Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:38, курс лекций
Переход к рыночной экономике требует от организации значительного увеличения объема информации, возникающей как внутри предприятия, так и за его пределами. Со стороны внешних организаций также возникает определенный интерес либо к деятельности предприятия, либо к результатам его деятельности. В отношении конкретного предприятия это может быть разнообразная информация. По большинству предприятий информационные потребности приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать.
Основной отчетной формой является контрольный отчет или отчет об исполнении сметы.
Действенность системы контроля реализуется при решении следующих проблем:
1. Четкое определение целей
2. Управленческий учет создает такую информационную систему, которая нацеливает управленцев различных уровней на решение краткосрочных и долгосрочных планов.
3. Оптимальный выбор центров возникновения затрат, ответственности и рентабельности, позволяющий устранить до некоторой степени негативное влияние системы контроля на моральное состояние работников подразделений.
4. Классификация затрат на
5. Система выявления отклонений
должна способствовать
Под общей системой контроля на предприятии понимают коммуникационную сеть управленческого учета, с помощью которой обеспечивается соответствие решений, принятых на предприятии, с реализацией их на практике, и основа правильных действий в будущем.
Внутренний управленческий контроль содержит методы и способы, которые помогают управлению, планированию и контролю за хозяйственной деятельностью предприятия, подразделений и внутри них. Внутренний управленческий учет сосредотачивает свое внимание на элементах предприятия - отделах, службах, цехах, участках, бригадах, называемых центрами ответственности. Поскольку у каждого центра ответственности имеются свои цели, то для их осуществления они вырабатывают свою стратегию. Но стратегическое планирование не входит в систему внутреннего управленческого контроля. Внутренний управленческий контроль представляет собой процесс, с помощью которого управленцы оказывают влияние на работников организации для действительного выполнения организационной стратегии.
На управленческий контроль оказывают влияние факторы окружающей среды: существо организации, правила, направления и процедуры по управлению деятельностью членов организации, культура организации, внешняя среда. Существо организации - люди, работающие совместно для достижения целей.
Имеются две системы контроля за существом организации: механическая и сметного контроля. Механическая система контроля действует чаще всего в текущий период и заключается в следующем:
1) регулярной проверке работы подчиненных;
2) регулировании на основе
Система сметного контроля использует элементы механического контроля и обратной связи. Она неразрывно связана с планированием и потому применяется как в текущий период, так и долгосрочной перспективе.
Механическая и система и система сметного контроля организуются по -разному в зависимости от типа управления: с обратной или прямой связью. Обратная связь предусматривает “вход” (ресурсы) и “выход” (товар, услуги и затраты на их проведение). Такая связь включает в себя контроль путем сопоставления фактических данных с плановыми, корректировку плановых данных в случаях выявления отклонений.
Управление с прямой связью предусматривает оценку ожидаемого уровня объема производства и затрат и сопоставление с плановыми показателями. При выявлении отклонений предпринимают определенные действия для того, чтобы свести эти отклонения к минимуму. Основная цель - предупредить ошибки и решить поставленные задачи в будущем. При управлении с прямой связью первостепенное значение имеют сметы.
Элементами системы
Действенность системы управленческого контроля определяется культурой организации со своими нормами поведения, традициями, отношениями с общественными организациями. Характер системы внутреннего контроля зависит от внешней среды (заказчики, поставщики, конкуренты, общество, государственные органы).
Система управления затратами на основе норм состоит из следующих процедур:
Определение целей и задач, моделей управления производственными затратами
¯
Нормирование затрат на материалы, рабочую силу, накладные расходы
¯
Поиск путей поддержания затрат в пределах плановых норм и смет
¯
Сбор данных о нормированных и фактических издержках
¯
Оценка и выбор вариантов действий по управлению затратами
¯
Принятие решений
¯
Сравнение фактических затрат с планируемыми
¯
Процедуры контроля и регулирования затрат по местам их возникновения и центрам ответственности
¯
Процедуры сравнения фактической себестоимости с нормативной и ценой на продукт, заказ, процесс
Система включает:
- планирование
затрат на основе норм, обеспечивающих
выполнение поставленных
- документирование затрат с обязательным отражением в документах разрешений на использование производственных ресурсов для целей производства, подтвержденных нормами;
- списание затрат на счете
бухгалтерского учета на
- выявление отклонений от норм
оперативным путем для
получает информацию, соответствующую своему уровню управления.
Следовательно, нормативное управление затратами отличается от традиционных методов более сильным воздействием со стороны управления на формирование себестоимости и более оперативной информацией, необходимой для принятия управленческих решений в ходе производственного процесса.
Стандартная норма - это научно обоснованная величина, полученная в результате анализа и расчета необходимых материалов, производственных технологий, затрат времени на выполнение операций, предусмотренных технологией, цен на продукцию при различных условиях и правильном выборе оборудования.
В практике применяют два подхода
к определению нормативных
Исходя из сущности, нормы подразделяются на основные; идеальные; текущие.
Основные нормы затрат - постоянные, остающиеся неизменными в течение длительного периода. Используются для сравнения фактических затрат за ряд лет и выявления тенденций эффективности производства отдельных изделий в течение анализируемого периода.
Идеальные нормы затрат - минимальные затраты для деятельности в идеальных условиях производства. На практике идеальные нормы редко считаются достижимыми и перестают быть целью. Однако они могут быть полезны менеджерам для установления системы стимулирования, мотивации к снижению издержек.
Текущие нормы затрат - достижимые затраты на короткий отрезок времени, которые обеспечивают запланированную эффективность производства. Они представляют собой цели, которые могут быть реально достигнуты в условиях эффективной деятельности. Их значение заключается в том, что они служат базой измерения отклонений от намеченной достижимой цели, т.е. сравнения фактических и нормативных затрат.
Система текущих норм, нормативов и смет расхода сырья, материалов, полученных изделий, топлива, энергии всех видов, затрат труда, расходов на обслуживание производства и управление называется нормативным хозяйством предприятии.
Разработка норм и нормативов осуществляется специальными отделами или специалистами, ответственными за тот или иной сектор работы. Полную совокупность применяемых ими приемов планирования подразделяют на две группы: расчет сметы на основе анализа фактических показателей за прошлый период и расчет сметы на основе внутренних стандартов.
При первом способе из фактических результатов прошлого периода исключают разного рода потери; учитывают возможные изменения условий планируемого периода, а именно изменения ассортимента продукции, состава оборудования, цен на сырье и материалы, услуги, изменения технологии производства и номенклатуры применяемых материалов, длительности производственного цикла, бюджета рабочего времени и производительности, изменения в организации производства, политике управления, персонале, другие случайные колебания.
Второй способ планирования заключается в разработке стандартов по прямым затратам - смета по аналитическим статьям. Здесь учитывают нормальный уровень производства, т.е. полное использование производственных мощностей.
В учете издержек должны быть не просто представлены отклонения от норм и нормативов текущего периода, но и даны объяснения по возникшим текущим отклонениям в следующих аспектах: объема продукции - последствия снятия с производства конкретного продукта, замены на другой вид продукта, изменения цен на продукцию, изменения ассортимента в целях повышения эффективности производства, введения новых технологий и оборудования; издержек - от закупки сырья и материалов, величины отходов производства, эффективности труда, производственных и общехозяйственных накладных расходов до разработки новой продукции.
Одна из важнейших процедур нормативного учета представляет собой анализ нормативной себестоимости продукции. Его проводят в момент обобщения нормативов в карточке стандартной себестоимости.
Данные анализа используются управленческой бухгалтерией для докладной записки руководству предприятия и каждым менеджером на предмет увеличения прибыльности продукта. С этой точки зрения рассматриваются: изменение закупочной цены по сравнению с прошлым годом, определение перспективных направлений политики закупок; определение альтернативных направлений закупочной политики; оценка значимости новых поставщиков, преимущества новых вложений в оборудование, оценка материалоемкости с позиций контроля за ценами на материалы; анализ издержек и критериев оценки конкурентоспособности продукции по качеству и цене, проверка возможности изменения ассортимента продукции, снижение цен реализации, расходов на закупку материалов; проведение анализа безубыточности производства и т.п.
Т.о., при сравнении нормативных затрат на продукт с плановыми устанавливается в определенной степени напряженность нормативов. Использование фактических данных в сопоставлении с нормативными позволяет усилить воздействие со стороны управленцев на процесс формирования себестоимости и сделать более действенной систему контроля за затратами.
В себестоимости продукции
Величина прямых нормативных материальных затрат на единицу конечной (готовой) продукции определяется умножением количества материалов (на выходе), предусмотренных нормативом на единицу готовой продукции, на цену, которая должна быть уплачена за единицу материала (на выходе).
Величина общих нормативных издержек по материалам за отчетный период рассчитывается как сумм прямых нормативных материальных затрат на единицу конечной продукции, умноженной на количество единиц продукции, выпущенных за отчетный период.
Основой расчета нормативных величина выступает норма материальных затрат в натуральном выражении. Относительно продукта нормы материальных затрат делятся на пять групп: пооперационные, подетальные, поузловые (постандартные), поиздельные, функциональные.
Пооперационная норма регламентирует расход материала на отдельную операцию. Систематизируя эти нормы в ведомости пооперационных норм затрат на материалы по производственным единицам можно получить смету материальных затрат по подразделению. Пооперационные нормы расхода материалов используются для разработки нормативно-технических карт, смет материальных затрат и нормативных калькуляций.
Подетальная норма расходы материалов - величина, которую получают в результате обобщения пооперационных норм, относящихся к отдельным наименованиям деталей. Систематизацию проводят в специальной ведомости подетальных норм. В свою очередь, подетальные нормы подразделяют на два вида: нормы черновой (веса или объема) массы и нормы чистовой (веса или объема) массы. Первый вид норм рассчитывается по чистовой массе и технологическим отходам. Второй вид норм представляет полезный расход и рассчитывается по данным конструкторской документации. Такое деление норм позволяет планировать технологические потери и отходы в тех отраслях промышленности, где это определено технологией производства. Здесь нормативные производственные затраты включают нормированные потери и отходы, что важно для управления материальными затратами.