Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:25, курсовая работа
Расчеты — это денежные взаимоотношения, возникающие между организациями по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу производственных запасов, услуг, готовой продукции, товаров и т. п. Нетоварные операции связаны с расчетами с научно-исследовательскими и учебными организациями и заведениями, с жилищно-коммунальными организациями по квартплате, с клиентурой по претензиям и т. д. Нетоварные операции учитывают на счете Расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
Введение 3
1. Теоретические основы аудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками 5
1.1 Цель, задачи и источники информации 5
1.2 Основные этапы аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками 7
1.3 Типичные ошибки, выявляемые в проверяемых организациях при аудиторской проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками 10
2. Организационно – экономическая характеристика ООО «Ирмос» 13
2.1 Организационно – правовая характеристика 13
2.2 Экономическая характеристика предприятия 15
3. Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Ирмос» 26
3.1. Оценка состояния первичного учета и внутреннего контроля 26
3.2 Аудиторская проверка заключения договоров и их отражения в учете 30
3.3 Оформление результатов аудиторской проверки 36
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложения 43
Приложение 1 43
Приложение 2 45
Приложение 3 46
Приложение 4 48
Приложение 5 49
Расчеты — это денежные взаимоотношения, возникающие между организациями по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу производственных запасов, услуг, готовой продукции, товаров и т. п. Нетоварные операции связаны с расчетами с научно-исследовательскими и учебными организациями и заведениями, с жилищно-коммунальными организациями по квартплате, с клиентурой по претензиям и т. д. Нетоварные операции учитывают на счете Расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
Задачами учета расчетов с поставщиками и подрядчиками являются:
1) своевременный учет первичных документов;
2) приемка
товаров, работ, услуг от
3) в случае
обнаружения расхождения с
4) своевременная оплата счетов поставщиков.
Для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками используется счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». На нем обобщается информация о расчетах за:
• полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги, включая предоставление электроэнергии, газа, пара, воды и т.п., а также по доставке или переработке материальных ценностей, расчетные документы на которые акцептованы и подлежат оплате через банк;
• товарно-материальные ценности, работы и услуги, на которые расчетные документы от поставщиков или подрядчиков не поступили (неотфактурованные поставки);
• излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при их приемке;
• полученные услуги по перевозкам, в том числе расчеты по недоборам и переборам тарифа (фрахта), а также за все виды услуг связи и др.
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60.
В ходе аудиторской проверки осуществляется проверка правильности заполнения первичных документов по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками и их отражению в учете.
Вышесказанное определяет актуальность выбранной темы.
Целью курсовой работы является проведение аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Поставленная в работе цель обуславливает решение следующих задач:
— изучить теоретический материал из различных источников на тему «Учет и аудит расчетов с поставщиками и подрядчиками» и на основании изученного материала составить теоретическую часть курсовой работы;
— дать экономическую характеристику исследуемой организации;
— провести аудиторскую проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками в исследуемой организации.
Информационной базой при написании курсовой работы служили: материалы научных и периодических изданий, бухгалтерская отчетность исследуемой организации.
Предметом исследования является организация расчетов с поставщиками и подрядчиками на предприятии.
Объектом исследования — ООО «Ирмос».
Данному участку учета свойственны факторы риска, обусловленные такими причинами как отсутствие многократного контроля за первичными документами на стадии их создания и проверки; сложность восстановления отсутствующих и исправления неправильно оформленных документов; большая вероятность несвоевременного поступления подтверждающих документов; отсутствие унификации значительной части первичных документов, подтверждающих совершение этих операций. Таким образом высок риск того, что первичная документация может быть не признана в качестве подтверждающей.
Основная цель проверки - установить правильность ведения учета расчетов с поставщиками и подрядчиками за товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и оказанные услуги1.
В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками аудитор должен:
— проверить правильность оформления первичных документов по приобретению товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;
— подтвердить своевременность погашения и правильность отражения на счетах бухгалтерского учета кредиторской задолженности;
— оценить правильность оформления и отражения в учете предъявленных претензий.
Источниками информации являются:
— положение об учетной политике;
— договоры на поставку товарно-материальных ценностей;
— договоры на оказание услуг;
— договоры на выполнение работ;
— накладные;
— журнал регистрации счетов-фактур поставщиков;
— журнал регистрации доверенностей на получение ТМЦ;
— счета-фактуры поставщиков;
— акты сверки расчетов;
— протоколы о зачете взаимных требований;
— акты инвентаризации расчетов;
— векселя;
— копии платежных документов;
— книга покупок; учетные регистры по счету 60;
— Главная книга;
— бухгалтерская отчетность2.
Для того чтобы наметить направления проверки, области углубленного контроля, аудитору необходимо получить предварительное представление о состоянии расчетов на предприятии и исследовать имеющиеся факторы риска. Поэтому он должен установить наличие на предприятии необходимой нормативной базы, перечень применяемых первичных документов, порядок их заполнения, состояние аналитического учета и технологии обработки первичных документов по учету расчетных операций. Тесты позволяют установить, насколько контроль расчетных операций отвечает современным требованиям, а их учет — выполняет поставленные перед ним задачи. Они позволяют аудитору более подготовлено подойти к проведению основных аудиторских процедур по данному разделу учета, а также обоснованно определить объемы выборки и способы отбора элементов в проверяемую совокупность.
Исследование системы первичного учета по данному разделу учета может строиться по схеме, включающей три этапа. На первом этапе определяется степень воздействия на организацию первичного учета различных внутренних (организационная структура, философия управления и стиль работы руководителей, методы распределения полномочий и ответственности, информационное и кадровое обеспечение, техническая оснащенность) и внешних (требования законодательства, принадлежность организации, специфика отрасли, размеры производства, местоположение, используемые ресурсы) факторов. На втором этапе оцениваются величины внутрихозяйственного и контрольного рисков системы первичного учета на данном участке с помощью проведения тестов. Ответив на поставленные в тестах вопросы, аудитор формулирует свои выводы. На третьем этапе конкретизируются объемы первичной учетной документации, представляемой к проверке, по данному разделу учета3.
Проведенное исследование позволяет составить план и программу аудиторской проверки.
При проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками используются такие приемы для сбора аудиторских доказательств, как экономико-правовая экспертиза договоров на поставку продукции, оказание услуг, выполнение работ, проведение инвентаризации финансовых обязательств, проверка документов, полученных экономическим субъектом от третьих лиц, приемы фактического и документального контроля, аналитические процедуры, логический анализ, устные опросы должностных лиц по отдельным вопросам данного раздела аудиторской программы.
Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками предусматривает изучение договоров поставки продукции и других хозяйственных договоров на оказанные предприятию услуги, выполненные работы. Помимо соблюдения формы договора проверяется полнота и своевременность исполнения сторонами обязательств вне зависимости от срока договора. Аудитор должен установить: наличие договоров поставки по проведенным сделкам, правильность их оформления, дату возникновения и причину образования просроченной задолженности4.
Аудитор, как правило, выборочно проверяет расчетные операции с поставщиками по данным учетных регистров по счету 60 и расчетно-платежные документы. В состав выборки включаются поставщики, расчетные операции с которыми осуществляются систематически, или суммы расчетов с которыми существенны. В процессе проверки выясняется дата проведения и характер операции, правильность применения цен, наценок по поступившим ценностям, полнота их оприходования, обоснованность выделения «входного» НДС.
При поступлении ТМЦ, на которые не получены расчетные документы (неотфактурованные поставки), устанавливается, не числятся ли эти поступившие ценности как оплаченные, но находящиеся в пути (дебиторская задолженность). Определяется, проводилась ли инвентаризация и сверка расчетов, предъявлялись ли штрафные санкции поставщикам при нарушении договорных обязательств, обоснованность начисленных или полученных сумм штрафных санкций, правильность списания сомнительных долгов. При необходимости может быть проведена контрольная инвентаризация ценностей и расчетов, встречная сверка документов и регистров учета на проверяемом предприятии у поставщика.
Следует проверить правильность корреспонденции счетов, указанной в учетных регистрах. Кредитовые записи по счету 60 сверяют с дебетовыми записями по счетам 08, 10, 15, 19, 20, 41. Дебетовые записи по счету 60 сверяют с кредитовыми записями по счетам 50, 51, 52, 55 (или счетам 62, 76 - при бартерных сделках). Данные синтетического учета подтверждаются аналитическими данными. Итоговые записи по оборотам и остаток по счету 60 сверяются с данными Главной книги и балансом5.
Особое внимание уделяется операциям с использованием векселей, отражение которых в учете часто производится с ошибками. Аудитору следует учитывать, что выданные векселя отражаются у предприятия на отдельном субсчете счета 60, налоговый вычет по НДС применяется только после оплаты векселя.
Полнота оприходования поступивших от поставщиков ТМЦ, обоснованность использования налоговых вычетов по НДС контролируется с помощью таких приемов, как прослеживание, сопоставление и др.
Обоснованность расчетов с подрядчиками на выполняемые работы должна подтверждаться, кроме заключенных договоров, наличием проектно-сметной документации, актов сдачи-приемки выполненных работ, счетов-фактур. Реальность числящейся кредиторской и дебиторской задолженности по счету 60. Точность произведенных расчетов, качество проектов и смет, отсутствие приписок могут быть проверены, в том числе, и путем контрольного обмера выполненных работ (по заключениям эксперта).
Аудитор проверяет расчеты по претензиям. Согласно ГК РФ претензия предъявляется поставщикам, если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ (оказания работ, выполнения услуг), а при приемке на склад обнаружилась недостача ТМЦ против отфактурованного количества либо обнаружились несоответствия принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск.
При проверке этих операций аудитор должен убедиться, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте. Претензия должна была предъявлена своевременно, так как в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска. Пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным, в частности в нем должны присутствовать как минимум претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке ТМЦ (в качестве — при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.
По задолженности с каждым поставщиком и подрядчиком необходимо выявить соблюдение срока исковой давности. В случае его пропуска кредиторская задолженность подлежит зачислению на счет 91. Должны быть проверены случаи списания с кредита счета 60 на себестоимость сумм, не относящихся к производственной деятельности предприятия6.
Следует проанализировать также правильность оформления и отражения в учете выданных авансов, отражаемых на счете 60/Авансы выданные. Аудитор путем изучения первичных документов и учетных регистров выясняет: обоснованность выдачи авансов (в том числе в валюте), правильность ведения аналитического и синтетического учета.
Типичные ошибки, выявляемые в проверяемых организациях при проведении аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками:
— отсутствие договоров с поставщиками или неправильное их оформление;
— уничтожение подлинных документов;
— ненадлежащее ведение учета (недостоверность аналитического учета, формальное проведение инвентаризации расчетов и т.д.);
— неправильное оформление и предъявление претензий по договорам;
— отражение на счетах бухгалтерского учета нереальной дебиторской и кредиторской задолженности;
— несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;
— неправильное или неправомерное отражение на счетах учета сумм НДС, выделенных в счетах поставщиков;
— некорректная корреспонденция счетов бухгалтерского учета;
— неоприходование ТМЦ, полученных от поставщиков;
— подделка документов и составление фиктивных обязательств для обеспечения неверных кассовых выплат;
— несоответствие данных в счетах поставщиков данным учета предприятия;
— счетные ошибки при отражении расчетов с поставщиками и подрядчикам (при измерении количества, веса, размеров и т.п.);
— регистрация хозяйственных операций в документах неунифицированной формы;
— отсутствие необходимых реквизитов, придающих документу юридическую силу;
— отсутствие графика документооборота;
— ошибки при регистрации документа, несвоевременная регистрация документа в учетном регистре;
— нарушение срока хранения документации в архиве;
— уничтожение первичных документов без акта о выделении документов к уничтожению;
— перекрытие задолженности одного контрагента авансами, выданными другому контрагенту;
— несвоевременное списание задолженности с истекшим сроком исковой давности;
— необоснованное отражение налогового вычета по НДС (по неотфактурованным поставкам, по поставкам, обеспеченным выданными организацией собственными векселями и т.д.);
Информация о работе Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками