Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 07:29, курсовая работа
Целью настоящей работы является характеристика и краткий анализ существующего механизма безналичных расчетов, используемого коммерческими банками, а также определение возможных направлений его совершенствования с целью повышения прибыльности банковских операций, ускорения расчетов, сокращению издержек обращения.
Объектом изучения и предметом исследования данной работы является, организация денежных расчетов с использованием безналичных денег.
Также будет исследовано направление совершенствования системы безналичных расчетов на примере ОАО «Уралсиб».
Привлечение на обслуживание крупных клиентов способствует увеличению расчетных операций, проводимых банком. Движение денежных средств на счетах клиентов позволяет осуществлять всевозможные операции, направленные на улучшение структуры баланса банка.
Ведение……………………………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы организации безналичных расчётов……………
Понятие безналичной расчётной особенности значений и их система……
1.2 Нормативно-правовое регулирование безналичных расчётов в Российскую Федерацию………………………………………………………………………
1.3Основные формы безналичных расчетов их преимуществ и их недостатки…
Глава 2. Исследования эффективности организация безналичных расчётов на примере ОАО «Уралсиб» ……………………………………………………………
2.1 Общая характеристика кредитной организации……………………………
2.2 Организация и методы исследования эффективности системы безналичных расчётов…………………………………………………………………………..
2.3 Результаты исследования эффективности системы безналичных расчётов……
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию организации безналичных расчётов в Российской Федерации……………………………………………………………..
3.1 Рекомендации по совершенствованию организации, системы безналичных расчётов и перспективы их развития………………………………………………..
3.2 Расчёты экономической эффективности предложенных мероприятий………..
Заключение……………………………………………………………………………..
Вексель должен содержать: наименование «вексель»; приказ «платите» (переводной вексель), обязательство «уплачу» (простой вексель) определенную сумму денег; точное наименование плательщика (фамилия, имя, отчество, место жительства, адрес, как для физического, так и юридического лица); срок платежа, место платежа, наименование получателя, место и дату выставления векселя, конкретную сумму (общую, включая причитающиеся проценты), подпись трассанта (переводной вексель) и векселедателя (простой вексель).
Переводной вексель может быть передан от одного лица к другому путем индоссамента (передаточной надписи). Индоссамент может быть написан на переводном векселе или на присоединенном к нему листе (аллонж, добавочный лист) и подписан индоссантом.
Переводной вексель может быть выдан сроком по предъявлении, во столько-то времени от предъявления, во столько-то времени от составления, на определенный день.
Отказ от акцепта переводного векселя должен быть нотариально удостоверен. Нотариально удостоверенный отказ плательщика от оплаты носит название вексельного протеста.
В начале, по-моему мнению, будет целесообразно дать определения основным понятиям данной темы.
Банковская пластиковая
карточка - это совершения безналичных
платежей за товары и услуги, выполнение
вкладных операций, получение наличных
денег физическими и
Внутренняя платежная
система – это платежная
Международная платежная
система – это платежная
Частная платежная система – это внутренняя или международная платежная система, в которой эмиссию карточек осуществляет один банк-эмитент, являющийся владельцем платежной системы.
Банк, выпустивший пластиковую карточку, носит название банк-эмитент.
Юридическое или физическое
лицо, заключившее с банком-
Физическое лицо, получающее право на осуществление расчетных и других операций при помощи карточки на основании доверенности или заявления держателя - пользователь карточки.
Для совершения операций с
карточками их держателю открывается
в банке-эмитенте карт-счет. Карт-счет
– открываемый банком-
В настоящее время выделяют следующие виды карт:
1. по механизму расчётов выделяют следующие виды карт:
- двухсторонние карточки;
- многосторонние карточки.
2. по функциональному назначению выделяют следующие виды карт:
- кредитные карточки , используемые в кредитных платежных системах;
- дебетовые карточки - используемые в дебитных платежных системах;
- карточки с овердрафтом.
3. по функциональному назначению выделяют следующие виды карт:
- кредитные карточки;
- дебетовые карточки;
- карточки с овердрафтом.
4. по материалу, из которого карточка изготовлена выделяют следующие виды карт:
- бумажные (картонные);
- пластиковые;
- металлические.
5. по способу записи информации на карту выделяют следующие виды карт:
- графическая запись;
- эмбоссирование;
- штрих-кодирование;
- кодировка на магнитной полосе;
- чип-карты (смарт-карты);
- лазерная запись(оптические карты).
6. по способу записи информации выделяют следующие виды карт:
- графическая запись
- эмбоссирование
- штрих-код
- магнитная полоса
- чип
- лазерная запись
Основные преимущества банковских
карт заключаются в их универсальности.
Платёжные системы
Карточки являются платежными инструментами, выпускаемыми банками-эмитентами. Выпуск в обращение карточек национальной (международной) системы расчетов осуществляется банком.
Физическое лицо для получения карточки представляет в банк следующие основные документы:
- паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;
- заявление-анкету на получение карточки.
При желании личная карточка может быть выдана также иному физическому лицу (родственнику), если клиент укажет это в заявлении-анкете на получение карточки.
Юридическому лицу (предпринимателю без образования юридического лица) для получения карточек необходимо представить в банк:
- дубликат извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;
- заявление-анкету на каждого держателя карточки;
- доверенность на каждого держателя, подписанную руководителем и главным бухгалтером, скрепленную оттиском печати.
Операции с дебетной или
дебетно-кредитной карточкой
Операции с дебетно-кредитной карточкой производятся только при заключении кредитного договора между банком-эмитентом и держателем карточки.
Перед выдачей карточки банк обязан ознакомить владельца карт-счета со следующей информацией:
1. область применения карточки;
2. условия использования карточки;
3. тарифы по операциям с карточками;
4. права и обязанности клиента и банка по операциям с карточками;
5. распределение ответственности между банком-эмитентом и клиентом в случае нарушения Договора;
6. порядок рассмотрения споров;
7. порядок аннулирования и изъятия карточки.
Банк-эмитент может установить определенные ограничения по операциям с карточками - минимальный и максимальный предел суммы одной операции, количество расчетных операций в течение того или иного периода, предел суммы расчетных операций в течение одного дня, недели и т.п.
Карточка действительна в течение срока, предусмотренного договором. При истечении срока действия карточка может быть заменена. Замена карточки производится также при преждевременном выходе карточки из строя, при желании клиента рассчитываться карточкой другого вида. Новая карточка выдается на сумму неиспользованных средств на карт-счете.
Платеж по карточке фиксируется в карт-чеке, в котором указывается: наименование платежной системы; наименование и адрес предприятия торговли (сервиса); номер карточки; наименование валюты платежа, сумма платежа; дата и время совершения операции. Карт-чеки представляются предприятием торговли (сервиса) вместе с реестром в обслуживающее учреждение банка для зачисления выручки на его расчетный счет.
Использование пластиковых
карточек способствует уменьшению наличного
денежного оборота и затрат по
его обслуживанию, ускорению оборачиваемости
средств в сфере
Держатель карточки имеет возможность:
1. получать наличные денежные средства в иностранной валюте:
2. совершать операции круглосуточно и независимо от режима работы банка;
3. оплачивать товары и услуги в предприятиях торговли и сервиса (магазинах, автозаправочных станциях, кафе, ресторанах, столовых, аптеках и др.);
4. совершать безналичные операции и пользоваться широким спектром услуг в инфокиосках, банкоматах и пунктах приёма коммунальных платежей;
5. по согласованию с банком оформить краткосрочный кредит – овердрафт;
6. снимать наличные денежные средства в белорусских рублях без комиссии.
В настоящее время государство
принимает активное участие в
развитии безналичных платежей с
использованием банковских пластиковых
карточек. Различные постановления
и нормативные акты создают правовую
основу для более активного внедрения
на предприятиях торговли и сервиса
специального банковского оборудования,
позволяющего обслуживать держателей
банковских карт и принимать "пластиковые
деньги" к оплате.
Глава 2. Исследования
эффективности организации
2.1 Общая характеристика кредитной организации.
Кредитная организация - это
юридическое лицо. В п. 1 ст. 48 ГК РФ
сказано: "Юридическим лицом признается
организация, которая имеет в собственности,
хозяйственном ведении или оперативном
управлении обособленное имущество и
отвечает по своим обязательствам этим
имуществом, может от своего имени приобретать
и осуществлять имущественные и личные
неимущественные права, нести обязанности,
быть истцом и ответчиком в суде.
Поскольку в Федеральном
законе сказано, что кредитная организация
- это хозяйственное общество, которое
образуется на основе любой формы
собственности, то, стало быть, ее имущество
как юридического лица не может принадлежать
ей иначе, чем на праве собственности.
Принципиальное понимание кредитной организации
как юридического лица и целого ряда, связанных
с этим пониманием финансовых вопросов
основывается на положении, которое закреплено
в п. 2 ст. 48 ГК РФ, где сказано, что "в связи
с участием в образовании имущества юридического
лица его учредители (участники) могут
иметь обязательственные права в отношении
этого юридического лица либо вещные права
на его имущество. К юридическим лицам,
в отношении которых их участники имеют
обязательственные права, относятся хозяйственные
товарищества и общества, производственные
и потребительские кооперативы..."
Во-вторых, основная цель кредитной организации
- извлечение прибыли. Кредитная организация
- это коммерческая организация. В п. 1 ст. 50
ГК РФ сказано, что "юридическими лицами
могут быть организации, преследующие
извлечение прибыли в качестве основной
цели своей деятельности (коммерческие
организации) либо не имеющие извлечение
прибыли в качестве такой цели и не распределяющие
полученную прибыль между участниками
(некоммерческие организации)". В п. 2
ст. 50 ГК РФ предусматривается, что "юридические
лица, являющиеся коммерческими организациями,
могут создаваться в форме хозяйственных
товариществ и обществ, производственных
кооперативов, государственных и муниципальных
унитарных предприятий".
В-третьих, кредитная организация
наделена специальной правоспособностью.
Это означает, что она действует на основании
своего устава и разрешения (лицензии),
выданного Банком России.
Законодательство предусматривает, что
определенные виды предпринимательской
деятельности являются правомерными только
в том случае, если они осуществляются
на основе соответствующей лицензии.
Кредитные организации действуют на основе
лицензий, выданных Банком России. В статье 59
Федерального закона "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)
закреплено, что "Банк России принимает
решение о государственной регистрации
кредитных организаций и в целях осуществления
им контрольных и надзорных функций ведет
Книгу государственной регистрации кредитных
организаций, выдает кредитным организациям
лицензии на осуществление банковских
операций, приостанавливает действие
указанных лицензий и отзывает их".
Виды банковских лицензий с перечислением
в них банковских операций содержаться
в приложениях к Инструкции Банка России
от 14 января 2004 г. N 109-И "О порядке принятия
Банком России решения о государственной
регистрации кредитных организаций и
выдаче лицензий на осуществление банковских
операций".1 В частности, в этой Инструкции
сказано, что лицензия на осуществление
банковских операций, выдаваемая Банком
России, содержит указание на один из видов
лицензий, определенных пунктами 8.2, 8.3
и 14.1 Инструкции, перечень банковских
операций, право на осуществление, которых
предоставлено кредитной организации,
дату выдачи и номер лицензии. Лицензия
на осуществление банковских операций
выдается на бланке, защищенном от подделок.
Лицензия на осуществление банковских
операций подписывается Председателем
Банка России или его заместителем, возглавляющим
Комитет банковского надзора Банка России.
Подпись скрепляется печатью Банка России
с изображением Государственного герба
Российской Федерации.
В статье 13 Федерального
закона "О банках и банковской деятельности"
предусмотрен порядок выдачи банковских
лицензий и санкции за работу без такой
лицензии.
Надо иметь в виду, что Федеральным законом
от 27.07.2006 в Федеральный закон "О банках
и банковской деятельности" включена
новая статья, для того чтобы упростить
и ускорить некоторые платежи, производимые
населением. Это статья 13.1 "Осуществление
отдельных банковских операций коммерческой
организацией, не являющейся кредитной
организацией". В ней закреплено исключения
из общего правила о том, что только кредитная
организация осуществляет банковские
операции. Вот, что мы там читаем:
"Коммерческая организация, не являющаяся
кредитной организацией, вправе осуществлять
без лицензии, выдаваемой Банком России,
банковские операции, указанные в пункте 9 части первой статьи 5
настоящего Федерального закона, в части
принятия от физических лиц наличных денежных
средств в качестве платы за услуги электросвязи,
жилое помещение и коммунальные услуги
при одновременном соблюдении следующих
условий:
1) наличии договора с кредитной организацией,
по условиям которого коммерческая организация,
не являющаяся кредитной организацией,
обязуется от своего имени, но за счет
кредитной организации осуществлять банковские
операции, указанные в пункте 9 части первой статьи 5
настоящего Федерального закона, в части
принятия по месту своего нахождения и
(или) месту нахождения ее филиалов, оборудованных
стационарными рабочими местами, наличных
денежных средств от физических лиц в
качестве платы за услуги электросвязи,
жилое помещение и коммунальные услуги
в целях осуществления кредитной организацией
операций по переводу денежных средств
по поручению физических лиц без открытия
банковских счетов на банковский счет
лица, оказывающего услуги (выполняющего
работы), за которые в соответствии с законодательством
Российской Федерации взимается плата
за услуги электросвязи, жилое помещение
и коммунальные услуги;
2) наличии договора между кредитной организацией
и лицом, оказывающим услуги (выполняющим
работы), за которые в соответствии с законодательством
Российской Федерации взимается плата
за услуги электросвязи, жилое помещение
и коммунальные услуги, по условиям которого
кредитная организация на возмездной
основе обязуется осуществлять операции
по переводу (включая принятие) наличных
денежных средств, принятых указанной
в пункте 1 настоящей статьи коммерческой
организацией, не являющейся кредитной
организацией, от физических лиц в пользу
лица, оказывающего соответствующие услуги.
В-четвертых, кредитная организация осуществляет
банковские операции, которые, как сказано
в ст. 1 Федерального закона, предусмотрены
в этом же Федеральном законе. Заметим,
что в ст. 1 Федерального закона не употребляется
термин "сделки", в то время как в
ст. 5 этого же Закона, которая называется
"Банковские операции и другие сделки
кредитной организации", указывается
не только перечень банковских операций,
но и перечень сделок. Перечень сделок
не закрыт, так как помимо указанного перечня,
кредитная организация, как сказано в
этой же статье, может совершать и другие
сделки.
В-пятых, кредитная организация может
создаваться и функционировать только
в форме хозяйственного общества. Согласно
гражданскому законодательству организационно-правовой
формой кредитной организации могут быть
только акционерное общество, общество
с ограниченной ответственностью и общество
с дополнительной ответственностью. Это
означает, что учредители кредитной организации
не могут использовать в процессе ее создания
другие организационно-правовые формы
- учреждения, кооперативы и другие организационно-правовые
формы, кроме как хозяйственное общество.
Итак, основные признаки, кредитной организации
содержаться в ее определении, которое
закреплено в статье 1 Федерального закона
"О банках и банковской деятельности"
(далее - Федеральный закон). В них выражена
сама сущность кредитной организации,
как такой организации, которая привлекает
и размещает от своего имени и за свой
счет чужие денежные средства. Но помимо
сущности у кредитной организации есть
и содержание, выраженное некоторыми дополнительными
признаками.
Для того чтобы разобраться
в специфике кредитной организации, а
значит и в том, чем она отличается от других
коммерческих организаций необходимо
обратить внимание не только на те признаки,
которые закреплены в статье 1 Федерального
закона. Нужно еще принимать во внимание
и те признаки, которые закреплены в других
статьях этого же закона.
Определение кредитной организации, закрепленное
в статье 1 Федерального закона, - содержит
только ее основные признаки.
В ряде статьей Федерального закона содержаться
нормы, которые закрепляют другие отличительные
признаки понятия кредитной организации.
Например, обязанность кредитной организации
предоставлять отчетность в Банк России.
Поэтому мы не ограничимся рассмотрением
только тех элементов понятия кредитной
организации, которые образуют ее определение.
Понятие, как известно, всегда шире, чем
определение.
Внешне, как признаки кредитной организации,
они позволяют точнее отличать ее от других
хозяйственных обществ. Но эти же признаки,
раскрывают ее содержание. Поэтому признаки
кредитной организации - это те основные
элементы, из которых складывается содержание
понятия кредитной организации. Простой
пример. Требования к наименованию кредитной
организации, как ее признак, не столь
существенны, чтобы войти в определение
кредитной организации. Поэтому они сформулированы
в статье 7 Федерального закона. Но специфика
этих требований, как будет показано дальше,
- это еще один признак, по которому кредитная
организация отличается от всех остальных
хозяйственных обществ. Только ей, в частности,
разрешается использовать в своем наименование
слово "банк". Другим юридическим
лицам это запрещено.
Рассмотрим теперь подробно все признаки
кредитной организации, включая те, которые
входят в определение кредитной организации
(закрепленные в статье 1 Федерального
закона) и те которые туда не входят, но
они закреплены в других его статьях либо
конструируются на основе обобщений норм
этого же Федерального закона. Правовой
статус кредитных организаций регулируется
нормами различных отраслей права:
- в общих аспектах, как правовой статус
субъекта предпринимательской деятельности
- нормами конституционного права;
- непосредственно, как правовой статус
субъекта гражданско-правовых отношений
–нормами гражданского права;
- как правовой статус субъекта банковских
отношений, то есть субъект взаимоотношений
с Банком России, по поводу соблюдения
и исполнения
- правил проведения банковских операций
- нормами банковского права.
Правовой статус кредитной организации
регулируется конституционным, гражданским
и банковским правом. Конституция РФ устанавливает
определенные нормы, которые регулируют
основы правового положения юридического
лица, которые тем самым являются основами
правового положения и кредитной организации.
Стало быть, следует различать конституционный,
гражданско-правовой, а также - банковский
статусы кредитной организации.
Гражданское право регулирует имущественные
и личные неимущественные отношения кредитной
организации.
Во-первых, сюда входит организационно-правовая
форма кредитной организации. Правда,
как будет показано дальше, ее специфика
применительно к кредитным организациям,
а также отношения между кредиторами и
должниками, дополнительно регулируются
еще и банковскими законами.
Во-вторых, это все те сделки,
которые может заключать кредитная организация
со своими клиентами (договор банковского
вклада, договор банковского счета, договор
банковского кредита и другие сделки участником
которых может выступать кредитная организация).
А затем, на основании этих сделок, кредитная
организация проводит ту или иную банковскую
операцию, предусмотренную банковским
правом. Поэтому между гражданско-правовым
статусом и банковским статусом кредитной
организации есть взаимосвязь.
В ГК РФ были внесены изменения. Федеральным
законом от 8 июля 1999 пункт 3 статьи 87 "Основные
положения об обществе с ограниченной
ответственностью" ГК РФ был дополнен
абзацем вторым следующего содержания:
"Особенности правового положения кредитных
организаций, созданных в форме обществ
с ограниченной ответственностью, права
и обязанности их участников определяются
также законами, регулирующими деятельность
кредитных организаций", а пункт 5 статьи 90
настоящего Кодекса дополнен абзацем вторым
следующего содержания: "Права и обязанности
кредиторов кредитных организаций, созданных
в форме обществ с ограниченной ответственностью,
определяются также законами, регулирующими
деятельность кредитных организаций".
Этим же Федеральным законом пункт 3 статьи 96
ГК РФ дополнен абзацем третьим следующего
содержания: "Особенности правового
положения кредитных организаций, созданных
в форме акционерных обществ, права и обязанности
их акционеров определяются также законами,
регулирующими деятельность кредитных
организаций. Пункт 1 статьи 101 ГК РФ был дополнен
абзацем третьим следующего содержания:
"Права и обязанности кредиторов кредитных
организаций, созданных в форме акционерных
обществ, определяются также законами,
регулирующими деятельность кредитных
организаций".
Таким образом, пределы банковского права
расширились. Расширились и права Банка
России в тех случаях, когда они предусмотрены
не его же нормативными актами, а банковскими
законами, то есть "законами, регулирующими
деятельность кредитных организаций".
Следует различать общий
и специальный правовые статусы кредитных
организаций.
Общий правовой статус кредитной
организации - это статус ее обычных условий
деятельности. Однако в условиях, когда
кредитная организация находится на грани
краха, к ней могут быть применены меры
по предупреждению ее несостоятельности.
В этих условиях на основании и в порядке
предусмотренными Федеральным законом
"О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций" к ней могут
быть применены Центральным банком меры
ограничивающие права ее участников и
органов управления кредитной организацией.
Такой правовой статус кредитной организации
можно назвать специальным.
Конституция Российской Федерации и другие
федеральные законы предусматривают определенные
гарантии правового статуса кредитной
организации. Например, статьи 8, 34, 35 Конституции
РФ предусматривают гарантии против незаконной
конкуренции, против монополизации. Важно,
чтобы эти гарантии реально действовали
в банковской системе.
Следует различать правовой статус и правовое
положение кредитной организации.
Общий правовой статус (правоспособность,
права и обязанности) у всех российских
кредитных организаций одинаков.
Правовое положение у всех разное
в зависимости от того, в какие гражданско-правовые
отношения вступает кредитная организация.
Их может быть больше или, наоборот, меньше.
Здесь все зависит от предпринимательской
деятельности кредитной организации,
от того, насколько эффективен ее банковский
бизнес.
Однако и здесь должны
быть созданы соответствующие гарантии.
Смысл их состоит в том, чтобы в экономике
страны были созданы одинаковые условия
для предпринимательской деятельности
всех субъектов. Для этого закон должен
предусматривать равные условия бизнеса,
с одной стороны, и более гибкие формы
этого бизнеса - с другой.
Пока же Федеральный
закон "О банках и банковской деятельности",
на наш взгляд, предусматривает примитивный
набор возможностей для выбора организационно-правовых
форм банковского предпринимательства.
Если анализировать только догму банковского
права, то получается, что банковское законодательство
предусматривает только универсальные
банки и другие кредитные организации.
В ряде случаев закон не содержит признаков
такого понятия, как государственный банк,
хотя на практике некоторые банки, на наш
взгляд, являются государственными. Нет
в законодательстве понятий специализированного
и регионального банка. В этом смысле набор
статусов весьма однообразен.
Такое могло бы подходить к стабильной
экономике, но никак не к переходной экономике
России.
Учитывая, что в России пока
еще существуют проблемы с законностью
в банковской системе, как раз было бы
полезным использование разнообразных
организационно-правовых форм и видов
кредитных организаций. Причем это должны
быть не просто экономические или финансовые
понятия, а четкие определения, закрепленные
в законе. Пока же такой четкости нет. Поэтому
банк может, например, называться сберегательным,
но ничем, кроме названия, не отличаться
от других банков.
В других странах эти вопросы
решены однозначно.
Скажем, банковская система Италии предусматривает
государственные банки.
Или, например, посмотрим на банковскую
систему Швейцарии. Это гибкая и разветвленная
система. В ней есть крупные банки, есть
частные банкирские дома, есть региональные
банки, сберегательные кассы, ссудные
кассы. В Швейцарии имеется 29 кантональных
банков (так называемые "домашние банки"
кантонов, которые работают именно и, прежде
всего в кантоне). Все они являются государственными:
государство отвечает по их обязательствам,
а управление осуществляется с участием
местных органов управления. Они универсальны.
То же относится и к сберкассам и региональным
банкам. Это весьма многочисленная и гетерогенная
группа. Часть этих институтов принадлежит
государству, а часть организована в форме
товариществ. Тем не менее, вне зависимости
от формы собственности целевой рынок
здесь является локальным. Самая многочисленная
(более 1000) - группа ссудных касс, организованная
по немецкой системе Райффазена. Кредиты
эти кассы выдают только своим членам1.
Можно было бы приводить и другие примеры
того, что во многих современных зарубежных
странах существует разветвленная банковская
система и в действующем законодательстве
предусмотрены различные виды банков,
а не только их общий правовой статус.
В банковском праве России предусмотрена
только одна классификация кредитных
организаций, созданных по российскому
законодательству. Ее критерием являются
банковские операции. Федеральный закон
все кредитные организации делит на два
вида: банки и небанковские кредитные
организации.
Банк. "Банк - кредитная
организация, которая имеет исключительное
право осуществлять в совокупности, следующие
банковские операции: привлечение во вклады
денежных средств физических и юридических
лиц, размещение указанных средств от
своего имени и за свой счет на условиях
возвратности, платности, срочности, открытие
и ведение банковских счетов физических
и юридических лиц". (Ч. 2, статьи 1 Федерального
закона "О банках и банковской деятельности").
Здесь надо обратить внимание вот на что:
банковские операции осуществляются в
совокупности. Это значит, что банком может
считаться только такая кредитная организация,
которая получила право проводить все
из названных в определении операций.
Правда, нельзя не отметить, что в Федеральном
законе есть противоречие с этой нормой.
В статье 36 Федерального закона сказано,
что банк вправе привлекать денежные средства
физических лиц только спустя два года
после его регистрации. Но получается,
что в таком случае помимо самого этого
противоречия с частью 2 статьи 1 Федерального
закона, все банки в этих течение двух
лет фактически являются небанковским
кредитными организациями, хотя они регистрируются
как банки.
Небанковские кредитные организации
В части 3 статьи 1 Федерального
закона "О банках и банковской деятельности"
(далее - Федеральный закон) приводится
определение небанковской кредитной организации.
Там отмечается, что "небанковская кредитная
организация - кредитная организация,
имеющая право осуществлять отдельные
банковские операции, предусмотренные
настоящим Федеральным законом. Допустимые
сочетания банковских операций для небанковских
кредитных организаций устанавливаются
Банком России".
Далее мы отдельно
остановимся на этом вопросе и приведем
те классификации небанковских кредитных
организаций, которые предусмотрены нормативными
актами Банка России, а также покажем их
специфику.
Иностранные кредитные организации
В части 4 статьи 1 Федерального закона дается
определение понятия "иностранная кредитная
организация".
Оно необходимо в связи со следующим.
Во-первых, российские кредитные
организации могут участвовать в капиталах
зарубежных кредитных организаций, а те,
тоже вправе создавать дочерние организации
в России в соответствии с порядком предусмотренным
федеральным законом и нормативными актами
Банка России.
В статье 35 "Филиалы, представительства
и дочерние организации кредитной организации
на территории иностранного государства"
Федерального закона закреплены следующие
нормы:
"Кредитная организация, имеющая генеральную
лицензию и собственные средства (капитал)
в размере не ниже суммы рублевого эквивалента
5 миллионов евро, может с разрешения Банка
России создавать на территории иностранного
государства филиалы, и после уведомления
Банка России - представительства.
Кредитная организация, имеющая генеральную
лицензию и собственные средства (капитал)
в размере не ниже суммы рублевого эквивалента
5 миллионов евро, может с разрешения и
в соответствии с требованиями Банка России
иметь на территории иностранного государства
дочерние организации.
Банк России не позднее трехмесячного
срока с момента получения соответствующего
ходатайства сообщает заявителю в письменной
форме о своем решении - согласии или отказе.
Отказ должен быть мотивирован. В случае
если Банк России не сообщил о принятом
решении в течение указанного срока, соответствующее
разрешение Банка России считается полученным".
Во-вторых, Федеральный закон предусматривает
возможность открытия иностранными кредитными
организациями своих филиалов в России.
Более того, статья 2 Федерального закона,
называя основные элементы, из которых
состоит банковская система, говорит,
что такими элементами являются филиалы
и представительства иностранных банков.
То есть нерезиденты могут быть частью
российской банковской системы.
Что касается филиалов, Федеральный закон
допускает возможность их открытия, но
только с разрешения Банка России. В статье 52
Федерального закона "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)"
сказано, что Банк России выдает разрешения
на создание филиалов иностранных банков,
а также осуществляет аккредитацию представительств
кредитных организаций иностранных государств
на территории Российской Федерации в
соответствии с порядком, установленным
федеральными законами.
В России нет филиалов иностранных банков.
Российское государство в этом отношении
придерживается той же стратегии, что
и многие другие государства. Открытие
филиалов иностранных банков не выгодно
с точки зрения защиты интересов российской
банковской системы и российского общества.
Вместе с тем такой подход обязывает к
созданию необходимых условий для развития
российской банковской системы.1 Суть противоречий в этой сфере
состоит в том, что филиалы кредитных организаций
имеют больше ресурсов. Поэтому у них есть
возможность выдавать кредит под такие
проценты, которые намного меньше тех,
что предлагают российские банки. Стало
быть, если будут открыты филиалы иностранных
кредитных организаций, то возможен следующий
сценарий развития событий. С начала филиалы
иностранных банков могут понизить проценты
по кредитам. Российские банки не выдержат
конкуренции, и это может привести к краху
российской банковской системы. А затем
и филиалы иностранных банков тоже начнут
повышать проценты по кредитам.
В общем, как бы там ни было есть только
один нормальный вариант решения вопроса.
Нужно, чтобы российские банки становились
мощными и эффективными. Если это не будет
происходить, то под давлением потребителей
банковских услуг, государство долго удерживать
такую финансовую ситуацию не сможет и
допустит иностранные банки на российский
рынок.
Смысл этих рассуждений сводиться к тому,
что российская банковская система с ее
дорогими кредитами, не должна испытывать
терпение общества, которому нужны кредиты,
и которое понимает, что их могут предложить
иностранные банки на значительно более
выгодных условиях. Питаться одним только
патриотизмом это не сможет. Нужна новая
концепция и новая стратегия развития
банковского сектора, создающая настоящую
конкуренцию между банками внутри страны
и увязанная с системным развитием российского
общества.
Экономические классификации кредитных
организаций
Хотя в банковском законодательстве
и нет других классификаций, но могут
быть использованы экономические классификации.
По формам собственности, все кредитные
организации можно разделить на те, в чьих
капиталах участвует государство и те,
в которых оно не участвует. Соответственно,
следует различать частные кредитные
организации, кредитные организации со
смешанным капиталом и кредитные организации
в которых имеется сто процентное участие
государства. Правда, стоит отметить, что
правовой статус государственной кредитной
организации в законодательстве не закреплен.
По участию Банка России в капиталах некоторых
кредитных организаций (это предусмотрено
Федеральным законом "О Центральном
банке Российской Федерации (Банке России)"),
все они делятся на две группы: кредитные
организации, в капиталах которых участвует
Банк России, и кредитные организации
в которых он не участвует.
По участию органов местного самоуправления
в уставных капиталах кредитных организаций
все кредитные организации можно разделить
на частные и с участием органов местного
самоуправления (муниципальные банки).
Однако правовой статус муниципальных
банков не урегулирован и само это понятие
в законодательстве не закреплено.
Как уже говорилось, российское
законодательство не предусматривает
разнообразие банков. У нас банк может
называться как угодно, но название его
ни к чему не обязывает. Виды его деятельности
с названием не связаны. Поэтому банк может
называться ипотечным, земельным, инвестиционным,
инновационным, сберегательным, но юридически
это его ни к чему не обязывает. Он остается
универсальным.
Небанковские кредитные организации
В ч. 3 ст. 1 Федерального закона дается общее
определение небанковской кредитной организации.
А что касается ее видов, то они зависят
от того, какими банковскими операциями
наделяет их Банк России.
"Небанковская кредитная организация
- кредитная организация, имеющая право
осуществлять отдельные банковские операции,
предусмотренные настоящим Федеральным
законом. Допустимые сочетания банковских
операций для небанковских кредитных
организаций устанавливаются Банком России".
(Ч. 3 статьи 1 Федерального закона).
Во-первых, обратим внимание на
то, что в Федеральном законе применительно
к закрепленному в нем же понятию небанковских
кредитных организаций используется термин
"допустимые сочетания банковских операций".
О сделках в нем ничего не говорится. Говорится
только о банковских операциях, и что их
допустимое сочетание устанавливается
Банком России. Значит, допустимое сочетание
сделок Банк России не вправе.
Во-вторых, Федеральный закон ничего
не говорит об обязательных резервах для
небанковских кредитных организаций.
Значит, они не обязаны их депонировать
в Банке России. В этом есть некоторое
преимущество этого вида кредитных организаций.
Но не только в этом. Они более устойчивы,
поскольку их круг операций ограничен.
В частности, они не имеют право привлекать
банковские вклады физических лиц.
В-третьих, если мы посмотрим
приложения к Инструкции Банка России
N 109-И, то мы там, в типовых формах банковских
лицензий, то есть в наборе банковских
операций для данного вида кредитных организаций
не обнаружим открытие и ведение счетов
физических лиц. На наш взгляд, Федеральный
закон не дает оснований это запрещать.
Договор банковского вклада и договор
банковского счета - это разные договоры.
Федеральный закон в статье 30, 36 устанавливает
режим банковского вклада и соответствующие
ограничения. Счет - это совсем другое.
Он нужен для расчетов. И мне думается,
что можно было бы разрешить небанковским
кредитным организациям открывать счета
физическим лицам для расчетов.
По действующему на сегодняшний день банковскому
праву предусмотрены расчетные РНКО и
депозитно-кредитные небанковские кредитные
организации.
Расчетные НКО
Банк России принял инструкцию, которая
называется: "О банковских операциях
и других сделках расчетных небанковских
кредитных организаций...".
В этой Инструкции, во-первых, перечисляются
те банковские операции, которые вправе
проводить небанковская кредитная организация
(далее - РНКО). Во-вторых, в ней дублируется
перечень сделок, которые перечислены
в части третьей статьи 5 Федерального закона
"О банках и банковской деятельности"
и которые, по этому Федеральному закону,
вправе совершать любые кредитные организации.
В-третьих, в ней указаны те банковские
операции, которые запрещены для РНКО.1
В пунктах 1.1-1.5.3 этой Инструкции сказано
следующее:
"РНКО вправе осуществлять в сочетании
следующие банковские операции:
открытие и ведение банковских счетов
юридических лиц;
осуществление расчетов по поручению
юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов,
по их банковским счетам;
инкассацию денежных средств, векселей,
платежных и расчетных документов и кассовое
обслуживание юридических лиц;
куплю-продажу иностранной валюты в безналичной
форме;
осуществление переводов денежных средств
по поручению физических лиц без открытия
банковских счетов (за исключением почтовых
переводов).
РНКО могут осуществлять деятельность
на рынке ценных бумаг в соответствии
со статьей 6 Федерального закона "О
банках и банковской деятельности".
РНКО, помимо перечисленных Инструкции
банковских операций, вправе осуществлять
сделки, перечисленные в части 3 статьи 5
Федерального закона "О банках и банковской
деятельности".
В Инструкции говорится, что если иное
не предусмотрено лицензией на осуществление
банковских операций, выданной до вступления
в силу настоящей Инструкции, РНКО не вправе
осуществлять следующие банковские операции:
привлечение денежных средств физических
и юридических лиц во вклады;
открытие и ведение банковских счетов
физических лиц;
осуществление расчетов по поручению
физических лиц по их банковским счетам;
куплю-продажу иностранной валюты в наличной
форме;
привлечение во вклады и размещение драгоценных
металлов;
выдачу банковских гарантий.
Как сказано в этой Инструкции, в целях
минимизации риска, рекомендуется в учредительных
документах НКО предусматривать исключение
деятельности по привлечению средств
физических и юридических лиц (например,
путем выпуска РНКО собственных векселей).
Кроме того, в этих же целях, Инструкция
рекомендует предусматривать в учредительных
документах НКО следующее. Должно предусматриваться
размещение денежных средств от своего
имени и за свой счет в пределах, установленных
обязательными нормативами Инструкции,
исключительно:
- в долговые обязательства Российской
Федерации;
- в депозиты в Банке России;
- в облигации Банка России;
- в кредиты и депозиты, размещенные в имеющих
инвестиционный рейтинг не ниже "BBB"
по классификации иностранного рейтингового
агентства "Standard & Poor's" или не ниже
аналогичного по классификациям "Fitch
Ratings", "Moody's" банках-нерезидентах
стран, входящих в группу развитых стран,
и в кредитных организациях - резидентах
Российской Федерации;
- в государственные долговые обязательства
стран из числа группы развитых стран,
имеющих инвестиционный рейтинг не ниже
"BBB" по классификации иностранного
рейтингового агентства "Standard & Poor's"
или не ниже аналогичного по классификациям
"Fitch Ratings", "Moody's";
Кроме того, рекомендуется указать в учредительных
документах РНКО открытие корреспондентских
счетов, помимо корреспондентского счета
в Банке России, только в кредитных организациях
нерезидентах отвечающих определенным
критериям. Это значит, что они должны
иметь инвестиционный рейтинг не ниже
"BBB" по классификации иностранного
рейтингового агентства "Standard & Poor's"
или не ниже аналогичного по классификациям
"Fitch Ratings", "Moody's", банках-нерезидентах
стран, входящих в группу развитых стран,
и в кредитных организациях - резидентах
Российской Федерации.
Небанковские кредитные организации,
осуществляющие депозитные и кредитные
операции
Этот вид кредитных организаций предусмотрен
Положением Банка России от 21 сентября
2001 г. N 153-П "Об особенностях пруденциального
регулирования деятельности небанковских
кредитных организаций, осуществляющих
депозитные и кредитные операции".1
Небанковские кредитные организации (НДКО)
могут осуществлять отдельные банковские
операции, предусмотренные статьей 5 Федерального
закона "О банках и банковской деятельности",
на основании лицензии на осуществление
банковских операций, выданной Банком
России, в соответствии с требованиями,
предусмотренными этим Положением.
Регистрация и лицензирование НДКО осуществляются
в соответствии с Федеральным законом
"О банках и банковской деятельности",
в порядке, предусмотренном Инструкцией
Банка России от 14 января 2004 г. N 109-И "О
порядке принятия Банком России решения
о государственной регистрации кредитных
организаций и выдаче лицензий на осуществление
банковских операций" и иными нормативными
актами Банка России.
НДКО вправе осуществлять: привлечение
денежных средств юридических лиц во вклады
(на определенный срок); размещение привлеченных
во вклады денежных средств юридических
лиц от своего имени и за свой счет; производить
куплю-продажу иностранной валюты в безналичной
форме (данную операцию НДКО вправе осуществлять
исключительно от своего имени и за свой
счет); выдавать банковские гарантии.
Они могут осуществлять сделки, разрешенные
к осуществлению кредитными организациями
в соответствии со статьей 5 Федерального
закона "О банках и банковской деятельности"
(в том числе с ценными бумагами в соответствии
с требованиями федеральных законов).
НДКО не разрешается осуществлять операции
по привлечению денежных средств физических
лиц во вклады (до востребования и на определенный
срок) и юридических лиц во вклады до востребования;
открывать и вести банковские счета физических
и юридических лиц; осуществлять расчеты
по поручению физических и юридических
лиц, в том числе банков-корреспондентов,
по их банковским счетам; производить
инкассацию денежных средств, векселей,
платежных и расчетных документов и кассовое
обслуживание физических и юридических
лиц; осуществлять куплю-продажу иностранной
валюты в наличной форме; привлекать во
вклады и размещать драгоценные металлы;
осуществлять переводы денежных средств
по поручению физических лиц без открытия
банковских счетов.
НДКО не вправе открывать филиалы и создавать
дочерние организации за рубежом.
Информация о работе Межбанковский кредит и перспективы его развития