Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Расчеты — это денежные взаимоотношения, возникающие между организациями по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу производственных запасов, услуг, готовой продукции, товаров и т. п. Нетоварные операции связаны с расчетами с научно-исследовательскими и учебными организациями и заведениями, с жилищно-коммунальными организациями по квартплате, с клиентурой по претензиям и т. д. Нетоварные операции учитывают на счете Расчетов с разными дебиторами и кредиторами.

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы аудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками 5
1.1 Цель, задачи и источники информации 5
1.2 Основные этапы аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками 7
1.3 Типичные ошибки, выявляемые в проверяемых организациях при аудиторской проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками 10
2. Организационно – экономическая характеристика ООО «Ирмос» 13
2.1 Организационно – правовая характеристика 13
2.2 Экономическая характеристика предприятия 15
3. Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Ирмос» 26
3.1. Оценка состояния первичного учета и внутреннего контроля 26
3.2 Аудиторская проверка заключения договоров и их отражения в учете 30
3.3 Оформление результатов аудиторской проверки 36
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложения 43
Приложение 1 43
Приложение 2 45
Приложение 3 46
Приложение 4 48
Приложение 5 49

Файлы: 1 файл

Курсовик по аудиту.doc

— 538.00 Кб (Скачать файл)

Для оценки состояния первичного учета  и внутреннего контроля в ООО  «Ирмос» составим таблицу 3.1 и 3.2.

Таблица 3.1

Оценка состояния системы первичного учета

Возможные вопросы

Возможный круг респондентов

Ответ

1

2

3

1. Всегда ли в организации  первичный документ составляется  в момент совершения хозяйственной операции или сразу по ее окончании?

Главный бухгалтер, бухгалтер 

Да

2. Всегда ли в организации  используются унифицированные формы документов?

Главный бухгалтер, бухгалтер,

Да

3. Существует ли в  организации действующий (работающий) график документооборота?

Главный бухгалтер, заведующие складами

Да

4. Существует ли в  организации архивная служба или лицо, ответственное за ведение архива?

Главный бухгалтер

Да/Нет

5. Прописаны ли в  графиках документооборо-та ответственные лица и сроки сдачи документов в архив?

Главный бухгалтер

Нет

6. Определены ли в  приказе по документообороту или ином внутреннем распорядительном документе сроки хранения первичной учетной документации?

Главный бухгалтер

Да

7. Составляются ли  на документы с истекшим сроком  хранения или не подлежащим  хранению акты о выделении документов к уничтожению?

Главный бухгалтер

Не всегда

8. Оформлены ли дела  с первичной документацией должным образом по делопроизводству или архивного отдела (касается тех документов, которые в соответствии с законодательством должны быть переплетены и подобраны в хронологическом порядке, например кассовые, банковские документы, авансовые отчеты)?

Главный бухгалтер

Да

9. Какова периодичность  проведения проверок соблюдения  кассовой дисциплины кредитными учреждениями или органами ИМНС? Когда в последний раз проводилась такая проверка?

Руководитель, главный  бухгалтер, бухгалтер 

Ежеквар-тально


Продолжение таблицы 3.1

1

2

3

10. Существует ли практика  визирования договоров и иных юридических документов главным бухгалтером или иным ответственным работником бухгалтерии?

Руководитель, главный  бухгалтер, начальник договорного отдела

Да

11. Присутствует ли в должностных инструкциях работников, занятых оформлением первичных учетных документов, запись об ответственности за несоблюдение правил оформления документации?

Руководитель, главный  бухгалтер

Нет

12. Своевременно ли  главный бухгалтер или иное ответственное лицо подписывают первичные документы, требующие их визы?

Главный бухгалтер или  иное ответственное лицо; работники, отвечающие за создание и оформление документов

Не всегда

13. Определены ли в  графиках документооборота или иной распорядительной документации лица, ответственные за оформление того или иного первичного документа на конкретном участке совершения хозяйственной операции?

Главный бухгалтер

Да

14. Существует ли практика  заключения договоров материальной ответственности на участках учета кассовых операций и участках учета ТМЦ?

Руководитель, главный  бухгалтер, руководитель договорного отдела

Да

15. Организуются ли  главным бухгалтером или внутренней  аудиторской службой в организации  проверки с целью определения наличия и комплектности первичных документов и с целью выявления нарушений при оформлении документов?

Руководитель, главный  бухгалтер

Редко

16. Каков примерный  процент автоматизации при создании первичных учетных документов?

Главный бухгалтер, лица, ответственные за создание первичных документов

90%

17. Каким образом созданные  первичные документы попадают в бухгалтерию для дальнейшей обработки?

Главный бухгалтер, лица, ответственные за создание первичных документов

Доставляются


 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ООО «Ирмос» первичный учет ведется должным образом, а имеющиеся недочеты не могут оказать существенного влияния на состояние расчетной дисциплины, учета, и отчетности.

 

 

Таблица 3.2

Оценка состояния внутреннего контроля (ВК) в системе первичного учета

Наименование процедуры  контроля

Конечные задачи процедуры  контроля

Возможные методы проведения процедуры контроля в организации

1

2

3

1. Контроль законности совершения операции и создания первичного документа

1) Все хозяйственные  операции совершаются и соответственно фиксируются в СОПУ с письменного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц

2) Все хозяйственные  операции совершаются в строгом соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством

Систематическая проверка первичной документации на наличие необходимых подписей службой ВК Отказ в принятии документа в обработку работниками бухгалтерии без соответствующих подписей Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной операции без соответствующих письменных распоряжений Проверка службой ВК соответствия произведенных и зафиксированных на носителе операций хозяйственным договорам и действующему законодательству Визирование договоров и прочих юридических актов главным бухгалтером или другим уполномоченным работником бухгалтерии

2. Формальная проверка  документации на наличие всех обязательных реквизитов

3) Весь массив первичных  документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает требованиям законодательства о бухгалтерском учете

Систематическая проверка службой ВК наличия всех обязательных реквизитов в документах Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих конкретные документы, за правильностью оформления документов

3. Соответствие первичной документации регистрируемым оперативным фактам

4) Достижение уверенности в том,  что на каждую операцию составлен  документ, верно зафиксировавший  совершенный оперативный факт

Проведение систематических  инвентаризаций на соответствие фактических остатков активов и пас-сивов организации их учетным значениям службой ВК Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной операции оформленному оправдательному документу

4. Контроль полноты регистрации первичных документов

5) Достижение уверенности,  что все первичные документы  в организации будут введены  и обработаны

Проверка службой ВК полноты регистрации документов в учетных регистрах

Контроль со стороны  бухгалтерии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов, единая нумерация первичной документации

5. Контроль точности регистрации и обработки первичных документов

6) Точный количественный  и качественный перенос данных из документа в систему учета

Автоматический ввод бухгалтерской проводки с документа  с помощью соответствующих программных  продуктов Проверка службой ВК соответствия занесения данных из первичного документа  в систему бухгалтерского учета  Обязательная контировка первичных документов бухгалтером, производящим их обработку

6. Контроль своевременности регистрации и обработки первичных документов

7) Достижение уверенности  в том, что принцип временной  определенности в организации соблюден

Проверка службой ВК соответствия даты документа дате его  регистрации в учетном регистре.

Проведение инвентаризации активов и сверок расчетов с целью  установления реальности числящихся в  учете сумм на определенную дату

Система поощрений и  наказаний за выполнение бухгалтером своих обязанностей, в том числе за своевременность регистрации документов


Продолжение таблицы 3.2

1

2

3

7. Контроль документопото-ков

8) Достижение уверенности  в том, что в организации  исполняются действующие графики документооборота

Проверка службой ВК исполнения функций персонала, задействованного в системе документооборота в соответствии с действующими графиками

Контроль со стороны  бухгалтерии за сроками оборота  документов

8. Контроль организации обработки и регистрации документов (с точки зрения защиты информации)

9) Достижение уверенности  в том, что в процессе регистрации  и обработки информации вся первичная документация будет защищена от несанкционированного доступа

Проверка службой ВК организации хранения документов в процессе текущей деятельности

Определение круга лиц, имеющих право доступа к той  или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них на обработке

9. Контроль системы защиты информации в условиях КОД

 

Практика введения паролей  на АРМах, установление системным оператором определенного порядка доступа к информации с другого АРМа

10. Контроль организации архивной службы

10) Достижение уверенности  в том, что в системе хранения  документов не будет допущено утери или исправления первичной документации на протяжении всего срока ее хранения

Проверка службой ВК соблюдения требований нормативных актов в части организации архивной службы Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи документации в архив и сроков хранения первичной документации Инвентаризация дел в архивах


 

В результате проверки состояния системы  внутреннего контроля в ООО «Ирмос» выяснено, что:

1) Все хозяйственные операции  совершаются и соответственно фиксируются с письменного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц.

2) Все хозяйственные операции  совершаются в строгом соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством.

3) Весь массив первичных документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает требованиям законодательства о бухгалтерском учете.

4) Достижение уверенности в том,  что на каждую операцию составлен  документ, верно зафиксировавший  совершенный оперативный факт.

5) Достижение уверенности, что  все первичные документы в  организации будут введены и обработаны.

6) Точный количественный и качественный перенос данных из документа в систему учета.

7) Достижение уверенности в том,  что принцип временной определенности в организации соблюден.

8) Достижение уверенности в том,  что в организации исполняются действующие графики документооборота.

9) Достижение уверенности в том,  что в процессе регистрации  и обработки информации вся первичная документация будет защищена от несанкционированного доступа.

10) Достижение уверенности в  том, что в системе хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной документации на протяжении всего срока ее хранения.

3.2 Аудиторская проверка заключения договоров и их отражение в учете

Во время аудиторской проверки обнаружено, что ООО «Ирмос» обычно в своей практике использует договоры купли-продажи товара (на покупку автозапчастей и их продажу). Как правило, договоры заключаются при личной встрече директора ООО «Ирмос» и представителя фирмы – поставщика или покупателя.

Данный договор в ООО «Ирмос» выполняет следующие функции:

— юридически закрепляет отношения  между сторонами договора, придавая им характер обязательств, выполнение которых оговорено в законе;

— определяет порядок и способы  их исполнения;

— предусматривает способы защиты обязательств от их неисполнения сторонами договора.

Не затронутые в договоре аспекты  хозяйственных правоотношений регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации.

Вводная часть договора купли-продажи (см. приложение 5) содержит следующие данные: номер, место и дату заключения договора. Дата заключения договора может являться и датой вступления его в действие. Здесь также учитываются полное наименование продавца и покупателя, их сокращенные наименования, далее употребляемые в тексте договора, а также указываются должности, фамилии, имена, отчества лиц, заключивших контракт.

Следующий раздел — предмет договора. В нем определяется вид сделки, фиксируются объект операции, основные условия поставки, количество и цена товара.

Определяя предмет сделки, указывается его точное наименование, не допускающее возможности подмены. При определении количества стороны договора оговаривают единицу измерения и порядок его установления (автозапчасти, как правило, измеряются в штуках).

Качество товара определяется совокупностью характеристик, дающих возможность использовать его по назначению, качество должно быть дополнительно подтверждено наличием санитарного, гигиенического и т. п. сертификата, выданного соответствующими органами.

Под сроками поставки понимается согласованный сторонами и предусмотренный в контракте период времени, в течение которого продавец должен передать товар покупателю.

Сроки поставки в различных договорах ООО «Ирмос» определены сторонами следующим образом:

— установление фиксированной даты поставки;

— установление периода времени, в  течение которого должна быть произведена  поставка;

— с использованием специальных  определений (терминов), например, «самовывоз»;

— если поставка осуществляется по частям, то обязательно составляется календарный  график с указанием конкретного срока для вывоза каждой партии.

В договоре купли-продажи обязательно  оговаривается возможность досрочной  поставки товара либо долгосрочной.

Условия поставки или базис определяют конкретный объем, содержание и прочие параметры транспортных операций, осуществляемых в рамках заключаемого договора. Термин «базис» применяется к этим условиям, потому что они определяют саму цену контракта в зависимости от того, будут ли в нее включены расходы по транспортировке, хранению и страхованию грузов.

Помимо прочего базис определяет и момент перехода права собственности  на товар от продавца к покупателю, зависящий от момента исполнения обязанности продавца передать товар.

Цена устанавливается соглашением сторон.

Устанавливаемый порядок оплаты во многом зависит от вида оговоренной в контракте цены. В случае со скользящей ценой или с ценой с последующей фиксацией 100%-предоплату произвести невозможно, поэтому необходимы компромиссы.

Удобной формой при осуществлении  расчетов в случаях, когда покупатель не хочет делать предоплату, а продавец не соглашается отпускать товар без денег, является аккредитивная форма расчетов, т. е. безналичный расчет.

Транспортные условия сделки оговаривают обязанности сторон при погрузке, разгрузке и транспортировке автозапчастей от продавца к покупателю.

Кроме того, сторонами в договоре согласуются вопросы приемки  товаров по качеству и количеству, определены гарантийные сроки, порядок  предъявления рекламаций и удовлетворение вытекающих из них претензий.

Прочие разделы договора содержат такие вопросы, как ответственность сторон (штрафные санкции), сроки действия, дополнительные условия и т. п.

При проверке бухгалтерского учета  в ООО «Ирмос» выяснено, что  для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерии ООО «Ирмос» предусмотрен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Все операции, связанные с расчетами  за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.

ООО «Ирмос» в марте 2007 года приняла  к оплате договор и счет поставщика за выполненные работы по ремонту  основных средств, используемых в основном производстве. Стоимость работ — 18 880 руб. (в том числе НДС — 2 880 руб.). Счет поставщика оплачен.

Информация о работе Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками