Малый бизнес: характерные черты и проблемы становления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является:
• определение критериев малых форм хозяйствования и направления их развития в современной рыночной экономике;
• поиск места малого предпринимательства в процессе рыночной трансформации российской экономики и развертывании процессов социально-экономической стабилизации в стране;
• взаимодействие федерального, регионального и местного уровня в реализации целевых программ поддержки МП.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Характерные черты малого бизнеса.
1.1. Понятие и сущность малых предприятий. Виды малых предприятий. Преимущества малого предпринимательства.
1.2. Характеристика экономической деятельности малых предприятий.
Глава 2. Проблемы становления малого предпринимательства в России и пути их преодоления.
2.1. Особенности развития малого предпринимательства в России.
2.2. Проблемы малого предпринимательства в России и пути их преодоления.
2.3.Малое предпринимательство в РБ.
2.3.1.Развитие малого бизнеса в г. Нефтекамск.
Глава 3. Государственная поддержка малого предпринимательства.
3.1.Формы государственной поддержки малых предприятий.
3.2. Территориальные фонды развития и поддержки малого предпринимательства.
3.3.Территориальные программы поддержки малого предпринимательства.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС.doc

— 1.64 Мб (Скачать файл)

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия в зависимости от его организационно-правовой формы являются прибыль, амортизационные отчисления, средства, полученные от продажи ценных бумаг, паевые и иные взносы членов трудового коллектива, а также кредиты и другие поступления, не противоречащие закону.

Для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций предприятие открывает расчетный и другие счета в любом банке. Банк или его отделения по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.

Предприятие несет полную ответственность за соблюдение кредитных договоров и расчетной дисциплины. Предприятие, не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено неплатежеспособным (банкротом) в соответствии с Законом Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.

Малое предприятие  может заключать на общих основаниях договоры с иностранными партнерами и открывать валютные счета. При условии соблюдения установленных правил малые предприятия могут самостоятельно выходить на международный рынок, зарабатывать валюту, а также приобретать ее, в том числе и на аукционах.

Формы, системы  и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятие обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия. При этом оно может самостоятельно устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные льготы, а также поощрять работников организаций, обслуживающих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия.

Законом предусмотрено, что предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

Работники малых  предприятий подлежат социальному  и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и на условиях, установленных для рабочих и служащих государственных предприятий. Малое предприятие вносит взносы по социальному и медицинскому страхованию и социальному обеспечению в порядке и размерах, установленных действующим законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Проблемы становления малого предпринимательства в России и пути их преодоления.

2.1. Особенности развития малого бизнеса в России.

В настоящее  время Россия стоит на пути создания и развития рыночной экономики. Это  невозможно без развития малого бизнеса в стране.

Малый бизнес - это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными  организациями критериях (показателях.).

 Особенностями малого бизнеса являются: деятельность в хозяйственной сфере с целью получения прибыли, экономическая свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг на рынке, гибкость.

Малый бизнес состоит из совокупности малых предприятий. Формы  их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям. Основным критерием выделения малого предприятия в нашей стране является численность работников в отраслевом разрезе, т.е. от 30 до 100 человек.

Важная роль малого бизнеса  заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих  мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, выпускает специальные товары и услуги.

По данным Минэкономразвития РФ, к 1 января 2004 г. количество малых предприятий в России сократилось до 840 тыс., в январе 2003 г. их начитывалось 890 тыс. Общая численность постоянных работников малых предприятий достигла 7 млн. 621 тыс. человек. В целом за последние пять лет темпы прироста количества малых предприятий в основных отраслях экономики практически не изменились. В структуре малого предпринимательства преобладают предприятия торговли, общественного питания, по ремонту и услугам (около 50% общего количества на начало 2004 г.). В течение пяти-шести лет отраслевая структура малых предприятий остается без существенных изменений.

В 2004 г. малыми предприятиями в промышленности (по основному виду деятельности) произведено продукции на 150-170 млрд. руб. С учетом теневого производства в данном секторе это составило 5-6% общего объема выпуска промышленной продукции. Доля малых предприятий в объеме производства по отдельным отраслям характеризовалась следующими показателями:

7% - в машиностроении и  металлообработке;

по 8-10 - в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности;

9-12 - в пищевой; 

9-11% -в легкой  промышленности.

В развитии бизнеса  большую роль играет конкуренция. От конкурентоспособности того или иного предприятия зависят не только его выживание, но и устойчивость роста, повышение темпов развития и др. Поэтому конкурентоспособности придается огромное значение. Так, в докладах Всемирного экономического форума "The Global Competitiveness Report" (2000 г.) выделяют восемь основных агрегированных факторов конкурентоспособности: открытость и прозрачность экономики; политику и роль государства; развитость финансовой системы; эффективность производственной и социальной инфраструктуры; степень инновационности технологического развития; уровень менеджмента; уровень квалификации и производительности труда; развитость судебной системы и других правовых институтов, определяющих характер политики государства (либеральной или с государственным регулированием), глубину институциональных преобразований (в странах с переходной экономикой).

Развитие малого предпринимательства в 2003-2005 гг. в значительной мере  зависело от масштабов его финансовой поддержки со стороны государства. Малое предпринимательство получило из федерального бюджета около 1 млрд. руб. (при потребности 45-50 млрд. руб.). Рост числа новых малых предприятий (по 100-150 тыс. в год), увеличение объемов выпуска продукции, продаж и оказания услуг действующими малыми предприятиями и индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица (4,5-5 млн.) зависят от нескольких условий.

Первое условие связано с формированием благоприятного предпринимательского климата. Для этого необходима реализация в регионах и муниципалитетах принятых Государственной думой законов о дебюрократизации. Следует существенно упростить регистрацию предприятий, сократить число контролирующих органов и проверок, значительно уменьшить количество лицензируемых видов деятельности. Это может резко ослабить коррупционый "пресс", снизить потери средств предпринимателей, вынужденных создавать 20-30-процентные "резервы" от объема продукции и доходов для "отступных". В результате у субъектов малого предпринимательства появятся дополнительные финансовые и материальные ресурсы, выведенные из "тени". Величина вклада в ВВП большей части малых предприятий должна возрасти, по экспертным оценкам, на 3-5%, их объем инвестиций в основные фонды - примерно на 8-10%, улучшится положение с оборотными средствами и т.д.

Второе условие - необходимость скорейшего и резкого уменьшения налоговой нагрузки, прежде всего для начинающих предпринимателей. В этих целях надо применять кардинальные меры - вплоть до введения налоговых каникул на первые два года работы для новых производственно-инновационных, строительных, "офицерских", "инвалидных" малых предприятий, а также для социального малого предпринимательства - медицинских центров, учебных заведений, библиотек и т.п. Это вовсе не отрицает необходимости внесения изменений в Налоговый кодекс (часть II).

Предлагаются  и другие меры по упрощению системы  налогообложения для малых предприятий: отменить требование обосновывать необходимые расходы, поскольку для этого надо содержать немалый штат бухгалтеров. Весьма важно, если малым предприятиям будет предоставлена возможность включать единый социальный налог (ЕСН) и платежи в Пенсионный фонд в сумму уплачиваемого ими единого налога с оборота или прибыли. Кроме того, налоги с малого бизнеса должны полностью поступать в региональные и местные бюджеты, тем самым регионы будут заинтересованы в сборе таких платежей и, следовательно, в развитии малого бизнеса.

Третье условие - необходимость концентрации финансовых средств, поступающих на поддержку малых предприятий из федерального и региональных бюджетов, средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и внебюджетных источников в рамках Федеральной программы 2003-2005 гг. на таких приоритетных направлениях, как:

- создание системы гарантий (поручительств), что позволит коммерческим банкам активнее включаться в процесс кредитования начинающих и закрепившихся предпринимателей;

- увеличение объемов микрофинансирования и микрокредитования, что в 2-3 раза расширит сферу целевой финансовой поддержки начинающих предпринимателей;

- эффективное использование возможностей финансового лизинга и франчайзинга как гибких финансовых технологий и одновременно конструктивных способов ведения предпринимательской деятельности, сочетающих интересы крупного и малого бизнеса;

- создание современных элементов инфраструктуры - бизнес-инкубаторов, научных и инновационных парков ("долины" в российских наукоградах - Арзамасе, Обнинске, Дубне, Пущине и т.д.).

Четвертое условие - налаживание межведомственной координации и установление контроля в сфере малого предпринимательства на федеральном уровне за реализацией решений президента РФ.

Пятое условие - активизация потребительского спроса и постепенное преодоление доминирующего (из-за бедности 30-40% населения) консервативного типа потребительского поведения. Низкий уровень спроса не способствует обновлению ассортимента товаров и услуг, освоению новых технологий в производстве и торговле. Торговля и сфера услуг медленно увеличивают объемы заказов оптовикам и отечественным производителям. Последние нередко сужают ассортимент многих продуктов питания, крайне вяло наращивают выпуск новой продукции. Это приводит к тому, что они практически не имеют средств для инвестирования, расширения мощностей и освоения новых технологий.

Нехватка инвестиций в перерабатывающий сектор остается одной из острых проблем малого предпринимательства. Обновление производственных фондов и внедрение новых технологий в мясоперерабатывающей, обувной, швейной, трикотажной отраслях требуют многомиллиардных вложений - от 30 млрд. до 50 млрд. руб. Львиная доля всех инвестиций приходится на добывающие, экспортоориентированные отрасли. В итоге большинство отечественных малых и средних производителей товаров и услуг просто не в состоянии конкурировать с западными предприятиями.

Малые предприятия  сталкиваются с большими трудностями  при осуществлении инвестиционного проектирования и проведении оценок инвестиционных рисков. Для этого они должны знать конъюнктуру рынков, ожидаемый уровень инфляции, степень конкуренции, свободные рыночные ниши и т.п. Улавливать же "сигналы мирового рынка" рядовому российскому бизнесмену еще долго будет не под силу, тем более в условиях глобализации и подготовки вступления России в ВТО. Необходимо с целью защиты отраслей пищевой и легкой промышленности выстроить надежную систему правового и информационного обеспечения.

Наша страна не может развиваться по закрытой схеме отдельно от остального мира. Игнорировать процесс глобализации просто невозможно. Поэтому необходимо уже сейчас приступить к разработке стратегии развития страны с учетом включения в этот процесс, чтобы иметь возможность через ВТО влиять на правила игры, например, во всемирной торговле. Правила игры на мировом рынке пока вырабатываются без участия России. Вступление в ВТО - это переход российской экономики к новому статусу, который даст ей дополнительные инструменты для защиты своих интересов.

 

2.2. Проблемы малого предпринимательства в России и пути их преодоления.

За прошедшие 10 лет малое предпринимательство  постоянно сталкивается с множеством трудностей, которые заставляют его действовать сообразно складывающейся ситуации и нередко вне правового поля, придумывать хитроумные схемы занижения налогов или вовсе ухода от их уплаты. Основные из проблем, мешающих полноценному развитию малого предпринимательства, - недостаточное финансирование, депрессивное налогообложение, проблемы кредитования, бюрократический беспредел и другие.

Малое предпринимательство  решает ряд существенных задач и в первую очередь социальной направленности. За прошедшие годы в плане поддержки этой группы плательщиков, в том числе и финансовой, на законодательном уровне сделаны определенные шаги.

Так, 14 июня 1995 г. Государственной думой принят закон  № 88-ФЗ «О государственной поддержке  малого предпринимательства». Поддержка  рассматриваемому сектору экономики  заключается прежде всего в оказании помощи финансовыми ресурсами и выражается в выделении в федеральном бюджете ежегодно отдельной строкой суммы в размере 0,5% доходной части бюджета и 5% доходов от приватизации. При таком подходе в расчете на 2004 г. эта сумма составила бы около 6,75 млрд. руб. Фактически же из федерального бюджета на поддержку предпринимательства выделяется на два порядка меньше.

Известно, что  государственные ресурсы дешевле  и «длиннее» всех остальных. В  то же время опыт других стран наглядно иллюстрирует, что государственное  целевое финансирование малых предприятий не приносит эффективной отдачи. Наиболее перспективный путь — это развитие банковского сектора и кредитование через него малого предпринимательства.

Информация о работе Малый бизнес: характерные черты и проблемы становления в России