Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 11:25, курсовая работа
Расчеты — это денежные взаимоотношения, возникающие между организациями по товарным и нетоварным операциям. К товарным операциям относят куплю-продажу производственных запасов, услуг, готовой продукции, товаров и т. п. Нетоварные операции связаны с расчетами с научно-исследовательскими и учебными организациями и заведениями, с жилищно-коммунальными организациями по квартплате, с клиентурой по претензиям и т. д. Нетоварные операции учитывают на счете Расчетов с разными дебиторами и кредиторами.
Введение 3
1. Теоретические основы аудиторской проверки с поставщиками и подрядчиками 5
1.1 Цель, задачи и источники информации 5
1.2 Основные этапы аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками 7
1.3 Типичные ошибки, выявляемые в проверяемых организациях при аудиторской проверке расчетов с поставщиками и подрядчиками 10
2. Организационно – экономическая характеристика ООО «Ирмос» 13
2.1 Организационно – правовая характеристика 13
2.2 Экономическая характеристика предприятия 15
3. Аудиторская проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками в ООО «Ирмос» 26
3.1. Оценка состояния первичного учета и внутреннего контроля 26
3.2 Аудиторская проверка заключения договоров и их отражения в учете 30
3.3 Оформление результатов аудиторской проверки 36
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Приложения 43
Приложение 1 43
Приложение 2 45
Приложение 3 46
Приложение 4 48
Приложение 5 49
Для оценки состояния первичного учета и внутреннего контроля в ООО «Ирмос» составим таблицу 3.1 и 3.2.
Таблица 3.1
Оценка состояния системы первичного учета
Возможные вопросы |
Возможный круг респондентов |
Ответ |
1 |
2 |
3 |
1. Всегда ли в организации
первичный документ |
Главный бухгалтер, бухгалтер |
Да |
2. Всегда ли в организации используются унифицированные формы документов? |
Главный бухгалтер, бухгалтер, |
Да |
3. Существует ли в организации действующий (работающий) график документооборота? |
Главный бухгалтер, заведующие складами |
Да |
4. Существует ли в организации архивная служба или лицо, ответственное за ведение архива? |
Главный бухгалтер |
Да/Нет |
5. Прописаны ли в графиках документооборо-та ответственные лица и сроки сдачи документов в архив? |
Главный бухгалтер |
Нет |
6. Определены ли в приказе по документообороту или ином внутреннем распорядительном документе сроки хранения первичной учетной документации? |
Главный бухгалтер |
Да |
7. Составляются ли
на документы с истекшим |
Главный бухгалтер |
Не всегда |
8. Оформлены ли дела с первичной документацией должным образом по делопроизводству или архивного отдела (касается тех документов, которые в соответствии с законодательством должны быть переплетены и подобраны в хронологическом порядке, например кассовые, банковские документы, авансовые отчеты)? |
Главный бухгалтер |
Да |
9. Какова периодичность
проведения проверок |
Руководитель, главный бухгалтер, бухгалтер |
Ежеквар-тально |
Продолжение таблицы 3.1
1 |
2 |
3 |
10. Существует ли практика визирования договоров и иных юридических документов главным бухгалтером или иным ответственным работником бухгалтерии? |
Руководитель, главный бухгалтер, начальник договорного отдела |
Да |
11. Присутствует ли в должностных инструкциях работников, занятых оформлением первичных учетных документов, запись об ответственности за несоблюдение правил оформления документации? |
Руководитель, главный бухгалтер |
Нет |
12. Своевременно ли главный бухгалтер или иное ответственное лицо подписывают первичные документы, требующие их визы? |
Главный бухгалтер или иное ответственное лицо; работники, отвечающие за создание и оформление документов |
Не всегда |
13. Определены ли в графиках документооборота или иной распорядительной документации лица, ответственные за оформление того или иного первичного документа на конкретном участке совершения хозяйственной операции? |
Главный бухгалтер |
Да |
14. Существует ли практика заключения договоров материальной ответственности на участках учета кассовых операций и участках учета ТМЦ? |
Руководитель, главный бухгалтер, руководитель договорного отдела |
Да |
15. Организуются ли
главным бухгалтером или |
Руководитель, главный бухгалтер |
Редко |
16. Каков примерный процент автоматизации при создании первичных учетных документов? |
Главный бухгалтер, лица, ответственные за создание первичных документов |
90% |
17. Каким образом созданные первичные документы попадают в бухгалтерию для дальнейшей обработки? |
Главный бухгалтер, лица, ответственные за создание первичных документов |
Доставляются |
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в ООО «Ирмос» первичный учет ведется должным образом, а имеющиеся недочеты не могут оказать существенного влияния на состояние расчетной дисциплины, учета, и отчетности.
Таблица 3.2
Оценка состояния внутреннего контроля (ВК) в системе первичного учета
Наименование процедуры контроля |
Конечные задачи процедуры контроля |
Возможные методы проведения процедуры контроля в организации |
1 |
2 |
3 |
1. Контроль законности совершения операции и создания первичного документа |
1) Все хозяйственные операции совершаются и соответственно фиксируются в СОПУ с письменного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц 2) Все хозяйственные операции совершаются в строгом соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством |
Систематическая проверка первичной документации на наличие необходимых подписей службой ВК Отказ в принятии документа в обработку работниками бухгалтерии без соответствующих подписей Отказ конкретных исполнителей в исполнении хозяйственной операции без соответствующих письменных распоряжений Проверка службой ВК соответствия произведенных и зафиксированных на носителе операций хозяйственным договорам и действующему законодательству Визирование договоров и прочих юридических актов главным бухгалтером или другим уполномоченным работником бухгалтерии |
2. Формальная проверка документации на наличие всех обязательных реквизитов |
3) Весь массив первичных документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает требованиям законодательства о бухгалтерском учете |
Систематическая проверка службой ВК наличия всех обязательных реквизитов в документах Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих конкретные документы, за правильностью оформления документов |
3. Соответствие первичной документации регистрируемым оперативным фактам |
4) Достижение уверенности в том,
что на каждую операцию |
Проведение систематических инвентаризаций на соответствие фактических остатков активов и пас-сивов организации их учетным значениям службой ВК Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной операции оформленному оправдательному документу |
4. Контроль полноты регистрации первичных документов |
5) Достижение уверенности, что все первичные документы в организации будут введены и обработаны |
Проверка службой ВК полноты регистрации документов в учетных регистрах Контроль со стороны бухгалтерии за отклонениями в нумерации документов, ведение журналов регистрации первичных учетных документов, единая нумерация первичной документации |
5. Контроль точности регистрации и обработки первичных документов |
6) Точный количественный и качественный перенос данных из документа в систему учета |
Автоматический ввод
бухгалтерской проводки с документа
с помощью соответствующих |
6. Контроль своевременности регистрации и обработки первичных документов |
7) Достижение уверенности в том, что принцип временной определенности в организации соблюден |
Проверка службой ВК
соответствия даты документа дате его
регистрации в учетном регистре Проведение инвентаризации активов и сверок расчетов с целью установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату Система поощрений и наказаний за выполнение бухгалтером своих обязанностей, в том числе за своевременность регистрации документов |
Продолжение таблицы 3.2
1 |
2 |
3 |
7. Контроль документопото-ков |
8) Достижение уверенности в том, что в организации исполняются действующие графики документооборота |
Проверка службой ВК исполнения функций персонала, задействованного в системе документооборота в соответствии с действующими графиками Контроль со стороны бухгалтерии за сроками оборота документов |
8. Контроль организации обработки и регистрации документов (с точки зрения защиты информации) |
9) Достижение уверенности
в том, что в процессе |
Проверка службой ВК организации хранения документов в процессе текущей деятельности Определение круга лиц, имеющих право доступа к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них на обработке |
9. Контроль системы защиты информации в условиях КОД |
Практика введения паролей на АРМах, установление системным оператором определенного порядка доступа к информации с другого АРМа | |
10. Контроль организации архивной службы |
10) Достижение уверенности в том, что в системе хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной документации на протяжении всего срока ее хранения |
Проверка службой ВК соблюдения требований нормативных актов в части организации архивной службы Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи документации в архив и сроков хранения первичной документации Инвентаризация дел в архивах |
В результате проверки состояния системы внутреннего контроля в ООО «Ирмос» выяснено, что:
1) Все хозяйственные операции совершаются и соответственно фиксируются с письменного разрешения руководства или уполномоченных на то лиц.
2) Все хозяйственные операции совершаются в строгом соответствии с заключенными договорами и действующим законодательством.
3) Весь массив первичных
4) Достижение уверенности в том,
что на каждую операцию
5) Достижение уверенности, что все первичные документы в организации будут введены и обработаны.
6) Точный количественный и
7) Достижение уверенности в том,
что принцип временной
8) Достижение уверенности в том, что в организации исполняются действующие графики документооборота.
9) Достижение уверенности в том, что в процессе регистрации и обработки информации вся первичная документация будет защищена от несанкционированного доступа.
10) Достижение уверенности в том, что в системе хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной документации на протяжении всего срока ее хранения.
Во время аудиторской проверки обнаружено, что ООО «Ирмос» обычно в своей практике использует договоры купли-продажи товара (на покупку автозапчастей и их продажу). Как правило, договоры заключаются при личной встрече директора ООО «Ирмос» и представителя фирмы – поставщика или покупателя.
Данный договор в ООО «Ирмос» выполняет следующие функции:
— юридически закрепляет отношения между сторонами договора, придавая им характер обязательств, выполнение которых оговорено в законе;
— определяет порядок и способы их исполнения;
— предусматривает способы защиты обязательств от их неисполнения сторонами договора.
Не затронутые в договоре аспекты хозяйственных правоотношений регламентируются Гражданским кодексом Российской Федерации.
Вводная часть договора купли-продажи (см. приложение 5) содержит следующие данные: номер, место и дату заключения договора. Дата заключения договора может являться и датой вступления его в действие. Здесь также учитываются полное наименование продавца и покупателя, их сокращенные наименования, далее употребляемые в тексте договора, а также указываются должности, фамилии, имена, отчества лиц, заключивших контракт.
Следующий раздел — предмет договора. В нем определяется вид сделки, фиксируются объект операции, основные условия поставки, количество и цена товара.
Определяя предмет сделки, указывается его точное наименование, не допускающее возможности подмены. При определении количества стороны договора оговаривают единицу измерения и порядок его установления (автозапчасти, как правило, измеряются в штуках).
Качество товара определяется совокупностью характеристик, дающих возможность использовать его по назначению, качество должно быть дополнительно подтверждено наличием санитарного, гигиенического и т. п. сертификата, выданного соответствующими органами.
Под сроками поставки понимается согласованный сторонами и предусмотренный в контракте период времени, в течение которого продавец должен передать товар покупателю.
Сроки поставки в различных договорах ООО «Ирмос» определены сторонами следующим образом:
— установление фиксированной даты поставки;
— установление периода времени, в течение которого должна быть произведена поставка;
— с использованием специальных определений (терминов), например, «самовывоз»;
— если поставка осуществляется по частям, то обязательно составляется календарный график с указанием конкретного срока для вывоза каждой партии.
В договоре купли-продажи обязательно
оговаривается возможность
Условия поставки или базис определяют конкретный объем, содержание и прочие параметры транспортных операций, осуществляемых в рамках заключаемого договора. Термин «базис» применяется к этим условиям, потому что они определяют саму цену контракта в зависимости от того, будут ли в нее включены расходы по транспортировке, хранению и страхованию грузов.
Помимо прочего базис
Цена устанавливается соглашени
Устанавливаемый порядок оплаты во многом зависит от вида оговоренной в контракте цены. В случае со скользящей ценой или с ценой с последующей фиксацией 100%-предоплату произвести невозможно, поэтому необходимы компромиссы.
Удобной формой при осуществлении расчетов в случаях, когда покупатель не хочет делать предоплату, а продавец не соглашается отпускать товар без денег, является аккредитивная форма расчетов, т. е. безналичный расчет.
Транспортные условия сделки оговаривают обязанности сторон при погрузке, разгрузке и транспортировке автозапчастей от продавца к покупателю.
Кроме того, сторонами в договоре согласуются вопросы приемки товаров по качеству и количеству, определены гарантийные сроки, порядок предъявления рекламаций и удовлетворение вытекающих из них претензий.
Прочие разделы договора содержат такие вопросы, как ответственность сторон (штрафные санкции), сроки действия, дополнительные условия и т. п.
При проверке бухгалтерского учета в ООО «Ирмос» выяснено, что для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками в бухгалтерии ООО «Ирмос» предусмотрен счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
Все операции, связанные с расчетами за приобретенные материальные ценности, принятые работы или потребленные услуги, отражаются на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» независимо от времени оплаты.
ООО «Ирмос» в марте 2007 года приняла к оплате договор и счет поставщика за выполненные работы по ремонту основных средств, используемых в основном производстве. Стоимость работ — 18 880 руб. (в том числе НДС — 2 880 руб.). Счет поставщика оплачен.
Информация о работе Методика аудиторской проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками