственными данными, по итогам оценки принимается юридически значимое решение


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка материалов ревизии, проведенной по требованию следователя, имеет много общего с оценкой материалов ревизии, проведенной до возбуждения уголовного дела. Поэтому здесь применимы соответствующие рекомендации, изложенные выше.

Вместе с тем, эта оценка имеет и некоторые особенности, вытекающие из того, что ревизия проводилась по заданию, сформулированному следователем, и требует выяснения ряда дополнительных обстоятельств.

Тема 10. Судебно-бухгалтерская экспертиза

§ 1. Понятие, предмет, метод и задачи судебно-бухгалтерской

экспертизы

 

Применение научных методов в расследовании уголовных дел происходит, главным образом, посредством проведения судебных экспертиз. Эволюция, обусловленная усложнением хозяйственной деятельности людей, привела к возникновению бухгалтерского учета и, как следствие, к использованию данных учета в качестве достоверных доказательств в коммерческих операциях, при уплате налогов, решении иных спорных вопросов, связанных с хозяйственной деятельностью. Судебно-бухгалтерская экспертиза является одной из основных форм использования специальных бухгалтерских знаний в правоохранительной деятельности.

Судебно-бухгалтерская экспертиза - это процессуальное действие, состоящее из проведения исследования материалов дела и дачи заключения специалистом-бухгалтером по вопросам, поставленным следователем или судом, которые относятся к явлениям хозяйственной жизни, получившим отражение в бухгалтерском учете, в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Правовой основой судебно-экспертной деятельности являются: Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Федеральный закон от 31.05.2001г. №73-Ф3 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Инструкция по организации производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденная Приказом Минюста от 20 декабря 2002 г. № 347, Положение об аттестации работников на право самостоятельного производства судебной экспертизы в судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденное приказом Минюста РФ от 23.01.2002 г. №20, другие федеральные законы, а также нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, регулирующие организацию и производство судебной экспертизы.

Судебно-бухгалтерская экспертиза имеет свои предмет и метод.

Предмет судебно-бухгалтерской экспертизы - это хозяйственные операции, отражённые в первичных документах и учётных регистрах, ставшие объектом дознания, предварительного расследования или судебного рассмотрения и относительно которых эксперт-бухгалтер даёт заключение по вопросам, поставленным на его разрешение следователем, прокурором или судом.

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предмет судебно-бухгалтерской экспертизы конкретизируется объектами, которые детализируют параметры исследования и определяют их характеристику.

Метод судебно-бухгалтерской экспертизы - это совокупность приемов, применяемых экспертом-бухгалтером при исследовании им первичных документов, записей в учётных регистрах и других материалов дела.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод судебно-бухгалтерской экспертизы

Приемы общей методики

Приемы частной методики

Применяются          экспертом-бухгалтером при исследовании материалов различных дел, независимо от характера расследуемого преступления, отрасли экономики  и  специфики  того предприятия, в котором совершено данное преступление, так как ряд злоупотреблений, где бы они ни были совершены, одинаково отражается в бухгалтерском учете (хищение наличных денег, товаров или материалов и т.п.)

Применяются в зависимости от особенностей преступлений, места их совершения, документирования и учета операций, применяемых в данном предприятии или организации, поскольку многие способы совершения преступлений в отдельных отраслях экономики имеют специфику и своеобразно отражаются в учете. Например, хищения на предприятиях общественного питания и хищения в агропромышленном секторе совершаются разными способами


Методы судебно-бухгалтерской экспертизы, в целом, аналогичны рассмотренным методам проведения документальной ревизии, носящим универсальный характер. Однако следует заметить, что эксперт самостоятельно может применять только методы документальной проверки. В случае возникновения у него необходимости в использовании методов фактической проверки он ходатайствует об этом перед следователем.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Курс лекций по "Судебной бухгалтерии"