Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:21, курсовая работа
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и мобилизации неиспользованных резервов. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Введение ____________________________________________________________ 3
1.Организационно-экономическая характеристика предприятия______________5
1.1. Природные и экономические условия хозяйствования__________________ 5
1.2. Размер и специализация предприятия________________________________ 7
2. Методика провидения анализа финансового состояния предприятия._______ 10
2.1. Сущность, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия.________________________________________________________________ 10
2.2. Методы анализа финансового состояния предприятия ________________ 12
2.3. Использование финансовых коэффициентов в процессе анализа________ 19
3. Диагностика и анализ финансового состояния обследованного предприятия.________________________________________________________________24
3.1. Анализ динамики валюты бухгалтерского баланса.___________________ 24
3.2. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса предприятия._________ 28
3.3. Сравнительный аналитический баланс предприятия.__________________ 32
3.4. Анализ показателей финансового состояния обследованного предприятия._______________________________________________________________
Заключение________________________________________________________
Приложение _______________________________________________________
Список использованной литературы_____________________________________
Проанализировав данные таблицы 1.2.1 за 2009,2010,2011 годы, можно сделать вывод, что изучаемое предприятие, во-первых, уменьшилась стоимость ОПФ на 11,01 % из-за износа и соответственно списания с баланса, сократилась численность работников на 0,90% за счет сокращения штата. Во-вторых, мы видим, что в динамике уменьшается прирост живой массы крупного рогатого скота на 5,52 %, но одновременно денежная выручка увеличились на 31,09%, это связано с инфляцией. Площади же сельхозугодий и пашни остаются, примерно, на одном уровне.
Приведенные данные свидетельствуют о том, что рост в реализации зерна повысилась на 63,65%, а также увеличением производства продукции животноводства, свиноводство на 9,83 %, а овцеводство на 17,65%.
Что касается сравнения со средними данными области, то изучаемое предприятие по ряду показателей (численность работников, стоимость ОПФ, не которых культур и прирост живой массы у КРС) чуть меньше уменьшились, но по таким показателям, как, площадь сельхозугодий, денежная выручка, реализация зерна увеличились.
Для характеристики специализации используют показатели структуры товарной продукции (денежной выручки), которая отражает сочетание отраслей и представляет собой удельный вес отдельных видов продукции (отраслей) в общем объеме по средним данным за 3 года. Если необходимо выявить изменения, происходящие в специализации предприятия, то структура товарной продукции рассматривается по годам.
Уровень специализации определяется по доле отдельных видов продукции (отраслей) в общем объеме денежной выручки и предприятие может быть отнесено к следующим видам:
Для определения производственного направления и уровня специализации «ОНО ОПХ «Экспериментальное» использована таблица 1.2.2.
Таблица 1.2.2. Состав и структура товарной продукции предприятия
Вид отрасли и продукции |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | |||
тыс. рублей |
в % к итогу |
тыс. рублей |
в % к итогу |
тыс. рублей |
в % к итогу | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Зерно |
44638 |
35,91 |
41429 |
32,43 |
46007 |
34,96 |
Кукуруза |
2265 |
0,18 |
2352 |
1,84 |
2315 |
1,76 |
Ячмень |
1787 |
1,44 |
1815 |
1,42 |
1798 |
1,37 |
Горох |
1780 |
1,43 |
1768 |
1,38 |
1742 |
1,32 |
Овес |
20 |
0,02 |
17 |
0,01 |
19 |
0,01 |
Подсолнечник |
57065 |
45,91 |
57562 |
45,06 |
56521 |
42,95 |
Бахчевые культуры |
50 |
0,04 |
34 |
0,03 |
75 |
0,06 |
Прочие |
21 |
0,02 |
16 |
0,01 |
27 |
0,02 |
Продукция растениеводства собственного производства, реализованная в переработанном виде |
2503 |
2,01
|
3175 |
2,49
|
3215 |
2,44
|
Итого по растениеводству |
104277 |
83,90 |
108168 |
84,67 |
111719 |
84,89 |
Молоко |
7261 |
5,84 |
7512 |
5,88 |
7187 |
5,46 |
Живая масса: - крупного рогатого скота |
3128 |
2,52 |
3110 |
2,43 |
3251 |
2,47 |
- свиней |
8646 |
6,96 |
7956 |
6,23 |
8454 |
6,42 |
- овцы и козы |
50 |
0,04 |
79 |
0,06 |
67 |
0,05 |
- лошади |
149 |
0,12 |
134 |
0,10 |
125 |
0,09 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Прочая продукция животноводств |
271 |
0,22 |
317 |
0,25 |
305 |
0,23 |
Продукция животноводства собственного производства, реализованная в переработанном виде |
512 |
0,41
|
469 |
0,37
|
497 |
0,38
|
Всего по животноводству |
20017 |
16,10 |
19577 |
15,33 |
19886 |
15,11 |
Всего |
124294 |
100 |
127745 |
100 |
131605 |
100 |
Проанализировав данные таблицы 1.2.2 – (по денежной выручке) по предприятию «ОНО ОПХ «Экспериментальное», можно сказать, что в данном предприятии существует как отрасль растениеводства, так и животноводства.
Отрасль растениеводства занимает ведущее место (за 2009 год составило 83,90%, 2010 года - 84,67%, 2011году - 84,89%) и представлена зерно в среднем за три года 34 %, а подсолнечник 44% занимает от стоимости всей продукции растениеводства. Таким образом, можно сказать, что предприятие имеет зерновое и подсолнечное направление.
Отрасль животноводства занимает порядка 15% от стоимости всей продукции и представлена свиноводства, которое занимает 6% от животноводства, в общем.
Подведя итоги можно сказать, что изучаемое предприятие является предприятием с углубленной специализацией зерно-скотоводческого направления.
Финансовое состояние
Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе, переносить непредвиденные потрясения и поддерживать свою платежеспособность в неблагоприятных обстоятельствах свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.
Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала, уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для самовоспроизводства.
Финансовое состояние предприятия, его устойчивость и стабильность зависят от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности должна быть направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных ресурсов, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективное его использование.
Главная цель финансовой деятельности сводится к одной стратегической задаче — увеличению активов предприятия. Для этого оно должно постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.
Основные задачи анализа.
1. Своевременное выявление и
устранение недостатков в
2. Прогнозирование возможных финансовых результатов, экономической рентабельности исходя из реальных условий хозяйственной деятельности и наличия собственных и заемных ресурсов, разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов.
3. Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния предприятия.
Для оценки ФСП, его устойчивости используется целая система показателей, характеризующих:
а) наличие и размещение капитала, эффективность и интенсивность его использования;
б)оптимальность структуры пассивов предприятия, его финансовую независимость и степень финансового риска;
в) оптимальность структуры активов предприятия и степень производственного риска;
г) оптимальность структуры источников формирования оборотных активов;
д) платежеспособность и инвестиционную привлекательность предприятия;
е) риск банкротства (несостоятельности) субъекта хозяйствования;
ж) запас его финансовой устойчивости (зону безубыточного объема продаж).
Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнивать:
Анализом финансового
Внутренний анализ проводится службами предприятия, и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования ФСП. Его цель - обеспечить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы создать условия для нормального функционирования предприятия, получения максимума прибыли и исключения риска банкротства.
Внешний анализ осуществляется инвесторами, поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель - установить возможность выгодно вложить средства, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.
Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат отчетный бухгалтерский баланс, отчеты о прибылях и убытках, о движении капитала, о движении денежных средств и другие формы отчетности, данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.
Основная цель финансового анализа – получение ключевых, наиболее информативных параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.
Классификация экономического анализа
важна для правильного
На практике отдельные виды встречаются редко, но необходимо знать их методы.
Таблица 2.2.1. Виды экономического анализа
Признаки |
Характеристика |
1. Отраслевой | |
а) отраслевой |
проводится с учётом специфики отдельных отраслей экономики (промышленность, сельское хозяйство, т.д.). |
б) межотраслевой |
применяется во всех отраслях как
теоретическая и методологическ |
2. Признак времени | |
а) предварительный (прогнозный) |
проводится до осуществления хозяйственных операций для обоснования управленческих решений и плановых заданий |
б) последующий (ретроспективный) - оперативный (ситуационный) - итоговый) |
проводится после совершения хозяйственных операций для оценки результатов деятельности и уровня рисков - в момент совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций; - охватывает конкретные участки деятельности - за отчётный период времени (месяц, квартал, год). |
3. Пространственный | |
а) внутрихозяйственный |
изучает деятельность одного предприятия
и его структурных подразделени |
б) межхозяйственный |
сравнивается деятельность двух и более предприятий |
4. По объектам управления | |
а) технико-экономический |
изучает взаимодействие технических и экономических процессов и их влияние на результаты (выпуск продукции, совершенствование техники, технологии и организации производства); широко используются натуральные и трудовые показатели. |
б) финансовый |
изучение, диагностика и прогнозирование финансового состояния по данным бухгалтерской отчетности |
в) управленческий |
включает внутрихозяйственный производственный и финансовый анализ в целях планирования, контроля и принятия эффективных управленческих решений |
г) социально-экономический |
изучает взаимосвязь социальных и экономических процессов, их влияние на результаты хозяйственной деятельности; проводится экономическими службами и статистическими органами |
д) экономико-статистический |
изучает массовые общественные явления на разных уровнях управления (отрасли, регионы) |
е) экономико-экологический |
проводится с целью |
ж) маркетинговый |
применяется для изучения внешней среды функционирования предприятия, рынков сбыта, конкурентоспособности продукции, спроса и предложения, определения ценовой политики |
з) инвестиционный |
используется для оценки и эффективности долгосрочных вложений (капитальных и финансовых) с целью увеличения прибыли и рыночной устойчивости |
5. По методике исследования | |
а) сопоставительный |
применяется для сравнения отчётных показателей с плановыми, прошлыми годами, данными передовых предприятий |
б) факторный |
выявляет факторы и величину их влияния на уровень результативных показателей |
в) функционально-стоимостной |
представляет метод выявления резервов и предупреждение лишних затрат в процессе производства |
г) маржинальный |
метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений на основе взаимосвязи объёма продаж, себестоимости и прибыли, и деления затрат на постоянные и переменные |
д) экономико-математический |
необходим для выбора наиболее оптимального варианта решения экономической задачи, выявления резервов повышения эффективности производства за счёт более полного использования ресурсов |
6. По субъектам (пользователям): | |
а) внутренний |
осуществляется |
б) внешний |
проводится на основании финансовой и статистической отчётности банками, акционерами, инвесторами |
7. По содержанию программы | |
а) комплексный |
деятельность субъекта хозяйствования изучается как целенаправленное единое целое, т.е. в системе |
б) тематический |
охватывает отдельные стороны хозяйственной деятельности, представляющие в определённый момент наибольший интерес. |
При проведении экономического анализа используется разнообразная информация.
Недостатками при формировании информационной базы:
Перед тем как использовать документы для проведения анализа, необходимо:
а) провести проверку данных:
б) привести информацию в сопоставимый вид (сравнивать можно только качественно однородные величины). Причины несопоставимости – разный уровень цен, объёмы деятельности, календарный период, расчёты показателей и т.д.
Таблица 2.2.2. Информационная база анализа
Нормативно-плановые |
Учётные |
Внеучётные |
|
|
|