Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:39, лекция
Бух. учет – это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источников его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта.
Бух. учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной документально-обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов в денежном выражении и в натуральных показателях.
Документооборот – путь, который совершает документ от момента его составления до сдачи в архив.
В каждой организации
документооборот
1. наименование отчетов или первичных документов;
2. время составления;
3. лицо, которое составляет, подписывает или ведет запись в документах;
4. сроки и ответственного за представление документа в бухгалтерию;
5. лицо, которое принимает,
проверяет и обрабатывает
Все документы после
окончательной бухгалтерской
Дата принятия на хранение |
Номер полки хранения |
Название и номер дела |
Год и месяц |
С какого по какой № статьи |
Количество листов в деле |
Примечание |
Дела из архива выдаются по письменному распоряжению главного бухгалтера. Изъятие документов может производиться только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией на основании их постановлений в соответствии с законодательством РФ. Главный бухгалтер или другое должностное лицо организации вправе с разрешения в присутствии представителей органов, проводящих изъятие документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
Перечень и сроки хранения документов в организации, а так же порядок их передачи в государственные архивы утверждены Главным архивным управлением. В этой инструкции определено, какие документы передаются в архив, а какие по истечению определенного срока уничтожаются в организации.
13.1 Учетные регистры, их классификация и способы записи в них
Поступившие первичные документы обрабатываются и систематизируются в учетных регистрах.
Учетные регистры – это счетные таблицы, определенной формы, построенные в соответствии с экономической группировкой данных об имуществе и источниках его образования. Они служат для отражения данных о хозяйственных операциях на счетах бух. учета.
Учетные регистры могут иметь вид книг, карточек и свободных листов (ведомостей) в виде машинограмм.
В бухгалтерских книгах все страницы пронумерованы и заключены в переплет. На последней странице указывается общее число пронумерованных страниц за подписью главного бухгалтера или другого уполномоченного лица. Книги применяют для синтетического и аналитического учета.
Карточки из плотной бумаги или неплотного картона не скрепляются между собой – их хранят в специальных ящиках – картотеках. Карточки открываются на год. Открытые карточки регистрируют в специальном реестре для обеспечения контроля за их сохранностью. В настоящее время они являются самым распространенным видом регистров в нашей стране.
Свободные листы (ведомости) отличаются от карточек тем, что они изготавливаются из менее плотной бумаги и имеют больший формат. Хранят их в особых папках-регистрах, которые заводятся на месяц или квартал.
Запись в учетные регистры осуществляют ручным или машинным способом. В первом случае операции регистрируют вручную чернилами или шариковой ручкой (в тех случаях, когда необходимо иметь несколько экземпляров,- путем копирования). Машинную запись проводят при использовании вычислительной техники.
Записи в учетных регистрах должны быть краткими, аккуратными, четкими, ясными, разборчивыми.
По окончанию месяца
по каждой странице учетных регистров
подводятся итоги. Итоговые записи синтетических
и аналитических регистров
После утверждения годового отчета учетные регистры группируют, переплетают и сдают на хранение в текущий архив организации.
Исправление ошибок в учетных регистрах осуществляется:
1. корректурным способом;
2. способом дополнительных проводок;
3. способом «красное сторно».
Корректурный способ применяется в тех случаях, когда ошибка не затрагивает корреспонденции счетов или она быстро обнаружена и не отразилась на итогах учетных записей. Сущность данного способа состоит в том, что ошибочный текст или сумма зачеркивается и над зачеркнутым пишут правильный текст или сумму. Зачеркивание производят тонкой линией, так, чтобы можно было прочесть зачеркнутое. Исправление ошибки оговаривается и подтверждается: в документах – подписями лиц, подписывающих документ; в учетных регистрах – подписью лица, производящего исправление. Оговорку об исправлении делают на полях или в конце страницы, записывая в ней «исправлено» и правильный текст или сумму.
Способ дополнительных проводок применяется в тех случаях, когда в бухгалтерской проводке и в учетных регистрах указана правильная корреспонденция счетов, но преуменьшена сумма операции. Для исправления такой ошибки на разность между правильной и преуменьшенной суммами операции составляют дополнительную бухгалтерскую проводку.
Если в учетных записях
Способ «красное сторно» применяют для исправления ошибок и в тех случаях, когда корреспонденция счетов не нарушена, но преувеличена сумма операции. Для исправления такой ошибки составляют вторую сторнировочную проводку на разность между преувеличенной и правильной суммами операции. Способ «красное сторно» применяется в бухгалтерском учете не только для исправления ошибок, но и для корректировки учетных данных по отдельным счетам.
Форма бух. учета – это порядок организации информационной системы, которая ведется в строго установленной последовательности, обеспечивает взаимосвязь хронологических и систематических записей синтетического и аналитического учета с целью текущего контроля и составления отчетности.
Различают 4 формы бух. учета:
При мемориально–ордерной форме учета проверенные и принятые к учету документы систематизируются по датам совершения операций (в хронологическом порядке) и оформляются мемориальными ордерами – накопительными ведомостями, которым присваивают постоянные номера (1-15). По остальным операциям составляются отдельные мемориальные ордера, которые начинаются с 16 и дальше за каждый месяц в отдельности.
Отдельные мемориальные ордеры составляются по мере совершения операции, но не позднее следующего дня получения первичного документа.
Все мемориальные ордера регистрируются в книге «Журнал - Главная». Учет в книге «Журнал - Главная», как правило, ведется по субсчетам.
Книга «Журнал
- Главная» открывается записями
сумм остатков на начало года
в соответствии с
Сумма мемориального
ордера записывается сначала
в графу: «Сумма по ордеру»,
затем в Дт и Кт
Мемориально –
ордерная форма учета отличаетс
При мемориально – ордерной форме учета широко используются:
Недостатками мемориально – ордерной формы учета являются:
Основными особенностями журнально – ордерной формы учета являются:
Журналы –
ордера представляют собой
Запись в журналы – ордера производят ежедневно непосредственно с первичных документов либо со вспомогательных ведомостей, которые служат для накапливания и группировки данных.
В журнале –
ордера производятся только
Например, в журнале
– ордер по счету 12 «касса»
записываются только те
Журналы – ордера
и Главная книга взаимно
Применение журнально – ордерной формы бух. учета позволяет:
1.1 Задачи, классификация и оценка основных средств.
Основные задачи учета основных средств и нематериальных активов следующие:
На предприятиях применяется единая классификация основных средств, в соответствии с которой их группируют на следующие признаки: