Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 20:38, курс лекций
Переход к рыночной экономике требует от организации значительного увеличения объема информации, возникающей как внутри предприятия, так и за его пределами. Со стороны внешних организаций также возникает определенный интерес либо к деятельности предприятия, либо к результатам его деятельности. В отношении конкретного предприятия это может быть разнообразная информация. По большинству предприятий информационные потребности приблизительно одинаковы и их можно сгруппировать.
Управление материальными
В соответствии с целями управления группировка основана на следующих принципах:
1) по компонентам затрат;
2) по степени воздействия;
3) по отношению к объему
4) по видам работ;
5) по местам возникновения
По компонентам затраты подразделяют на:
Затраты на поддержание запасов, т.е. связанные с владением запасами:
1. Коммерческие затраты:
а) проценты;
б) страхование;
в) налоги на капитал, вложенный в запасы (налог на имущество).
2. Затраты на хранение:
а) содержание складов;
б) операции по перемещению запасов.
3. Затраты, связанные с риском потерь вследствие:
а) устаревания;
б) порчи;
в) замены одного вида материала на складе другим;
г) замедления темпов потребления данного продукта.
4. Возможности получения прибыли путем вложения средств в следующих альтернативных направлениях:
а) увеличение производственной мощности;
б) снижение стоимости продукции;
в) капиталовложения в другие предприятия;
г) выплата дивидендов.
Общая ежегодная сумма этих затрат примерно соответствует величине вложений капитала в запасы.
Затраты, связанные с размером партий, т.е. затраты, пропорциональные количеству заказанных партий, а не количеству выпускаемых изделий:
1. Выдача и закрытие заказов.
2. Ведение соответствующих
3. Подготовка производства:
а) наладка оборудования;
б) испытание первого образца изделия;
в) брак, полученный при наладке оборудования;
г) потери времени на период освоения операций.
4. Потеря мощности при изменении видов работ.
5. Затраты на перемещение партий, оперативное планирование и расходы, связанные с ускорением оборота оборотных средств.
6. Риск исчерпания запасов.
Общая годовая сумма перечисленных затрат в расчете на единицу материалов пропорциональна количеству выданных заказов.
Затраты, связанные с дефицитом запасов, т.е. возникающие при отсутствии необходимых материалов:
1. Ускорение доставки поступающих материалов:
а) расходы на связь;
б) расходы на разъезды;
в) оплата агента;
г) дополнительные расходы, связанные с малыми размерами партий;
д) премии за быструю доставку изделий, а также связанные с малыми размерами партий.
2. Ускорение движения заказов на предприятии:
а) затраты на изменение графика очередности заказов;
б) дополнительные затраты, связанные с дроблением партий.
3. Ускорение поставки отгружаемых материалов:
а) расходы на связь;
б) расходы на перевозку товаров отдельными партиями;
в) премии за быструю транспортировку.
4. Коммерческие убытки и расходы: потеря прибылей и рост доли накладных расходов, который связан с сокращением объема продаж из-за отсутствия требуемых товаров:
а) конкуренты данного предприятия получают возможность установить связи с ее заказчиками;
б) заказчики побуждаются к
в) трата времени на восстановление отношений с клиентами, которое можно было бы использовать для заключения новых соглашений;
г) необходимость дополнительных расходов на поощрение мероприятий по сохранению объема продаж.
Общая годовая сумма этих потерь пропорциональна количеству товаров, запасы которых исчерпаны полностью или почти полностью.
Затраты на управление запасами:
1. Затраты на обучение:
а) технического персонала;
б) управленческого аппарата.
2. Затраты на содержание:
а) технического персонала;
б) конторских служащих.
По степени воздействия на общую сумму затрат их группируют в регулируемые и нерегулируемые.
К регулируемым относятся затраты, величина которых находится в прямой зависимости от воздействия на них менеджера.
В тех случаях, когда менеджеры не могут влиять на величину затрат, затраты классифицируются как нерегулируемые.
По отношению к объему поставок: вмененные и релевантные.
Вмененные издержки - это инвестиции в запасы.
Релевантные - это издержки, связанные с хранением запасов и выполнением заказа.
В стоимость хранения запасов обычно входят:
- вмененные потери по
- дополнительные расходы по страхованию;
- дополнительные затраты на
складское хранение и
- дополнительные расходы на обработку материала;
- затраты вследствие морального износа и ухудшения характеристик запасов.
В релевантные затраты на хранение включают только те статьи, которые меняются в зависимости от уровня запасов.
Обычно стоимость хранения запасов выражается в процентах на 1 руб. обычных инвестиций.
По видам работ издержки классифицируют в соответствии с технологией хранения запасов: погрузо-разгрузочные, транспортные работы, сортировка, складирование, физико-химические анализы и др. Классификация по видам работ закладывается в основу построения смет затрат и системы контроля за издержками.
Классификация затрат по местам их возникновения зависит от организационной структуры управления и поэтому на каждом предприятии разрабатывается своя номенклатура статей.
Экономически обоснованная классификация производственных затрат является основой организации учета производственной деятельности. Существуют следующие группировки затрат на производство:
1) по составу - одноэлементные и комплексные;
2) по видам - элементы расходов и статьи калькуляции;
3) по назначению - основные и накладные;
4) по отношению к объему производства – постоянные и переменные;
5) по способу отнесения на себестоимость – прямые и косвенные;
6) по характеру затрат - производственные и внепроизводственные;
7) по степени охвата планом - планируемые непланируемые.
Сгруппированные таким образом издержки производства характеризуют определенную функцию в системе калькулирования продукции, но не отвечают задачам управленческого учета затрат на производства. Международные стандарты по производственному учету и практика его организации в экономически развитых странах предусматривают разные варианты классификации издержек в зависимости от целевой установки, направлений учета затрат. Под направлением учета затрат понимается область деятельности, где необходим обособленный целенаправленный учет затрат на производство. Потребители внутренней информации определяют такое направление учета, какое им требуется для обеспечения информацией по данной проблеме.
Прежде всего в учете
1) для определения себестоимости изготовленной продукции и полученной прибыли;
2) для принятия управленческого решения;
3) для осуществления процесса контроля и регулирования.
Каждое из трех выделенных направлений требует детализации учета, т.е. своей классификации. Классификация затрат, удовлетворяющая целям управления, является основным принципом организации управленческого учета производственной деятельности, методом обработки и анализа информации о производственных издержках.
Финансово-сбытовая деятельность как
часть общей системы
Затраты, связанные со сбытом продукции, состоят из:
· услуг вспомогательных цехов, связанных с изготовлением тары и упаковки; стоимости тары, приобретенной на стороне; расходов по ремонту и содержанию тары, оплаты стоимости упаковки изделий сторонними организациями в случаях, когда стоимость тары и упаковки не оплачивается дополнительно покупателем;
· содержания складов готовой продукции, амортизации складских помещений, погрузо-разгрузочных машин и оборудования (кранов, электрооборудования и т.п.), заработной платы работников складов;
· транспортных расходов по доставке продукции на станцию или пристань отправления, погрузке в вагоны, контейнеры, суда; оплаты услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор, если цена устанавливается франко-станция отправления; оплаты железнодорожного тарифа или водного фрахта или других транспортных издержек, если цена установлена франко-станция назначения.
Комиссионные сборы (отчисления) уплачиваются оптовым сбытовым или другим посредническим предприятиям в соответствии с договорами для расширения рынков сбыта и объема продаж.
Затраты на сбор
и распространение текущей
Затраты по маркетинговым исследованиям состоят из затрат по исследованию потребительских мотиваций, рекламных текстов, эффективности рекламы, проблем информирования потребителей, реакции на новый товар, потенциальных возможностей рынка, определения каналов сбыта, изучения тенденций деловой активности, операций долгосрочного и краткосрочного прогнозирования.
Расходы по рекламе - затраты на рекламную деятельность; стоимость рекламных обращений, включающая расходы по охвату лиц, частоте появления рекламы; стоимость конкретных носителей рекламы; стоимость средств стимулирования сбыта - образцы, купоны, упаковки по льготной цене, зачетные талоны и премии; участие в выставках, ярмарках, организация и участие в профессиональных встречах, экспозициях, демонстрациях товаров и др.
Представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью, состоят из расходов на проведение официальных приемов представителей других предприятий и организаций (включая иностранных), прибывших для переговоров по осуществлению мероприятий, связанных с установлением и поддержанием взаимовыгодного сотрудничества; посещение культурно-зрелищных мероприятий; буфетное обслуживание во время переговоров и мероприятий культурной программы; оплата услуг лиц для переговоров, не состоящих в штате; транспортное обеспечение во время мероприятий.
В состав других расходов входят затраты на содержание финансово-сбытового отдела - заработная плата работников с начислениями, командировочные, почтовые, телефонные расходы и др.; содержание торговых представительств - заработная плата с начислениями сотрудников, аренда помещений, телефаксные и другие расходы; расходы по сертификации продукции; износ нематериальных активов - торговых знаков, марок и т.п.; другие расходы.
Специфика финансово-сбытовой деятельности выдвигает в качестве основного признака классификацию затрат для принятия решений и планирования. Затраты в этом случае подразделяют на релевантные (принимаемые в расчет) и иррелевантные. Такое деление затрат необходимо для принятия решений о цене реализации, расформировании сегментов рынка, об увеличении объемов продаж.
Релевантные финансовые затраты представляют собой будущий прирост денежной наличности, величина которого зависит от рассматриваемого решения. Принимаются во внимание только приростные движения денежной наличности. Практика показывает, что в разных ситуациях одни и те же затраты могут выступать как релевантные, так и иррелевантные.
Содержание служб и отделов управления структурными производственными подразделениями влечет за собой возникновение определенных затрат. Расходы по управлению производством относят к накладным и в целом рассматриваются в их составе. Однако специфичность функций управления требует выделять из состава накладных расходов затраты по организационной деятельности и их классификацию:
По местам возникновения расходы подразделяются
на общепроизводственные (расходы по производственному
управлению, подготовка и организация
производства, содержание аппарата управления
производственными подразделениями, амортизация
зданий, сооружений, производственного
инвентаря, содержание и стоимость ремонта,
зданий, сооружений, инвентаря, затраты
на обеспечение нормальных условий работы,
затраты на профориентацию и подготовку
кадров, износ инвентаря) и общехозяйственные
(административно-
Такая группировка не обеспечивает полного раскрытия содержания затрат и текущего контроля за их формированием и экономической целесообразностью.
В составе расходов по организационной деятельности выделяют следующие группы:
- расходы, связанные с
- расходы
по обеспечению
- расходы
общеорганизационной и
Данная
группировка позволяет
Все службы
управления направляют свою работу на
решение стоящих перед