Малый бизнес: характерные черты и проблемы становления в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:12, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования курсовой работы является:
• определение критериев малых форм хозяйствования и направления их развития в современной рыночной экономике;
• поиск места малого предпринимательства в процессе рыночной трансформации российской экономики и развертывании процессов социально-экономической стабилизации в стране;
• взаимодействие федерального, регионального и местного уровня в реализации целевых программ поддержки МП.

Содержание работы

Введение.
Глава 1. Характерные черты малого бизнеса.
1.1. Понятие и сущность малых предприятий. Виды малых предприятий. Преимущества малого предпринимательства.
1.2. Характеристика экономической деятельности малых предприятий.
Глава 2. Проблемы становления малого предпринимательства в России и пути их преодоления.
2.1. Особенности развития малого предпринимательства в России.
2.2. Проблемы малого предпринимательства в России и пути их преодоления.
2.3.Малое предпринимательство в РБ.
2.3.1.Развитие малого бизнеса в г. Нефтекамск.
Глава 3. Государственная поддержка малого предпринимательства.
3.1.Формы государственной поддержки малых предприятий.
3.2. Территориальные фонды развития и поддержки малого предпринимательства.
3.3.Территориальные программы поддержки малого предпринимательства.
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

МАЛЫЙ БИЗНЕС.doc

— 1.64 Мб (Скачать файл)

Республиканскому  фонду предоставлена государственная гарантия  на сумму 5 млн. руб. в обеспечение его обязательств по кредитованию инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, работающих в приоритетных направлениях, за счет средств Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.  Фондом на конкурсной основе выдано кредитов на сумму около 7 млн. руб. по 17 инвестиционным проектам за счет средств, полученных из Федерального фонда поддержки малого предпринимательства.

Со времени  образования Уфимского городского фонда развития и поддержки малого предпринимательства в 1999 г. из городского бюджета было выделено 17,6 млн. руб., профинансировано более 50 долгосрочных инвестиционных проектов, выдано 60 микрокредитов. С учетом оборачиваемости этих средств сумма предоставляемой финансовой помощи субъектам малого предпринимательства Уфы возросла с 2000 г. почти в 16 раз и составила 35,8 млн. руб.

 

3.3. Территориальные программы поддержки  малого предпринимательства.

 В соответствии с Законом Республики Башкортостан «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Башкортостан» (в ред. Закона РБ от 21 июня 2000 г. № 86-з) ежегодно разрабатываются республиканские программы государственной поддержки малого предпринимательства, утверждаемые Государственным Собранием Республики Башкортостан.

Эти Программы  являются составной частью государственных  социально-экономических программ развития республики, они координируют усилия государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления, а также общественных объединений для поддержки малого предпринимательства и активизации его саморазвития.

Цель программы  государственной поддержки малого предпринимательства — совершенствование экономических, правовых и организационных условий для развития предпринимательской деятельности в Республике Башкортостан.

Задачи программы:

1. Повышение  эффективности мер государственной поддержки малого предпринимательства;

2. Сокращение  административных барьеров при  осуществлении предпринимательской  деятельности;

3. Совершенствование механизмов финансовой и производственно-технологической поддержки малого предпринимательства;

4. Развитие системы  специализированной инфраструктуры  поддержки малого предпринимательства, повышение ее эффективности;

5. Активизация  деятельности республиканских органов исполнительной власти и местных органов государственной власти по поддержке и развитию малого предпринимательства;

6. Стимулирование  развития малого предпринимательства в приоритетных направлениях;

7. Координация  усилий органов государственной власти и негосударственных структур в вопросах поддержки малого предпринимательства;

8. Организация  обучения кадров для сферы  малого предпринимательства;

9. Привлечение  ресурсов международных и зарубежных  структур для развития СМП;

10. Развитие внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

Во всех муниципальных  образованиях республики также разрабатываются и принимаются программы развития малого предпринимательства. Основное назначение таких программ — определение приоритетов развития и поддержки, а также координация деятельности различных структур в решении этих вопросов.

Местная программа  развития и поддержки малого предпринимательства  — взаимоувязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, организационно-хозяйственных, производственных, информационных и иных мероприятий, позволяющих эффективно решать задачи в области территориального развития малого предпринимательства с учетом объективных экономических требований и возможностей хозяйства района и города. В большинстве случаев такая программа рассматривается как целевая, что требует особого контроля за ее выполнением со стороны муниципальных органов власти и управления; финансовое же обеспечение оформляется отдельной строкой в местном бюджете.

Для обоснования  размера финансирования программы  необходимо оценить ожидаемый эффект от ее выполнения. Целью местной программы должно быть достижение устойчивого развития малого предпринимательства в территориальном образовании как важнейшего источника новых рабочих мест, рационального использования природных, материальных и трудовых ресурсов и насыщения местного рынка товарами и услугами собственного производства. Местная программа поддержки малого предпринимательства, экономически обоснованная и социально ориентированная, является инструментом достижения как качественных, так и количественных ориентиров развития малого предпринимательства.

Разносторонняя  поддержка сферы малого предпринимательства  в Республике Башкортостан отнесена к числу ведущих задач государственной политики на районном и городском уровнях. Реализация программ позволяет организовать рыночную инфраструктуру малого бизнеса, ориентирует предпринимателей на решение приоритетных задач района (города) и республики. Стратегической целью программ развития и поддержки малого предпринимательства является реальное повышение уровня жизни населения районов и городов республики.

Вопросы государственной  поддержки малого предпринимательства, формирования положительного имиджа предпринимателя и развития предпринимательского движения в республике освещаются на страницах тематического вкладыша «Предприниматель Башкортостана» газеты «Республика Башкортостан», журнала «Бизнес-Партнер», в телепередаче «Малый бизнес сегодня», которую показывает Государственная телерадиовещательная компания «Башкортостан», и в радиопередаче «Большие проблемы малого бизнеса», а также в созданном в конце 2002 г. Интернет-портале «Малый бизнес Башкортостана».

По итогам конкурса Интернет-сайтов «Интернет — Уфа 2003», сайт «Малый бизнес Башкортостана» награжден дипломом за 1-е место в номинации «Справочно-информационный сайт».

Республике  Башкортостан присуждено 3-е место  в номинации «Деловая среда» Всероссийского конкурса «Лучший регион в сфере информационно-коммуникационных технологий», проводимого Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в рамках Федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002-2010 гг.).

 

 

 

Заключение.

        Формирование рынка - процесс многоплановый. Требуется взаимодействие многих составляющих, одной из которых является становление и развитие малых предприятий. Понятие «малое предприятие» предполагает предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных областях.

        В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.

        Социальная функция малых предприятий  состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу.

         Малые предприятия как неустойчивая  предпринимательская структура,  наиболее зависимая от колебаний  рынка, нуждается в разносторонней  государственной поддержке. В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства принято специальное Постановление Правительства РФ от 11 мая 1993 г. №446 «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации», в которой подчеркивается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Постановление устанавливает комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в России. Дальнейшее развитие малого бизнеса в России предусмотрено Федеральным законом от 12 мая 1995 г.   

Малое предпринимательство ведет  к оздоровлению экономики в целом. Следовательно, лучшим выходом из создавшейся  в России ситуации была бы государственная политика правительства, направленная на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

В настоящее  же время  малое предпринимательство  находится в условиях, которые  весьма отдалены от тех, что должны быть присущи рыночным отношениям. Напротив, ощущается тенденция к тому, чтобы все больше «задвигать» его в старые рамки планово-административной системы с ее едва ли не всеохватным планированием и жесткой регламентацией с помощью лимитов, фондов и т.п.

 

Необходимо  стимулировать и поддерживать имеющиеся профессиональные ассоциации, торговые палаты и другие организации, активно расширять перечень услуг малым и средним предприятиям, создавать своего рода мост между правительством и малыми и средними предприятиями. Важно активизировать деятельность посреднических организаций, оказывающих малым и средним предприятиям консультационные услуги по юридическим, финансовым, управленческим и другим вопросам.

Малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечить перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Федеральный закон №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».
  2. Волков О.И. «Экономика предприятия» - Москва, «Инфра-М» 2000г.
  3. Горфинкель В.Я., Швандар В.А. «Экономика предприятия» (третье издание) - Москва, «Юнити» 2002г.
  4. Семенов В.М. «Экономика предприятия» - Москва, «Центр экономики и маркетинга» 2000г.
  5. Сергеев А.И. «Экономика предприятия» - Москва, «Финансы и статистика» 1999г.
  6. Ожгихина Г. Ф. «Экономическая энциклопедия» - Москва, «Экономика» 2004г.
  7. Шестоперов О. «Современные тенденции развития малого предпринимательства в России» - «Вопросы экономики» №4, 2001г., стр. 65.
  8. Зонова Т. «Импульс для дальнейшего развития страны» - «Республика Башкортостан» №77,26 апреля 2005 г., стр. 1.
  9. Использована информация с сайтов:  www.mb.bash.ru, www.rg.ru, www.interun.spb.ru,  www.ecolife.krsk.ru, www.3mill.ru, www.radiomayak.ru.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                  

 




Информация о работе Малый бизнес: характерные черты и проблемы становления в России