Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 17:05, курсовая работа
Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета (и налогообложения) операций и финансового состояния для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Организационно-методические аспекты аудита…………………4
1.1 Цели и задачи аудита………………………………………………………...4
1.2 Объекты аудита……………………………………………………………….6
1.3 Нормативно-правовое обеспечение аудита…………………………………7
1.4 Программа аудиторской проверки………………………………………….15
1.5 Источники информации, используемые при аудите………………………22
Глава 2 Проведение аудита финансового состояния по существу……...24
2.1 Сбор информации и фактических данных для получения доказательств.24
2.2 Рабочие документы аудитора…………………………………………….....32
2.3 Контрольные этапы аудита осн.операций в бюджетной организации......34
2.4 Подготовка заключений и выводов по результатам аудита……………...36
2.5 Подготовка рекомендаций по итогам аудита………………………….......40
2.6 Ознакомление руководства проверяемых организаций с результатами аудита эффективности…………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………...43
Список используемых источников…………………………………………..44
Доказательства представляют собой информацию и фактические данные, собранные членами группы проверяющих, на основе которых формируются результаты аудита эффективности. Они используются для того, чтобы:
• определить, соответствуют ли результаты работы проверяемого объекта используемым критериям оценки эффективности;
• обосновать заключения и выводы по итогам аудита;
• выявить возможности для
Информация и фактические
Доказательства должны быть:
• достаточными;
• надлежащими (обоснованными, то есть достоверными и надежными);
• адекватными (релевантными).
Доказательства являются достаточными, если их объем и содержание способны убедить в обоснованности и правильности сделанных выводов по результатам аудита эффективности.
Достаточность - это количественная мера доказательства.
При определении достаточности доказательства, для подтверждения сделанного в процессе аудита эффективности заключения или вывода, необходимо учитывать такие факторы, как:
- степень возможного влияния данного заключения или вывода на общие результаты проверки;
- степень риска принятия
- знание степени достоверности
учетной документации по
- реакцию проверяемой
- затраты на получение
Доказательства являются надлежащими, если они получены из надежных и достоверных источников.
Надежность доказательств
а) доказательства, полученные из внешних источников, более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников;
б) доказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, если существующие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются эффективными;
в) доказательства, собранные непосредственно проверяющими, являются более надежными, чем доказательства, полученные от проверяемого объекта;
г) доказательства в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме.
Доказательства являются адекватными (релевантными), если они имеют непосредственное отношение к сделанным выводам и логически связаны с целями и критериями аудита эффективности.
Адекватность - это качественная мера доказательства, его соответствие (релевантность) конкретной цели проверки и критерию оценки эффективности.
Следует иметь в виду, что доказательства, полученные при проведении аудита эффективности, могут иметь в большей мере качественные характеристики, поэтому решение об их использовании должно приниматься членами группы проверяющих, прежде всего, на основе собственных профессиональных соображений.
Проверяющие должны получать доказательства путем выполнения следующих процедур:
а) инспектирование - проверка записей, документов или материальных активов;
б) наблюдение - отслеживание процесса или процедуры, выполняемой другими лицами;
в) запрос - поиск информации у осведомленных лиц в пределах или за пределами проверяемого объекта, который по форме может быть как официальным письменным запросом, так и неформальным устным вопросом;
г) подтверждение - ответ на запрос об информации, содержащейся, например, в бухгалтерских записях;
д) пересчет - проверка точности арифметических расчетов в первичных документах, либо выполнение проверяющими самостоятельных расчетов;
е) аналитические процедуры - анализ и оценка полученной проверяющими информации, исследование важнейших финансовых и экономических показателей проверяемого объекта.
Форма, в которой собираются фактические данные проверки, может быть разной, например:
- данные, собранные в результате непосредственной проверки или наблюдений;
- записи, сделанные в ходе
- копии оригиналов документов (заверенные надлежащим образом);
- подтверждающие документы,
- статистические данные, сравнения,
результаты анализа,
В зависимости от содержания процедуры
и формы получения
Материальные доказательства получают при наблюдении за какими-либо событиями или действиями людей, а также при проверке имущества. Они могут быть представлены в форме фотографий, схем, карт, графиков или в ином графическом виде.
Следует иметь в виду, что изображение наблюдаемой ситуации на фотографии или схеме является гораздо более убедительным доказательством, чем ее письменное описание.
В случаях, когда доказательства, полученные в результате наблюдения за событием или проверки имущества, крайне важны для достижения целей аудита эффективности, наблюдение следует проводить с участием не менее двух членов группы проверяющих и, по возможности, представителя проверяемой организации.
Устные доказательства могут быть получены в результате бесед членов группы проверяющих с руководством и сотрудниками проверяемых и вышестоящих организаций, внешними экспертами, а также проведения соответствующих опросов и интервью, с использованием диктофона. Устные доказательства, как правило, должны использоваться как исходная информация для получения других доказательств.
Если в процессе бесед, опросов или интервью получена ценная устная информация, которая может быть использована в качестве аудиторского доказательства, надо получить ее письменное подтверждение от лица, которое сообщило данную информацию. Наряду с этим, для ее дополнительного подтверждения целесообразно использовать другие различные источники, сравнивая их информацию с полученной устной информацией.
Кроме того, для подтверждения данной
информации может быть проведена
проверка и соответствующей
Документальные доказательства могут быть на бумажных носителях или в электронном виде и являются наиболее распространенной формой аудиторского доказательства. Они могут быть как внутренними, полученными в самой проверяемой организации, так и внешними, полученными за ее пределами.
Внутренние документальные доказательства можно получить на основе имеющейся в проверяемой организации финансовой документации, копий исходящих и входящих документов, приказов и распоряжений, планов и отчетов о работе, положений и должностных инструкций и других документов. При этом следует иметь в виду, что сам факт наличия в проверяемой организации тех или иных документов еще не означает возможность их использования в качестве документальных доказательств. Каждый документ надо рассматривать, прежде всего, в контексте целей аудита эффективности и в отношении выбранных критериев оценки эффективности.
Например, наличие какого-либо внутреннего положения, инструкции или руководства само по себе не является доказательством того, что они используется в деятельности организации. Поэтому надо выяснить, каковы результаты применения данных документов. Кроме того, необходимо провести анализ документов, отражающих деятельность систем управленческой информации и контроля (например, системы бухгалтерского учета). При этом желательно, чтобы решение об использовании этих документов в качестве доказательств, проверяющие принимали на основе анализа системы внутреннего контроля, действующей в проверяемой организации, и соответствующей оценки качества ее функционирования.
Внешние документальные доказательства могут быть получены на основе документов, подготовленных вышестоящими и другими организациями и имеющих непосредственное отношение к деятельности проверяемой организации. Они могут включать письма и служебные записки, полученные проверяемой организацией, счета от поставщиков, договоры аренды, контракты, отчеты о результатах аудиторских проверок, подтверждающая документация, полученная от третьих лиц и другие.
Аналитические доказательства могут быть получены в результате анализа отдельных показателей, их совокупности или различных данных о деятельности проверяемой организации. Необходимая для этого информация может быть получена как в самой проверяемой организации, так и из других источников.
В качестве аналитических доказательств могут использоваться расчеты относительных показателей деятельности проверяемой организации и их сравнение с установленными стандартами или отраслевыми нормативами. Например, это могут быть расчеты показателя продуктивности деятельности проверяемой организации - соотношения между достигнутыми ею результатами (объемом произведенной продукции или оказанных услуг) и затраченными ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми).
Аналитические доказательства могут быть получены на основе выявления и анализа тех или иных тенденций или проблем в деятельности проверяемой организации. Например, таких как высокая текучесть кадров, большое количество претензий и жалоб на проверяемую организацию со стороны потребителей ее продукции или услуг и т.п.
Процесс сбора информации и фактических данных для получения доказательств включает следующие этапы:
1) инспекторы собирают
2) анализируют собранные
3) если этой информации
Источниками информации для получения доказательств являются:
• законодательство и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность проверяемой организации;
• плановые данные по утвержденному бюджету на очередной финансовый год, по которым можно получить финансовую и иную информацию о деятельности проверяемой организации;
• документы на бумажных носителях
или в электронном виде, касающиеся
различных сторон деятельности проверяемой
организации, таких как планирование,
организацию внутреннего
• внутренняя отчетность и аналитические
обзоры проверяемой организации, в
которых обобщается информация для
руководства или предлагаются меры
по устранению недостатков в работе.
Проверяющие должны найти и провести
анализ таких отчетов и обзоров,
используя для этого, в частности,
интервью с сотрудниками проверяемой
организации и материалы
• базы данных проверяемой организации,
в которых накапливается
• внешние источники информации, к которым относятся крупные специализированные библиотеки, содержащие литературу по вопросам сферы деятельности проверяемой организации;
• результаты предыдущих проверок, проводимых Контрольно-счетной палатой.
Очевидно, что использовать одновременно
все перечисленные источники
информации и фактических данных
для получения доказательств
и изучить все соответствующие
документы практически
В процессе сбора фактических данных проверяющие должны учитывать, что не всякая информация может быть использована в качестве доказательства.
Информация о работе Методика проведения аудита бюджетных организаций