Лекции по "Анализу бухгалтерской финансовой отчетности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 04:31, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.
Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса на предприятии. Она составляется на основании данных всех видов учета – бухгалтерского, статистического и оперативно-технического.

Файлы: 1 файл

Бухгалтерская финансовая отчетность.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

При реорганизации в форме присоединения заключительная бухгалтерская отчетность составляется только присоединяющейся организацией, в которой производится закрытие счета прибылей и убытков и распределение чистой прибыли на основе договора о присоединении. Отчетность составляется на день, предшествующий внесению в Реестр записи о прекращении ее деятельности. Все расходы по текущей деятельности (продажа товарно-материальных ценностей, расчеты с кредиторами, начисление амортизации, начисление оплаты труда и т.д.) отражаются в учете присоединяющейся организации и в заключительной бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность правопреемника формируется на основе данных передаточного акта путем построчного суммирования или вычитания (убытка) числовых показателей заключительной отчетности присоединяющейся организации. При этом суммирование числовых показателей отчета о прибылях и убытках правопреемника и присоединяющейся организации не производится до даты государственной регистрации, а после этого числовые показатели формы отчета о прибылях и убытках правопреемника включают доходы и расходы реорганизованной организации.

  В соответствии с договором о присоединении полученные основные средства, материальные ценности, нематериальные активы отражаются в оценке по передаточному акту, а уставный капитал формируется путем конвертации (обмена) акций (паев, долей) присоединяющегося предприятия в акции правопреемника.

Если реорганизация производится в форме разделения, то для составления разделительного баланса производится разделение числовых показателей реорганизуемой организации. Никаких записей в бухгалтерском учете при этом не производится, включая разделение числовых показателей отчета о прибылях и убытках.

Записи по счетам учета продаж и  прочих доходов и расходов производятся на день, предшествующий государственной регистрации. Это необходимо для составления заключительной бухгалтерской отчетности и формирования нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) с разделением числовых показателей в разрезе возникших организаций. До внесения в Реестр записи о возникших организациях в результате разделения все текущие расходы (расходы по оплате труда, расчеты с кредиторами, начисление амортизации и т.д.) отражаются в составе затрат реорганизуемой организации.

На основе разделительного баланса  и заключительной отчетности реорганизуемой организации составляются вступительные  балансы каждой новой организации  на дату государственной регистрации.

Полученные в процессе реорганизации  в форме разделения основные средства, нематериальные активы и т.д. оцениваются по данным разделительного баланса с учетом числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации.

Уставный капитал организаций, возникших после разделения, отражается во вступительном балансе в соответствии с решением учредителей.

  При реорганизации в форме выделения, реорганизуемая организация на дату составления годовой бухгалтерской отчетности может руководствоваться ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (приказ МФ РФ от 02.07.2002г. № 66н).

До внесения в государственный  Реестр записи о возникших в результате выделения организациях, все расходы  по текущей деятельности реорганизуемой организации (с даты утверждения  разделительного баланса) отражаются на счетах реорганизуемой организации. Вступительная бухгалтерская отчетность возникшей организации составляется на основе разделительного баланса. Уставный капитал этой организации отражается во вступительном балансе в соответствии с решением учредителей.

Если реорганизация происходит в форме преобразования в соответствующую организационно-правовую форму на основе решения учредителей все вопросы, связанные с передачей имущества и обязательств правопреемнику, регулируются в передаточном акте. Расходы по переоформлению документов могут производиться за счет учредителей. Вступительная отчетность организации в форме преобразования составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемой организации.

Уставный капитал в соответствии с решением учредителей о порядке конвертации акций реорганизуемой организации отражается во вступительной отчетности. Возникшие разницы по сравнению с уставным капиталом реорганизуемой организации регулируются во вступительном балансе показателем нераспределенной прибыли.

Начиная с момента принятия учредителями решения о проведении реорганизации, в бухгалтерской отчетности (промежуточной, годовой), составляемой в период проведения реорганизации, подлежит дополнительно  раскрытию в составе пояснительной записки следующая информация о реорганизации:

  • основание проведения реорганизации;
  • сведения об организациях, участвующих в реорганизации и правопреемниках;
  • дата составления передаточного акта или разделительного баланса;
  • изменения в составе и стоимости имущества (ввод в эксплуатацию основных средств, их амортизация, выбытие и т.д.) и обязательств (погашение или увеличение задолженности), начиная с даты составления передаточного акта или разделительного баланса;
  • расходы, связанные с реорганизацией;
  • формирование уставного капитала возникших организаций;
  • несоответствие данных передаточного акта или разделительного баланса показателям заключительной бухгалтерской отчетности;
  • несоответствие данных заключительной бухгалтерской отчетности показателям вступительного бухгалтерского баланса;
  • невыполненные условия и прочие события, связанные с реорганизацией и т.д.

У организаций, прекративших свою деятельность в результате реорганизации, в составе  пояснительной записки может  быть раскрыта следующая информация:

  • основание для проведения реорганизации;
  • документы по передаче имущества и обязательств правопреемнику;
  • документы, подтверждающие закрытие, переоформление расчетных и других счетов в банках;
  • сведения о снятии с учета налоговыми органами, территориальными органами Пенсионного РФ, региональными отделениями Фонда социального страхования РФ, территориальными органами Госкомстата РФ и т.д.

Организации, продолжающие свою деятельность в форме присоединения или  выделения, в пояснительной записке  раскрывают информацию о данных передаточного акта или разделительного баланса, изменении величины уставного капитала, добавочного капитала и других показателей баланса.

При реорганизации в форме выделения  организация в пояснительной  записке либо в отчете о прибылях и убытках может привести данные о доходах и расходах, прибылях и убытках, а также о налоге на прибыль.

Информация о ликвидации юридического лица

Как правило, информация о  ликвидации юридического лица, включаемая в пояснения к бухгалтерской  отчетности, воспринимается пользователями, особенно учредителями (собственниками) организации негативно. Тем не менее, в соответствии с ГК РФ и законом РФ «О несостоятельности (банкротстве)» в бухгалтерской отчетности ликвидируемой организации необходимо привести следующие сведения:

  • стоимость не проданных на отчетную дату активов;
  • размер кредиторской задолженности в разрезе очередей погашения;
  • изменение величины кредиторской задолженности в связи с уточнением величины заявленных требований кредиторов в течение периода требования;
  • величина средств, причитающихся собственникам организации после удовлетворения требований всех кредиторов.

Данные по этим показателям необходимо привести в сравнении с предыдущими  отчетными периодами.

В заключительной бухгалтерской отчетности необходимо указать следующую информацию:

  • сумму выплаченных средств кредиторам в порядке очередности и соотношение выплаченных сумм и требований по кредиторской задолженности;
  • суммарную величину выплат кредиторам с учетом текущих обязательств, погашенных вне очереди.

Приведенная информация может быть представлена в виде таблиц.

 

Информация о прекращенных видах деятельности

Информация о прекращаемых видах деятельности должна приводиться  в отдельном разделе пояснений  в соответствии с ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (приказ МФ РФ от 02.07.2002г. № 66н).

Данное положение не применяется  при прекращении деятельности вследствие чрезвычайных обстоятельств, национализации имущества или принудительного  изъятия имущества организации  по основаниям, предусмотренным законодательством, а также при полной ликвидации организации или реорганизации (за исключением выделения из ее состава самостоятельных юридических лиц). Также не нужно применять ПБУ 16/02 если организация меняет характер своей деятельности в результате заключения других хозяйственных договоров.

Под прекращаемой деятельностью понимается часть деятельности организации по производству продукции, продаже товаров, выполнению работ, оказанию услуг, которая может быть выделена операционно и (или) функционально для целей составления бухгалтерской отчетности и в соответствии с принятым организацией решением подлежит прекращению.

Прекращаемая деятельность может  быть выделена для целей составления  бухгалтерской отчетности, если активы, обязательства, доходы и расходы по обычным видам деятельности (или основная часть их) относятся или могут быть прямо отнесены к прекращаемой деятельности. Активы, обязательства, доходы и расходы могут быть отнесены к прекращаемой деятельности в том случае, если они будут проданы, погашены или иным образом выбывают в результате прекращения части деятельности организации.

  Условия признания деятельности прекращаемой:

  • уполномоченный орган организации должен принять решение о прекращении части деятельности организации;
  • в организации должна быть выработана единая программа прекращения деятельности.

Признавать факт прекращения деятельности в бухгалтерской отчетности необходимо после того, как решение организации  об этом станет публичным.

Организация должна раскрывать информацию по прекращаемой деятельности, начиная с отчетного года, в котором деятельность признана прекращаемой до отчетного периода (включительно) когда завершается прекращение деятельности или организация от нее отказалась.

Факт отмены программы прекращения  деятельности обязательно должен быть отражен в пояснительной записке.

Информация о прекращаемой деятельности раскрывается в годовой бухгалтерской  отчетности в составе пояснительной  записки в следующем разрезе:

  1. Описание прекращаемой деятельности:
  • соответствующий отчетный сегмент (часть сегмента или совокупность сегментов);
  • дата признания деятельности прекращаемой;
  • дата или период ожидаемого завершения прекращения деятельности (если определимы).
  1. Стоимость активов и обязательств, предполагаемых к выбытию или погашению.
  1. Суммы доходов, расходов, прибылей / убытков до налогообложения, начисленный налог на прибыль, относящийся к прекращаемой деятельности.
  2. Движение денежных средств (по инвестиционной, текущей и финансовой деятельности), относящееся к прекращаемой деятельности.

Для активов и обязательств, по которым организация заключила  договоры купли-продажи, в пояснительной  записке дополнительно раскрываются продажная цена актива (за вычетом  расходов на выбытие), предполагаемые сроки поступления денежных средств, балансовая стоимость соответствующих активов и обязательств.

Все перечисленные данные необходимо привести для обеспечения сопоставимости информации за два года (отчетный и  предшествующий отчетному). Это означает, что информация за периоды, предшествующие отчетному, представленная в бухгалтерской отчетности, подготовленной после признания деятельности прекращаемой, должна быть скорректирована в целях выделения активов, обязательств, доходов, расходов и потоков денежных средств по прекращаемой деятельности.

Любая информация, раскрываемая в  соответствии с ПБУ 16/02, должна представляться раздельно по каждой части деятельности организации, признаваемой как прекращаемая.

Если признание деятельности прекращаемой согласно ПБУ 16/02 происходит после окончания отчетного года, но до подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год, то соответствующее уточнение показателей и раскрытие информации должны быть сделаны в соответствии в ПБУ 7/98 «События после отчетной даты» (приказ МФ РФ от 25.11.1998г. № 56н).

 

Информация о выходе (входе) юридического лица из сферы  консолидации

Данную информацию необходимо обособленно раскрывать в составе  пояснений к сводной бухгалтерской  отчетности, в соответствии с Методическими  рекомендациями по составлению и  представлению сводной бухгалтерской отчетности (приказ МФ РФ от 30.12.1996г. № 112). Такое раскрытие обеспечивает возможность сравнения деятельности группы организаций за несколько отчетных периодов. Причем в пояснениях должна быть приведена следующая информация по обществу исключенному (включенному) из сферы консолидации:

Информация о работе Лекции по "Анализу бухгалтерской финансовой отчетности"