Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:21, курсовая работа
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и мобилизации неиспользованных резервов. Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляются контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Введение ____________________________________________________________ 3
1.Организационно-экономическая характеристика предприятия______________5
1.1. Природные и экономические условия хозяйствования__________________ 5
1.2. Размер и специализация предприятия________________________________ 7
2. Методика провидения анализа финансового состояния предприятия._______ 10
2.1. Сущность, значение и задачи анализа финансового состояния предприятия.________________________________________________________________ 10
2.2. Методы анализа финансового состояния предприятия ________________ 12
2.3. Использование финансовых коэффициентов в процессе анализа________ 19
3. Диагностика и анализ финансового состояния обследованного предприятия.________________________________________________________________24
3.1. Анализ динамики валюты бухгалтерского баланса.___________________ 24
3.2. Горизонтальный и вертикальный анализ баланса предприятия._________ 28
3.3. Сравнительный аналитический баланс предприятия.__________________ 32
3.4. Анализ показателей финансового состояния обследованного предприятия._______________________________________________________________
Заключение________________________________________________________
Приложение _______________________________________________________
Список использованной литературы_____________________________________
Методы экономического анализа – это совокупность способов обработки экономической информации, аналитических приемов и количественных методов, направленных на решение аналитических задач. Также методы экономического анализа являются аналитическим инструментарием, который позволяет технически реализовать цели анализа.
В экономическом анализе
Все приемы анализа взаимосвязаны и применяются одновременно в различных сочетаниях, что позволяет комплексно анализировать деятельность хозяйствующего субъекта и выявлять резервы повышения эффективности.
К приемам анализа относятся сравнение, детализация и группировка, обобщение, балансовый способ и факторный анализ.
1. Сравнение – сопоставление однородных объектов для выявления закономерностей изменения показателей.
Наиболее распространенными
Для обеспечения этого приема необходимо сравниваемые показатели привести к сопоставимости, то есть:
а) устранить влияние изменения цен или выразить сравниваемые объемные показатели в одинаковых ценах;
б) устранить влияние различий в объеме и ассортименте продукции при сопоставлении качественных показателей;
в) применение единой методики исчисления показателей;
г) сравнение тождественных
Результаты сравнения можно представить в следующем виде:
Они определяются как разность между показателями, причем можно сравнивать как количественные, так и качественные показатели.
Количественные показатели – характеризуют размер, величину хозяйственных процессов. Качественные показатели - отражают экономическую эффективность хозяйственных процессов.
В зависимости от применяемых измерителей абсолютные отклонения могут быть:
- натуральными (штуки, тонны, килограммы, метры и т.д.);
- трудовыми (человеко-часы);
- денежными.
Определяются как соотношение величин, выраженные в виде процентов или коэффициентов.
Темп прироста показывает, на сколько увеличился (если больше 1) или уменьшился (если меньше 1) показатель.
Абсолютные и относительные отклонения определяются путем проведения горизонтального анализа.
Представляют показатели – факторы, которые оказали влияние на достигнутые результаты. Таким образом, сравнение – важнейший прием, т.к. именно с него начинается процесс экономического анализа.
2. Детализация – прием, обеспечивающий всесторонний характер исследования, конкретность познания изучаемых процессов и позволяющий выявить причины, влияющие на конечный результат.
Детализация показателей проходит последовательно по нескольким направлениям:
а) по времени совершения операций (кварталы, месяцы, декады, дни, смены).
Позволяет проследить за равномерностью отдельных процессов и выявить тенденции в их динамике.
б) по месту совершения хозяйственных процессов, то есть отраслевые показатели расчленяются по организациям, внутри организаций – по отдельным структурным подразделениям.
Дает возможность выявить
в) по составным частям.
Группировки – прием, заключающийся в делении изучаемой совокупности объектов на количественно однородные группы по соответствующим признакам.
Группировка информации дает возможность
изучать зависимость между
В зависимости от цели анализа используются:
Позволяют изучить внутреннее строение показателей, соотношение в нем отдельных частей.
Используются для определения наличия направления и формы связи между показателями. Индивидуальные показатели заменяются средними с целью обобщения.
3. Обобщение – завершающая стадия изучения финансово-хозяйственной деятельности организации.
Включает в себя:
Могут быть представлены таблицами, графиками, диаграммами, что позволяет отражать закономерности, содержащиеся в числовой информации.
4. Балансовый способ – используется для отражения соотношений, пропорций двух групп взаимосвязанных экономических показателей, итоги которых должны быть тождественными.
Также способ применяется для проверки правильности определения влияния различных факторов на прирост величины результативного показателя.
5.Факторный анализ – анализ влияния факторов на изменение результативного показателя.
Основные задачи факторного анализа:
Широко распространены способы цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц. Кроме них, могут применяться индексный метод, интегральный и способ логарифмирования.
Может использоваться для расчета влияния факторов во всех типах моделей. Заключается в постепенной (последовательной) замене базисной величины каждого факторного показателя на фактическую (подстановка). Фактор, влияние которого необходимо определить рассматривается как переменный, а все другие, по отношению к нему - как постоянные. Результат влияния определяется как разность между условной (рассчитанной) величиной результативного показателя и его предшествующим значением. От порядка подстановки зависят результаты расчетов.
Базисный показатель заменяется не полной величиной отчетного, а только абсолютным отклонением.
Для расчета влияния первого фактора базовая величина результативного показателя умножается на относительный прирост первого фактора, выраженного в виде коэффициента или процента. Для расчета влияния второго фактора к базовой величине результативного показателя прибавляется изменение его за счет первого фактора, и полученная сумма умножается на относительный прирост второго фактора и т.д. Основываясь на данных о прошлой деятельности предприятия, финансовый анализ направлен на снижение неопределенности относительно его будущего состояния.
Результаты анализа
Для внутренних пользователей, к которым в первую очередь относятся руководители предприятия, результаты финансового анализа необходимы для оценки деятельности предприятия и подготовки решений о корректировке финансовой политики предприятия.
Для внешних пользователей - партнеров, инвесторов и кредиторов - информация о предприятии необходима для принятия решений о реализации конкретных планов в отношении данного предприятия (приобретение, инвестирование, заключение длительных контрактов).
Внешний финансовый анализ ориентирован на открытую финансовую информацию предприятия и предполагает использование типовых (стандартизированных) методик. При этом, как правило, используется ограниченное количество базовых показателей. При выполнении анализа основной акцент делается на сравнительные методы, так как пользователи внешнего финансового анализа чаще всего находятся в состоянии выбора - с каким из исследуемых предприятий установить или продолжить взаимоотношения и в какой форме это наиболее целесообразно делать.
Внутренний финансовый анализ отличается большей требовательностью к исходной информации. В большинстве случаев для него не достаточно информации, содержащейся в стандартных бухгалтерских отчетах, и возникает необходимость использовать данные внутреннего управленческого учета. В процессе анализа наибольший акцент делается на понимание причин происходящих изменений финансового состояния предприятия и поиск решений, направленных на улучшение этого состояния. При этом совершенно не важно, достигается ли поставленная цель путем использования стандартных или же оригинальных методик.
Большинство методик анализа финансового состояния предприятия предполагает расчет следующих групп показателей:
Оценка платежеспособности предприятия производится с помощью коэффициентов платежеспособности, являющихся относительными величинами. Коэффициенты платежеспособности, приведенные ниже, отражают возможность предприятия погасить краткосрочную задолженность за счет тех или иных элементов оборотных средств.
Коэффициент абсолютной ликвидности Кла показывает, какая часть краткосрочной задолженности может быть покрыта наиболее ликвидными оборотными активами – денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями:
Кла=ДС/КП,
где ДС – денежные средства и их эквиваленты (стр. 260), тыс.руб.;
КП - краткосрочные пассивы (стр.690-(стр.640+650+660)), тыс.руб.
Принято считать, что нормальный уровень коэффициента абсолютной ликвидности должен быть 0,03-0,08.
Коэффициент промежуточного покрытия
(быстрой ликвидности) показывает,
какую часть краткосрочной
где ДБ – дебиторская задолженность, тыс.руб.
Нормальный уровень
Общий коэффициент покрытия (текущей ликвидности) Кло показывает, в какой степени оборотные активы предприятия превышают его краткосрочные обязательства:
Кло=IIА / КП,
где IIА – итог второго раздела баланса, тыс.руб.
Принято считать, что нормальный уровень коэффициента общего покрытия должен быть равен 1,5-3 и не должен опускаться ниже 1.
Чем выше коэффициент общего покрытия, тем больше доверия вызывает предприятие у кредиторов. Если данный коэффициент меньше 1, то такое предприятие неплатежеспособно. При отсутствии у предприятия денежных средств и средств в расчетах, оно может погасить часть краткосрочных обязательств, реализовав товарно-материальные ценности: