Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 16:12, курсовая работа
Целью исследования курсовой работы является:
• определение критериев малых форм хозяйствования и направления их развития в современной рыночной экономике;
• поиск места малого предпринимательства в процессе рыночной трансформации российской экономики и развертывании процессов социально-экономической стабилизации в стране;
• взаимодействие федерального, регионального и местного уровня в реализации целевых программ поддержки МП.
Введение.
Глава 1. Характерные черты малого бизнеса.
1.1. Понятие и сущность малых предприятий. Виды малых предприятий. Преимущества малого предпринимательства.
1.2. Характеристика экономической деятельности малых предприятий.
Глава 2. Проблемы становления малого предпринимательства в России и пути их преодоления.
2.1. Особенности развития малого предпринимательства в России.
2.2. Проблемы малого предпринимательства в России и пути их преодоления.
2.3.Малое предпринимательство в РБ.
2.3.1.Развитие малого бизнеса в г. Нефтекамск.
Глава 3. Государственная поддержка малого предпринимательства.
3.1.Формы государственной поддержки малых предприятий.
3.2. Территориальные фонды развития и поддержки малого предпринимательства.
3.3.Территориальные программы поддержки малого предпринимательства.
Заключение.
Список использованной литературы.
Несмотря на то, что многие банки, переполненные деньгами, декларируют возможность кредитования малого бизнеса, практически пока этого не происходит. Заставить свободные финансовые средства работать для становления малого бизнеса крайне сложно по следующим причинам:
- это отсутствие у малых предприятий достойного обеспечения кредита. Известно, что малый бизнес создавался снизу в результате частной инициативы граждан. Он, как правило, не имел отношения к приватизации и не получил средств бывших государственных предприятий;
- дороговизна кредитных ресурсов. В условиях, когда инфляция измеряется двухзначной цифрой, производство не может выдержать 25-30% годовых по кредитным ресурсам. Такая процентная ставка даже для окрепших предприятий высока;
- залоговое обеспечение кредита, который вернуть в настоящее время согласно действующей законодательной базе и условиям прохождения дел в арбитражных судах достаточно сложно.
Однако, несмотря на риски, малые предприятия должны со временем стать и уже становятся желанными клиентами для банков. Кстати, они одни из самых дисциплинированных заемщиков. Возврат кредитов здесь составляет цифру, близкую к максимальной.
К кредитованию малого бизнеса проявляют определенный интерес западные кредиторы. Так, фонд поддержки малого бизнеса в России Европейского банка развития и реконструкции (ЕБРР) и Фонд «США — Россия» видят в секторе малого бизнеса свою целевую группу.
Сколько бы ни говорили об успешном старте кредитования российского малого бизнеса, объем выданных ему кредитов ничтожен по сравнению с потенциальными потребностями.
Функции федеральных органов власти при проведении политики, направленной на поддержку малого предпринимательства заключаются также в разработке предложений по совершенствованию законодательства РФ, в том числе налогового законодательства, установлении для субъектов малого предпринимательства льгот по налогообложению.
До введения в действие 2-й части Налогового кодекса для малого предпринимательства были предусмотрены следующие льготы: освобождение от ежемесячных авансовых платежей налога на прибыль, освобождение от ежемесячных авансовых платежей налога на добавленную стоимость, освобождение от налога на прибыль малых предприятий, производящих и перерабатывающих определенную продукцию, ускоренная амортизация основных средств, представление отчетов о налогах один раз в квартал, снижение количества статистических отчетов, представляемых малыми предприятиями.
С введением 21 главы 2-й части Налогового кодекса положение с налогообложением малого бизнеса еще более усугубилось. Так, упразднена льгота по освобождению малых предприятий от уплаты авансовых платежей по НДС. Малые предприятия, не перешедшие на упрощенную систему налогообложения и единый налог на вмененный доход, а теперь и индивидуальные предприниматели, в том числе, работающие по упрощенной системе, в соответствии со ст. 143 НК включены в состав плательщиков НДС.
Вновь, как и семь лет назад малые предприятия вынуждены ежемесячно сдавать в налоговые органы декларации, налоговые расчеты и другие материалы. А если учесть, что значительная их доля сдаются «пустыми», то можно представить псевдоэффективность этой законодательной меры.
В июле 1998 г. Государственная
дума приняла закон "О едином налоге
на вмененный доход для
Но все же
положительные стороны у единог
1. предприятия и предприниматели попадают в более совершенную и здоровую правовую среду, так как обеспечивается простота исчисления налога, что в свою очередь должно исключить серьезные и неосознанные налоговые нарушения.
2. единый налог, не всегда прямо зависит от реального объема бизнеса, что при прочих равных условиях позволяет легализовать дело и в меньшей степени зависеть от произвола чиновников и контролеров.
3. он позволяет упразднить малоэффективную работу налоговых органов по выездной и камеральной проверкам самой многочисленной группы налогоплательщиков и сосредоточить усилия на других направлениях работ.
4. единый налог на вмененный доход обеспечивает правильные налоговые взаимоотношения с бюджетом тех субъектов рынка, где трудно контролировать реальный оборот
Для того, чтобы процесс развития малого предпринимательства был непрерывным, необходимо предпринять дальнейшие шаги в направлении его поддержки.
В последнее время экономика показывает определенные положительные тенденции: темпы инфляции существенно снижены, снижается учетная ставка ЦБ РФ, федеральный бюджет сведен с профицитом, валютные запасы никогда ранее не достигали накопленного сегодня уровня и др.
Учитывая перечисленные факторы и в целях дальнейшей поддержки малого предпринимательства, предлагаю сделать следующий шаг: освободить малые предприятия, осуществляющие определенные виды деятельности от уплаты квартальных платежей по налогу на прибыль, налога на добавленную стоимость и другим налогам и перейти на расчеты с бюджетом по фактическим результатам работы в целом за год.
С большой долей уверенности можно утверждать, что снижение налоговых поступлений от малых предприятий в течение первого года перехода на новую систему будет перекрыто по завершению года: освобожденные средства, которые в течение года должны были быть уплачены в виде налогов, будут инвестированы в развитие собственного производства малого предприятия, в увеличение оборотных средств, на покупку оборудования и т.п. и на этой основе возрастет выручка, а следовательно, налогооблагаемая база по прибыли и налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество и др. налогам.
Также считаю целесообразным разрешить предприятиям относить на себестоимость в полном объеме все расходы, связанные:
- с извлечением дохода, и в первую очередь выплаты, связанные с возвратом основной суммы займа (кредита);
- представительские и командировочные расходы;
- расходы, связанные с обучением и повышением квалификации (переподготовкой) сотрудников, реально помогут становлению малого предпринимательства, увеличению выпуска продукции, работ и услуг, расширению налогооблагаемой базы и увеличению на этой основе налоговых поступлений во все уровни бюджетов.
Среди проблем малых предприятий можно выделить недостаточность ресурсной базы, как материально-технической, так и финансовой. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. В течение десятилетий такой сектор в нашей стране в сколь-нибудь существенной степени отсутствовал. Это, в частности, означало и отсутствие подготовленных предпринимателей. У основной массы населения, жившей «от получки до получки», не могло образоваться резерва средств, необходимого для того, чтобы начать собственное дело. Эти средства надлежит сейчас отыскать. Ясно, что предельно напряженный государственный бюджет их источником стать не может. Остается надеяться на кредитные ресурсы. Но и они незначительны и к тому же крайне трудно реализуемы при постоянной и усиливающейся инфляции. В соответствии с такой исходной установкой должны конструироваться механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической деятельностью. Смысл в том, чтобы обеспечить лучшее удовлетворение потребностей народа при создании условий для последовательного развертывания предпринимательства.
Следующая проблема — это та законодательная база, на которую сейчас может опираться малое предпринимательство. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. Можно назвать немало правовых документов, так или иначе регулирующих малое предпринимательство (Гражданский кодекс РФ, законы «О собственности в РСФСР», «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР», «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ряд указов Президента РФ), но трудность, однако, в том, что, во-первых, нет сводной единой законодательной основы сегодняшней деятельности российских малых предприятий; во-вторых, имеющиеся разрозненные установления претворяются в жизнь далеко не полностью. Проблема правовой основы малого предпринимательства в конечном счете будет убедительно решена лишь тогда, когда удастся избавиться от правового нигилизма. Это, конечно, никак не исключает необходимости специальных законодательных мер регулирования малого бизнеса.
Отсутствует система проведения глубокого анализа деятельности малых предприятий. Нет надлежащего учета результатов их работы, практически отсутствует отчетность по тем показателям, которые дают право малым предприятиям воспользоваться льготами по налогообложению.
Материально-техническое обеспечение малых предприятий осуществляется в недостаточном объеме и несвоевременно. Машины, оборудование, приборы, предназначенные для малых предприятий и учитывающие их специфику, отсутствуют. Ограничен доступ малых предприятий к высоким технологиям, так как их покупка требует значительных одноразовых финансовых затрат.
Следующая важная проблема — кадры. Часто говорят, что предпринимателем надо родиться. Против этого трудно возразить, но нельзя не считаться, во-первых, с тем, что урожденных предпринимателей все же меньше, чем реально нужно обществу, во-вторых, что и им требуется приобрести определенный объем знаний: ведь обучают же, скажем, урожденных музыкантов, ученых, спортсменов. Нет оснований считать, что к предпринимателям нужно подходить с иной меркой. Между тем с обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом.
Непростая проблема связана и с социальной защитой предпринимательской деятельности. Как известно, ранее существовавшая на основе распределения общественных фондов система социальных гарантий и социального обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась практически подорванной. Требуется по сути строить эту систему заново по отношению ко всему обществу, а по отношению к предпринимателям — новому социальному слою — тем более.
В целях развития малого бизнеса и обеспечения государственной поддержки малого предпринимательства Правительством Российской Федерации принят ряд специальных постановлений. В постановлении «О первоочередных мерах по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации» (от 11 мая 1993 г. № 446) отмечается, что государственная поддержка малого предпринимательства является одним из важнейших направлений экономической реформы. Этим постановлением также определены приоритеты развития малого предпринимательства. К ним отнесены производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство промышленных товаров и товаров народного потребления, включая товары, имеющие экспортный потенциал, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного и производственного назначения. Эти приоритеты остаются в силе.
Предусматриваются поручения ряду министерств и ведомств по внесению изменений и разработке соответствующих положений в области финансирования и кредитования, научно-технического развития, материально-технического обеспечения и сбыта продукции, подготовки кадров, внешнеэкономической деятельности, а также установление дополнительных налоговых льгот для субъектов малого предпринимательства. Согласно постановлению утвержден комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в Российской Федерации: нормативно-правовое, финансово-кредитное, информационно-техническое обеспечение, внешнеэкономическая деятельность, организационное, кадровое, консультационное обеспечение.
На Министерство экономики Российской Федерации возложены разработка основ политики государственной поддержки малого предпринимательства, а также координация деятельности центральных органов федеральной исполнительной власти и формирование инфраструктуры малого предпринимательства.
2.3. Малое
предпринимательство в
В последние годы субъекты малого предпринимательства (СМП) играют в экономике Республики Башкортостан все более значительную роль. Они вносят большой вклад в валовой региональный продукт республики, в налоговые доходы бюджета республики, в общую численность предприятий, обеспечивают занятость части экономически активного населения.
Доля малых предприятий (МП) в общем количестве предприятий республики в 2004 г. составила 25,3%, а в среднем по РФ — 22,9%.
В 2004 г. субъектами малого предпринимательства республики произведено продукции (товаров, услуг) на 17,6 млрд. руб., что соответствует вкладу в производство валового регионального продукта в размере 8,8%. Доля участия СМП в формировании бюджета Республики Башкортостан составила 10,5%; на протяжении последних 5 лет малый бизнес стабильно обеспечивает 1/10 часть налоговых доходов. С введением в 2003 г. новых специальных режимов налогообложения малого бизнеса доля налоговых поступлений от СМП республики должна возрасти в связи с уменьшением уклонений от уплаты налогов.
Доля занятых в субъектах малого предпринимательства в экономически активном населении в 2004 г. составила 12%, т.е. каждый восьмой из числа экономически активного населения был занят в сфере малого бизнеса.
Вклад СМП в экономику республики в 2004 г.:
Доля СМП
в валовом региональном продукте 8,8
Республики Башкортостан
Доля СМП в налоговых доходах бюджета - 10,5
Республики Башкортостан
Доля занятых
в СМП в трудоспособном населе-
нии Республики Башкортостан
Доля инвестиций
МП в основной капитал в об-
щем объеме капитальных вложений Республики
Башкортостан
Доля МП в
общем количестве предприятий Рес-
Информация о работе Малый бизнес: характерные черты и проблемы становления в России