Малый бизнес: характерные черты и проблемы становления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является:
• определение критериев малых форм хозяйствования и направления их развития в современной рыночной экономике;
• поиск места малого предпринимательства в процессе рыночной трансформации российской экономики и развертывании процессов социально-экономической стабилизации в стране;
• взаимодействие федерального, регионального и местного уровня в реализации целевых программ поддержки МП.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Характерные черты малого бизнеса.
1.1. Понятие и сущность малых предприятий. Виды малых предприятий. Преимущества малого предпринимательства.
1.2. Характеристика экономической деятельности малых предприятий.
Глава 2. Проблемы становления малого предпринимательства в России и пути их преодоления.
2.1. Особенности развития малого предпринимательства в России.
2.2. Проблемы малого предпринимательства в России и пути их преодоления.
2.3.Малое предпринимательство в РБ.
2.3.1.Развитие малого бизнеса в г. Нефтекамск.
Глава 3. Государственная поддержка малого предпринимательства.
3.1.Формы государственной поддержки малых предприятий.
3.2. Территориальные фонды развития и поддержки малого предпринимательства.
3.3.Территориальные программы поддержки малого предпринимательства.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС.doc

— 1.64 Мб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАШКИРСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТЕКАМСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

 

Кафедра экономической  теории и анализа

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

на тему «Малый бизнес: характерные черты и проблемы становления в России»

                                             по экономике организаций (предприятий)

 

 

 

 

     Выполнил: студент 2 курса

                    дневного отделения

                    группа № Э21 

                    № зачетной книжки

                    03004            

                    Арсланова Э.А.                                                                                                                                                                                  Научный руководитель:

                    доцент, к.э.н.                

                                                                              Аллагулова Н.К.

 

 

 

 

 

 

 

Содержание:

Введение.

  Глава 1. Характерные черты малого бизнеса.

              1.1. Понятие и сущность малых предприятий. Виды малых предприятий. Преимущества малого предпринимательства.

              1.2. Характеристика экономической деятельности малых предприятий.

            

  Глава 2. Проблемы становления малого предпринимательства в России и пути их преодоления.

       2.1. Особенности развития малого  предпринимательства в России.

       2.2. Проблемы малого предпринимательства  в России и пути их преодоления.

       2.3.Малое предпринимательство в  РБ.

          2.3.1.Развитие малого бизнеса в г. Нефтекамск.

   Глава 3. Государственная поддержка малого предпринимательства.

        3.1.Формы государственной поддержки  малых предприятий.

        3.2. Территориальные фонды развития  и поддержки малого предпринимательства.

        3.3.Территориальные программы поддержки малого предпринимательства. 

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Для своей курсовой работы автор выбрал тему: «Малый бизнес: характерные черты и проблемы становления в России», потому что значение малого бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый бизнес в рыночной экономике- ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Учитывая, что  автор учится на экономическом факультете по специальности «Финансы и кредит», свое будущее хочет связать с малым предпринимательством, завести свое ″дело″, потому что будущее в России за малым бизнесом.

Президент России В. Путин в своем традиционном ежегодном Послании Федеральному Собранию РФ подчеркнул, что социально-экономические задачи будут реализовываться и в этом году. Президент сделал упор на поддержку малого бизнеса. В принципе, он затронул все проблемы, с которыми продолжает сталкиваться предпринимательство. Это и огромные налоги, и административные барьеры, и привлечение инвестиций.  

В мировой экономике  функционирует огромное количество малых фирм, компаний и предприятий. Малое предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры  рынка, придает рыночной экономике  необходимую гибкость.

Существенный  вклад вносит малый бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя также  забывать, что малые предприятия  оказывают меньше воздействие и  на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики.

   Целью исследования курсовой работы является:

  • определение критериев малых форм хозяйствования и направления их развития в современной рыночной экономике;
  • поиск места малого предпринимательства в процессе рыночной трансформации российской экономики и развертывании процессов социально-экономической стабилизации в стране;
  • взаимодействие федерального, регионального и местного уровня в реализации целевых программ поддержки МП.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                 

 

 

 

                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Характерные черты малого бизнеса.

1.1. Понятие и сущность малых предприятий. Виды малых предприятий. Преимущества малого предпринимательства.

Единого международного стандарта дифференциации предприятий, деления их на малые, средние и крупные не существует. Каждая страна решает эту задачу по-своему. Все зависит от конкретной ситуации, уровня развития, типа экономики, ее отраслевой структуры. В основном в качестве главного критерия отнесения предприятий к одной из размерных групп принимается численность работников с дифференциацией по отраслям экономики.

Согласно федеральному закону №88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» "под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

в промышленности - 100 человек;

в строительстве - 100 человек;

на транспорте - 100 человек;

в сельском хозяйстве - 60 человек;

в научно-технической  сфере - 60 человек;

в оптовой торговле - 50 человек;

в розничной  торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

в остальных  отраслях и при осуществлении  других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

В 80—90 случаях  из 100 имеет место создание малого предприятия, основанного на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений. В ряде случаев местные власти выступают учредителями малых предприятий (иногда совместно с другими предприятиями). Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.

В настоящее  время вопрос развития сети малых  предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации  народного хозяйства страны. Малые предприятия можно образовывать выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, а также на акционерных началах.

Малые предприятия  могут учреждаться совместно  с государственными, общественными, кооперативными предприятиями, частными лицами, а также организациями других форм собственности.

Развитие любой  формы предпринимательства зависит  в основном от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей. В большей степени эти факторы воздействуют на развитие малой экономики, которая наиболее чувствительна к конкретным условиям хозяйственной конъюнктуры и для которой личные черты конкретного руководителя предприятия во многом предопределяют конечный результат экономических решений.

В зависимости  от того, какой вид деятельности и какую стратегию поведения выбирает предприятие на рынке, в экономике западных стран выделяют следующие виды малых предприятий: коммунанты, патиенты, эксплеренты.

Коммунанты. Малые предприятия этой группы, как правило, специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, иногда осуществляют промежуточную сборку. Эти предприятия очень тесно взаимодействуют с крупными предприятиями через систему кооперационных связей, систему субподряда. С помощью этих предприятий крупное производство освобождается от невыгодного ему вспомогательного неэффективного производства. Малые предприятия этой группы находятся в сильной зависимости от крупных и ведут жесткую конкурентную борьбу между собой.

Патиенты. Предприятия этой группы специализируются на выпуске конечной (готовой) продукции, ориентированной в основном на локальные рынки сбыта с ограниченным спросом, на местные источники сырья и материалов. Это производство продуктов, одежды, обуви, мелкие строительные работы. Они достаточно независимы от крупных, иногда могут составить и серьезную конкуренцию крупному предприятию благодаря высокому качеству выпускаемого продукта.

Эксплеренты — так называемые рисковые фирмы или инновационные предприятия, занимаются в основном научными, конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товаров.

Отмечаются  следующие преимущества малого предпринимательства:

• большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на спрос рынка;

• мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением новой техники, изобретений;

• более экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;

• снижение косвенных расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводственных структур;

• повышенная скорость оборота капитала.

Эти преимущества позволяют малому бизнесу успешно решать ряд производственно-хозяйственных задач:

• ускорять заполнение товарного рынка требующимися потребителям изделиями;

• ускорять внедрение несложных научно-технических достижений;

• полнее удовлетворять потребности экономики страны и населения в промышленных, строительных и прочих услугах, расширять номенклатуру и качество услуг;

• наладить выпуск продукции малыми сериями.

Как показывает опыт, малый бизнес позволяет создать  условия для повышения заинтересованности каждого работника в конечных результатах труда.

 

1.2. Характеристика экономической деятельности малых предприятий.

Малое предприятие  функционирует во всех сферах и отраслях народного хозяйства, выполняя один или несколько видов деятельности. Однако следует иметь в виду, что отдельные виды деятельности разрешаются исключительно государственным предприятиям, а производство ряда товаров может быть осуществлено только на основании специального разрешения (лицензии). Малое предприятие обладает самостоятельностью в осуществлении своей хозяйственной деятельности, в распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, оставшейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, если иное не предусмотрено его уставом.

На предприятиях всех видов основным обобщающим показателем финансовых результатов является прибыль. Важный момент хозяйственной деятельности предприятия — планирование. Малое предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию (услуги) и необходимости обеспечения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договоры, заключенные самостоятельно с потребителями (покупателями) продукции, работ, услуг, а также поставщиками сырья, материалов, необходимых для производства продукции. Договоры могут заключаться и с соответствующими государственными органами.

В условиях либерализации  цен предприятие реализует свою продукцию, работы, услуги, отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,— по государственным ценам.

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты и проблемы становления в России