Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:12, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является:
• определение критериев малых форм хозяйствования и направления их развития в современной рыночной экономике;
• поиск места малого предпринимательства в процессе рыночной трансформации российской экономики и развертывании процессов социально-экономической стабилизации в стране;
• взаимодействие федерального, регионального и местного уровня в реализации целевых программ поддержки МП.
Введение.
Глава 1. Характерные черты малого бизнеса.
1.1. Понятие и сущность малых предприятий. Виды малых предприятий. Преимущества малого предпринимательства.
1.2. Характеристика экономической деятельности малых предприятий.
Глава 2. Проблемы становления малого предпринимательства в России и пути их преодоления.
2.1. Особенности развития малого предпринимательства в России.
2.2. Проблемы малого предпринимательства в России и пути их преодоления.
2.3.Малое предпринимательство в РБ.
2.3.1.Развитие малого бизнеса в г. Нефтекамск.
Глава 3. Государственная поддержка малого предпринимательства.
3.1.Формы государственной поддержки малых предприятий.
3.2. Территориальные фонды развития и поддержки малого предпринимательства.
3.3.Территориальные программы поддержки малого предпринимательства.
Заключение.
Список использованной литературы.
Сравнение показателей деятельности малых предприятий РБ и РФ в 2003 г.
3.3.1.
Развитие малого
Итак, на сегодняшний момент в республике
11% населения занято в предпринимательстве.
Эти участники социально-экономического
развития республики и города вносят заметный
вклад в экономику. Если говорить конкретно,
9% всего регионального валового продукта
производят предприятия малого бизнеса.
Число их в нашей республике растёт, это
наблюдается и по Нефтекамску.
В настоящее время Республика Башкортостан занимает третье место в Приволжском федеральном округе по количеству малых предприятий и 13-е место - по Российской Федерации.
Наиболее привлекательной для малого бизнеса остаётся сфера торговли - почти 39% - это предприятия торговли и оказания услуг, 21% предприятий занимается производством сельхозпродукции, всего около 9% предприятий малого бизнеса заняты в сфере промышленного производства.
Стимулирующим фактором развития предпринимательства является, в первую очередь, государственная поддержка субъектов малого бизнеса и существующая нормативно-правовая база. Городское руководство работает по реализации Указа Президента РБ «О государственной поддержке малого предпринимательства», ежегодно утверждается на сессии городского Совета депутатов соответствующая программа. И определённые сдвиги в этом направлении имеются.
Однако есть
трудности. Это, в первую очередь, недостаточная активность самих субъектов малого предпринимательства
в диалоге с государственными структурами.
Нужно полнее использовать возможности,
которые даны Указом Президента Республики
Башкортостан «О производственно-
В Нефтекамске ведется немалая работа по Закону «О государственной поддержке малого предпринимательства». Можно отметить несколько направлений: финансово-кредитная, организационная, информационная поддержка.
В нашем городе в малом бизнесе заняты 7,5 тысячи человек. Если рассматривать ситуацию по отраслям экономики, то в промышленности зарегистрировано 63 предприятия, в строительстве - 57, предприятии бытового обслуживания - 18. Вклад субъектов малого предпринимательства в формирование городского бюджета на 1 октября прошлого года составлял 12,2 миллиона рублей, или 5,5 % от общего объёма доходов бюджета города.
Для дальнейшего развития малого бизнеса в Нефтекамске разработана и утверждена решением сессии городского Совета депутатов программа развития и поддержки малого предпринимательства на 2002-2004 годы. Она сформирована с учетом существующих возможностей, изменения условий функционирования малого бизнеса, значимости развития субъектов малого предпринимательства в различных отраслях и видах деятельности с точки зрения интересов города. Программа определяет приоритеты и координирует деятельность различных структур в решении вопросов поддержка предпринимательства.
Всего на площадях
двух производственно-технологически
В новом году работа по выполнению принятой в городе программы развития и поддержки малого предпринимательства будет продолжена.
В г. Уфе активно действуют общественные структуры предпринимателей, например, союзы произволителей мебели, парикмахеров и т.д. У нас в городе пока такого нет. Такие некоммерческие объединения решают общие проблемы и задачи, ставят вопросы перед государственными структурами. Мы же пока действуем лишь через общегородской совет предпринимателей. Возможно, у нас тоже появятся объединения по отраслям и видам деятельности.
В нашем городе средний возраст людей, которые работают в сфере частного бизнеса, 37,5 года. В основном это люди, имеющие высшее или средне-специальное образование, имеющие активную жизненную позицию. Так что уровень социального оптимизма у предпринимателей очень высок.
Предпринимателям нужно активнее участвовать в общественной и политической жизни города.
Поддержка со стороны администрации нынче состоит в всесторонней помощи в налаживании производственного процесса, установлении льгот по налогам, арендной плате, организационно-информационной помощи и т.д. Таковы нынче основные формы реальной поддержки. Желательно, чтобы больше было инициативы и со стороны самих предпринимателей.
Глава 3. Государственная поддержка малого предпринимательства.
3.1. Формы государственной
Вклад малых предприятий в оздоровление экономики сегодня явно недостаточен. Объясняется это как общим спадом производства и разрывом хозяйственных связей, так и тем, что не получила развития государственная поддержка этих предприятий. Между тем малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждается в разносторонней государственной поддержке.
Во многих странах
рыночной экономики существуют особые
фонды государственной
Одной из важнейших проблем малого бизнеса в России является кредитование. Кредиты предоставляются только под залог или поручительство, которые не всегда могут предоставить малые предприятия. Союзы малых предприятий, как и специальные фонды, в настоящее время не выступают поручителями по кредитам, получаемым этими предприятиями. Отсутствуют специальные банки, которые бы обслуживали малый бизнес. В особо трудном положении оказываются частные малые предприятия. Невозможность получения кредита исключает способность конкурировать с иными предприятиями.
Во многих зарубежных
странах малому бизнесу оказывается
серьезная финансово-кредитная
В России также существуют различные организационные формы поддержки и защиты интересов малых предприятий. С этой целью созданы ассоциации малых предприятий, Федерация развития и поддержки малого предпринимательства, Всемирная ассамблея мелких и средних предприятий, различные фонды развития и поддержки малого бизнеса. Однако, как правило, многочисленные фонды поддержки малого предпринимательства озабочены своими собственными проблемами и реальной помощи малым предприятиям не оказывают.
Малые предприятия
нуждаются также в
Заслуживает серьезного внимания опыт финансово-кредитной поддержки малого бизнеса со стороны государства через прямые и гарантированные займы. Прямые займы выдаются небольшим фирмам на определенный срок под более низкие процентные ставки, чем кредит на частном рынке ссудного капитала. Гарантированные займы дают кредиторам государственные гарантии до 90 % заемного капитала. Таким образом государство старается заинтересовать частные банки, торговые и промышленные корпорации, страховые компании, пенсионные фонды в предоставлении капитала мелким фирмам.
Имеются и другие формы государственной поддержки: обеспечение малых предприятий госзаказом (если возникает такая необходимость), предоставление особых льгот предприятиям, создаваемым в отсталых областях со слабо развитой промышленностью, и др.
Развитие малых предпринимательских форм происходит сейчас в основном в посреднической сфере и отраслях, не требующих значительных капитальных вложений - торговле, общественном питании, строительстве гражданских объектов, мелком ремонте техники и машин, сельском хозяйстве. Между тем такой мощный рынок, как сфера научно-технических новшеств и информации, не осваивается. С одной стороны, это обусловлено и недостаточным вниманием к данным проблемам государственных структур управления, отсутствием правовых актов, обеспечивающих развитие малого научно-технического бизнеса, с другой – монополией государственных научно-исследовательских институтов, сосредоточивших у себя весь объем финансирования научной сферы. В результате это привело к монополизму госсектора в науке и отсутствию внедренческих структур в материальной сфере По налоговому законодательству РФ малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом РФ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который вступил в силу 29 декабря 1995 г. Эта система предусматривает один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных. Малым предприятиям (с предельной численностью работающих до 15 человек) и гражданам-предпринимателям разрешено применять упрощенный порядок составления бухгалтерской документации (без применения двойной записи, плана счетов и др.). Они выплачивают единый налог с совокупного дохода или валовой выручки, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности.
Выбор объекта налогообложения в упрощенной системе осуществляется органом государственной власти субъекта федерации. Им может быть либо совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), либо валовая выручка, полученная за отчетный период.
Следующей особенностью налогообложения малых предприятий является и то, что они имеют дополнительные льготы по налогообложению по сравнению с другими коммерческими организациями.
Для всех малых предприятий установлены следующие дополнительные льготы:
• в первый год эксплуатации могут списать дополнительно амортизационные отчисления до 50% первоначальной стоимости оборудования со сроком службы более 3 лет. Кроме того, все малые предприятия имеют право осуществлять ускоренную амортизацию. Все это позволяет малым предприятиям при необходимости обновлять активную часть основных фондов и меньше платить сумму налога на прибыль;
• налог на добавленную стоимость уплачивают один раз в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным;
• освобождаются от уплаты взносов налога на прибыль в течение квартала;
• в течение 4 лет с момента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться.
Для нормальной
жизнедеятельности
.
3.2.Территориальные фонды
В республике Башкортостан создана и активно развивается инфраструктура поддержки малого бизнеса в виде региональных фондов развития и поддержки малого предпринимательства. Фонды развития и поддержки малого предпринимательства осуществляют свою деятельность в таких направлениях, как финансовая, нормативно-правовая и информационная поддержка субъектов малого предпринимательства, обучение и переобучение безработных граждан, проведение выставочных мероприятий и др. Создание фондов в городах и районах республики дало возможность предпринимателям получать необходимую информацию, в том числе через единые информационно-справочные каналы, повышать уровень своих знаний и приобретать практические навыки в различных областях бизнеса на местах.
Республиканский и Уфимский городской фонды развития и поддержки малого предпринимательства ведут активную работу по кредитованию малого бизнеса, С помощью Фонда развития и поддержки малого предпринимательства Республики Башкортостан, образованного по Указу Президента Республики Башкортостан от 12 июля 1999 г. № УП-455, осуществляется финансирование инвестиционных проектов, прошедших конкурсный отбор, а также значительная часть мероприятий республиканской программы государственной поддержки малого предпринимательства.
Информация о работе Малый бизнес: характерные черты и проблемы становления в России