Мотивы и Модели международной предпринимательской деятельности в росии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 15:42, курсовая работа

Описание работы

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) является важнейшим элементом любой рыночной экономики, т. к. она обеспечивает экономический рост, производство возрастающей массы разнообразных товаров, призванных удовлетворить количественно и, что важнее, качественно изменяющиеся потребности общества, различных его слоев и индивидов. Это – движущая сила развития современного рыночного хозяйства, поэтому важно разобраться в различных аспектах предпринимательства как социально-экономического феномена.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Предпринимательская деятельность………………….....…...........стр 3
1.1 Содержание предпринимательской деятельности…………..............…стр 4
1.2 Особенности предпринимательской деятельности………...........…..стр 10
Глава 2. Структура мотивации предпринимательской деятельности.....................................................................................................cтр16
2.1 Теоретические основы мотивации предпринимательской деятельности…................................................................................................стр 17
2.2 Мотивы предпринимательской деятельности и их виды ....…….......стр 19
Глава 3. Модель предпринимательской деятельности …………….........стр 24
Глава 4. Средних и Мелких предприятий в Росии ………………............стр 30
Заключение …………………………….....…………. ..............................Стр 34
Литература…………………………………………………........................ стр 35

Файлы: 1 файл

курсовая работа по мировой экономике.docx

— 243.48 Кб (Скачать файл)

Таким образом можно изобразить схему:

Понятия «мотив предпринимательской  деятельности» и «предпринимательская установка», хотя и близки по смыслу, но не совпадают полностью. Мотив  более подвижен, более подвержен  эмоциям. Наоборот, установка носит  более стабильный характер.

Можно выделить следующие  группы мотивов , побуждающие людей к предпринимательской деятельности:

1.  экономические мотивы;

2.  социальные мотивы;

3.  психологические мотивы;

4.  физические мотивы;

5.  гуманистические мотивы.

Экономические мотивы: стремление извлечь экономическую выгоду посредством  достижения успеха победы, либо успеха выживания, либо того и другого одновременно. Экономическая выгода состоит в  обеспечении себя и своих близких  средствами существования, достаточными, как минимум, для поддержания  жизни и воспроизведения своей  рабочей силы, как максимум –  для укрепления личного конкурентного  потенциала и обеспечения личных конкурентных преимуществ над другими  предпринимателями.

Экономические мотивы предпринимательской  деятельности внешне выступают как:

·  имущественные мотивы, побуждающие людей к сохранению либо расширению перечня объектов владения, распоряжения, пользования, к поддержанию, укреплению вертикали предпринимательской власти и росту их административного ресурса;

·  трудовые мотивы, побуждающие людей к достижению успехов в профессиональном труде, росту личной профессиональной конкурентоспособности, усилению личных конкурентных преимуществ и преодолению личных конкурентных недостатков;

·  финансовые мотивы, побуждающие людей к получению финансовой выручки, либо к ее увеличению в результате успешного проведения сделок.

К предпринимательской деятельности людей подталкивают не только экономические  мотивы, но и другие. Так, в число  социальных мотивов предпринимательского поведения входят:

·  инициирование форм социального общения (социальных коммуникаций) как способ реализации, поддержания и усиления собственной социальной энергетики;

·  достижение успеха в обществе на законных основаниях, поддержание правовой адекватности, подчинение «дела» применяемым нормам права в сочетании с инициированием улучшения этих норм;

·  публичная презентация личных конкурентных преимуществ и достижений;

·  формирование и укрепление положительной репутации в глазах окружения;

·  приобретение социальных знаний, умений, навыков, в том числе использование чужого опыта в собственной деятельности и обучение на чужих ошибках;

·  обретение социального, в том числе правового комфорта.

Социальные мотивы предпринимательского поведения отражают социальное начало в природе людей, потребности  в социальных коммуникациях, стремление к социальной адекватности, общественному признанию. Социальное общение всегда инициируется определенными людьми, которые самостоятельно предпринимают шаги для создания необходимых форм такого общения. Поэтому социальная мотивация предпринимательского поведения содержится в постоянной эволюции социальных коммуникаций.

Психологические мотивы предпринимательской  деятельности отражают потребность  многих людей в эффективной самореализации, развитии личностных качеств, осознании  собственной личности, самоутверждении  в деловых отношениях, оптимизации  межличностных контактов и формировании психологической устойчивости. Посредством  предприимчивого поведения люди формируют механизмы эмоционального взаимодействия с другими людьми, развивают в себе такие качества, как настойчивость, уверенность  в себе, внимание, воля, аккуратность, открытость, терпение, последовательность в действиях и др.

И, наконец, в основе гуманистической  мотивации людей к предпринимательской  деятельности лежат их потребности, имеющие этический, эстетический, идейный (концептуальный, общефилософский) характер. Гуманистические мотивы предприимчивости состоят в стремлении людей к  этической, эстетической, идейной самореализации, обретению соответствующих форм адекватности на базе следования сложившимся  представлениям и установленным  порядкам, инициирования изменений  для установления новых порядков и формирования новых представлений. Данные мотивы отражают потребности  людей в актив ном поведении, доминировании, развитии, обретении  комфорта в этической, эстетической, идейной областях.

Следует различать среди  мотивов предпринимательского поведения  мотивы-побуждения, то есть истинные, реальные мотивы, и мотивы суждения, то есть такие, которые провозглашаются предпринимателем, открыто им признаются. Последние  можно называть предпринимательскими мотивировками.

В структуре мотивации  российского предпринимателя можно  выделить несколько основных вех :

1.  Острое или навязчивое желание выделиться, проявить себя, показать себя и свои способности.

2.  Стремление к независимости, неохота работать на «дядю», которые будто бы наживается на простых смертных.

3.  Стремление к ублажению свих потребностей в лидерстве.

4.  Отчаянная борьба за самовыражение, самореализацию и так далее.

Люди включаются в профессиональное предпринимательство, не только откликаясь на потребность быть предприимчивыми, но и на нужду, невозможность найти  работу по найму, желание непременно быть предпринимателями, стремление к  профессиональному развитию.

Каждый юридически свободный  человек обладает правом выбора между  профессиональным предпринимательством и профессиональным наемным трудом. Ведь можно работать предпринимателем, а можно учителем, можно вести  предпринимательский бизнес, а можно, напротив, предприимчиво трудиться  металлургом, проектировщиком или  строителем метрополитена.

Выбор людьми предпринимательской  профессии дополняется выбором  предмета предпринимательства –  предметной области или предметных областей экономики, определенного  сектора или совокупности секторов рынка. Профессиональный предприниматель  должен предстать перед своим  окружением как специалист в своем  деле. Таковым он становится, осуществляя  профессиональные действия в тех  предметных областях бизнеса, которые  он счел необходимым освоить. Он выступает  как предприниматель-специалист, ведущий  бизнес на каком-либо одном, определенном секторе рынка, либо как предприниматель-универсал, предпочитающий диверсификацию своего бизнеса.

Мотивированный выбор  между наемным трудом и предпринимательским  бизнесом в пользу предпринимательства  автоматически включает определение  географии и предметного состава  рынков, на которые решается вторгнуться новый субъект профессионального предпринимательства либо на которых он собирается закрепиться.

Изучение мотивов, установок, ценностных ориентаций поведения различных  категорий и групп предпринимателей, например, по заказу самих предпринимательских  структур, или же заинтересованных государственных органов, позволяет  определить преобладающие тенденции  в отношениях предпринимателей к  своей деятельности, что очень  важно для всего населения  региона, страны. Создавая на основе подобного  знания мотивов деловой активности систему стимулов, можно регулировать отношения в сфере предпринимательства, как со стороны самих предпринимателей, так и со стороны соответствующих  государственных структур – представительной и исполнительной власти, что сегодня  очень важно.

 

 

Модель предпринимательской деятельности может быть представлена в виде простой модели, состоящей из  двух блоков:

1. Макросреда – экономические,  правовые, политические, социально-культурные, технологические, физические (географические) условия деятельности.

2. Микросреда, включающая  институциональную систему 

 

 

Приведенная модель показывает предпринимательство с его пятью  основными функциями, четыре из которых (финансы, маркетинг, кадры, МТО) предполагают отношения с внешними блоками. Эти  институты составляют непосредственную среду деятельности предприятия  или «микросреду».

Различная работа по изучению рынка в рамках макросреды состоит  из экономической, политической, юридической, социально-культурной, технологической  и физической (географической) областей.

Для предпринимателей в России характерны три модели управления малым

бизнесом, связанные с личностными особенностями предпринимателей.

Первая модель - «Управление, ориентированное на качество бизнеса». 

Качество бизнеса - термин, который только входит в управленческую

практику, и предполагает четкие организационные акценты  на качество продукции и качество менеджмента организации. Данная модель характеризуется усилиями менеджмента, направленными на выстраивание внутренних связей, обеспечивающих поддержание  состояния организации, через качество бизнеса. В этом случае мы имеем дело с ориентацией на людей, как в компании, так и за ее пределами.   Для этой модели характерно последовательное внимание предпринимателей к управлению персоналом, планированию внутренних ресурсов и взаимоотношениям с партнерами. Владельцы - менеджеры стремятся к совершенствованию управления на основе оптимизации бизнес - процессов. Для компаний развивающихся по этой модели характерны достижения, связанные с удовлетворенностью внешних потребителей качеством продукта (товара), удовлетворенностью персонала.

Выбор этой модели обусловлен целеустремленностью предпринимателя  и его ориентацией на планирование, как на ведущую функцию менеджмента, творчеством и аккуратностью. Иными  словами,  модель, ориентированная на качество бизнеса, отражает такие индивидуальные особенности предпринимателя, как четкость формулирования целей и планирование деятельности в соответствии с этими целями в сочетании с творческим подходом и склонностью достигать цели, в том числе и с помощью выстраивания долговременных взаимоотношений с работниками, партнерами, клиентами,  и аккуратности.

Вторая модель управления малым бизнесом может быть названа «Управление, ориентированное на быстрое развитие» Данная модель предназначена для обеспечения высоких темпов развития организации.  Она  предполагает ориентацию предпринимателей на воплощение политики и стратегии, сконцентрированной  на обеспечении высокой скорости реализации предназначения, и  потребности заинтересованных сторон («стейкхолдеров»). 

Предприниматели, предпочитающие эту модель, ориентированы на социальное одобрение, зависимы от групповых ценностей  и норм. Они готовы пренебречь такими ценностями как исполнительность и  ответственность в процессе развития компании.

Третья модель может быть названа «Классическим предпринимательством». Система показателей, которые стремятся контролировать предприниматели, предполагает создание организации, деятельность которой  направлена на получение прибыли, а предприниматели отличаются заниженной оценкой эффективности своей деятельности. «Успеть везде, контролировать все»- эта формула, в концентрированном виде выражающая суть предпринимательского стиля деятельности, обеспечивающего эту модели. В рамках этой модели предприниматели ориентируются на классические показатели деятельности организации, такие как доля рынка, рентабельность, финансовый результат, объем продаж. При столь явной ориентации на прибыль предприниматели, выбравшие эту модель, стремятся к сохранению уважения  окружающих и здоровья.

Эти три модели отличаются по направленности на различные результаты деятельности организации:

  • на качество бизнеса;
  • на развитие организации;
  • на финансовые результаты.

Модели целевой  ориентации были построены на основе представлений, что о предпринимательская деятельность всегда направлена на достижение цели, хотя не всегда к ней приводит. Но обязательно заканчивается результатом, даже если он и не запланирован или не имеет положительного характера. С этой позиции рассмотрим взаимосвязь целевой ориентации организации и результатов ее деятельности, останавливаясь более  подробно на  вопросе управления качеством бизнеса.

Традиционно принято считать, что в деятельности организаций  участвуют собственники, управляющие, наемные работники, потребители, поставщики, государство, инвесторы и прочие, так называемые стейкхолдеры (заинтересованные группы). Все они вносят определенный вклад в получение результатов  деятельности  и имеют при этом собственные цели, не всегда сугубо экономические. Создание условий для достижения этих целей является основным инструментом управления при регулировании поведения участников деятельности организации.  На основе таких представлений о деятельности организаций целевая ориентация организации основана на большей степени реализации интересов того или иного стейкхолдера. В процессе изучения малого бизнеса, были выделены следующие заинтересованные группы  (стейкхолдеры): персонал (люди), общество, партнеры и потребители, а так же сам предприниматель ( владелец-менеджер). Рассматривая цели с данных позиций, отмечалась близость целей в отношении потребителей и бизнес- цели компании. Используя точку зрения Т. Конти, разделим направления деятельности компании по отношению к каждой, конкретной группе стейкхолдеров (заинтересованных групп) и выделим основные интересы (цели).

Информация о работе Мотивы и Модели международной предпринимательской деятельности в росии