Лекции по "Управленческому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:38, курс лекций

Описание работы

Переход к рыночной экономике требует от организации значительного увеличения объема информации, возникающей как внутри предприятия, так и за его пределами. Со стороны внешних организаций также возникает определенный интерес либо к деятельности предприятия, либо к результатам его деятельности. В отношении конкретного предприятия это может быть разнообразная информация. По большинству предприятий информационные потребности приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать.

Файлы: 1 файл

Лекции - Управленческий учет.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

Контроль – завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность предприятия на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять ранее возникающие отклонения. Основой системы контроля служит обратная связь, которая дает большую, надежную, необходимую и целесообразную информацию для осуществления контрольно-измерительной деятельности.

Все элементы метода действуют не изолировано друг от друга, а в  системе организации внутренних хозяйственных связей,  направленной на решение задач управления.

 

4. Принципы и функции управленческого учета.

 

Принципы:

- непрерывность деятельности предприятия  (отсутствие намерения самоликвидироваться и сократить масштабы производства);

- использование единых для планирования  и учета единиц измерения (это  обеспечивает между ними прямую и обратную связь; планово-учетные единицы раскрывают суть оперативно-производственного планирования);

- оценивание результатов деятельности  подразделений предприятия (определение тенденций и перспектив каждого подразделения в формировании прибыли);

- преемственность и многократное  использование первичной и промежуточной  информации в целях управления (разовая фиксация данных в первичных документах и многократного их использования);

- формирование внутренней отчетности  как основы коммуникационных  связей между уровнями управления (на верхнем уровне происходит  обобщение сводной информации, зафиксированной в первичной документации, поступившей от структурных подразделений);

- применение бюджетного методы  управления затратами (используется  на крупных предприятиях);

- полнота и аналитичность, обеспечивающие  исчерпывающую информацию об  объектах учета (показатели отчетов должны быть представлены в удобном для анализа виде);

- периодичность, отражающая производственный  и коммерческие циклы предприятия, установленные учетной политикой (информация необходима тогда, когда это целесообразно, для этого устанавливается график сбора первичных данных, их обработки и группировки).

Совокупность перечисленных принципов  обеспечивает действенность системы  управленческого учета, но не унифицирует  учетный процесс.

Функции управленческого  учета. Функции управления включают: планирование, контроль, оценка, непосредственно организационные работы, внутренние информационные связи, стимулирование.

Планирование  - процесс описания вариантов действий, которые могут быть осуществлены в будущем. Включает постановку цели, формулировку задачей, изыскание путей решения задач для достижения поставленной цели, выбор вариантов альтернативных действий. (исходные данные - сметы)

Контроль  - проверка осуществления планов со стороны руководителя, менеджера - состоит из определения состояния объекта, сопоставления фактических результатов с плановыми, пересмотра планов, если они не могут быть выполнены, выявление отклонений от запланированного и регулирования (исходные данные - отчеты).

Оценка - заключительный процесс анализа всей системы принятия решения. Определяется была ли достигнута цель, причины отклонений, недостатки планирования, неоптимальный выбор действий, несоответствие системы контроля требованиям управления, выбор неверной цели.

Организационная работа - создание организационной структуры предприятия, предназначенной для практической реализации поставленных целей, распределении обязанностей между исполнителями, координации действий исполнителей на основе внутренних информационных связей, объединяющих разные уровни управления, установлении коммуникационных каналов связи с использованием линейных и нелинейных отношений.

Стимулирование  - средство мотивации участников производственного процесса, побуждающее уяснить цели и задачи предприятия и принимать решения, соответствующие этим целям. В этом качестве выступают сметы и исполнительские отчеты об их выполнении.

Внутренняя  информационная связь - обмен информацией и отчетностью, что позволяет скоординировать действия различных структурных подразделений для выполнения конечной цели, конкретизировать задачи каждого подразделения на предстоящий бюджетный период, определять условия, в которых будет действовать каждый руководитель подразделения, и требования к нему смежных производственных подразделений.

Функции управления и информация, обеспечивающая их действенность, позволяют  сформулировать функции управленческого учета:

1) обеспечение информацией руководителей  всех уровней управления, необходимой  для текущего планирования, контроля  и принятия оперативных управленческих решений;

2) формирование информации, которая  служит средством внутренней  коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями;

3) оперативный контроль и оценка  результатов деятельности внутренних  подразделений и предприятия в достижении цели;

4) перспективное планирование и  координация развития предприятия  в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности.

 

5. Системы и составные части управленческого учета

Производственные мощности предприятий  и фактические объемы производства определяют применение систем управленческого  учета.

Система управленческого учета характеризуется объемом информации, поставленными перед ней целями, критериями и средствами достижения целей, составом элементов и их взаимодействием.

Классификация систем управленческого  учета:

1. По широте  охвата информацией видов деятельности, организационной структуры предприятия, продукции различают полные системы, состоящие из совокупности систематического и проблемного учета, и системы с целевым набором их составных частей.

Систематический учет затрат – есть финансовый учет затрат на производство с его регламентацией по составу затрат, способам регистрации, идентификации и группировки, представления в отчетности.

Проблемный учет формирует информацию об экономической, технологической, конструкторской и организационной подготовке производства; о ценах и реализации продукции; об управлении производственными запасами и реализации расхода производственных ресурсов.

2. По степени взаимосвязи  между финансовым (систематический  учет затрат и доходов) и управленческим учетом в практике применяют две системы:

Монистическая – интегрированная система, объединяющая систематический и проблемный учет на основе прямой и обратной связи на счетах бухгалтерского учета.

Автономная – обособленное создание систематического и проблемного учета. Связь между финансовым и управленческим учетом осуществляется с помощью так называемых парных контрольных счетов одного и того же наименования.

3. По оперативности затрат разделяют:

Система учета фактических (прошлых) затрат состоит в формировании информации для расчета себестоимости реализованной продукции и прибыли, для определения фактической себестоимости и дохода от реализации единицы готовой продукции конкретного наименования.

Система учета стандартных (нормированных) затрат включает: разработку стандартов на затраты по приобретению и использованию материалов, основных фондов, на затраты труда, накладных расходов; составление калькуляций себестоимости по нормативным затратам и учет фактических затрат с выделением отклонений от нормативов и смет. В мировой практике такая система называется “стандарт-кост”.

4. По полноте  включения затрат в себестоимость различают:

Система учета полных затрат представлена традиционным учетом затрат на производство и калькулированием себестоимости. Основной группировкой затрат является их деление на прямые (относимые прямо на объект калькулирования) и косвенные (распределенные между объектами пропорционально какой-либо базе).

Система частичных затрат – подход, когда производится подбор отдельных элементов затрат, которые носят прямой характер и включаются в себестоимость отдельных видов продукции. Затраты при этой системе зависят от объемов производства и поэтому их называют переменными. Калькуляция ограниченных затрат включат только производственные расходы, связанные с выпуском калькулируемого продукта.

Часть затрат, которые носят косвенный  характер, имеет отношение ко всей продукции. Такого рода затраты возмещаются из общей суммы выручки. В зарубежной практике этот вариант учета называется “директ-костинг”.

При разработке системы управленческого учета ее основополагающим признаком должен выступать учет затрат по сферам деятельности в неразрывной связи с определением эффективности такой сферы. Такой подход к организации управленческого учета допускает выделение в качестве его составных частей:

Снабженческо-заготовительную  деятельность: расширение оптовых закупок, увеличение объема производства отдельных изделий, выбор метода закупки, эффективность инвестирования в оборотные средства предприятия и капитальные вложения его снабженческо-заготовительных подразделений.

Производственную деятельность: центральное звено управленческого учета. Здесь сгруппирована информация о затратах по целям, функциям и их поведению.

Учет финансово-сбытовой деятельности: с его помощью собирается, обрабатывается и формируется информация об ассортименте выпуска продукции, его выгодности, составе покупателей, рыночных тенденциях, расходах на рекламу, маркетинг и т.д.

Управленческий учет организационной  деятельности: необходим для удовлетворения требований менеджеров разных уровней управления в информации о собственных затратах, принципах формирования трансфертных цен, об оптимальном уровне специализации и разделении труда на предприятии, правильности выбора размеров подразделений, обоснованности по отношению к производственным подразделениям применения принципа “затраты – объем переработки сырья – прибыль”.

Контроллинг – система управления процессом реализации конечной цели предприятия. Контроллинг выступает в виде регулятора деятельности и не только предприятия, но и бизнеса, и потому выполняет специфические функции: информационную, управляющую, контрольную.

Все составные части управленческого  учета взаимосвязаны, перечень информации, формирующейся в них, характеризует  уровень организованности и совершенствования  управленческого учета на предприятии  и системы управления в целом.

 

6. Производственные процессы как объект управленческого учета.

Основные производственные процессы - снабжение, производство и реализация. В управленческом учете в соответствии с объективными требованиями управления производственные процессы группируют по видам деятельности: снабженческо-заготовительная, производственная, финансово-сбытовая, организационная и инвестиционная.

Производственная система предприятия  состоит из совокупности взаимосвязанных  компонентов, под которыми понимают различные ресурсы, необходимые  для производства, и результат производства.

Процессы снабженческо-заготовительной деятельности являются первой стадией производства. От состояния этих процессов зависят остальные стадии производства. Задачами управленческого снабженческо-заготовительной деятельности являются:

- выбор процедуры управления  материальными запасами;

- методы оценки расхода и  запаса материалов;

- сбор информации о показателях  затрат на запасы;

- учет затрат на запасы;

- процедуры контроля за использованием  материалов в производстве;

- разработка концепций управления снабженческо-заготовительной деятельностью.

Непосредственно производственная деятельность выражает главную цель предприятия - выпуск продукта. Это вторая стадия производства. На этой стадии формируются затраты. Задачи управленческого учета затрат на производство:

- отражение производственных процессов  в количественном измерении;

- выбор в качестве объектов  учета хозяйственных процессов  и связанных с ними затрат;

- ограничения субъекта учета  рамками предприятия;

- системность использования методы (планирование, нормирование, измерение, регистрация, оценка, группировка, анализ, контроль) в отражении хода производственного процесса в неразрывной связи с процессом нарастания затрат;

- классификация затрат в соответствии  с целями их управления для определения себестоимости продукции и полученной прибыли, принятия решений и планирования, осуществления процесса контроля и регулирования;

- формирования внутренней отчетности  по уровням управления производственными  процессами с использованием  принципов управления.

Между производственной и сбытовой деятельностью существует прямая связь. Готовая продукция после испытания и приемки сдается на склад, откуда начинается ее сбыт. К сбытовой деятельности более точно применимо понятие маркетинга - человеческая деятельность по осуществлению обмена товаров и услуг, направленного на удовлетворение нужд и потребностей людей, а также производства: разработка товара, исследования, налаживание коммуникаций, организация распределения, установление цен, развертывание служб сервиса. Система управления сбыто основывается на информации, которая формируется в финансовом и управленческом учете, а также на статистических данных.

Теория управленческого учета  на первый план выдвигает вопросы  организации учета издержек, а  также исчисления себестоимости готовой продукции и незавершенного производства.

Управленческий учет организационной  деятельности промышленных предприятий  включает в качестве основной задачи эффективное функционирование служб  и отделов управления на основе сформированной и обработанной в соответствии с целевыми установками информации при оптимальном уровне расходов на обслуживание и управление производством.

Информация о работе Лекции по "Управленческому учету"