Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 08:18, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучить организацию учета затрат на производство и калькулирования себестоимости.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть содержание таких понятий, как затраты, себестоимость, калькуляция, нормативный метод учета затрат на производство, позаказный метод, попередельный метод, попроцессный метод, метод «стандарт-кост», метод «директ-костинг»;
2. Рассмотреть методы учета затрат и калькулирования себестоимости на предприятии ООО Ресторан «Калиф СН».
3. Предложить мероприятия по совершенствованию учета затрат и калькулирования себестоимости на предприятии ООО Ресторан «Калиф СН».
Введение 3
1. Затраты и себестоимость в бухгалтерском управленческом учете 4
1.1 Затраты как экономическая категория и их классификация 4
1.2 Себестоимость и калькуляция 6
1.3 Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции 7
2. Учет затрат и калькулирование себестоимости на предприятии ООО Ресторан «Калиф СН» 11
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 11
2.2 Состав затрат и их учет на предприятии ООО Ресторан «Калиф СН» 14
2.3 Калькулирование себестоимости на предприятии ООО Ресторан «Калиф СН» 17
3. Совершенствование учета затрат и калькулирования себестоимости на предприятии ООО Ресторан «Калиф СН» 21
Заключение 24
Список используемых источников 26
Нормативный метод используется в отраслях обрабатывающей промышленности с массовым и серийным производством. Сущность метода заключается в следующем: Отдельные виды затрат на производство учитывают по текущим нормам, предусмотренным нормативными калькуляциями. Обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от текущих норм с указанием места возникновения отклонений, причин и виновников их образования; учитывают изменения, вносимые в текущие нормы затрат в результате внедрения организационно-технических мероприятий, и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. Отклонения определяются методом документирования или при помощи инвентаризации. Фактическая себестоимость рассчитывается одним из способов: если объектом учета являются отдельные виды продукции, то отклонения от норм и их изменения относят на эти виды продукции прямым путем. Фактическую себестоимость определяют по формуле: Затраты фактические = Затраты нормативные + Величина отклонений от норм + Величина изменений норм; если объект учета – группы однородных видов продукции, то фактическая себестоимость каждого вида получается путем распределения отклонений от норм и их изменений пропорционально нормативам затрат на производство каждого вида продукции. Виды отклонений: отклонение затрат основных материалов; отклонение прямых трудовых затрат; отклонение общепроизводственных расходов. Каждое из отклонений может быть вызвано изменением запланированных цены и объема расхода ресурса. [21]
Стандарт-костинг представляет собой систему учета затрат и калькуляции себестоимости с использованием нормативных затрат. В основу системы положены следующие принципы:
Нормирование затрат осуществляется предварительно (до начала отчетного периода) по статьям расходов: основные материалы; оплата труда производственных рабочих; общепроизводственные расходы (амортизация оборудования, арендные платежи, зарплата вспомогательных рабочих, вспомогательные материалы и другие); коммерческие расходы (расходы по реализации продукции). Нормативные затраты базируются на ожидаемых затратах ресурсов, необходимых для производства продукции. Нормы расхода ресурсов устанавливаются в расчете на 1 изделие. По общепроизводственным расходам, которые состоят из нескольких разнородных статей, нормы разрабатываются на определенный период в денежной оценке и в расчете на запланированный объем производства. В течение отчетного периода ведется учет отклонений фактических расходов от нормированных затрат. Суммы отклонений фиксируются на специальных счетах. В конце отчетного периода они списываются на финансовые результаты и анализируются. Далее принимается решение относительно корректировки установленных норм и нормативов. [19]
Современная система директ-костинга предлагает 2 варианта учета: простой директ-костинг, при котором в составе себестоимости учитываются только прямые переменные затраты; развитой директ-костинг, при котором в себестоимость включаются и прямые переменные, и косвенные переменные общехозяйственные расходы. Учет себестоимости ведется в разрезе переменных затрат, постоянные затраты учитываются в целом по предприятию и их относят на уменьшение операционной прибыли. В процессе применения этого метода определяются маржинальный доход и чистая прибыль. Изменение величины маржинального дохода характеризует влияние продажных цен и переменных издержек на себестоимость единицы продукции. Величина прибыли зависит от суммы постоянных затрат. Взаимосвязь показателей позволяет влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства. Директ-костинг определяет критический объем производства, при котором за счет выручки будут покрыты все издержки производства без получения прибыли.
Система точно вовремя (Just In Time). В положен принцип: «Ничего не будет произведено, пока в этом не возникнет необходимость». Снабжение производства осуществляется малыми партиями по необходимости, в результате чего достигается снижение уровня запасов товарно-материальных ценностей. Использование этой методики позволяет предприятию избавиться от лишних издержек путем сокращения непроизводительных расходов, которые складываются, в частности, из выпуска излишней продукции, простоев оборудования и персонала, содержания излишних складских помещений, потерь, связанных с наличием дефектов изделий. При этом спрос сопровождает продукцию в течение производства всего объема. Запасы доставляются к моменту их использования в производственном процессе. Часть косвенных затрат переводится в разряд прямых. Основной упор делается на качество, доступность и общую стоимость продукции, а не на уровень закупочных цен.
ABC-костинг. Сущность этого
Система таргет-костинга применяется на этапе проектирования нового изделия или модернизации устаревающей продукции. В основу его идеи положено понятие целевой себестоимости и формула ее расчета: Cебестоимость = Цена – Прибыль. Цена – рыночная стоимость изделия (услуги), которая определяется при помощи маркетинговых исследований. Прибыль – желаемая величина, которую стремятся получить от продажи изделия (услуги). Таргет-костинг рассматривает себестоимость не как заранее рассчитанный по нормативам показатель, а как величину, к которой должна стремиться организация, чтобы предложить рынку конкурентный продукт. Поэтому задача метода – разработка изделия (услуги), сметная себестоимость которого равна целевой себестоимости. Если новое изделие таково, что невозможно добиться его целевой себестоимости, не ухудшив при этом качества, принимается решение о том, что оно не будет разрабатываться.
2. Учет затрат и калькулирование себестоимости на предприятии ООО Ресторан «Калиф СН»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия
Название и организационно-
Сфера бизнеса – услуги питания: предоставление населению широкого ассортимента блюд высокого качества, выполненной квалифицированными поварами ресторана, а также создание условий для ее реализации и потребления в соответствии с типом и классом предприятия. [25]
Ресторан имеет лицензию на право ведения деятельности, розничной реализации алкогольных напитков и пива, а также табачных изделий. Ресторан «Калиф СН» по неофициальной классификации можно отнести к категории демократичных ресторанов, casual dining: со средним счёт - $10-50.
«Калиф СН» ресторан 1 класса, рассчитан на 50 посадочных мест, ориентирован на семейное обслуживание. Самыми активными посетителями являются молодые семьи в возрасте от 25 лет, иногда с детьми. Главным контингентом посещения данного ресторана являются жители района.
Основными мотивами посещения ресторана являются: проведение досуга и праздничных мероприятий данной категории потребителей.
Это общедоступное предприятие общественного питания, предоставляющее потребителям широкий ассортимент блюд сложного приготовления, в основном по индивидуальным заказам, а также вино-водочные, и кондитерские изделия.
Предприятие оснащено современным оборудованием и приобретенная вместе с ним технология обеспечивает высокое качество продукции и возможность для конкуренции с другими ресторанами в этом районе.
Миссия ресторана – «
Организационная структура ООО Ресторан «Калиф СН» представлена на рисунке 1.
Рис.1 Организационная структура ООО Ресторан «Калиф СН»
Во главе ресторана стоит назначенный владельцем управляющий. Работой с различного рода документами занимается личный секретарь руководителя предприятия. Непосредственно под контролем руководителя находится бухгалтерский отдел.
Бухгалтерия ресторана включает в себя: старшего бухгалтера, бухгалтера-кассира и бухгалтера-калькулятора. На бухгалтерской группе лежит огромная ответственность. Небольшая неточность в расчетах может привести к финансовому краху всего предприятия. [25]
Контроль над работой
В сервисную группу входят официанты, швейцары, гардеробщики, бармены.
Техническая группа — это мойщики посуды, уборщики, завхоз, инженер.
Во главе кухонной группы стоит старший повар, который руководит командой поваров и отчитывается о работе всей группы заместителю руководителя.
Складская группа — это кладовщики и подсобные рабочие.
Отдельно в организационную
структуру заведения
Одним из основных документов, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета ООО Ресторан «Калиф СН», является учетная политика. Способы учета, закрепленные в данном документе, оказывают непосредственное влияние на финансовый результат хозяйственной деятельности.
Форма ведения учета в ООО Ресторан «Калиф СН» – автоматизированная, с использованием программы «1С-Рарус:Общепит 8». В учетной политике ООО Ресторан «Калиф СН» раскрыты организационно-технические аспекты организации бухгалтерского дела и ее особенности: рабочий план счетов бухгалтерского учета и форма ведения бухучета.
Результаты деятельности за 2009 - 2010
годы ООО Ресторан «Калиф СН» характеризуют
экономические показатели, представленные
в таблице 1. Показатели, характеризующие
эффективность финансово-
Таблица 1
Оценка показателей финансово-
(по данным Баланса и Отчета о прибылях и убытках)
№ |
Наименование показателя |
2009 год, руб. |
2010 год, руб. |
1 |
Всего выручка (форма № 2) |
3182640,0 |
5818852,0 |
2 |
Полная себестоимость продукции (форма № 2) |
2227848,0 |
3792254,0 |
3 |
Прибыль от продаж (форма № 2) |
580284,0 |
1105582,0 |
4 |
Чистая прибыль (форма № 2) |
441016,0 |
840242,0 |
5 |
Рентабельность продаж, % |
18,23% |
19,00% |
6 |
Чистые активы |
592416,0 |
1140242,0 |
7 |
Оборачиваемость чистых активов, % |
537,23% |
510,32% |
8 |
Рентабельность чистых активов, % |
97,95% |
96,96% |
9 |
Собственный капитал |
592416,0 |
1471051,0 |
10 |
Рентабельность собственного капитала, % |
97,95% |
75,16% |
11 |
Кредиты и займы |
400000,0 |
2800000,0 |
12 |
Финансовый рычаг |
1,7 |
2,9 |
13 |
Средневзвешенная стоимость |
14,5% |
14,1% |
Данные таблицы 1 свидетельствуют
о положительной динамике объема
продаж, прибыли от продаж и чистой
прибыли в анализируемой
Коэффициенты, характеризующие
Таблица 2
Коэффициенты платежеспособности ООО Ресторан «Калиф СН»
Наименование финансового |
Значения коэффициента | |
2009 |
2010 | |
Коэффициент абсолютной ликвидности |
0,38 |
0,50 |
Коэффициент текущей ликвидности |
0,41 |
0,55 |
Показатель обеспеченности обязательств активами |
0,32 |
0,72 |
Коэффициенты
Анализ безубыточности ООО «Квартал» представлен в таблице 3.
Таблица 3
Математический анализ безубыточности ООО Ресторан «Калиф СН»
Наименование показателя |
2009 г. |
2010 г. |
Выручка (форма № 2) |
3182640,0 |
5818852,0 |
Переменные затраты |
1040942,4 |
1885308,0 |
Постоянные затраты |
1561413,6 |
2827962,0 |
Точка безубыточности |
2320317,0 |
4183375,7 |
Валовая маржа |
2141697,6 |
3933544,0 |
Отклонение от точки безубыточности в абсолютном выражении |
862323,0 |
1635476,3 |
Запас прочности по точке безубыточности |
27,1% |
28,1% |
Запас прочности по точке безубыточности имеет тенденцию к повышению. За два анализируемых года он вырос с 7,1% до 28,1%. Это произошло за счет более высоких темпов роста выручки и прибыли по сравнению с затратами. [24]
2.2 Состав затрат и их учет на предприятии ООО Ресторан «Калиф СН»
Особенности организации бухгалтерского учета затрат в ресторанах определяются спецификой деятельности, совмещающей в себе и производство, и розничную торговлю, и обслуживание населения.