Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 16:41, курсовая работа
Целью работы является изучить правила учёта в банках Республике Беларусь лизинговых операций.
Методы исследования: описание, систематизация, аналитический метод, метод сравнительного анализа, статистический, метод сбора фактов.
Для достижения указанной цели определены следующие задачи:
- рассмотреть специфику организации лизинга;
- провести анализ развития лизинговых отношений в Республике Беларусь;
- рассмотреть операции лизинга как объект учета. Нормативно - правовое регулирование лизинговых операций;
- рассмотреть учет операций лизинга (договор лизинга, порядок учета имущества у лизингодателя и лизингополучателя);
Введение .................................................................................................................4
1 Теоретические основы организации лизинговой деятельности ...................5
1.1 Понятие и характеристика лизинга ...............................................................5
1.2 Виды лизинга и их характеристика ...............................................................8
1.3 Лизинговые операции банков ......................................................................10
2 Оформление и учет лизинговых операций в банке ......................................14
2.1 Договор лизинга ............................................................................................14
2.2 Учета лизенговых операций банка ..............................................................16
3 Анализ роли банков в реализации лизинговых отношений в
Республике Беларусь ...................................................................................28
3.1 Тенденции развития лизинга в Республике Беларусь ...............................28
3.2 Анализ деятельности банков Республики Беларусь в системе
лизинговых отношений ................................................................................31
3.3 Проблемы и пути развития лизинговых отношений в Беларуси .............36
Заключение ..........................................................................................................40
Список использованных источников ................................................................41
ЧУП "АСБ Лизинг" планирует дальнейшее наращивание лизингового портфеля и увеличение объема оказываемых лизинговых услуг благодаря реализации лизинговых проектов в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 08.04.2004 № 171, Указа Президента Республики Беларусь от 03.06.2008 № 291, а также организации работы региональных представителей в областных центрах страны. Все это значительно повысит доступность и конкурентоспособность предлагаемых продуктов, что, в свою очередь, будет способствовать дальнейшему повышению эффективности деятельности компании и укреплению позиции ЧУП "АСБ Лизинг" на белорусском рынке лизинговых услуг.
Являясь важным звеном финансовой системы республики, ОАО «АСБ Беларусбанк» ставит перед своими дочерними предприятиями соответствующие задачи по участию в развитии экономики страны. Для ЧУП «АСБ Лизинг» такой задачей на сегодня является максимальное удовлетворение потребностей субъектов хозяйствования в лизинговых услугах (в том числе и не клиентов банка).
Для оказания лизинговых услуг клиентам банка, находящимся не только в г. Минске и Минском районе, но и в других областях республики, АСБ «Беларусбанк» совместно с ЧУП «АСБ Лизинг» был разработан и утвержден Регламент взаимодействия учреждений ОАО «АСБ Беларусбанк» и ЧУП «АСБ Лизинг» при предоставлении клиентам лизинговых услуг (Протокол заседания Правления ОАО «АСБ Беларусбанк» №57.1 от 19.05.2009).
В рамках Регламента предоставление лизинговых услуг предприятиям, находящимся территориально в г. Минске и Минском районе осуществляется непосредственно ЧУП «АСБ Лизинг». Для этого лизингополучатель обращается в ЧУП «АСБ Лизинг» с заявкой о приобретении имущества в лизинг и представляет необходимые документы (по выбору объекта лизинга и поставщика, юридические, финансовые и др.).
С целью ускорения сбора и прохождения документов, оперативного их рассмотрения для предприятий, расположенных вне города Минска и Минского района, в процессе подготовки сделки участвует сеть территориальных учреждений ОАО «АСБ Беларусбанк» как пунктов продаж [22,c.26]. При этом потенциальные лизингополучатели представляют необходимый пакет документов в территориальное учреждение ОАО «АСБ Беларусбанк» по месту своего нахождения либо расчетно-кассового обслуживания. В дальнейшем после рассмотрения документов в территориальном учреждении банка, принятия соответствующих решений и направления их в ЧУП «АСБ Лизинг», осуществляется лизинговая сделка.
Таким образом, можно отметить, что дочерние структуры банков представлены лизинговыми компаниями, созданными банками. Банки учредители не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и активно поставляют клиентов из числа тех, кто обращается за получением кредита на приобретение основных средств. Кроме того, банки сами достаточно активно участвуют в лизинговой деятельности, выступать также в роли кредитора других лизинговых компании.
3.3 Проблемы и пути развития лизинговых отношений в Беларуси
Сегодня большинство предприятий нуждаются в современном и эффективном оборудовании, однако собственных средств на это не хватает. В этих условиях наиболее активной и перспективной формой обновления основных фондов является лизинг.
Создание эффективности действующей экономической системы в Республике Беларусь в условиях недостатка у предприятий собственных оборотных средств, кредитных ресурсов и бюджетных ассигнований предполагает активную деятельность рынка лизинговых услуг. В мировой практике лизинг является одним из основных инструментов привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, позволяет обновить устаревшую производственную базу на основе прогрессивных технологий производства и управления, приобрести основные производственные фонды на выгодных для субъектов хозяйствования условиях, что особенно актуально для современного этапа экономического развития в Беларуси. Несмотря на преимущество лизинга перед другими финансовыми инструментами, эта форма экономических отношений в Беларуси развивается медленными темпами.
Необходимо отметить, что в Республике Беларусь получил распространение финансовый лизинг. Достаточно высокая степень риска, связанная с проведением лизинговых операций, побуждает многие банки косвенно участвовать в осуществлении лизинга, т.е. через создание дочерних компаний банка. Ведя дело с дочерними компаниями, банки могут обеспечить желаемый контроль над лизинговыми операциями. Вместе с тем, вполне возможно и рациональное применение прямого метода участия банковского капитала в лизинговом бизнесе. По сравнению с самостоятельными лизинговыми компаниями банки обладают тем важным преимуществом, что они организационно оформлены. Для проведения ими лизинговых операций требуется только выделение в структуре специального отдела или группы, в состав которой должны войти работники с определенным опытом банковской работы, знанием специфики и механизма подобных операций. Это позволило бы банку увеличить доходность своей деятельности за счет каждой лизинговой сделки. Отрицательными моментами в практическом применении этого пути являются:
- невозможность для банка использовать преимущества лизинга в качестве лизингополучателя;
лизинговое имущество, как правило, будет стоять на балансе у банка, что создает дополнительные вопросы с начислением налогов, изменением структуры баланса и отчетности банка;
невозможность осуществлять “неденежные” и компенсационные лизинговые сделки, что в 5-6 раз сузит поле лизинга для банка.
Так же развитие лизингового отдела потребует существенных затрат, а при создании дочерней компании эти затраты можно было бы сделать из сэкономленных для банка средств за счет проведения “внутрибанковских” лизинговых сделок.
Успешному развитию лизинга в РБ препятствует ряд проблем, которые предстоит решить:
• несовершенство действующего законодательства, в первую очередь в области налогообложения, ценообразования, защиты прав собственника-инвестора;
• невозможность заключения госпредприятиями лизинговых договоров под залог своего имущества, что является существенным препятствием для обновления производственных фондов;
• недостаточность финансового, в том числе валютного потенциала;
• слабая диверсификация предоставляемых услуг;
• нехватка стартового капитала для организации лизинговых компаний;
• неразвитость связей со страховыми компаниями (в Республике Беларусь практически отсутствует рынок перестраховочных услуг);
• отсутствие системы информационного обеспечения лизинга, которая предоставляла бы информацию о предложениях лизинговых компаний, их услуг, о его достоинствах.
В целях развития лизинга в Республике Беларусь необходимо провести детальный анализ деятельности имеющихся лизинговых компаний и разработать пути преодоления трудностей. Также необходимо разработать практические рекомендации по совершенствованию действующего законодательства, организации лизинга, оценки и анализа его эффективности.
Необходимо провести следующие процедуры в сфере законодательства, чтобы оживить процесс лизинга в Республике Беларусь:
· упростить систему налогообложения, сделать ее более четкой, ясной;
• упростить процедуры создания, регистрации частных предприятий;
• обеспечить равенство перед законом предприятий всех форм собственности;
• разрешить более свободное ценообразование для предприятий, которые не являются монополистами на рынке Республики Беларусь;
• создать условия для защиты прав собственника.
На практике много вопросов возникает, когда лизингодатель-нерезидент Республики Беларусь. Проблема состоит в том, что заключение лизингового договора по международным нормам возможно в очень редких случаях, а заключать договор в соответствии с законодательством Республики Беларусь нерезиденты часто не согласны, или им это невыгодно. Получается, что большинство белорусских лизинговых компаний работают с внутренними ресурсами. К примеру, российские лизингодатели более активно используют товарные кредиты и ресурсы западных компаний. Непредсказуемость налоговых и таможенных органов, иных регуляторов хозяйственной деятельности делают международный лизинг еще более рискованным.
Таким образом, действующее законодательство не способствует развитию международного лизинга. Пока не созданы условия для активного участия белорусских лизингодателей в экспорте отечественной продукции. Сегодня российские производители и лизингодатели предлагают различные схемы товарных кредитов белорусским компаниям и белорусским предприятиям приходится соглашаться на такие схемы. Это значит, что деньги, которые могли бы заработать отечественные экспортеры, уходят в другую страну. Может, это главная причина в пользу того, что ситуацию необходимо срочно менять.
К особенностям белорусского рынка лизинговых услуг можно отнести следующие:
· срок лизингового договора обычно небольшой, 2-5 лет. Это обусловливается «дорогими» кредитами и, как следствие, необходимостью быстрого погашения лизинговых платежей. К сожалению, инфляция пока еще не позволяет использовать долгосрочные договоры;
· объектом лизинговых сделок преимущественно является недорогое оборудование (оргтехника, конторское оборудование, автотранспортные средства). Это объясняется невозможностью в большинстве случаев сдавать в лизинг дорогостоящее оборудование из-за незначительных финансовых ресурсов лизинговых компаний и высокими процентными ставками по заемным средствам;
· большинство заключаемых контрактов - это контракты финансового лизинга (лизингодатель полностью возмещает вложенные средства);
· большинство заключаемых контрактов предусматривает только финансирование покупки оборудования, а дополнительные условия, такие как сервисное и гарантийное обслуживание, не входят в обязанности лизингодателя;
· часто условиями лизингового контракта предусматривается осуществление авансового платежа. Это вызвано тем, что лизингодатель не всегда может иметь полное представление о платежеспособности лизингополучателя. Существование «черного рынка», когда сделки совершаются за наличные и это не находит своего отражения в учете и отчетности предприятий, не дает полного представления о финансовом положении лизингополучателя.
И все же лизинг развивается, растут объемы заключаемых сделок, расширяется их география. Однако развитие лизинга в Республике Беларусь сдерживает, прежде всего, высокая стоимость кредитных ресурсов. Сложное финансовое положение белорусских предприятий снижает количество потенциальных лизингополучателей, способных эффективно использовать технику и рассчитываться по лизинговым платежам. Ограничивает количество клиентов лизинговых компаний отсутствие развитой страховой инфраструктуры (страхование валютных и финансовых рисков, экспортных кредитов, имущества, перестрахование и т. д.). К общим причинам, сдерживающим развитие лизинга в Республике Беларусь, также относятся: слабая осведомленность субъектов предпринимательской деятельности о преимуществах лизинга, недостаток специалистов, владеющих всеми тонкостями проведения лизинговых операций, неразвитость вторичных рынков оборудования, объективные трудности при прогнозировании лизингового процента, лизинговой премии и др.
Таким образом, для успешного развития лизинга в Республике Беларусь необходимо улучшение состояния белорусской экономики в целом, снижение ставок по кредитам, выдаваемым коммерческими банками, рост числа кредитоспособных предприятий, развитие системы страхового и гарантийного обеспечения лизинговой деятельности, организация подготовки специалистов, в совершенстве знающих лизинговую деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение данной работы можно отметить, что лизинг является одной из наиболее перспективных и успешных методик осуществления финансирования инвестиций в экономику. Лизинговые операции приносят положительные результаты для всех их участников. Так, продавец предмета лизинга получает дополнительные возможности сбыта своей продукции. При этом сделка для продавца выглядит менее рисковой, так как лизингодатель берет на себя риск возврата стоимости имущества через лизинговые платежи. Для лизингополучателей лизинг является инструментом оперативной замены производственных фондов ввиду приобретения для эксплуатации сложных и дорогих машин без крупных единовременных затрат. Особую значимость это имеет для мелких и средних фирм. Кроме того, с помощью лизинга предупреждается моральное устаревание эксплуатационной техники. Все это становится важным фактором успешной конкурентной деятельности фирм на рынке.
Оценивая развитие ситуации в Республике Беларусь, можно отметить недостаточный уровень развития лизинговых отношений в нашей по сравнению с показателями зарубежных экономически развитых стран. Этому препятствует целый ряд причин, как объективного, так и субъективного характера. Среди объективных причин можно назвать малый финансовый потенциал отечественных лизинговых компаний, способных заниматься продвижением белорусской продукции на отечественный и мировой рынки на условиях лизинга, неразвитость отдельных сегментов нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность субъектов лизинговой деятельности. В числе субъективных причин, в первую очередь, необходимо отметить слабую заинтересованность и информированность белорусских субъектов хозяйствования в принципах функционирования механизма лизинга, что значительно сужает практику его использования в нашей стране.
Решение названных выше проблем, несомненно, положительно скажется на развитии рынка лизинговых операций в Республике Беларусь, в том числе в той его сфере, которая затрагивает вопросы продвижения и сбыта белорусских товаров на отечественном и зарубежных рынках.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Банковские операции: Учеб. пособие/ СИ. Пупликов, М.А. Коноплицкая, С.С. Шмарловская и др.; под ред. СИ Пупликова. - Мн.: Выш. шк.,2004. - 351 с.
Информация о работе Лизинговые операции, их оформление, учет, перспективы развитая