Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:39, лекция
Бух. учет – это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источников его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта.
Бух. учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной документально-обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов в денежном выражении и в натуральных показателях.
Первоначальная стоимость
и суммы начисленной
В пояснительной записке к годовому отчету должна быть раскрыта следующая информация:
В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов (МПЗ) принимаются активы:
- используемые
при производстве продукции (
- предназначенные
для продажи (готовая
- используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.).
В зависимости от роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их разделяют на следующие группы:
1. сырье и основные материалы,
2. вспомогательные материалы,
3. покупные полуфабрикаты,
4. отходы (возвратные),
5. топливо,
6. тара и тарные материалы,
7. запасные части,
8. инвентарь
и хозяйственные
Для учета МПЗ применяют следующие синтетические счета:
002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение»,
003 «Материалы, принятые в переработку»,
004 «Товары, принятые на комиссию».
К счету 10 «Материалы» могут быть открыты следующие субсчета:
10/1 «Сырье и материалы»;
10/2 «Покупные полуфабрикаты
и комплектующие изделия,
10/3 «Топливо»;
10/4 «Тара и тарные материалы»;
10/5 «Запасные части»;
10/6 «Прочие материалы»;
10/7 «Материалы, переданные в переработку на сторону»;
10/8 «Строительные материалы»;
10/9 «Инвентарь
и хозяйственные
10/10 «Специальная оснастка и специальная одежда на складе»;
10/11 «Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации».
Внутри каждой
из перечисленных групп
Материально-производственные запасы в бух. учете принимаются к учету по фактической стоимости приобретения.
Фактическая стоимость приобретения – это сумма фактических затрат организации на приобретение за исключением НДС.
Если материально-производствен
Фактическая стоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный капитал, определяется исходя из денежной оценке, согласованной учредителями организации; полученных организацией безвозмездно исходя из рыночной стоимости на дату приобретения.
Если материально-
Материально-производственные запасы, на которые рыночная стоимость в течение года снизилась, либо которые морально устарели отражаются в балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.
Оценка материально-
На синтетических счетах материальные ценности отражают по фактической себестоимости их приобретения, которая включает учетную цену и отклонение стоимости материальных ценностей от учетной цены.
В качестве учетных цен принимаются:
1. договорные цены;
2. фактическая себестоимость
3. планово-расчетная цена;
4. средняя цена группы
Отклонения возникают в связи со следующими затратами:
Определение фактической себестоимости материалов, списываемых на производство, производят одним из следующих способов:
Выбранный метод учета стоимости материалов при поступлении и списании обязательно должен отражаться в учетной политике организации.
При отпуске материалов по себестоимости каждой единицы можно использовать 2 варианта исчисления себестоимости единицы запаса:
а) включая все расходы,
связанные с приобретением
б) включая только стоимость запаса по договорной цене.
Средняя стоимость определяется по каждому виду (группе) запасов как частное от деления общей себестоимости виды (группы) запасов на их количество, соответственно складывающихся из себестоимости и количества по остатку на начало месяца и по поступившим запасам в течение месяца.
При методе ФИФО применяют правило: первая партия на приход – первая в расход. Это означает, что независимо от того, какая партия материалов отпущена в производство, сначала списывают материалы по цене (себестоимости) первой закупленной партии, затем по цене второй партии и т.д. в порядке очередности, пока не будет получен общий расход материалов за месяц.
При методе ЛИФО применяют другое правило: последняя партия на приход – первая в расход, т.е. сначала списываются материалы по себестоимости последней партии, затем по себестоимости предыдущей и т.д.
Поступающие в организацию материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.
В отделе снабжения по поступающим документам проверяют соответствие объема, ассортимента, сроков поставки, цен, качества материалов и др. договорным условиям. В результате такой проверки на самом расчетном или другом документе делают отметку о полном или частичном акцепте (согласии на оплату). Контроль за поступлением грузов осуществляют с помощью журнала учета поступающих грузов.
Платежные и сопроводительные документы из отдела снабжения передают в бухгалтерию, а квитанции транспортных организаций - экспедитору для получения и доставки материалов. Принятые на склад материалы оформляют приходными ордерами.
Материальные ценности приходуют в соответствующих единицах измерения (весовых, объемных, линейных, числовых).
В случае недопоставки или некачественной поставке материалов создается комиссия и оформляет акт о приемке материалов, который служит основанием для предъявления претензии поставщику.
Если перевозку материалов осуществляют автотранспортом, то в качестве первичного документа применяют товарно-транспортную накладную.
Поступление на склад материалов собственного изготовления, отходов производства и др. оформляют требованиями-накладными.
Материалы, полученные от разборки и демонтажа зданий и сооружений, приходуются на основании акта об оприходовании материальных ценностей.
Если материалы приобретаются подотчетными лицами, то документом, подтверждающим стоимость приобретенных материалов, является товарный счет или акт (справка), составляемый подотчетным лицом, в котором он излагает содержание хозяйственной операции с указанием даты, места покупки, наименования и количества материалов и цены, а также данных паспорта продавца товара. Акт (справку) прилагают к авансовому отчету подотчетного лица.
Расход материалов, отпускаемых в производство и на другие нужды ежедневно, оформляют лимитно-заборными картами. Они выписываются в двух или трех экземплярах на один или несколько видов материалов и, как правило, сроком на один месяц. В них указывают:
Отпуск материалов со складов производят в пределах установленного лимита. Сверхлимитный отпуск материалов и замену одного материала другим (при отсутствии материала на складе) оформляют выпиской отдельного требования-накладной на замену (дополнительный отпуск материалов).
Отпуск материалов сторонним организациям или хозяйствам своей организации, расположенным за ее пределами, оформляют накладными на отпуск материалов на сторону.
Списание материалов оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией, с участием материально ответственного лица.
Учет производственных запасов на складах и в бухгалтерии.
На складе материалы размещаются в соответствии с предъявленными требованиями.
Учет материалов на складе осуществляет заведующий складом (кладовщик), являющийся материально ответственным лицом.
На каждый номенклатурный номер материалов кладовщик заполняет материальный ярлык и прикрепляет его к месту хранения материалов. В ярлыке указывают наименование материалов, номенклатурный номер, единицу измерения, цену и лимит наличия материалов.
Учет движения и остатков материалов осуществляют в карточках учета материалов. На каждый номенклатурный номер открывают отдельную карточку, поэтому учет называют сортовым учетом и осуществляют его только в натуральном выражении.
Учет материалов может вестись так же в книгах учета материалов.
В конце месяца кладовщик составляет отчет о наличии и движении материальных ценностей и предоставляет в бухгалтерию. В бухгалтерии осуществляется систематизация первичных документов и данные заносятся в регистр бух. учета.
Аналитический учет материалов
в бухгалтерии осуществляется на
основе использования оборотно-
Для обобщения и группировки информации о движении материалов используют ведомости движения материалов (накопительные ведомости). По окончании месяца в ведомостях подсчитывают итоги оборотов за месяц в разрезе групп материалов по субсчетам и синтетическим счетам по каждому складу или подразделению.
Итоговые данные ведомостей движения материалов ежемесячно переносят в сводную ведомость движения материалов, в которой приводятся также сведения об остатках материалов на начало и конец месяца в разрезе групп материалов по соответствующим синтетическим счетам и субсчетам.
Синтетический учёт МПЗ ведут на синтетических счетах 10 «Материалы», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей».