Лекции по "Управленческому учету"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:38, курс лекций

Описание работы

Переход к рыночной экономике требует от организации значительного увеличения объема информации, возникающей как внутри предприятия, так и за его пределами. Со стороны внешних организаций также возникает определенный интерес либо к деятельности предприятия, либо к результатам его деятельности. В отношении конкретного предприятия это может быть разнообразная информация. По большинству предприятий информационные потребности приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать.

Файлы: 1 файл

Лекции - Управленческий учет.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

- по видам - основная и дополнительная;

- по элементам - повременная, сдельная, премии, оплата простоев и др.

- по составу работников - списочно-штатный, совместители, работающие по договорам подряда;

- по категориям работников - рабочие, служащие, из состава которых выделяют руководителей.

Руководствуясь основными целями управленческого учета, необходимо выделить из фонда оплаты труда заработную плату, включаемую в себестоимость  продукции. В классификации затрат на рабочую силу следует акцентировать внимание на следующих статьях:

1. Затраты на оплату труда  производственных рабочих,  непосредственно  занятых в процессе производства  продукции. Сюда входят оплата  работ по сдельным нормам и  расценкам, повременно оплачиваемые работы.

2. Выплаты  стимулирующего характера - надбавки за качество работы и высокое мастерство, за стаж работы, вознаграждение за выслугу лет, по итогам работы предприятия за год, различного рода премии, связанные с производственной

3. Непроизводительные  выплаты - оплата простоев, за неотработанное время в соответствии с законодательством, оплата за брак не по вине рабочего; доплаты за отклонения, от нормальных условий работы, за работу в ночное время, за сверхурочные работы, перемещение на другую работу, не соответствующую (ниже) квалификации рабочего и т.п.

4. Затраты  по найму, отбору рабочей силы.

5. Затраты  по нормированию и планированию  численности и труда. 

6. Затраты,  связанные с профориентацией,  обучением и переобучением. 

7. Затраты  на оплату труда вспомогательных  рабочих, занятых ремонтом оборудования и транспортных средств, подготовкой и обслуживанием рабочих мест, включаемые в состав общепроизводственных расходов.

8. Затраты  на оплату труда работников, связанных  с управлением производственных  подразделений, включаемых в состав общепроизводственных расходов.

9. Затраты  на подготовку руководящих кадров.

10. Затраты  на оплату труда специалистов  и руководителей, занятых управлением  предприятием, включаемых в состав общехозяйственных расходов.

Сдельная  оплата труда предусматривает прямое включение затрат в себестоимость отдельных заказов и процессов. Однако часть затрат на рабочую силу носит косвенный характер. В этом случае нельзя относить затраты на заработную плату производственных рабочих, оплачиваемых повременно, подсобных производственных рабочих, занятых в производстве на вспомогательных операциях, доплаты бригадирам за организацию работы бригад и другие виды доплат на себестоимость отдельных заказов и процессов. Часть таких затрат относят к общепроизводственным и общехозяйственным накладным расходам и распределяют вместе с ними по принятой на предприятии методике. Часть затрат выделяют в отдельную группу и распределяют между конкретными видами продукции, между валовой продукцией и незавершенным производством.

Кроме затрат на заработную плату, работодатель несет еще ряд затрат, связанных с рабочей силой: по обучению, найму, отбору, обеспечению условий труда, возмещению ущерба, причиненного здоровью работающего, отпускам, взносам в Пенсионный фонд, Фонд занятости населения, Государственный фонд социального и обязательного медицинского страхования. Данная группа расходов также обобщается по статьям классификации и распределяется либо вместе с накладными расходами, либо пропорционально базе расчета - фонду оплаты труда.

 

18. Учет и распределение накладных расходов

Как и все другие затраты предприятия, накладные расходы рассматриваются  в управленческом учете в зависимости от целей управления. Прежде всего важен порядок распределения производственных накладных расходов для оценки материально-производственных запасов, т.е. распределения между готовой продукцией и незавершенным производством и видами продукцией. Распределение накладных расходов производится в несколько этапов:

1. Распределение  накладных расходов между основными производственными и обслуживающими подразделениями. Часть затрат невозможно отнести к конкретным подразделениям, т.к. они осуществляются в интересах нескольких подразделений сразу. В таких случаях к каждой статье расходы можно применять различные базы распределения. Конечный результат на этом этапе: деление расходов по статьям, выделение затрат, относящихся к конкретным подразделениям, и распределение общих затрат между подразделениями.

2. Перераспределение  накладных расходов обслуживающих  подразделений на производственные в соответствии с долей услуг, которую получили подразделения-потребители от обслуживающих подразделений-поставщиков.

3. Процедуры  выбора метода и расчет ставок  распределения накладных расходов  для каждого подразделения. Основная цель - распределение расходов на заказы и виды продукции, производимые в различных подразделениях. Предлагается два подхода - расчет единой общезаводской ставки распределения и расчет ставки для каждого подразделения.

4. Распределение  накладных расходов по заказам. По каждому заказу определяется количество времени каждого подразделения, затраченного на выполнение работ по заказу.

Базы распределения: расходы на содержание аппарата управления - численность работающих, затраты на освещение, отопление, воду - площадь, амортизация машин и оборудования - стоимость единицы оборудования, машины.

Недостатки  этого метода:

- не учитывается деление накладных  расходов на постоянные и переменные;

- нарушается требование к управленческому  учету - информация о фактических  накладных расходах за период готовится по окончании отчетного периода;

- большая трудоемкость расчета  ежемесячных плавающих ставок  распределения;

- несовпадение во времени выпуска  продукции и возникновения накладных  расходов.

Существует нормативный метод  возмещения накладных расходов. Нормативная ставка рассчитывается на основе годовой суммы накладных расходов и данных о производственной деятельности. Использование метода возмещения предполагает, что нормативная величина накладных расходов не будет иметь значительных отклонений от фактических. Полученные отклонения рассматривают как расходы периода и относят, в конечном счете, на результат.

При выборе метода распределения необходимо исходить из конкретных условий производства, которыми определяется индивидуальная себестоимость изделий, удельного веса каждого вида расходов, связи затрат с объемом продукции. Непроизводственные накладные расходы имеют разную учетную политику возмещения:

  • относятся к расходам текущего периода и полностью включаются в себестоимость реализованной продукции общей суммой без подразделения на виды изделий
  • распределяются на продукцию пропорционально производственной себестоимости видов изделий.

 

19. Классификация накладных расходов

Деление расходов на основные и накладные  служит основой для оценки деятельности подразделений и тесно связано м процессами планирования, учета, анализа, контроля и регулирования производственной деятельности. К накладным относят все расходы предприятия, кроме прямой заработной платы и прямых материальных затрат. Они вызваны подготовкой, организацией, обслуживанием и управлением:

 

Накладные расходы

¯

Производственные (общепроизводственные)

Непроизводственные

¯

¯

Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

Общецеховые расходы на управление

Общехозяйственные

1) амортизация оборудования и транспортных средств

2) текущий уход и ремонт оборудования

3) энергетические затраты на  оборудование

4) услуги вспомогательных производств  по обслуживанию оборудования и рабочих мест

5) зарплата и отчисления на  социальные нужды рабочих, обслуживающих оборудование

6) расходы на внутризаводские перевозки материалов, полуфабрикатов, готовой продукции

7) износ МБП

8) проч. расходы, связанные с  использованием оборудования

1) расходы по производственному управлению

2) затраты, связанные с подготовкой и организацией производства

3) содержание аппарата управления  производственными подразделениями

4) амортизация зданий, сооружений, производственного инвентаря

5) содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря

6) затраты на обеспечение нормальных условий работы

7) затраты на профориентацию и подготовку кадров

8) износ МПБ и проч.

 

 

 

 

1) административно-управленческие  расходы

2) расходы по техническому управлению

3) расходы по производственному управлению

4) расходы по управлению снабженческо-заготовитель-ной деятельностью

5) расходы на управление финансово-сбытовой  деятельностью

6) оплата услуг, оказываемых внешними организациями

7) содержание и ремонт зданий, сооружений, инвентаря

8) расходы на рабочую силу: набор, отбор, подготовка руководителей, обучение, переподготовка и повышение квалификации

9) обязательные сборы, налоги, платежи  и отчисления по установленному порядку

10) проч.


 

Выбранное направление классификации  затрат позволяет локализировать расходы  по местам их возникновения, раскрывает содержание затрат по службам предприятия и создает возможности их распределения и перераспределения как по отношению к видам продукции, так и на производственные расходы и содержание рабочей силы и т.п.

 

20. Незавершенное производство и полуфабрикаты как особые объекты учета производственной себестоимости

Незавершенное производство - это затраты производственных ресурсов, которые в силу технологических особенностей на определенный момент не превратились в готовые продукты. Незавершенное производство находится на рабочих местах, непосредственно в цехах, в промежуточных цеховых кладовых или в местах накопления деталей для транспортировки в другой цех, на складах готовых деталей производственного отдела, в комплектовочных кладовых и комплектовочных отделениях сборочных цехов, на конвейерах и постах сборки сборочных цехов и участков, на испытательных станциях и в упаковочном цехе.

В учете производства местам нахождения заделов придается особое значение. Они рассматриваются как контрольно-учетные точки, определяющие построение всей системы производственного учета. В системе учета производства каждой контрольно-учетной точке присваивается определенный код, фиксирующий место нахождения незавершенного производства на отчетную дату. Количество деталей, узлов и полуфабрикатов, оставшихся в незавершенном производстве отражается в первичных документах по учету выработки, в балансах цехов и сводном балансе движения деталей по предприятию. Остатки на конец месяца, показанные в балансах цехов, переносятся в ведомость оценки незавершенного производства по предприятию с последующей группировкой промежуточных итогов по видам, группам продукции, наименованиям, заказам и т.п.

Оперативный учет движения деталей  узлов и полуфабрикатов нуждается  в периодически проводимой инвентаризации незавершенного производства с целью контроля за сохранностью продукции, выявления изменений норм затрат, отклонений от норм, точного исчисления себестоимости продукции и определения эффективности производства отдельных изделий. Инвентаризации подразделяются на полные и частичные, плановые и внеплановые. Инвентаризация незавершенного производства проводят с разной периодичностью, что зависит от характера организации и технологии производства, вида сложности и номенклатуры вырабатываемой продукции, длительности производственного цикла и принятого варианта сводного учета затрат на производство.

При нормативном методе учета затрат выявление заделов не законченной  производством продукции в межинвентаризационные периоды рекомендуется производить с помощью расчетно-балансового метода на основе данных ведомости основного учета затрат. Однако оперативный учет движения деталей, узлов и полуфабрикатов в отрыве от бухгалтерского учета затрат на их производство приводит к ослаблению контроля за комплексностью незавершенного производства и не обеспечивает сохранности материальных ценностей.

Наибольшее распространение получил  межцеховой учет движения полуфабрикатов по деталям в сопоставлении со сроками их изготовления согласно календарным  графикам межцеховых подач, который отражает комплекс операций, касающийся движения деталей, полуфабрикатов и узлов групповых комплектов между цехами, между цехами и складами; а также ежемесячный учет межцехового движения деталей, технологического состава переданных цехами сборочных единиц, узлов и групповых комплектов; учет расхода покупных полуфабрикатов и комплектующих изделий, полученных со складов; учет и списание окончательно забракованных деталей, узлов и комплектующих изделий по каждому цеху; учет деталей, списанных на наладку, испытания и прочие потери; учет возврата деталей и комплектующих изделий другим цехам и на склады; ежемесячное составление балансов межцехового движения деталей, узлов и полуфабрикатов.

Одним из важнейших элементов системы  оперативного учета производства является внутрицеховой учет движения деталей и полуфабрикатов.

 

21. Выбор состава показателей и содержание внутренней отчетности по результатам деятельности подразделений.

Внутренняя  отчетность подразделений - это система взаимосвязанных экономических показателей, характеризующая результаты деятельности подразделений за определенный промежуток времени (час, сутки, декаду, месяц, квартал, год).

В зависимости от целей управления отчетность подразделяется на три типа:

- информационную;

- об экономических результатах;

- результативную о персональной  деятельности.

Третий тип отчетности имеет  наибольшее значение в управленческом учете.

Информационная  отчетность чаще всего составляется по запросу и используется для информирования руководства о происходящих событиях.

Отчетность  об экономических результатах предназначена для оценки деятельности хозяйственных подразделений - цехов, участков, бригад. Предназначение таких отчетов - быть основанием для принятия краткосрочных управленческих решений и обеспечения коммуникационных связей между цехами и отделами.

Основной отчетной формой является рапорт-отчет об итогах работы за истекший день. Он имеет форму ведомости, показатели не требуют сопроводительного текста, легко обозреваемы и позволяют  оперативно осуществлять процесс управления.

Результативная  отчетность о персональной деятельности направлена на обеспечение информацией трех видов: о фактических результатах; о планируемых (смета, стандарт) показателях; о причинах различий между фактическими и ожидаемыми результатами. Основной акцент перечня показателей сконцентрирован на персональной ответственности. При этом перечень показателей не должен быть громоздким, а концентрировать внимание руководства необходимо на небольшом количестве статей, по которым фактические Показатели существенно отличаются от установленных. Такой отчетности способствует организация управленческого учета по центрам ответственности.

Информация о работе Лекции по "Управленческому учету"