Направления совершенствования формирования, распределения и использования денежных доходов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2015 в 13:28, курсовая работа

Описание работы

Целями исследования являются следующие:
1. Рассмотреть состав денежных доходов предприятия ОАО «Гомельторгмаш», их формирование, распределение и использование;
2. Проанализировать состав, структуру и динамику денежных доходов предприятия;
3.Сделать анализ формирования, распределения и использования денежных доходов предприятия;
4. Выявить недостатки механизма формирования, распределения и использования денежных доходов предприятия

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….………...........3

Теоретические аспекты денежных доходов предприятия…………….
1.1 Сущность и классификация денежных доходов предприятия……..
1.2 Формирование денежных доходов и их планирование………………...
1.3 Механизм распределения и использования денежных доходов на предприятии……………

Формирование, распределение и использование денежных доходов в РУП «Гомельторгмаш»………………………………
Выручка как основной источник дохода предприятия, ее состав и оценка факторов роста ……..……
Планирование выручки от реализации продукции, необходимой для обеспечения безубыточной работы предприятия………….
Анализ денежных потоков РУП «Гомельторгмаш»……………………

3 Направления совершенствования формирования, распределения и использования денежных доходов предприятия……………………35
3.1 Направления роста денежных доходов РУП «Гомельторгмаш»……
3.2 Совершенствование формирования и распределения доходов предприятия…
Заключение………………..…………………………………………..…………..48

Список использованных источников………………….……………….………..50

Файлы: 1 файл

KURSACh_5_KURS.doc

— 834.00 Кб (Скачать файл)

Важную роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередной характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивают увеличение акционерной собственности, характеризуют готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, обеспечивают возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.

Итак, наличие чистой прибыли, создающей стимулирующие условия хозяйственного развития предприятий и организаций при переходе к рынку, является важным фактором дальнейшего укрепления и расширения их коммерческой деятельности.

В свою очередь формирование и распределение прибыли происходит по схеме, представленной ниже.


 

 - -


 

 


+ + -

 



- -

-


 

 


* = 

 



 


 


 

 

 

При решении вопроса, какую часть чистой прибыли целесообразно направить на выплату доходов учредителям (участникам), в частности, на выплату дивидендов по акциям, необходимо учитывать, что, с одной стороны, увеличение дивидендных выплат ведет к росту курсовой стоимости акций, повышению деловой репутации предприятий, но с другой — капитализация чистой прибыли (направление ее на производственное развитие) представляет собой наиболее приемлемый источник финансирования деятельности предприятия без сопутствующих издержек на выпуск ценных бумаг, выплату доходов по ним. выплату процентов по кредитам и при этом не ведет к расширению круга собственников предприятия, Отсутствие средств на предприятии в течение длительного времени означает физическое и моральное старение техники, увеличение издержек производства, потерю конкурентных позиций. И как результат — сокращение объема получаемой прибыли. Отсюда следует, что вопрос о распределении чистой прибыли требует тщательного и обоснованного подхода.

 

 2 ФОРМИРОВАНИЕ, РАСПРЕДЕЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ В РУП «ГОМЕЛЬТОРГМАШ»

 

    1. Выручка как основной источник дохода предприятия, ее состав и оценка факторов роста

 

В бухгалтерском учёте поступление выручки от реализации отражается по кредиту счёта 90 «Реализация». Эти суммы подлежат налогообложения всеми косвенными налогами в соответствии с законодательством. Выручка исчисляется в действующих ценах. Выручка от реализации определяется исходя из поступлений, связанных с продажей продукции и товаров, выполнением работ, оказанием услуг. При этом отмечается, что выручкой считаются поступления, получение которых связано с основной (главной)  деятельностью организации, что в принципе соответствует сущности выручки, определяемой в международной практике.

Своевременное поступление выручки – очень важный момент в хозяйственной деятельности предприятия, так как выручка от продаж является основным регулярным источником доходов для организации из всех возможных поступлений средств.

Если выручка от продажи отпущенных готовой продукции и товаров определенное время не может быть признана в бухгалтерском учете, то до момента признания выручки эти товары учитываются на счете 45 «Товары отгруженные».

Данный счет правомерно применять для учета отгруженных товаров только в трех случаях:

а) для учета товаров, отгруженных комитентом по договору комиссии или другому посредническому договору;

б) для учета товаров, отгруженных по договору мены, до его исполнения, т.е. поступления встречного товара;

в) для учета товаров, отгруженных согласно договорам купли-продажи (поставки) с особым порядком перехода права собственности (например, по факту оплаты товара).

Выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.

Выручку от продаж определяют исходя из объема реализации продукции, товаров, работ, услуг и применяемых цен (тарифов) без налога на добавленную стоимость, акцизов, экспортных таможенных пошлин.

На размер выручки от реализации влияют следующие группы факторов:

а) общеэкономические факторы – уровень инфляции, процентных ставок; уровень цен на товарных рынках, валютный курс и др.;

б) производственные – связаны с объемом производства, с наличием и использованием производственных мощностей предприятия, качеством продукции и ее ассортиментом, с ритмичностью выпуска, уровнем отпускных цен и др.;

в) факторы  в сфере обращения (коммерческие факторы) – связаны с ритмичностью отгрузки, с соблюдением условий договора, с выбором оптимальных форм расчетов, со сроками прохождения расчетных документов, с развитием дилерской сети, с оптимальным использованием посреднических фирм и др.;

г) факторы, зависящие от деятельности контрагентов, - связаны с перебоями в материально-техническом снабжении, несвоевременностью оплаты продукции покупателями, с недостатками отдельных форм безналичных расчетов и т. п.

Выручка в бухгалтерском учете признается при наличии следующих условий:

-организации  имеет право на получение этой выручки, котоpoe вытекает из конкретного договора или подтверждено иным соответствующим образом;

- сумма выручки может быть определена;

- имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

- право собственности (владения, пользования и распоряжения на продукцию (товары) перешло от организации к покупателю, или работа принята заказчиком (услуга оказана);

- расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Выручка от реализации продукции является важным фактором формирования финансовых результатов деятельности предприятия, поэтому важно грамотно ее определять. Существуют два метода ее определения.

Кассовый метод заключается в том, что выручка формируется по мере ее оплаты: при безналичных расчетах — по мере поступления средств за товары на счета, а при расчетах наличными деньгами — по поступлении денежных средств в кассу предприятия. Метод применяется давно и удобен, предприятие может распоряжаться денежными средствами, фактически поступившими на счет в банке или в кассу предприятия.

Метод начисления, при котором выручка от реализации продукции определяется по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъявления покупателю (заказчику) расчетных документов. Этот метод основывается на том, что в момент отгрузки продукции предприятие теряет право собственности на нее. Недостатком данного метода является то, что выручка от реализации продукции по мере ее отгрузки будет учтена в бухгалтерской отчетности, предприятие обязано заплатить налоги, а реальные денежные средства на счет могут поступить по различным причинам с большим опозданием или не поступят вовсе, например, в связи с банкротством покупателя. Предприятие самостоятельно выбирает метод определения выручки, от реализации исходя из условий хозяйствования и заключаемых договоров. Однако выбранный метод должен устанавливаться на длительный срок и отражаться в учетной политике предприятия. На РУП «Гомельторгмаш» установлено, что определение выручки от реализации продукции и признание полученной прибыли производиться по мере поступления денежных средств на расчетный счет предприятия. Это позволяет своевременно уплачивать налоги и производить расчеты.

Контроль над поступлением выручки в РУП «Гомельторгмаш осуществляется в ходе проведения инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами.

Далее проанализируем состав и структуру выручки и других денежных доходов исследуемого предприятия.

 

          Таблица 1 - Структура и динамика доходов, полученных РУП «Гомельторгмаш» за 2007-2008 гг.

 

Вид дохода

2007 г.

2008 г.

Изменение

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, %

сумма, млн. руб.

уд. вес, п. п.

А

1

2

3

4

5

6

1. Выручка от реализации

11116,0

98,8

15766,0

97,9

4650

-0,9

2. Операционные доходы

82

0,1

192

1,1

110

1,0

3. Внереализационные доходы

35

0,1

145

1,0

110

0,9

Итого

11253

100,0

16103

100,0

4850

0,0


 

На основании таблицы 1 можно сделать вывод о том, что основным источником денежных доходов РУП «Гомельторгмаш» является выручка от реализации. Её удельный вес в общей сумме доходов за 2007 и 2008 годах составил  98,8 и  97,9 процентов соответственно. Важно отметить, что снижение удельного веса выручки от реализации сопровождался увеличением удельного веса операционных и внереализационных доходов.

Анализ направлений использования выручки от реализации представлен на конкретном примере распределения выручки от реализации РУП «Гомельторгмаш» за 2008 г. в таблице 2.

 

Таблица 2 - Направления использования выручки от реализации РУП «Гомельторгмаш» за 2008 г.

 

Направление использования

2008 г.

сумма, млн. руб.

удельный вес, %

А

1

2

Выручка от реализации (за минусом налогов)

14489

100

Себестоимость реализации товаров, работ услуг

12532

86,5

Прибыль от реализации

1377

9,5

Косвенные налоги

580

4,0


 

Данные таблицы 2 свидетельствуют о том, что наибольший удельный вес в выручке от реализации РУП «Гомельторгмаш» приходится на себестоимость реализации товаров, работ, услуг (86,5%). Таким образом, для увеличения размера выручки от реализации товаров (работ, услуг) необходимо принимать меры по снижению себестоимости выпускаемых товаров. В связи с этим необходимо проанализировать состав, изменение всех статей себестоимости, выявить возможности снижения этих статей. Для этого проанализируем отчет о затратах на производство продукции (работ, услуг) за 2007-2008 года.

 

Наименование показателя

Сумма за 2007 год, млн. руб.

Сумма за 2008 год, млн. руб.

Изменение

Затраты на производство продукции (работ,услуг) в том числе:

9006

12246

3240

Материальные затраты, в том числе:

5520

7638

2118

Сырье и материалы

3134

6929

3795

Покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты

1832

-

-1832

Работы и услуги, выполненные другими организациями

31

70

39

Топливо

152

210

58

Электрическая энергия

316

375

59

Тепловая энергия

43

42

-1

Прочие материальные затраты

82

12

-70

Расходы на оплату труда

1971

2655

684

Отчисления на социальные нужды

766

1023

257

Амортизация основных средств и нематериальных активов

314

349

35

Прочие затраты

435

581

146

Командировочные расходы

222

242

20

Импортное сырье, материалы

1080

1388

308


Как видно из данных таблицы, основным составляющим элементом себестоимости продукции на РУП «Гомельторгмаш» является сырье и материалы. Для снижения данной статьи расходов на предприятии необходимо разработать мероприятия по переработке отходов, оставшихся после изготовления продукции, а также просчитать возможности внедрения продукции с наименьшим расходов материалов, найти возможности замены импортного сырья более дешевыми отечественными аналогами(в связи с тем, что наблюдается рост закупок импортного сырья и материалов на 308 млн. руб.  Рост расходов на оплату труда в целом можно охарактеризовать как положительную тенденцию так как в 2008 году были выплачены работникам премии, увеличилась среднемесячная заработная плата. Однако, в данной области необходимо контролировать за соблюдением необходимой численности работников, не допускать наличия в штате сотрудников неиспользуемых должностей. Пользуясь опытом зарубежных стран, необходимо достаточно внимания уделять и статьям расходов, которые занимают небольшой удельный вес в себестоимости продукции. Например, экономисты предприятия должны по возможности снизить количество работ и услуг, выполняемые другими организациями, необходимо следить за выделяемыми организацией денежными средствами на командировочные расходы, выполнять лимиты расхода электроэнергии, тепловой энергии.

Таким образом, в связи с тем, что на РУП «Гомельторгмаш» выручка от реализации товаров является основным источником дохода, необходимо правильно ее исчислять, наиболее эффективно использовать.

 

    1. Планирование выручки от реализации продукции, необходимой для обеспечения безубыточной работы предприятия

      В процессе финансово-хозяйственной деятельности финансовые службы предприятия могут осуществлять планирование выручки на предстоящий год, квартал и оперативно.

       Годовое планирование выручки  эффективно при стабильной экономической ситуации. В условиях нестабильности, когда соотношение спроса и предложения подтверждено трудно прогнозируемым изменениям и законодательно установленные правила поведения юридических лиц постоянно меняются, годовое планирование затруднено и не является объективным ориентиром для предприятия. В такой ситуации более целесообразно поквартальное планирование.

       Оперативное планирование выручки  используется для контроля за  своевременностью поступления денег  за отгруженную продукцию на денежные счета предприятия.

      Для того, чтобы определить минимальный объем выручки от реализации продукции, необходимой для обеспечения безубыточной работы предприятия, необходимо рассчитать точку безубыточности, при которой принимаются выручка и объем производства, обеспечивающие покрытие всех затрат. Если предприятие получает выручку больше той, которая соответствует точке безубыточности, значит, оно работает прибыльно. Сравнивая эти два значения выручки, можно оценить допустимое снижение выручки (объема продаж) без опасности оказаться в убытке. С помощью теории точки безубыточности рассчитывают эффект операционного рычага – изменение прибыли при изменении объема реализации.

Информация о работе Направления совершенствования формирования, распределения и использования денежных доходов предприятия