Лекции по "Анализу бухгалтерской финансовой отчетности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 04:31, курс лекций

Описание работы

Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему показателей об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности.
Бухгалтерская отчетность является завершающим этапом учетного процесса на предприятии. Она составляется на основании данных всех видов учета – бухгалтерского, статистического и оперативно-технического.

Файлы: 1 файл

Бухгалтерская финансовая отчетность.doc

— 1.39 Мб (Скачать файл)

В настоящее время акционерные  общества вправе принимать решения  о выплате дивидендов не акциям не только по результатам года, но и  по результатам 1 квартала, полугодия, 9 месяцев и финансового года.

По  строке 1530 указывается сумма доходов организации, которые относятся к будущим отчетным периодам, а получены уже в этом периоде (счет 98) – арендная плата, начисленная арендодателем за несколько сроков вперед (Д-т 76   К-т 98); суммы разницы между рыночной и остаточной стоимостью имущества при недостаче (Д-т 73  К-т 98) и т.д. Кроме этого, по данной строке коммерческие организации отражают суммы средств целевого финансирования и бюджетных средств, а также стоимость активов полученных безвозмездно.

По  строке 1540  «Резервы предстоящих расходов» счет 96) учитываются остатки средств, зарезервированных предприятием в целях равномерного включения расходов и платежей в издержки производства или обращения (на оплату отпусков, на выплату вознаграждения по итогам работы за год, за выслугу лет, на дорогостоящий ремонт основных средств, на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и т.д.) – Д-т 20,23,25,26 К-т 96; Д-т 96   К-т 23,60,70.

По  строке 1550 «Прочие обязательства» приводятся суммы краткосрочных пассивов не нашедших отражения по другим статьям 5 раздела баланса.

Валюта  пассива баланса (стр. 1700) = Итог 3 раздела + Итог 4 раздела + Итог 5 раздела.

 

2.8. Вуалирование и фальсификация бухгалтерских балансов

 

Противоположностью правдивости баланса является его вуалирование.

Вуалирование  баланса – это недостоверное отображение состояния средств, искажение результатов работы предприятия путем приукрашивания хороших сторон деятельности. В данном случае происходит искажение бухгалтерской отчетности, однако при ведении бухгалтерского учета требования нормативных актов соблюдаются.

Вуалирование не всегда умышленно. Иногда это следствие  незнания или неряшливости составителей баланса. Однако в большинстве случаев  оно делается преднамеренно, путем искажения тех статей баланса, правильность показателей, по которым по тем или причинам стараются скрыть.

К приемам  вуалирования баланса можно отнести  следующие:

  1. Отражение ценностей в балансе не на тех статьях, где их следует показывать. Например, для уменьшения дебиторской задолженности часть ее записывают не в группу «Дебиторская задолженность», а на какие-нибудь другие статьи, например, «Прочие оборотные активы» и т.д.
  2. Сальдирование дебиторской и кредиторской задолженности, т.е. суммы, которые должны показываться раздельно по активу (дебиторы) и по пассиву (кредиторы) вычитаются одна из другой. В результате в баланс попадает только разность (сальдо) между ними. Чаще всего это имеет место по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Свернутое сальдо некоторые организации показывают по счетам 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», когда не выделяют отдельно авансы полученные и выданные.
  3. Списание недостач товарно-материальных ценностей за счет выявленных излишков.
  4. Неправильное создание резервов в частности, таких как резервы под снижение стоимости материальных ценностей (счет 14), резервы под обесценение финансовых вложений (счет 59), резервы по сомнительным долгам (счет 63). Они могут быть созданы в большей или меньшей сумме, чем следовало. В результате величина прибыли искажается, т.е. искусственно увеличивается или уменьшается.
  5. Не списание на издержки расходов, произведенных в данном отчетном периоде и относящихся к этому периоду.
  6. Включение в баланс чужого имущества (товаров принятых на комиссию, товарно-материальных ценностей находящихся на ответственном хранении и т.д.).

Фальсификацией считается отчетность, подготовленная с отступлениями от установленных правил, необъективно отражающая финансовое положение организации. В данном случае происходит подделка отчетности, применяются законодательно не установленные учетные приемы, не отвечающие требованиям отражения фактов хозяйственной деятельности. Чаще всего такая отчетность является следствием ошибок, допущенных на всех стадиях учетного процесса.  Например, занижение прибыли путем создания скрытых резервов, приводящее к увеличению  прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Составление баланса, не вытекающего  из счетных записей или основанного  на записях в учете, в основу которых положены неправильные или даже фальшивые документы является грубейшим нарушением ФЗ РФ «О бухгалтерском учете» и рассматривается как уголовное преступление.

 

2.9. Использование данных бухгалтерского баланса

для оценки финансового состояния организации

 

Сведения, содержащиеся в бухгалтерском балансе, являются основным источником информации для  анализа финансового состояния  организации.

Под финансовым состоянием понимается способность предприятия финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования предприятия, целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми отношениями с конкурентами предприятия, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.

Бухгалтерский баланс позволяет  провести анализ состава, структуры  и динамики оборотных активов  их ликвидности, рассчитать показатели оборачиваемости оборотных активов, определить степень платежеспособности предприятия, дать оценку имущественного положения организации, провести анализ дебиторской и кредиторской задолженности, формирования чистых активов организации. С помощью бухгалтерского баланса можно оценить эффективность размещения капитала предприятия, его достаточность для текущей и перспективной деятельности, проанализировать структуру заемных средств и эффективность их привлечения.

Финансовое состояние  предприятия, его устойчивость во многом зависят от оптимальной структуры источников капитала (соотношения собственных и заемных средств), а также от оптимальности структуры активов предприятия, в частности от соотношения основного и оборотного капитала. Выработка правильной финансовой стратегии в этом вопросе поможет многим предприятиям повысить эффективность своей деятельности.

При сравнении балансов за различные периоды времени  можно увидеть изменение удельной величины собственного капитала в стоимости  имущества, соотношение темпов роста  собственного и заемного капитала, дебиторской и кредиторской задолженности.

При стабильной финансовой устойчивости у организации должна увеличиваться величина собственного оборотного капитала, темпы роста собственного капитала должны превышать темпы роста заемного капитала, темпы роста дебиторской и кредиторской задолженности должны уравновешивать друг друга.

При соизмерении валюты баланса за отчетный и прошлый  период можно судить об увеличении либо уменьшении масштабов хозяйственной  деятельности предприятия.

С помощью бухгалтерского баланса  внешние пользователи могут принять  решения о целесообразности взаимоотношений с данным предприятием, о возможности приобретения его акций, оценить его кредитоспособность и риски по своим вложениям.

По результатам анализа  бухгалтерского баланса разрабатываются  предложения и рекомендации по оптимизации структуры собственного и заемного капитала, по ускорению оборачиваемости активов и укреплению финансовой устойчивости предприятия.

ГЛАВА 3. ОТЧЕТ  О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

 

3.1. Значение  и целевая направленность отчета 

о прибылях и  убытках в условиях рыночной экономики

 

В отличие от бухгалтерского баланса, в котором содержатся данные об остатках активов, обязательств и капитала на отчетную дату, в Отчете о прибылях и убытках отражаются данные о доходах, расходах и финансовых результатах нарастающим итогом с начала года до отчетной даты.

Отчет о прибылях и убытках характеризует  финансовые результаты деятельности организации  за отчетный период (ПБУ 4/99 п.21).

Баланс предприятия позволяет  оценить результаты деятельности на конец отчетного периода. Отчет о прибылях и убытках служит связующим звеном между балансовыми отчетами прошлого и настоящего отчетных периодов и показывает, за счет чего произошли изменения в текущем балансе по сравнению с прошлым. Иными словами, отчет о прибылях и убытках показывает, как изменяется собственный капитал предприятия под влиянием доходов и расходов.

Финансовый результат работы предприятия, его прибыль или убыток, является важнейшим показателем хозяйственной  деятельности любой организации. Для  коммерческих организаций особенно существенным является не общий финансовый результат их деятельности, а показатель чистой прибыли или убытка. 

При формировании отчета о  прибылях и убытках согласно требованиям ПБУ 4/99 необходимо исходить из следующих принципов:

  • непрерывности деятельности организации, т.е. если отсутствуют признаки прекращения деятельности, то отчеты составляются на основании данных бухгалтерского учета в соответствии с учетными процедурами. Если компания должна вскоре прекратить свое существование, отчетность может быть составлена исходя из того, что, активы будут проданы по ликвидационной стоимости;
  • доходы включаются в состав выручки в момент их возникновения, а не по факту поступления денежных средств; аналогично расходы списываются в момент возникновения затрат, связанных с получением доходов.

В отчете о прибылях и убытках, согласно приказу МФ РФ от 02.07.2010г. № 66н, отражаются показатели за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года, в частности:

  • выручка;
  • себестоимость продаж;
  • валовая прибыль;
  • коммерческие расходы;
  • управленческие расходы;
  • прибыль (убыток) от продаж;
  • доходы от участия в других организациях;
  • проценты к получению;
  • проценты к уплате;
  • прочие доходы;
  • прочие расходы;
  • Прибыль (убыток) до налогообложения;
  • Текущий налог на прибыль;
  • Изменение отложенных налоговых обязательств;
  • Изменение отложенных налоговых активов
  • Чистая прибыль (убыток)

СПРАВОЧНО

            Результат от переоценки внеоборотных активов не включаемый в чистую прибыль (убыток) периода;

            Результат от прочих операций, не включаемый в чистую прибыль (убыток)

            Совокупный финансовый результат периода;

            Базовая прибыль (убыток) на акцию

            Разводненная прибыль (убыток) на акцию.

Сведения о формировании и использовании прибыли, приведенные  в отчете о прибылях и убытках, рассматриваются пользователями в качестве важнейшей части финансовой отчетности организации.

 

3.2. Состав и  содержание отчета о прибылях  и убытках 

Порядок заполнения его статей (форма 0710002)

 

Отчет о прибылях и убытках формируется в соответствии с требованиями ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», и ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». В отличие от баланса в отчете о прибылях и убытках приводятся не сальдо по счетам, а обороты по ним.

В форме № 2 отражаются данные по двум графам – за отчетный период и за аналогичный период предыдущего года.

 

По  строке 2110 «Выручка»  отражается размер доходов, учтенных по кредиту счета 90 «Продажи», субсчет 1 «Выручка» (Д-т 62  К-т 90 и т.д.) без НДС (Д-т 90 К-т 68). Т.е. по данной строке отражаются доходы от обычных видов деятельности организации.

П. 12 ПБУ 9/99 устанавливает  следующие условия, при которых  признается выручка:

  • организация имеет право получить эту выручку (такое право может быть подтверждено конкретным договором);
  • сумма выручка может быть определена;
  • есть уверенность в том, что та или иная хозяйственная операция улучшит финансово-экономическое положение организации;
  • право собственности на продукцию перешло к покупателю или работа принята заказчиком;
  • расходы, которые производятся в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если хотя бы одно из условий  признания доходов не исполнено, то в бухгалтерском учете признается не выручка, а кредиторская задолженность.

При ведении бухгалтерского учета,  а соответственно и при заполнении Отчета о прибылях и убытках финансовый результат от продажи продукции исчисляется по моменту отгрузки (независимо от факта оплаты).

При этом датой отгрузки продукции  считается день передачи товарораспорядительных документов, датой выполнения работ (оказания услуг) считается день, когда выполнение работ (оказание услуг) было фактически завершено.

Следовательно, предприятия  промышленности отражают по данной строке продажную стоимость готовой  продукции, отгруженной покупателям; предприятия, выполняющие работы (оказывающие услуги) – стоимость работ (услуг), по которым подписаны акты приемки-передачи.

Предприятия оптовой и розничной  торговли учитывают по этой строке товарооборот, т.е. стоимость отгруженных (отпущенных) покупателям товаров.

Выручка в строительных организациях представляет собой стоимость законченных  объектов строительства, выполненных  по договорам подряда и субподряда согласно актам приемки-сдачи выполненных  работ (СМР).

Если договором поставки предусмотрен иной момент перехода права собственности на отгруженную продукцию, то выручка от продажи таких товаров может отражаться в данной строке по моменту оплаты (экспорт продукции). Здесь следует отметить, что отгруженная продукция, продолжает оставаться собственностью продавца до момента оплаты и числится на счете 45 «Товары отгруженные».

В аналогичном порядке отражается выручка от продажи товаров, переданных другим организациям по договорам комиссии, сумма которой вписывается в эту строку только после получения извещения комиссионера об отгрузке товаров конечному покупателю. Выручка в данном случае отражается с учетом средств, подлежащих уплате комиссионеру в качестве комиссионного вознаграждения.

При договоре мены выручка от продажи  товаров (работ, услуг) отражается в  бухгалтерском учете участников договора одновременно после исполнения обязательств обеими сторонами.

Помимо выручки от реализации к  доходам от обычных видов деятельности могут быть отнесены поступления от сдачи имущества в аренду, от участия в уставных капиталах других организаций и т.д. Единственное условие: операции, которые приносят подобные поступления, должны признаваться предметом деятельности формы. В противном случае эти доходы считаются прочими.

Основные виды деятельности организации  определяются по ее уставу. Здесь следует  руководствоваться требованием  существенности. В рекомендованной форме отчета выручка отражается без расшифровок. Однако если организация захочет показать заинтересованным пользователям, сколько доходов принес тот или иной вид предпринимательской деятельности, их можно записать, дополнив отчет соответствующими строками.

Информация о работе Лекции по "Анализу бухгалтерской финансовой отчетности"