Лекции по "Бухгалтерскому финансовому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 11:36, курс лекций

Описание работы

Учет заработной платы на предприятии является одним из самых трудоемких, объемных и ответственных участков работы. Сложность бухгалтерского учета заработной платы заключается в том, что ЗАРАБОТОК считается для каждого сотрудника по отдельности с учетом применяемых в компании систем и форм оплаты труда. Большой штат сотрудников организации приводит к значительному объему расчетных операций.
Правовое регулирование учета заработной платы регламентируется ст.129 ТК РФ, в которой содержится определение понятия оплаты труда работника. Так, согласно выше указанной статьи заработной платой (оплатой труда работника) признается не только вознаграждение за труд, но также компенсационные и стимулирующие выплаты.

Файлы: 1 файл

лекции БФУ.docx

— 68.75 Кб (Скачать файл)

Расходы, связанные  с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств, а также доходы по этим операциям показывают по дебету и кредиту  счёта 91 «Прочие доходы и расходы» развёрнуто.

Дт 02  Кт01-  на стоимость основных средств списанных в сумме начисленной амортизации

Дт91  Кт 01- - на остаточную стоимость объекта

Под амортизацией в бухгалтерском учете понимают процесс ежемесячного отнесения части стоимости основного средства на затраты текущего периода.

Основные средства амортизируются в течение срока полезного использования, который организация определяет при принятии объекта основных средств к учету.

Начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода в эксплуатацию объекта основных и производится до полного погашения стоимости или до момента списания с учета. 

Для учета начисленной амортизации предназначен счет 02» Амортизация основных средств». Счет пассивный, сальдо кредитовое показывает сумму накопленной амортизации.

Начисление амортизации производится в основном линейным способом. С учётом срока полезного использования объекта.

Формирование в бухгалтерском учете информации о нематериальных активах производится в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов».

К нематериальным активам относят следующие объекты интеллектуальной собственности :исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, исключительное авторское право на программы для ЭВМ, исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания,  деловая организации и организационные расходы и др.     В настоящее время отсутствуют какие либо рекомендации  по документальному оформлению движения нематериальных активов, поэтому  организации самостоятельно разрабатывают соответствующие документы. Учет операций с нематериальными активами организуется с применением счетов 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов»,08 «Вложения во внеоборотные активы», 91 «Прочие доходы и расходы».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 3. Учет материально- производственных запасов

 

К производственным запасам относятся: сырье и основные материалы; топливо; запасные части, строительные материалы; инструменты и инвентарь; специальная и форменная одежда; прочие, предназначенные для продажи, используемые для управленческих нужд.

 В соответствии  с ПБУ 5/01 «Учет материально –  производственных запасов» материалы в учете и отчетности должны отражаться по фактической себестоимости их приобретения или заготовления.

Материальные ценности поступают по следующим каналам:

от поставщиков по договорам купли – продажи,

от подотчетных лиц, закупающих материалы за наличный расчет;

Закупки запасов производятся исходя из фактической потребности На основании предоставленных заявок мастеров, бригадиров  производится закупка необходимых материалов.

Для оформления  поступления производственных запасов применяются типовые межотраслевые формы учетной документации.

Доверенность (ф. № М-2).

Приходный ордер (ф. № М-4).

Коммерческий акт

Поступающие материалы оформляются первичными документами в следующем порядке. Поставщик одновременно с отгрузкой продукции высылает   расчетные и другие сопроводительные документы - платежное поручение или платежное требование, товарно - транспортную накладную, счета- фактуры. 

Материалы поступают также  через подотчетных лиц. В этом случае приказом (распоряжением) руководителя утверждается список лиц, которым разрешено приобретать материальные ценности за наличный расчет.

Для учета материально – производственных запасов применяется счет 10 «Материалы»

При приобретение материально-производственных запасов за плату производится учетная запись:

Дт 10    Кт 60 - на стоимость по накладной (договору), а также на стоимость консультационных, информационных, посреднических и прочих услуг по приобретению материалов;

Дт 19      Кт 60 - на  сумму  НДС

Дт 10    Кт 70 — начисление заработной платы, непосредственно связанной с приобретением материалов;

Дт 10    Кт 69 — начисление взносов на социальное страхование с указанной заработной платы.

Дт 10  Кт 71 – на стоимость материалов, приобретённых с оплатой через подотчётных лиц

При получении материалов в счет вклада в уставный капитал:

Дт 10  Кт 75 — по согласованной учредителями стоимости.

При безвозмездном поступлении материалов бухгалтер должен сделать учетную запись:

Дт 10  Кт 98 — на рыночную стоимость материалов, определенную на дату оприходования.

В дальнейшем при отпуске безвозмездно поступивших материалов в производство или ином списании на учетную стоимость отпускаемых материалов составляется дополнительная проводка: Дт  98  Кт  91-1.

Оприходование излишка материалов, выявленного в процессе инвентаризации, отражается посредством записи:

Дт 10  Кт 91-1 — на рыночную стоимость материалов на дату инвентаризации.

Большая часть материалов отпускается со склада на производственные нужды, хозяйственные нужды. Хозяйственные операции, связанные с отпуском материала со склада, оформляются первичными документам только лицами, утвержденными приказом (распоряжением) руководителя, списки и образцы подписей которых заранее передаются на склад.

Выбытие производственных запасов оформляется следующими  документами:

-  Требование-накладная.

-  Накладная на отпуск  материалов на сторону.

- Лимитно –заборная карта

Отпуск материалов в производство не нормируются. Материалы отпускаются на участки по требованиям,   подписанным  мастером  в размере  фактической потребности.

На фактически израсходованные материалы подразделение - получатель материалов должно составлять акт расхода материалов.

Производственный расход сырья и материалов в бухгалтерском учете отражается путем списания с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов:

20 «Основное производство»  — на стоимость сырья и материалов, израсходованных в основном производстве;

23 «Вспомогательные производства»  — на стоимость материалов, израсходованных во вспомогательных производствах;

25 «Общепроизводственные  расходы» — на стоимость материалов, израсходованных на общепроизводственные нужды;

26 «Общехозяйственные расходы»  — на стоимость материалов, израсходованных на общехозяйственные нужды;

При реализации материалов на сторону, синтетический учет которых ведется по фактической себестоимости, в бухгалтерском учете производятся следующие записи:

1. Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 10 «Материалы»- на фактическую себестоимость реализованных материалов

2. Дебет счета 62 «Расчеты  с поставщиками и подрядчиками»    Кредит счета 91 «Прочие доходы  и расходы» - на продажную стоимость материалов

3.Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 68 «Расчеты с бюджетом»- на сумму НДС по реализуемым материалам

Тема 4. Учет собственного капитала

 

Собственный капитал организаций представляет собой совокупность  имущества прав, и денежных средств, необходимых организациям для осуществления их уставной деятельности, покрытия убытков, создания нового имущества. Структурно собственный капитал состоит из: уставного  капитала, добавочного капитала, резервного капитала и нераспределенной прибыли.                                                

Уставный капитал - совокупность в денежном выражении вкладов  учредителей в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами.

В бухгалтерском учете для отражения операций по формированию уставного капитала предусмотрен счет 80 «Уставный капитал»

Кредитовое сальдо характеризует величину уставного (складочного) капитала, зарегистрированного в учредительных документах как совокупность вкладов учредителей организации. Его образование и последующее увеличение записывается по кредиту счета 80, уменьшение — по дебету этого

Сальдо этого счета должно соответствовать  размеру уставного капитала, зафиксированного в учредительных документах организации. При образовании уставного капитала в учете предприятия сделана запись: Дт 75  Кт 80.

Законодательством РФ предусмотрено обязательное создание резервных фондов в акционерных обществах. Резервный фонд создается в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 5% от его уставного капитала. Он формируется путем обязательных ежегодных отчислений, но не менее 5% от чистой прибыли. Для других предприятий других создание резервного фонда не является обязательным.

Средства резервного капитала предназначены для покрытия балансового убытка предприятия за отчетный год, а также для погашения облигаций акционерного общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств, на другие цели предусмотренные законодательством. Резервный капитал, создаваемый за счет чистой прибыли, может использоваться на любые цели, финансирование которых предусмотрено сметой. Для получения информации о наличии и движении резервного фонда и других резервов (капитала) используется счет 82 «Резервный капитал».

Добавочный капитал образуется в связи с возрастанием стоимости имущества организации , возникновением положительных курсовых разниц по вкладам в уставный капитал в иностранной валюте, а также при продаже акций по цене, превышающей их номинальную стоимость. В отличие от уставного, добавочный капитал не подразделяется на доли, внесенные конкретными участниками. Они показывают общую собственность всех участников. Средства добавочного капитала могут быть направлены: увеличение уставного капитала;  погашение снижения стоимости  внеоборотных активов по результатам их переоценки;  распределение между учредителями организации.

Бухгалтерский учет формирования и использования добавочного капитала ведется на счете 83 «Добавочный капитал», к которому организация может открывать субсчета по источникам формирования добавочного капитала.

Нераспределенная прибыль — это часть капитала держателей остаточных прав, аккумулирующая не выплаченную в виде дивидендов, или нераспределенную, прибыль, которая является внутренним источником финансовых ресурсов предприятия долгосрочного характера. Для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли или непокрытого убытка в бухгалтерском учете предназначен счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки». Сумма чистой прибыли, сформированная в установленном нормативными документами по бухгалтерскому учету порядке на счете 99 «Прибыли и убытки», списывается заключительными оборотами декабря в кредит счета 84, а сумма чистого убытка — в дебет счета 84.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема 5. Бухгалтерская отчетность

 

Бухгалтерская отчетность представляет собой систему показателей, полученных на основе данных учета, характеризующих имущественное и финансовое положение организации и результаты ее хозяйственной деятельности.  

       Бухгалтерская  отчетность содержит сведения  об имуществе, обязательствах и  финансовых результатах в стоимостных  показателях и составляется на  основании данных бухгалтерского  учета.

Представляемая годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами организации.

Финансовая отчётность предприятия включает в себя следующие основные компоненты:

Бухгалтерский баланс;

Отчёт о финансовых результатах;

Отчёт о движении денежных средств;

Отчёт об изменении капитала;

Пояснения к финансовой отчётности

По данным бухгалтерского баланса: оценивается возможность выполнения организацией в ближайшее время взятых на себя обязательств перед третьими лицами либо же преодоления ею возникших финансовых затруднений;  определяются финансовые результаты работы в виде наращивания собственного капитала за отчетный период.

Актив баланса включает в себя следующие разделы:

В разделе I «Внеоборотные активы». Показатели этого раздела бухгалтерского баланса характеризуют состояние внеоборотных активов

        Раздел  II  «Оборотные активы». Показатели этого раздела бухгалтерского баланса характеризуют состояние оборотных активов, включающих в себя материальные оборотные средства, в расчетах (дебиторская задолженность) денежные и приравненные к ним средства.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому финансовому учету"