Лекции по "Анализу бухгалтерской финансовой отчетности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 04:31, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.
Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса на предприятии. Она составляется на основании данных всех видов учета – бухгалтерского, статистического и оперативно-технического.

Файлы: 1 файл

Бухгалтерская финансовая отчетность.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)
  1. На конец периода:
  • учтенная по условиям договора (дебетовое сальдо по счетам 60,62,71,73,75,76 и др.);
  • величина резерва по сомнительным долгам – сальдо по кредиту счета 63 на конец отчетного периода.

5.2. Просроченная  дебиторская задолженность

В подразделе приводят данные по неоплаченной в срок дебиторской задолженности  по ее видам.

 

Подраздел 5.3. Наличие и движение кредиторской задолженности

Этот подраздел заполняется  аналогично подразделу 5.1.

 

5.2. Просроченная  дебиторская задолженность

Этот подраздел заполняется  аналогично подразделу 5.2.

 

Раздел 6. Затраты на производство

В этом разделе отражаются данные о затратах организации по их элементам:

    • материальные затраты;
    • расходы на оплату труда;
    • отчисления на социальные нужды;
    • амортизация;
    • прочие затраты.

Здесь приводится расшифровка  расходов, включенных в раздел «Доходы  и расходы по обычным видам  деятельности» отчета о прибылях и убытках. При заполнении этого  раздела необходимо руководствоваться ПБУ 10/99 «Расходы организации».

Данные отражаются в целом по организации без учета внутрихозяйственного оборота. При внутрихозяйственном обороте затраты формируются на одних счетах, а затем списываются на другие. К внутрихозяйственному обороту относят затраты, связанные с передачей продукции (работ, услуг) внутри организации для нужд собственного производства, обслуживающих хозяйств и т.д. Сюда же относят затраты по браку, при простоях по внешним причинам, возмещаемые виновными лицами (юридическими и физическими), расходы, списываемые в установленном порядке на счета учета финансовых результатов и капитала.

 

Раздел 7. Резервы под  условные обязательства

Условным фактом хозяйственной  деятельности в соответствии с ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» признается факт, имеющий место на отчетную дату, в отношении последствий которого существует неопределенность. Последствия условного факта оказывают существенное влияние на оценку пользователей бухгалтерской отчетности финансового положения, движения денежных средств или результатов деятельности организации.

К условным фактам относятся:

  • не завершенные на отчетную дату судебные разбирательства, в которых организация выступает истцом или ответчиком и решения по которым, могут быть приняты в следующие отчетные периоды;
  • не разрешенные на отчетную дату разногласия с налоговыми органами по поводу уплаты платежей в бюджет;
  • учтенные (дисконтированные) векселя, срок погашения которых не наступил до даты подписания бухгалтерской отчетности;
  • гарантийные обязательства организации по проданной продукции и т.д.

Последствиями условного факта  могут быть условные обязательства  или условные активы.

К условному обязательству (условному  активу) относится такое последствие  условного факта, которое в будущем  с высокой степенью вероятности  может привести к уменьшению (увеличению) экономических выгод организации.

Условные обязательства по способу  отражения в бухгалтерской отчетности делятся на две группы:

  1. Условные обязательства, существующие на отчетную дату.
  2. Возможные обязательства, существование которых на отчетную дату может быть подтверждено лишь в будущем.

Возможные обязательства, так же как  и условные активы, только раскрываются в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках и на счетах бухгалтерского учета не отражаются.

Условные обязательства, существующие на отчетную дату, отражаются на счетах бухгалтерского учета путем создания и использования резервов на погашение условных обязательств (счет 96 «Резервы предстоящ расходов» - Д 20 К 96).

По каждому условному  обязательству раскрывается:

  • краткое описание обязательства и ожидаемый срок его исполнения;
  • краткая характеристика неопределенностей, существующих в отношении срока исполнения и величины обязательства.

По каждому резерву, созданному под условные обязательства, дополнительно  раскрывается следующая информация:

  • сумма резерва на начало и конец отчетного периода;
  • сумма резерва, списанная в отчетном периоде в связи с признанием обязательства ранее, признанного условным;
  • неиспользованная (излишне начисленная) сумма резерва, отнесенная в отчетном периоде на прочие доходы организации.

Информация о наличии и величине выданных организацией гарантий, обязательствах, вытекающих из учтенных организацией векселей, и других аналогичных обязательств раскрывается, как привило, в бухгалтерской  отчетности за отчетный период, независимо от степени вероятности возникновения последствий таких фактов.

Информация об условных активах  раскрывается в пояснительной записке  в том, случае, если существует высокая  или очень высокая вероятность  того, что организация их получит. При этом в бухгалтерском учете и балансе за отчетный период условные активы не отражаются. Раскрываемая информация при этом не должна содержать указания на степень вероятности или величину оценки условного актива. Оценка вероятности условного факта:

  • очень высокая (событие наступит с достаточной определенностью) – 95% - 100%;
  • высокая (событие скорее наступит) – 50% - 95%;
  • средняя (вероятность наступления события выше малой, но ниже высокой) – 5% - 50%;
  • малая (вероятность наступления события мала) – 0% - 5%.

 

Раздел 8 Обеспечение  обязательств

 

При заполнении этого  подраздела необходимо руководствоваться  договорами, заключенными в соответствии с требованиями ГК РФ, а также  указаниями по забалансовым счетам согласно инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета:

  • забалансовый счет 008 «Обеспечения обязательств и платежей полученные»;
  • забалансовый счет 009 «Обеспечения обязательств и платежей выданные».

Обеспечение (гарантия) представляет собой документ, в котором одна организация гарантирует другой выполнение обязательств в определенный срок на определенную сумму и подтверждает, что готова погасить задолженность, если она образуется вследствие неисполнения обязательств.

По строке «Обеспечения полученные - всего» приводятся дебетовые остатки по счету 008. Из общей суммы обеспечений можно выделить отдельной строкой стоимость полученных векселей.

На забалансовом счете 008 обобщается информация о наличии  и движении полученных гарантий в  обеспечение выполнения обязательств и платежей, а также обеспечений, полученных под товары, переданные другим организациям. Если в гарантии не указана сумма, то она определяется исходя из условий договора.

Обеспечения, учтенные на счете 008, списывают по мере погашения  задолженности.

В качестве обеспечения  полученных займов, отгруженных товаров, выполненных работ и оказанных услуг используются, в частности, облигации, векселя, иные ценные бумаги и виды имущества.

По этой же строке приводится общая стоимость заложенного имущества, удерживаемого организацией. В нижерасположенных строках можно указать его расшифровку по видам.

Как правило, залог связан с выдачей кредита или займа. Предметом залога может быть любое  имущество, в т.ч. вещи и имущественные  права (требования), за исключением  имущества изъятого из оборота, и требований, связанных с личностью кредитора (ст. 336 ГК РФ). В залог принимают ценные бумаги, основные средства, находящиеся там до полного погашения долга. У залогодержателя суммы залога также учитываются на забалансовом счете 008.

  По строке «Обеспечения выданные – всего» отражаются обеспечения, учтенные на забалансовом счете 009. Данная строка заполняется аналогично строке «Обеспечения полученные – всего».

На этом счете отражается информация о наличии и движении выданных гарантий другим лицам в  обеспечение обязательств и платежей (оплаты полученных товаров, возврата кредита, займа и т.д.). Суммы на счете 009 списывают по мере погашения задолженности.

По этой же строке отражается имущество, переданное в залог.

 

Раздел 9. Государственная  помощь

 

Данные в этой таблице заполняют в соответствии с ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». Согласно п. 1 ПБУ 13/2000, государственная помощь – это увеличение экономической выгоды организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

 

Государственная помощь предоставляется коммерческим организациям в виде:

  • субвенций (бюджетные средства, предоставленные на осуществление определенных целевых расходов на безвозмездной и безвозвратной основе);
  • субсидий (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов);
  • бюджетных кредитов (за исключением налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств), включая предоставление в виде ресурсов, отличных от денежных средств (земельные участки, природные ресурсы и другое имущество).

 

По строке «Получено  бюджетных средств – всего» приводится общая сумма полученной государственной помощи за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года. В нижерасположенных строках необходимо сделать расшифровку полученных средств на текущие расходы или на вложения во внеоборотные активы.

Учет государственной помощи ведется  с использованием счета 86 «Целевое финансирование».

При этом необходимо отразить:

- принятие бюджетных средств к бухгалтерскому учету;

- операции по списанию бюджетных средств со счета целевого финансирования;

- операции по возврату средств бюджету.

 

ПБУ 13/2000 устанавливает  следующие два способа принятия к учету бюджетных средств:

- метод начисления (допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности;

- метод признания бюджетных средств по мере фактического их получения.

 

Способы принятия к учету  бюджетных средств согласно ПБУ 13/2000

 

Метод начисления (допущения  временной определенности фактов хозяйственной деятельности)

Метод признания бюджетных  средств 

по мере фактического получения

1. Отражается задолженность по  целевому бюджетному финансированию:-  Д-т 76  К-т 86

 

-

2. Отражаются денежные  средства по мере их фактического  получения организацией:

    -  Д-т 51   К-т 76;

3. Поступившие и принятые  ресурсы, отличные от денежных  средств:

-  Д-т 07, 08, 10, 41   и т.д. К-т 76

1. Отражается сумма фактически  поступивших денежных средств:

-  Д-т 51   К-т  86

2. Поступившие и принятые  ресурсы, отличные от денежных средств:

- Д-т 07, 08, 10, 41 и т.д.   К-т 86


Бюджетные средства списываются  с учета целевого финансирования на увеличение финансовых результатов  организации. Списание производится систематически, а порядок списания зависит от того, для каких целей были предоставлены бюджетные средства.

 

Порядок списания бюджетных  средств согласно ПБУ 13/2000

 

Цели предоставления бюджет. средств

Порядок списания бюджетных  средств

Бухгалтерские записи

1. Финансир-ие капитальных  расходов

Списание производится:

  • на протяжении срока полезного использования внеоборотных активов, подлежащих амортизации;
  • в течение периода признания расходов по внеоборотным активам, не подлежащим амортизации

1. Введение    объекта    в эксплуатацию:

    - Д-т 01   К-т 08;

    - Д-т 86   К-т 98

2. Начисление амортизации:

    - Д-т 20   К-т 02;

    - Д-т 98   К-т 91

2. Финансир-ие текущих  расходов

Списание производится в периоды признания расходов, на финансирование которых они предоставлены

1. Принятие   материальных 

    ценностей к учету:

    - Д-т 10   К-т 60;

2. При оплате поставщикам:

    - Д-т 60   К-т 51;

    - Д-т 86   К-т 98

3. Отпуск    материалов    в  производство:

    - Д-т 20   К-т 10

4. Начисление зарплаты:

    - Д-т 20   К-т 70;

    - Д-т 98   К-т 91


 

Если организация использовала бюджетные средства не по назначению, или не использовала в срок, она должна вернуть их. При этом записи на счетах бухгалтерского учета будут следующие:

1. Восстановлены полученные бюджетные  средства, ранее отнесенные в  состав доходов будущих периодов - Д-т 86   К-т 98

2. Восстановлена часть  средств бюджетного финансирования, отнесенная на прочие доходы –

    Д-т 98   К-т 91

3. Возвращены бюджетные  средства – Д-т 86   К-т  51.

 

По строке «Бюджетные кредиты» данного подраздела необходимо привести также сумму полученных и возвращенных бюджетных кредитов с расшифровкой их назначению. При получении бюджетных кредитов  на счетах бухгалтерского учета производят следующие записи:

1. Получен бюджетный  кредит – Д-т 51   К-т 66 (67).

2. Начислены проценты  по бюджетному кредиту – Д-т 91   К-т 66 (67).

3. Возвращены бюджетный  кредит и начисленные проценты  – Д-т 66 (67) К-т 51.

Информация о работе Лекции по "Анализу бухгалтерской финансовой отчетности"