Методы внутреннего аудита управленческой отчетности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Августа 2014 в 13:06, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования – система внутреннего аудита управленческой отчетности на примере ОАО «Ростелеком»
Цель исследования заключается в рассмотрении методов внутреннего аудита управленческой отчетности.
Для достижения этой цели решены следующие задачи:
- рассмотрены методы и приемы внутреннего аудита;
- рассмотрена система внутреннего аудита на ОАО «Ростелеком;
- проанализирована методика проведения внутреннего аудита управленческой отчетности ОАО «Ростелеком;
- предложены пути совершенствования внутреннего аудита управленческой отчетности ОАО «Ростелеком».

Файлы: 1 файл

Магистерская Методы внутреннего аудита управленческой отчетности 123(1).doc

— 1.16 Мб (Скачать файл)

Отражение всех данных в оперативной отчетности служит поводом для оценки ответственности руководителя каждого структурного подразделения, который несет ответственность за отражение информации из первичных учетных документов в оперативной (внутренней) отчетности.

 

Разносторонняя информационная характеристика служит поводом для определения качества получаемой информации, ее полноты, объема. При таких условиях целесообразным является расчет индекса полноты информации, который рассчитывается по формуле:

 

П = k/s (2)

 

где П - индекс полноты информации;

к - число реквизитов-признаков;

s - максимально возможное число реквизитов-признаков.

Такой показатель рассчитывается по каждому отдельному виду информации, при этом максимальное его значение равно 1.

Изменение значения индекса в сторону уменьшения от рекомендуемого значения говорит об ухудшении качества предоставляемой информации, а, соответственно, и о снижении эффективности проведения аудита.

Таким образом, создание полноценной и достоверной информационной базы для целей проведения внутреннего аудита может быть возможно только при проведении постоянных и разноплановых проверок на соответствие информационного потока представленным выше показателям качества.

Существенным показателем обоснованности предоставляемых аудитором выводов и рекомендаций является достоверность информации, используемой во время проведения внутреннего аудита, а также достоверность отчетной информации, которая предусматривает отсутствие каких бы то ни было искажений.29

Так, для количественной оценки степе-ни достоверности отчетной управленческой ин-формации рассчитывается индекс достове-рности:

 

I = (q-d)/q (3)

 

где q - общее количество показателей, содержащихся в информационной базе контроля;

d - количество показателей, имеющих ошибки и искажения.

Высокая степень соответствия информации вышеуказанному критерию может позволить избежать перекрестную проверку, касающуюся сведений о структурных подразделениях, которые технологически взаимосвязаны между собой.

Часто под воздействием внешней и внутренней среды условия хозяйствования изменяются, что может привести к необходимому пересмотру многих показателей, влияющих на отчетность предприятия. Чаще всего это касается нижних структурных подразделений предприятия и их управления.30

В связи с вышесказанным, необходимыми условиями получения достоверной и правдивой информации с целью проведения внутреннего аудита является:

- ознакомление с текущими документами, установление правильности их  ведения;

- обзор управленческой документации  на предмет ее достоверности и целостности.31

Таким образом, информационное обеспечение внутреннего аудита должно базироваться на четко структурированной, достоверной, лаконичной и понятной информации, которая будет интересной и полезной не только для аудитора, но и для руководства организации

 

 

 

 

 

1.4 Методы и приемы внутреннего аудита

 

Под методами внутреннего аудита понимают такие способы и приемы проверки всех видов деятельности предприятия, которые способствуют оценке его состояния на основании изучения текущей документации, оперативной и финансовой отчетности.

 Для внутреннего аудита характерными являются три этапа контроля (рис. 8):

- предварительный;

- текущий;

- последующий.32

Рис. 8 Этапы контроля внутреннего аудита

 

При проведении внутреннего аудита используются приемы документального и фактического контроля.33

Характеристика приемов фактического контроля представлена в табл. 5.

 

Таблица 5

Характеристика приемов документального контроля34 представлена в табл. 6.

Таблица 6

 

 

При наличии недоброкачественных документов, несоблюдении правил корреспонденции счетов и других нарушениях целесообразно проводить выборочную проверку по дебету или кредиту некоторых счетов, контролировать хозяйственные операции по заключительным проводкам, проверять проводки, составленные с нарушением установленных правил, и встречные записи в учетных регистрах, изучать операции по результатам предварительного экономического анализа.35

В отличие от экспертного порядка выборки в зарубежной практике контроля и рекомендациях международных нормативов аудита широкое распространение получил выборочный метод математической статистики, заключающийся в изучении совокупности по данным выборочного наблюдения.36

 Основным условием применения выборочного метода является правильное определение единицы выборки, обеспечение репрезентативности (представительности) выборки, верная оценка аудиторского риска и результатов выборки. Знание законов распределения позволяет более обоснованно определить объем выборки, повышает достоверность результатов контроля. Перечень контролируемых показателей должен выявляться в каждом конкретном случае в зависимости от специфики предприятия, уровня автоматизации учетных работ.37 Данный способ проведения аудиторской проверки должен получить признание и распространение в работе отечественных аудиторов.

Повысить эффективность аудиторских процедур позволяют методы автоматизированного аудита. Изменение среды обработки данных сильно влияет на методы аудита, приводя к появлению новых приемов и процедур (имитация, параллельное моделирование, переформатирование данных и т.д.).38

 В связи с этим руководитель  группы аудиторов должен, по нашему  мнению, привлекать специалистов  для оценки влияния компьютерной  обработки данных на аудиторские  проверки, определения формы и методов аудита в условиях использования вычислительной техники для ведения учета, работы со статистическими и имитационными данными, анализа программ, а также разработки и выполнения аудиторских процедур.

Руководители аудиторских проверок должны иметь достаточные знания в области компьютерной технологии, чтобы координировать и контролировать работу специалистов, оценить риск неэффективности контроля в компьютерной системе, поскольку это имеет решающее значение для достижения целей аудиторской проверки. В ходе аудита приходится иметь дело с одноименными документами, выполнять однотипные операции при проверке правильности подсчетов в первичных документах, оборотных и накопительных ведомостях; устанавливать достоверность отчетности и выведенных бухгалтерией остатков денежных средств и материальных ценностей.39

Однако, как показывают исследования, например, в потребительской кооперации, только 32,3% аудиторов используют в работе компьютеры в процессе проверки всех операций, 14,6% - при подсчетах цифровых данных в документах, 16,7% - во время проведения инвентаризации и оформления материалов.40 В связи с этим до начала аудита целесообразно составлять план проверки первичных документов и учетных регистров на ЭВМ, макеты таблиц для записей результатов и оформления выявленных расхождений.

Аудитор может проводить процедуры с помощью автоматизированных методов, таких как контрольные данные, пересмотр операционных данных или проверка кодирования применяемых программ.

Кроме того, документирование проверок целесообразно осуществлять посредством процедур запроса и обзора.

Эффективность и действенность аудиторских проверок повышается благодаря аудиторскому программному обеспечению для обработки данных, которое может состоять из пакетных и целевых программ, а также программ пользования.41

Процедуры сбора информационного материала аудитором могут включать:

- наблюдение за проводящимся контролем;

- проверку его документальных свидетельств;

- повторное проведение контроля;

- проверку отдельных частей программы и соответствующего общего контроля.

Эффективным приемом для получения свидетельств является использование системы электронных таблиц Excel, позволяющих составлять программы аудита. Аудитору достаточно разработать форму и содержание выходного документа, определить необходимые входные данные, действия, которые должны быть выполнены над ними для получения выходной информации.

Особенно эффективно использование компьютеров и программного обеспечения аудита при проведении выборочного обследования и аналитической проверки.

Парк программных средств аудитора должен включать минимальный набор программных средств (при работе в программе Windows) - текстовой редактор Word, электронные таблицы Excel, комплекс специальных бухгалтерских программ, программный комплекс анализа финансового состояния предприятия.

 

 

Выводы по главе 1

 

В данной главе было рассмотрено понятие внутреннего аудита, который  представляет собой систему контроля предоставляемой информации, которая служит основой для принятия управленческих решений.

Информационной базой для внутреннего аудита служит вся система документооборота организации, бухгалтерская и финансовая отчетность, то есть вся система управленческого учета.

Осуществление внутреннего аудита может производиться с помощью специалистов предприятия, ревизионной комиссии, а также специально созданного подразделения, которое будет подчиняться только высшему руководству организации, поскольку обязано выполнять роль независимого эксперта в проведении учетной политики предприятия.

Кроме того, система внутреннего аудита на предприятии должна быть четко регламентирована, что достигается путем определения прав и обязанностей всех специалистов системы, соблюдения квалификационных требований, выстраивания взаимоотношений со всеми участниками хозяйственной деятельности  предприятия

Таким образом, система внутреннего аудита организации обеспечивает реализацию основных функций управления, в том числе учетной, аналитической, планирования, контроля, мотивации и регулирования для принятия эффективных решений на всех его уровнях.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ПРАКТИКИ ВНУТРЕННЕГО АУДИТА УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ОАО "РОСТЕЛЕКОМ"

 

 

2.1 Характеристика компании ОАО «Ростелеком»

История ОАО «Ростелеком»

Сегодня компания ОАО «Ростелеком» (www.rostelecom.ru) (RTS, MICEX: RTKM) – это национальная телекоммуникационная компания и крупнейший универсальный оператор связи России, обслуживающий более 100 миллионов абонентов в 80 регионах страны. «Ростелеком» предоставляет высокотехнологичные услуги фиксированной и мобильной связи, широкополосного доступа в Интернет, платного телевидения и облачных решений для частных и корпоративных клиентов.

Основные факты о «Ростелекоме»:

- Лидер на рынках фиксированной связи, ШПД и IPTV в России;

- Лидер по разработке облачных решений на российском рынке. Разрабатываемые и внедряемые «Ростелекомом» решения охватывают в том числе такие сферы, как медицина, образование, мобильные платежи, электронное правительство;

- Суммарная емкость клиентских подключений: свыше 2,3 Тб/с;

- Лицензии на оказание услуг мобильной связи в стандартах 3G и 4G;

- Выручка: 325,7 млрд рублей, OIBDA: 113,3 млрд рублей (2013 г., МСФО);

- Кредитные рейтинги: Fitch BBB-, Standard & Poor's BB+.

Свою деятельность компания начала в 90-х годах.

К началу 90-х годов в России была сформирована мощная транспортная сеть связи, которая была на 100 % аналоговой и значительно отставала от современного уровня мировых телекоммуникаций.

Для решения задач, поставленных перед отраслью, 26 июня 1990 года было создано АО «Совтелеком», взявшее на себя функции развития и эксплуатации сети междугородной и международной связи на территории СССР.

 «Ростелеком» внедрил единую систему электронного документооборота на платформе EMC Documentum 6.7. В системе, рассчитанной на 75 тысяч пользователей, реализованы все основные бизнес-процессы в области делопроизводства, организационно-распорядительного и управленческого документооборота ОАО «Ростелеком». Проект является первым масштабным внедрением новейшей версии Documentum на территории России и СНГ.

«Ростелеком» в начале 2011 года поставил перед собой амбициозную задачу – унифицировать и централизовать все процессы документооборота компаний, которые в ближайшем будущем должны были стать объединенным «Ростелекомом». Для этого было решено внедрить единую систему электронного документооборота с централизованной архитектурой, которой предстояло заменить восемь локальных СЭД на разных платформах. Для решения этой задачи была выбрана система ЕМС Documentum. Партнером по внедрению выступила компания AT Consulting.

Проект стартовал в апреле 2011 года. План работ предусматривал поэтапный ввод системы: запуск в корпоративном центре, затем постепенное наращивание функциональности и подготовка к подключению филиалов. Первым достижением стал запуск единой системы электронного документооборота 19 декабря 2011 года в корпоративном центре, московском филиале и учебно-производственном центре. В сентябре 2012 года команда AT Consulting полностью перевела электронный документооборот «Ростелекома» на платформу Documentum 6.7, после чего в течение трех месяцев была проведена миграция 85 филиалов компании в новую систему.

Информация о работе Методы внутреннего аудита управленческой отчетности