Методика проведения аудита бюджетных организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета (и налогообложения) операций и финансового состояния для того, чтобы выявить имеющиеся ошибки и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1 Организационно-методические аспекты аудита…………………4
1.1 Цели и задачи аудита………………………………………………………...4
1.2 Объекты аудита……………………………………………………………….6
1.3 Нормативно-правовое обеспечение аудита…………………………………7
1.4 Программа аудиторской проверки………………………………………….15
1.5 Источники информации, используемые при аудите………………………22
Глава 2 Проведение аудита финансового состояния по существу……...24
2.1 Сбор информации и фактических данных для получения доказательств.24
2.2 Рабочие документы аудитора…………………………………………….....32
2.3 Контрольные этапы аудита осн.операций в бюджетной организации......34
2.4 Подготовка заключений и выводов по результатам аудита……………...36
2.5 Подготовка рекомендаций по итогам аудита………………………….......40
2.6 Ознакомление руководства проверяемых организаций с результатами аудита эффективности…………………………………………………………..41
Заключение……………………………………………………………………...43
Список используемых источников…………………………………………..44

Файлы: 1 файл

Методика проведения аудита бюджетных организаций.docx

— 110.79 Кб (Скачать файл)

Это, например, такие случаи, когда:

- информация получена лишь из  единственного источника (это  может повлиять на надежность, достоверность и достаточность  доказательства);

- устная информация не подтверждается  документами или другими источниками  (влияние на надежность);

- информация характеризует прошлое,  то есть она устарела и не  отражает происшедших изменений  (влияние на релевантность);

- затраты на получение информации  слишком велики относительно  возможных результатов ее использования  (влияние на релевантность и  достаточность);

- источник информации имеет  законную заинтересованность в  результате ее использования  (влияние на достоверность);

- сделанная выборка информации  нерепрезентативна (влияние на  релевантность, обоснованность, достаточность);

- информация относится к единичному  случаю (влияние на обоснованность  и достаточность);

- информация является неполной, то есть не отражает причину  или следствие факта или события  (влияние на достоверность и  достаточность);

- информация по своему содержанию  является весьма противоречивой (влияние на достоверность).

При сборе информации члены группы проверяющих должны использовать фактические  данные и результаты работы внутреннего  контроля объектов аудита, а также  других специалистов по оценке эффективности  той или иной программы, сферы  или направления деятельности проверяемой  организации, если они применимы  к целям проведения данного аудита и критериям оценки эффективности. Это способствует экономии времени  и средств проверяющих в результате устранения дублирования.

Если в процессе сбора информации и фактических данных группа проверяющих  столкнулась с непредвиденными  трудностями, возникшими в отношении  качества имеющихся данных или доступа  к необходимой информации, осуществляется пересмотр методов и порядка  проведения аудита. Процесс сбора  фактических данных должен быть организован  таким образом, чтобы заключения и выводы по итогам аудита, сделанные  на основе собранных доказательств, были способны выдержать любой критический  анализ.

 

                              2.2  Рабочие документы аудитора

      Рабочие документы аудитора — это материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита.

       Аудиторская  организация должна оформлять  все сведения, которые важны для  подтверждения аудиторского мнения, что проверка проводилась в  соответствии с федеральными  правилами (стандартами) аудиторской  деятельности. Требования к рабочим  документам установлены Федеральным  правилом (стандартом) № 2 «Документирование  аудита», утвержденным постановлением  Правительства РФ от 23.09.2002 №696 .

       Рабочие документы используются  в следующих случаях:

  • при планировании;
  • осуществлении текущего контроля и проверки выполненной аудитором работы;
  • для фиксирования аудиторских доказательств, получаемых с целью подтверждения мнения аудитора.

       Аудитор  вправе, руководствуясь своим профессиональным  мнением, определять объем рабочих  документов по каждой конкретной  аудиторской проверке.

       При  этом необходимо учитывать, что  форма и содержание рабочих  документов определяются:

  • характером аудиторского задания;
  • требованиями, предъявляемыми к аудиторскому заключению;
  • характером, сложностью деятельности аудируемого лица;
  • характером и состоянием систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица;
  • необходимостью давать указания аудиторскому персоналу, осуществлять за ними контроль, проверять выполненную ими работу;
  • конкретными методами и приемами, применяемыми в процессе проведения аудита.

       Аудиторская  организация может разрабатывать типовые рабочие документы. Их оформляют на бумажных, электронных носителях или в любой другой форме хранения информации. В рабочих документах необходимо отразить информацию: о наименовании аудируемого лица; периоде и времени проверки; лице, которое проводило аудиторские процедуры; а также лице, осуществляющем контроль (например, им может быть руководитель аудиторской проверки). Эти документы должны также включать в себя: описание бизнеса клиента, планирования аудита; предварительную оценку систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, подтверждение этой оценки в ходе аудита; оценку аудиторского риска, существенности; методы отбора и построения аудиторской выборки; выполненные тесты средств контроля; процедуры проверок по существу; результаты и выводы аудитора по проверке; другая информация, необходимая для подтверждения выводов аудитора.

       При  проведении согласованного аудита  некоторые файлы (папки) рабочих  документов могут быть отнесены  к постоянным или текущим файлам. В постоянном файле содержится  информация, раскрывающая особенность  деятельности аудируемого лица, которая обновляется по мере поступления новой информации. В данный файл включаются копии устава, свидетельства о государственной регистрации, лицензий и другая аналогичная информация. В текущий файл входит информация, относящаяся к аудиту отдельного периода.

       Внутренние рабочие документы хранятся в аудиторской организации и, как правило, не предоставляются аудируемому лицу, за исключением случаев, согласованных с аудитором. На практике это могут быть официальные ответы на консультации по вопросам клиента и копии внешних запросов, проводимых аудитором с согласия клиента.

       Аудиторской  организацией должна быть обеспечена  конфиденциальность и сохранность  рабочих документов (не менее  пяти лет).

       Рабочие документы являются собственностью  аудитора. По усмотрению аудитора они могут быть представлены аудируемому лицу, однако не могут служить заменой бухгалтерских записей.

 

                   2.3 Контрольные этапы аудита основных операций 
                                  в бюджетной организации 

Этап проверки

Объект контрольной  проверки

Выводы решения  аудитора

Операции с бюдж.средствами и средствами, полученными от приносящей доход деятельности

Бюджетные сметы учреждений , договоры, регистры учета и движения ден.средств

 

Целевое и нецелевое расходование средств. Достоверность отчетности по денежным потокам. Обеспечивается ли раздельное ведение учета расходов по каждому источнику ассигнований.

 

 

Учет кассовых операций

 

 

 

 

 

 

Ж/о №1,ф.0504514 (к.кн),ж/о №2,ж/о №5,ж/о №3,ж/о №4

 

 

 

 

 

Во всех ли приходно-расходных  документах указывается, за счет какого источника получены ден.средства или приобретены мат.ценности.

Характер учета кассовых операций (автоматизированно или в ручную).Правильно ли  оформлены выходные документы: прошиты, пронумерованы, подписаны руководителем. Нарушен ли лимит кассы.

Учет труда и заработной платы. Расчет по оплате труда.

 

 

 

Приказ руководителя организации, табель использования раб.времени ф.0504421, карточка-справка ф.0504417,ж/о №5,ж/о №8

 

Периодичность ведения табеля, аккуратно ли составлен табель ,нет ли поправок, ведется карточка-справка: отражаются ли сведения по всем источникам финансирования, суммы начисленной зар.платы по видам, суммы удержаний по видам, суммы к выдаче.

 

 

 

 

 

Учет расчетов с подотчетными лицами

 

Ж/о №3

 

Ведется ли ж/о №3,характер оплаты ТМЦ: безналичным путем или нет.

Основные средства

 

 

 

 

 

 

Оборотная ведомость ф.0504035,карточка учета ф.0504031,ф. ОС-6,ж/о №7

 

 

 

 

Полно ли отражено наименование предметов, количество, стоимость их в разрезе учреждения. Указаны  ли источники приобретения, отражения, имеется ли подпись исполнителя. Состояние аналитического учета, ведение  инвентарных карточек, описей и оборотных  ведомостей. Правильность и законность списания ОС, начисления и учета  амортизации. Эффективность и целевое  использование.

Отчетность бюджетного учреждения

Формы бюджетной отчетности

 

Правильность заполнения отчетных форм, их соответствие информации, бухгалтерских регистров и установленным  требованиям бюдж.учета.

                       
                       
                       

Реестр контрольных  мероприятий статей расходов

 
                       

Учреждение

Статья

Экономическое состояние

Комментарий

Проверяе-мое учреждение

 

статья расходов

 

 

Излишне запланировано, недорасход, перерасход денежных средств

 

Ошибки, указанные аудитором, действия по устранению ошибок

 

 

       
       
     

 

 

 

 

 

Процесс аудиторской  проверки целесообразно завершить  итоговым документом.

                       
 

Обобщение и оценка результатов

 
                       

Обобщение и аналитическая  оценка результатов

Составление и предоставление аудиторского отчета

Выработка решений и рекомендаций, контроль за их исполнением.

     
     
     
     
                       
                       

       Аналогично осуществляется аудит сметы доходов и расходов по приносящей доход деятельности. 
        Результаты независимого аудита, подкрепленные нормативно-правовыми документами, оформляются аудиторским заключением, имеющим юридическую силу, и письмом руководству бюджетного учреждения о результатах проверки. 
         При этом аудитор должен дать полный и обоснованный отчет с описанием системных ошибок, сделать ссылку на нормативный акт из правового обеспечения бюджетного процесса, дать предложения по разработке или внесению изменений в нормативно-правовые акты, способствующие устранению системных ошибок, и рекомендовать методику учета. 

2.4 Подготовка заключений и выводов по результатам аудита

В процессе аудита необходимо провести объективный анализ собранных фактических  данных на основе утвержденных критериев  оценки эффективности. По результатам  сравнения фактических данных с  критериями оценки эффективности следует  подготовить заключения, которые  должны указывать, в какой степени  результаты в проверяемой сфере  деятельности или работе организации  соответствуют использованным критериям  оценки эффективности, и сформулировать выводы в отношении целей, поставленных в рамках этого аудита.

Проверяющие, на основе сравнения  полученных в результате аудита данных с утвержденными критериями, делают соответствующие заключения и выявляют факторы, свидетельствующие о неэффективном  использовании бюджетных средств  или инвестиций объектами аудита. Эти факторы могут иметь как  количественную, так и качественную оценку.

Количественная оценка может быть выражена: в рублях - высокие затраты, низкая прибыль; в процентах - низкий уровень рентабельности, загрузки мощностей, непроизводительное использование  оборудования, потери рабочего времени, или же в штуках, квадратных метрах и других единицах измерения.

Примерами качественной оценки неэффективного использования бюджетных средств, инвестиций являются: отсутствие на объектах аудита необходимых нормативных  документов, низкий уровень контроля, принятие неверных решений и т.п.

При проведении сравнительного анализа  и подготовке заключений по его результатам, следует исходить только из полученных и собранных фактических данных. На основе сделанных заключений проверяющие  должны определить причины, которые  приводят к неэффективным результатам  деятельности объекта аудита, и сформулировать соответствующие выводы по каждой цели данного аудита для включения  в отчет о результатах аудита (см. рисунок 1).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рисунок 1. Подготовка заключений, выводов и рекомендаций

                                                   

Выводы по результатам аудита должны:

• характеризовать соответствие тех  или иных фактических результатов  деятельности объектов аудита утвержденным критериям;

• указывать степень, характер и  значимость выявленных отклонений от утвержденных критериев;

• определять причины существующих проблем и последствия, которые  они могут повлечь за собой;

• указывать ответственных должностных  лиц, к компетенции которых относятся  выявленные проблемы.

Следует учитывать, что весомость  выводов зависит от убедительности доказательств и заключений, а  также логики, используемой при их подготовке.

Если проверяющие получили какие-либо фактические данные и выявили  проблемы, которые не могут быть оценены с точки зрения используемых критериев, следует организовать дополнительное изучение данного вопроса, которое  может включать:

• определение того, имеют ли эти  данные случайный характер или же они свидетельствуют о наличии  общей или системной проблемы в проверяемой сфере или деятельности объекта аудита;

• оценку фактического или возможного влияния данной проблемы на результаты в проверяемой сфере или деятельности объекта аудита;

• установление причины наличия  данной проблемы, что позволит подготовить  соответствующие рекомендации;

• анализ возможности устранения выявленной проблемы самой проверяемой  организацией, поскольку она может  быть результатом действий или событий, которые не зависят от данной организации;

• сбор, по мере необходимости, дополнительных фактических материалов (например, случаи из практики, статистические данные, диаграммы и таблицы, фотографии и т. д.) для того, чтобы подчеркнуть  характер или важность данной проблемы;

• выяснение, на какую деятельность или аспекты деятельности влияет данная проблема, например, на работу других подразделений проверяемой организации, на деятельность других ведомств;

• обсуждение данной проблемы с руководством проверяемой организации. Если руководители организации знают о существовании  этой проблемы и предпринимают меры по ее устранению, это следует учитывать  и, соответствующим образом, отражать в отчете о результатах аудита.

На основе анализа собранного дополнительного  материала определяются характер, значимость и причины выявленных проблем  и, соответствующим образом, отражаются в выводах по результатам аудита.

Информация о работе Методика проведения аудита бюджетных организаций