Лекции по "Бухгалтерскому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:39, лекция

Описание работы

Бух. учет – это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источников его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта.
Бух. учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной документально-обоснованной и взаимосвязанной регистрации хозяйственных фактов в денежном выражении и в натуральных показателях.

Файлы: 1 файл

лекции по бух учету отредактированные.doc

— 911.00 Кб (Скачать файл)

 

Раздел 1: ТЕОРИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Тема 1: Сущность бух. учета и его значение в системе экономической информации

 

Бух. учет – это система наблюдения, измерения, регистрации, обработки и передачи информации в стоимостной оценке об имуществе, источников его формирования, обязательствах и хозяйственных операциях хозяйствующего субъекта.

Бух. учет изучает количественную сторону хозяйственных явлений  в неразрывной связи с их качественной стороной путем сплошной, непрерывной  документально-обоснованной и взаимосвязанной  регистрации хозяйственных фактов в денежном выражении и в натуральных показателях.

Бух. учету присуще следующие признаки:

  1. сплошное отражение финансовой и хозяйственной деятельности предприятия, всего его имущества и источников их формирования;
  2. осуществляется непрерывно во времени отражение происходящих фактов;
  3. каждый хозяйственный факт оформляется документально;
  4. все средства и хозяйственные процессы обязательно отражаются в денежном выражении, обобщая натуральные показатели;
  5. существует взаимосвязанное отражение финансовой и хозяйственной деятельности обусловленной  условной зависимостью свершившихся фактов.

 

Тема 2: Виды хозяйственного учета

 

Хозяйственный учет – это функция управления, которая представляет собой систему наблюдения, измерения и регистрации фактов хозяйственной деятельности.

Различают следующие виды:

  1. оперативный;
  2. статистический;
  3. бухгалтерский;
  4. финансовый;
  5. управленческий.

    Каждый из  вида учета рассматривает одни  и те же хозяйственные процессы  с разных позиций, при этом  потоки информации не пересекаются.

Каждому из вида учетов присуще одна особенность использования одних и тех же измерителей:

    –- натуральных;

    – трудовых;

    – денежных.

   Натуральные измерители отражают количественную характеристику однородного объекта, учета и служит для получения информации в указанных единицах в зависимости от особенностей объектов.

Натуральные измерители выражаются:

  – счетом;

  – массой;

  – объемом;

  – мерами длины.

  Трудовые измерители предназначены для учета затраченного рабочего времени. Единицы измерения: минуты, часы, дни.

С их помощью контролируется:

1. норма выработки;

2. производительность  труда;

3. начисление заработной  платы.

  Денежный измеритель является обобщающим показателем , который предназначен для учета разнородных объектов в едином измерении.

Денежный измеритель позволяет исчислить затраты и результаты предприятия за отчетный период.

 

Тема 3: Предмет и объект бух. учета

 

Предметом изучения бух. учета является:

  1. имущество предприятия;
  2. источники его формирования;
  3. хозяйственные процессы.

Предмет детализируется на объект, который представляет собой:

  1. хозяйственные средства;
  2. источники их формирования;
  3. хозяйственные процессы;
  4. затраты;
  5. финансовые результаты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема 1: группировка имущества  экономического субъекта по видам, составу  и функциональной роли в процессе воспроизводства совокупного общественного продукта.

Схема 2: группировка источников формирования имущества экономического субъекта.

 

Тема 4: Функции бух. учета

 

В системе управления бух. учет выполняет следующие функции:

1. контрольная;

2. обеспечение сохранности собственности;

3. информационная;

4. обратная связи;

5. аналитическая.

   Контрольная функция – связана с учетом имущества и источников формирования имущества, т.к. осуществляется контроль за использованием материальных трудовых и финансовых ресурсов. С помощью контрольной функции осуществляется обеспечение запасами.

   Контрольная функция  бух. учета позволяет обеспечить  сохранности предприятия, формировать  фактические затраты на производство.

    Обеспечение сохранности собственности - предполагает проведение инвентаризации, в процессе которой сопоставляются данные фактического наличия имущества и источников его формирования и показатели текущего учета.

    Несоответствия  в результате проведения инвентаризации  устраняются, таким образом, обеспечивается сохранность собственности.

    Информационная функция – заключается в том, что бух. учет фиксирует и накапливает всестороннюю, синтетическую и аналитическую информацию о состоянии имущества, источников его образования, хозяйственных процессах, о конечных результатах финансовой деятельности.

    Бухгалтерская  информация хорошо используется  в других видах учета для  планирования, прогнозирования, выработки  тактики и стратегии деятельности  предприятия.

    К бухгалтерской  информации предъявляются следующие требования:

       1. объективность;

       2. достоверность;

       3. своевременность;

       4. оперативность.

   Информация должно  содержать минимальное количество  показателей и удовлетворять  потребности максимального количества  пользователей на разных уровнях управления.

   Функция обратной связи – выполняет находящаяся на различных носителях исходная информация, поступающая с первичной документации.

    Аналитическая функция – заключается в том, что бухгалтерская информация используется для анализа хозяйственной деятельности, по всем разделам бух. учета.

 

Тема 5: Метод бух. учета

 

Методологическую основу организации бух. учета составляет система способов и приемов, которые  осуществляются посредством:

      1. документации;
      2. инвентаризации;
      3. бухгалтерского баланса;
      4. системой аналитических и синтетических счетов с применением методов:
      5. а) двойной записи;
      6. б) оценкой имуществ и обязательств;
      7. в) калькуляции;
      8. г) отчетности предприятия.

    Документация – это способ первичной регистрации хозяйственной операции с помощью документов в момент и в местах их свершения.

   Документация  позволяет осуществлять сплошное  наблюдение за хозяйственными  процессами. Основное условие отражения  хозяйственных операций в бух.  учете  - это оформление их первичными  документами. Документ дожжен обладать определенными характеристиками и отвечать предъявляемым требованиям.

  Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества данным бух. учета.

   Инвентаризация  проводится с целью достоверности  показателей и сохранности имущества. Инвентаризации подвергаются все товарно– материальные ценности, денежные средства, обязательства.

   Инвентаризация  проводится в определенные сроки  при смене ответственных лиц  по требованию аудиторов или  следственных органов.

    Бухгалтерский баланс – это таблица, состоящая из двух частей, в которой сгруппирована информация об имуществе и обязательствах предприятия по составу и размещению источников их образования в денежной оценке на определенную дату.

   Обе части бухгалтерского  баланса должны быть равны, т.к. отражают одно и то же имущество с одной стороны, по составу и размещению; с другой стороны, по источникам формирования.

   Счет – это экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется и накапливается информация о состоянии и движении имущества предприятия и источников его формирования.

  Система аналитических и синтетических счетов позволяет систематизировать и сгруппировать хозяйственные операции по экономически – однородным признакам.

   Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бух. учета, при котором каждая хозяйственная операция записывается в двух счетах в равных суммах.

   Оценка – это способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников.

  Калькуляция – это способ группировки затрат и определение себестоимости.

   Отчетность – представляет собой систему показателей характеризующих финансовую и хозяйственную деятельность предприятия.

 

Тема 6 : Балансовое обобщение

 

  Баланс – означает равновесие или количественное выражение отношений между сторонами какой-либо деятельности.

   Бух.  баланс – это система показателей, сгруппированных в виде двусторонней таблицы в сводную ведомость, отображающую наличие хозяйственных средств и источников формирования в денежной оценке на определенную дату.

    В зависимости  от стадии развития экономического  субъекта и целевого назначения  различают следующие виды бух. баланса:

1. вступительный;

2. текущий;

3. заключительный;

4. разделительный;

5. передаточный;

6. сводный;

7. ликвидационный.

   В балансе представлено: в левой части – хозяйственные  средства по составу и размещению (актив), в правой части – по источникам формирования (пассив).

   Основной показатель  бух. баланса – статья, которая отображает остаток средств или источников на начало или конец периода. Статьи объединены в группы, а группы - в разделы.

 

Бухгалтерский баланс

Актив

Пассив

1. внеоборотные активы

3. капитал и резервы

2. оборотные активы

4. долгосрочные обязательства

5. краткосрочные обязательства

Баланс

Баланс


 

   Итог по активам  и пассивам называется валютой баланса. Т.к в балансе в обоих частях отражено одно и тоже имущество, то валюта актива должна быть равна валюте пассива.

∑ А = ∑ П

 

 

Тема 7: Система счетов и двойная  запись

 

   Для текущего учета и контроля используется система счетов бух. учета.

   Счет бух. учета – это способ группировки текущего отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом и источниками его формирования.

   Счет – это таблица, состоящая из двух частей: левая часть – дебит; правая – кредит.

Счет №___________

наименование

   Для отражения  остатков на счетах используется  термин «сальдо», которое может  быть начальное или конечное.

   В соответствии  со строением баланса все счета делятся на:

1. активные;

2. пассивные;

3. активно – пассивные.

   Активные счета - предназначены для имущества предприятия по составу и размещению. Сальдо отражается по  дебету.

 

Счет активный

Дебет                    Кредит

Сн -  остаток хозяйственных средств на начало периода.

Обороты по дебету – увеличение хозяйственных средств.

 

Обороты по кредиту-уменьшение хозяйственных средств.

Ск - остатки хозяйственных средств на конец периода.

 

 

   Пассивный счет – предназначен для учета источников формирования имущества. Сальдо отражается по кредиту.

 

Счет пассивный

Дебет                       Кредит

 

 

Обороты по дебету – уменьшение хозяйственных средств.

Сн – остаток средств на начало отчетного периода.

Обороты по кредиту –  увеличение хозяйственных средств.

 

Ск – остаток средств на конец отчетного периода.

Информация о работе Лекции по "Бухгалтерскому учету"