Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2013 в 12:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является теоритическое исследование аудиторской проверки учета кредитов и займов.
Для решения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи исследования:
− раскрыть понятие кредитов и займов
− изучить порядок учета расходов по займам и кредитам
− ознакомиться с этапами планирования аудиторской проверки
− установить основные направления программы аудиторской проверки учета кредитов и займов
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ 4
1.1. Понятие кредитов и займов 5
1.2. Учет расходов по займам и кредитам 9
1.3. Организация синтетического и аналитического учета кредитов и займов 14
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ УЧЕТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ 18
2.1. Планирование аудиторской проверки 18
2.2. Программа аудиторской проверки учета кредитов и займов, типичные ошибки 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
При переводе долгосрочной задолженности в краткосрочную производится запись по дебету счета 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и кредиту счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам».На суммы погашенных краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов дебетуются счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Кредиты и займы, не оплаченные в срок, учитываются обособленно.
Если суммы кредитов и займов, предоставленные организации, а также начисленные по ним проценты не истребованы кредитором по истечении трех лет по окончании срока возврата, то указанные задолженности списываются в качестве прочих доходов. Производится запись по дебету счетов 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» , 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Аналитический учет краткосрочных и долгосрочных кредитов и займов ведется по видам кредитов и займов, кредитным организациям и другим заимодавцам, предоставившим их и отдельным кредитам и займам.
Цель аудита кредитов и займов − получить необходимые аудиторские доказательства и сформировать мнение о полноте и достоверности информации о земных средствах, отраженной в финансовой отчетности организации. В соответствии с подходом « направленной проверки» как и другие обязательства организации, тестируются на предмет их занижения т.е. главная задача аудитора при проверке заемных средств − убедиться в том, что обязательства в финансовой отчетности организации отражены полностью и не занижены.
В ходе аудита кредитов и займов должны быть решены следующие задачи:
− проверка правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций по получению и возврату кредитов банков;
− подтверждение целевого использования кредитов банков;
− проверка правильности определения сумм процентов за пользование кредитами банков и их списания за счет соответствующих источников;
− проверка правильности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета займов, полученных у других предприятий и физических лиц;
− и др. [14]
Методика аудиторской
проверки учета кредитов и займов
предполагает использование следующих
основных законодательных и нормативных
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II (ред. от 07.02.2011). Регулирует порядок заключения договора займа и кредитного договора, обязанности заемщика и последствия нарушения заемщиком договора займа.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть II от (ред. от 21.06.2011). Устанавливает специальные правила для отнесения процентов по кредитам и займам на расходы при налогообложении.
3. Положения по бухгалтерскому учету:
− «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» (ПБУ 15/2008), (в ред. приказов Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н). Устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам и кредитам.
− «Расходы организации» (10/99), (в ред. приказов Минфина РФ от 08.11.2010 N 144н). Относит проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов) к прочим расходам.
− «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01) (в ред. приказов Минфина РФ от 25.10.2010 N 132н). Согласно положению к фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся начисленные проценты по кредитам, предоставленным поставщиками (коммерческий кредит); начисленные до принятия к бухгалтерскому учету материально-производственных запасов проценты по заемным средствам, если они привлечены для приобретения этих запасов;
4. Положение по ведению
бухгалтерского учета и
5. План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
Источниками информации для проверки кредитов, займов и средств целевого финансирования являются: кредитные договоры, договоры займа, договоры долевого участия, программы и сметы целевого финансирования, договора поставки продукции (работ, услуг), накладные, счета-фактуры, акты сверки расчетов, протоколы о зачете взаимных требований, акты инвентаризации расчетов, векселя, копии платежных документов, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 66
«Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» , 91 «Прочие доходы и расходы» и др., Главная книга, бухгалтерская отчетность, Положение об учетной политике предприятия и др.
Система внутреннего контроля операций с заемными средствами должна охватывать как процедуры получения кредитов и займов, так и процедуры их возврата, начисления и уплаты процентов за пользование заемными средствами.
Оценивая систему внутреннего контроля, аудитор должен ответить на следующие вопросы.
Аудитор должен установить круг лиц, имеющих право санкционировать операции по привлечению кредитов и займов. Для этого следует опросить персонал клиента и изучить внутренние документы проверяемой организации (приказы, распоряжения, протоколы заседаний совета директоров и т. п.)
Аудитору необходимо проверит ряд договоров организации на получение кредитов и займов и убедиться в том, что эти договоры санкционированы уполномоченными лицами. Если кредитные договоры санкционируются не теми лицами, которые на это уполномочены, или вообще не санкционируются, это свидетельствует о недостатках системы внутреннего контроля и должно быть уточнено аудитором при планировании характера, временных рамок и объема аудиторских процедур.
Наличие в организации системы планирования операций с заемными средствами свидетельствует об эффективности системы внутреннего контроля. Как правило, план привлечения и погашения заемных средств является составной частью кассового плана или бюджета организации. Оценивая систему внутреннего контроля, аудитор может убедиться в том, что план привлечения и погашения заемных средств одобрен руководством организации и его фактическое исполнение контролируется и анализируется.
Аудитор должен получить информацию о процедурах внутреннего контроля условий кредитования организации (сроков предоставления кредитов и займов, ставок процентов, условий обеспечения кредитов и т.п.). Кроме того, целесообразно получить от клиента или составить самостоятельно реестр кредитов и займов, полученных организацией за проверяемый период, а также действующих кредитов и займов, условия которых изменились, с указанием сроков предоставления кредитов и займов, ставок процентов, условий обеспечения задолженности по кредитам и займам и других существенных условий кредитования.
При наличии у организации договоров на получение кредитов и займов, существенно отличающихся по условиям от других договоров (например, необычно высокая или низкая процентная ставка, предоставление в залог имущества, стоимость которого заметно превышает обычную сумму обязательства организации по кредиту и займу), аудитору необходимо убедиться в том, что эти операции санкционированы и контролируются должным образом.
Оценивая и тестируя систему внутреннего контроля, аудитор должен выяснить, передается ли информация о полученных и погашенных кредитах и займах, начисленных и уплаченных процентах, а также заложенном имуществе в бухгалтерию организации полностью и своевременно. Несвоевременная и (или) неполная передача информации в бухгалтерию свидетельствует о недостатках системы внутреннего контроля и может привести к искажениям в бухгалтерском учете и отчетности организации. В этом случае аудитор должен увеличить объем аудиторских процедур по существу в отношении операций с заемными средствами организации.
Такие сверки должны проводиться регулярно, по крайней мере, ежегодно при составлении годовой отчетности организации. Чтобы убедиться в их проведении, аудитор может изучить акты выверки расчетов с кредиторами и заимодавцами, отчеты банков о состоянии расчетов по кредитам и т.п. Отсутствие документов, подтверждающих проведение периодической выверки расчетов с кредиторами и заимодавцами, свидетельствует о недостатках системы внутреннего контроля. В этом случае аудитор должен рассматривать вопрос о расширении объема аудиторских процедур по существу. [14]
Помимо того, аудитор должен получить ответы на другие вопросы, необходимые, по его мнению, для оценки системы внутреннего контроля операций по кредитам и займам и планирования характера и объема аудиторских процедур.
Оценив систему внутреннего контроля, аудитор должен спланировать характер, временные рамки и объем аудиторских процедур для проверки заемных средств организации.
Чтобы убедиться в том, что сальдо по кредитам и займам на конец предыдущего периода правильно перенесены на начало отчетного периода, необходимо сопоставить соответствующие данные отчетности предыдущего и отчетного периодов.
В случае выявления расхождений аудитор должен проанализировать причины их возникновения и выяснить, необходимы ли корректировки отчетности организации и каким образом выявленные расхождения влияют на финансовую отчетность организации и аудиторское заключение.
Кроме того, аудитор должен проанализировать учетную политику организации в отношении заемных средств и убедиться в том, что она применяется последовательно от периода к периоду или, если учетная политика изменена, сущность и влияние этих изменений на показатель заемных средств организации должным образом раскрыты в финансовой отчетности и пояснениях к ней.
К положениям учетной политики в отношении заемных средств, в частности относятся: порядок признания текущей части долгосрочной задолженности (в составе краткосрочных или долгосрочных обязательств) и порядок отражения в отчетности процентов по кредитам и займам.
Выборка сальдо и операций с кредитами и займами для проверки производится из стратегии аудиторской проверки, профессионального опыта аудитора и внутренних стандартов аудиторской организации, в которой он работает, при этом аудитор должен принимать во внимание стоимостную оценку статей, а также:
− операции, произошедшие в конце отчетного периода и после отчетной даты;
− операции с аффилированными лицами (связанными сторонами);
− нетипичные операции.
Проверке подлежат остатки по счетам учета кредитов и займов, превышающие или близкие к уровню существенности.
Информация считается
Проверке должны быть подвергнуты и остатки по счетам учета кредитов и займов, обороты по которым за отчетный период превышают или близки к уровню существенности, даже если остатки по ним на конец отчетного периода не существенны или равны нулю.
Аудитору необходимо убедиться в том, что операции по погашению задолженности по кредитам и займам, отраженные в бухгалтерском учете клиента в конце отчетного периода, действительно относятся к проверяемому, а не к следующему отчетному периоду.
Следует уделить внимание нетипичным операциям с заемными средствами, к которым, в частности, относятся:
− операции с нестандартными условиями кредитования (необычно высокими или низкими процентами, оценкой залогового имущества, существенно отличающейся от рыночной, и т.п.);
− операции по привлечению и погашению товарных кредитов. Аудитору необходимо убедиться в правильности стоимостной оценки задолженности по товарным кредитам;
− операции по погашению кредитов неденежными средствами (например, имуществом организации, включая предметы залога). Следует убедиться в том, что такие операции правильно отражены в бухгалтерском учете и отчетности;
− другие операции с кредитами и займами, являющиеся, по мнению аудитора, нетипичными для проверяемой организации.
Это позволит оценить аудиторский риск − риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой (бухгалтерской) отчетности содержатся существенные искажения. [8]
Информация о работе Методика аудиторской проверки учета кредитов и займов